Пословицы, поговорки, загадки как малый жанр фольклора



   

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

ПО ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ 6 КЛАССА

                                        К учебнику Полухиной В.П., Коровиной В.Я. и др. «Литература. 6

Класс». - М.: Просвещение, 2011.

Учени _______________ класса _______

                                               

Школы _____

                                               ______________________________________

                                               ______________________________________

                                        

 

 

                                                                                                       

 

                                       Автор - составитель:

Малышева Ольга Муратовна,

Учитель русского языка и литературы  

МБОУ СОШ №3 г.Бийска

                                          

 

Писатели – создатели, хранители и любители книги

Ваш учебник начинается небольшой статьей о чтении и о читателе известного русского критика, писателя Виктора Борисовича Шкловского «В дорогу зовущие».

 

                                   Вопросы и задания:

  • Вспомните содержание вступительной статьи. О чем в ней говорится?
  • Почему В.Б.Шкловский называет книгу «дорогой»? Как советует рассматривать и читать книгу? Чего не надо бояться?
  • Как относились к книге А.Пушкин, Н.Гоголь, Л.Толстой?
  • Какую книгу считал Л.Толстой самой важной?
  • Расскажите о том, какие книги составляют вашу домашнюю библиотеку и ваш круг чтения.
  • Что говорят нам о книге и о чтении пословицы и поговорки? Найдите и запишите такие пословицы и поговорки:

1.___________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

2.                                                                                                                                                                      

_____________________________________________________________________________________3.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

  Придумайте три своих пословицы на эту тему:

1. ______________________________________________________________

________________________________________________________________

2. ______________________________________________________________

3. ______________________________________________________________

________________________________________________________________

 

Устное народное творчество. Обрядовый фольклор

   До возникновения литературы вместе с формированием человеческой речи появились

 разнообразные формы устного словесного творчества, т. е. фольклор. Он дошел до нас из глубочайшей древности. С появлением письменности, а затем литературы фольклор не исчез. Он существовал и развивался параллельно с литературой.

  Для понимания многих особенностей фольклорных произведений нужно знать, что представлял собой старый традиционный быт народа и какую роль играл в нем фольклор.

  Фольклор был неотъемлемой частью народного быта. Он сопровождал первую пахоту и уборку последнего снопа в поле, молодежные гулянья и рождественские или троицкие обряды, крестины и свадьбы.

Обрядовые песни считались такой же обязательной составной частью обряда, как и основные обрядовые действия. Считалось даже, что если не будут выполнены все обрядовые действия и исполнены сопровождающие их песни, то не будет достигнут желаемый результат.

  Календарно-обрядовые песни относятся к древнейшему виду народного творчества, и получили они свое название из-за связи с народным сельскохозяйственным календарем -  распорядком работ по временам года.

Календарно-обрядовые песни, как правило, невелики по объему и несложны по поэтической структуре. В них заключены тревога и ликование, неуверенность и надежда. Одна из общих черт - персонификация основного образа, связанного со смыслом обряда. Так, в рождественских песнях рисуется Коляда, которая ходит по дворам, ищет хозяина, одаривает его всякими благами. С подобными образами - Масленицы, Весны, Троицы - мы встречаемся во многих календарных песнях. Песни упрашивают, призывают к добру эти странные существа, а иногда упрекают в обмане и легкомыслии.

   По своей форме эти песни - краткие стихотворения, которые одним штрихом, двумя-тремя строками обозначают настроение, лирическую ситуацию.

  Русская народная обрядовая поэзия теснейшим образом связана со старым традиционным бытом и вместе с тем таит в себе удивительное богатство поэзии, которая выдержала многовековое испытание временем. Например, рождественские новогодние праздники продолжались с 24 декабря по 6 января. Эти праздники были связаны с зимним солнцестоянием - одним из важнейших дней земледельческого календаря, который отделял один годичный жизненный цикл от другого. Христианская церковь относит к этому дню и день рождения Иисуса Христа.

Колядование начиналось в канун Рождества, 24 декабря. Так назывались праздничные обходы домов с пением колядок, в которых славились хозяева дома и содержались пожелания богатства, урожая и т. д.

  Колядки исполнялись детьми или молодежью, которые несли на шесте звезду. Эта звезда символизировала Вифлеемскую звезду, которая появилась на небосводе в момент рождения Христа.

  Хозяева одаривали колядовщиков конфетами, печеньем, деньгами. Если хозяева скупились, то колядовщики пели озорные колядки с шуточными угрозами, например:


                         Не дашь пирога —
Мы корову за рога.
                                                             Не дашь кишку —
                                                                 Мы свинью за виску.
                                                                 Не дашь блинка —
                                                                Мы хозяина в пинка.

   Началу года придавалось особенное значение. Как проведешь Новый год, такой будет и весь предстоящий год. Поэтому старались, чтобы стол был обильным, люди веселыми, желали друг другу счастья и удачи. Веселые коротенькие колядки были песенной формой таких пожеланий.

Одним из видов новогодних песен были подблюдные песни. Они сопровождали новогодние гадания. В. А. Жуковский в поэме «Светлана» пересказывает одну из наиболее популярных подблюдных песен:


…Кузнец,
Скуй мне злат и нов венец,
Скуй кольцо златое.
Мне венчаться тем венцом,
Обручаться тем кольцом
При святом налое.

Можно сравнить ее с фольклорным вариантом:
Идет кузнец из кузницы, слава!
Несет кузнец три молота, слава!
Скуй, кузнец, мне золотой венец, слава!
Из образочков мне золот перстень, слава!
Из остаточков мне булавочку, слава!
Тем мне венцом венчатися, слава!
Тем кольцом обручатися, слава!
И той мне булавочкой убрус
притыкать, слава!
Кому песню поем, тому добро, слава!
Тому сбудется, не минуется, слава!

Известная подблюдная песня цитируется в 5-й главе «Евгения Онегина» А. С. Пушкина.
А. С. Пушкин:
И вынулось колечко ей
Под песенку старинных дней:
Там мужички-то все богаты
Гребут лопатой серебро.
Кому поем, тому добро
И слава!

Народная песня:
За рекой мужики живут богатые, слава!
Гребут золото лопатою, слава!
Кому песню поем, тому добро, слава!
Тому сбудется, не минуется, слава!


   В масленичных песнях обычно Масленицу ругают, высмеивают, призывают возвратиться, называют шуточными человеческими именами: Авдотьюшка, Изотьевна, Акулина Саввишна…

В. И. Даль писал, что каждый день Масленицы имел свое название: понедельник - встреча, вторник - заигрыши, среда - лакомка, четверг - широкий четверг, пятница - тещины вечерки, суббота - золовкины посиделки, воскресенье - проводы. На этой же
неделе было принято кататься с гор на санках.

   Что касается троицкого цикла, то нужно отметить, что он был наиболее богат календарно-обрядовыми песнями, играми, хороводами. Недаром поэтические образы и мелодии этих песен привлекали внимание многих русских писателей, например
А. Н. Островского: известная песня Леля «Туча со громом сговаривалась» и обрядовая песня

троицкого цикла:
Туча с громом сговаривалась:
Доля-лёли-лёли-лё!
«Пойдем, туча, гулять на поле,
На то поле, на Заводское!
Ты с дождем, а я с милостью,
Ты польешь, а я выращу!»…

а также композиторов (песня «Во поле березонька стояла…» в Пятой симфонии П. И. Чайковского, «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова и др.).

  Весенние обряды исполнялись в дни главного в году Великого поста, поэтому они почти не имели праздничного игрового характера.

Главный весенний жанр - веснянки. Их, по сути, не пели, а кликали, взобравшись на пригорки, крыши. В них призывали весну и расставались с зимой.

Некоторые веснянки напоминают знакомые с детства строки «Тараканища» или «Мухи-цокотухи» («тараканы - в барабаны»).

Вот одна из веснянок такого рода:

…Синицы, синицы,
Принесите по спице!
Канарейки,
Канарейки,
Принесите по швейке!
Четочки, чечеточки,
Принесите по щеточке!
Тогда, утки,
Дуйте в дудки,
Тараканы —
В барабаны!

Вопросы и задания:

 

  • Какой фольклор называется обрядовым?
  • Какие песни можно назвать календарно-обрядовыми?
  • Когда и где исполнялись колядки? Чем они отличаются от других песен?
  • Какие календарно-обрядовые песни можно назвать самыми веселыми?
  • Приходилось ли вам слышать подобные песни? Где и при каких обстоятельствах? Расскажите об этом подробнее.
  • Объясните значение слов:

 

жито -

толокно -

лапти - _____________________________________________________________________________

серп - ______________________________________________________________________________

жать - ______________________________________________________________________________

 

Обрядовой поэзией интересовались такие выдающиеся русские писатели, поэты, композиторы, как А. С. Пушкин, Н. А. Некрасов, А. Н. Островский, С. А. Есенин, М. И. Глинка,

Н.А.Римский-Корсаков, П.И.Чайковский и др.

  • Что же всех их интересовало в русском фольклоре, русской народной обрядовой поэзии?

__________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Пословицы, поговорки, загадки как малый жанр фольклора

 

Разукрась цветными карандашами  Фольклорное дерево.

 

Каких произведений устного народного творчества на нем не хватает?

 

 

______________________

 

Приведите по 2 примера произведений УНТ, представленных на Фольклорном дереве.

 

Определите смысл поговорок:

Заткнуть за пояс –

___________________

Рвет и мечет –

___________________

При царе горохе –

___________________

Медведь на ухо наступил ____________________

 

 

Составьте предложения с этими поговорками:

1.

2.___________________________________________________________________________________3.__________________________________________________________________________________

4.___________________________________________________________________________________

 

Смекай, играй, отгадывай!

 

Проверьте себя. Назовите пословицу, отгадав ее по первой части:

Пень не околица _______________________________________________

Своя земля и __________________________________________________

Век живи _____________________________________________________

Делу – время, _________________________________________________

Назовите пословицу по ее второй части:

______________________________________, так и в лес не ходить.

______________________________________, а слушать нечего.

______________________________________, лучше большого безделья.

 

                                       По одной из этих пословиц придумайте рассказ (устно).

Древнерусская литература

«Древнерусская литература наполняет нас гордостью за наших далёких предшественников, учит нас с уважением относиться к их труду, к их борьбе, к их заботам о благе родины». Д. С.Лихачёв.

Древнерусская литература – это начальный и исторически закономерный этап в развитии русской литературы.

Основная причина, объясняющая ее возникновение, связана с созданием древнерусского государства – Киевской Руси. По своим размерам и значению оно заняло одно из первых мест в Европе. Литература должна была помочь укреплению этого государства, поэтому ее развитие тесно связано с историей Киевской Руси. Время появления письменности у русского народа пока точно не установлено. Долгое время господствовало убеждение, будто она пришла с христианством в конце X в. (988 г.) Постепенно стали накапливаться материалы, опровергающие такое представление. Древнейшее славянское письмо могло быть лишь очень примитивным в виде простейших знаков. Важной причиной возникновения литературы явилось принятие христианства на Руси 988 г. Это было важное политическое событие, которое позволило молодому государству познакомиться с богатой славяно-византийской культурой. После принятия христианства много книг было привезено в X–XI вв. из Византии и Болгарии. Болгарским и Византийским священникам и их русским ученикам надо было перевести и переписать книги, необходимые для молодого государства, а для этого нужна была письменность. Старославянский и древнерусский языки были настолько близки, что Русь смогла использовать уже готовый старославянский алфавит-кириллицу. Кириллица была создана братьями Кириллом и Мефодием, болгарскими просветителями. Этот алфавит принят в современном русском языке. Создание письменности тоже явилось одним из условий, необходимых для возникновения древнерусской литературы.

В древнерусской литературе центральное место занимали летописи.

Ле́топись (или летопи́сец) - это исторический жанр древнерусской литературы, представляющий собой погодовую, более или менее подробную запись исторических событий. Запись событий каждого года в летописях обычно начинается словами: «в лето …» (то есть «в году …»), отсюда название - летопись. В Византии аналоги летописи назывались хрониками, в Западной Европе в Средние века анналами и хрониками.

Летописание развивалось в течение восьми веков (с XI по XVIII век). «Полное собрание русских летописей», изданное Академией Наук, составляет 30 томов. Ни одна европейская литература не обладает таким количеством летописей. Летописанием в основном занимались монахи, специально к этому делу приставленные и прошедшие особую выучку под руководством мастеров. Составлялись летописи по поручению князя, игумена или епископа, иногда по личной инициативе. Летописец 15 века заявлял, что писать правду надо даже в том случае, если она кому-то не нравится («нелепо кому видится»).

 

В основе всего древнерусского летописания лежит «Повесть временных лет». Это древний летописный свод,

составленный Нестором в Киево-Печерском монастыре около 1113 года. Свод был дважды переработан и дополнен. На форзаце вашего учебника литературы – репродукция картины Васнецова «Нестор-летописец».

«Повесть временных лет» была основным источником сведений о прошлом Русской земли. Летопись была не только интересным чтением, но и важным историко-политическим документом. «Повесть…» включает в себя разные литературные жанры той эпохи: поучения, притчи, жития, предания, повести, записи устных рассказов, договоры, сказания. Сюда же входит и «Сказание о белгородском киселе».

«Сказание о белгородском киселе».

Сказание - прозаическое произведение с историческим или вымышленным содержанием

Белгород - древний русский город на юге России, расположенный на реке Днепр. Был основан в 993 году.

Вопросы и задания:

1. Что понравилось, что показалось интересным в этом сказании?
2. Что вызвало удивление, смех?
3. Какие эпизоды сказания вам хотелось бы нарисовать?
4. Каким вы представляете старца? Как, по-вашему, выглядели печенеги,    увидев волшебные колодцы?
5. Что такое осада? Почему в тексте сказания говорится: «Осада затянулась, и был в городе голод сильный»?
6. Что такое вече? Почему горожане решили сдаться?
7. Почему жители города с радостью обещали послушаться старца?

8. Какую хитрость предложил старец белгородцам?
9. Как вы понимаете русскую пословицу «Хитрость силу борет»?

10. Объясните прямой смысл фразы «Ибо мы имеем пищу от земли». Есть ли у этой фразы переносный смысл? Если да, то какой?

 

 

11. С какими героями древнегреческих мифов мы могли бы сравнить Кожемяку и белгородского старца?

12. Как вы считаете, интересны ли летописные сказания современному читателю?

13. Что дает людям знание своего прошлого, истории своей страны от самых древних времен?

 

         Смекай, играй, отгадывай!

 

КРОССВОРД «ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»

По вертикали: 1. Враги, с которыми сражались воины Владимира. 2. Место, где писались летописи. 3. Первый летописец, создатель «Повести временных лет». 4. Человек, который доносит народу царский указ. 5. Источник света, при котором писали книги в монастырях. 6. Киевский князь, прозванный Мудрым.

По горизонтали: 1. Воин, одолевший печенегов. 2. Книга сказаний по годам. 3. Народное собрание для решения важных вопросов. 4. Киевский князь, который ввёл христианство на Руси. 5. Посуда, куда наливали кисель в «Сказании и белгородском киселе».


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 954; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!