Разговор   с Пушкиным в Тавриде.

Пушкин. 1 часть.   Добрый день, дорогие отцы, братья и сестры и гости нашего Храма, пришедшие на нашу встречу, посвященную нашему великому русскому Поэту, по промыслу Божию , посетившему наши благодатные и Богоспасаемые края, в далёком 1820 году.Вот еще два года и будет 200 лет этому событию. Хотелось бы дать название этой нашей встрече и может быть самое простое, но и всеобъемлющее будет – «Наш Пушкин.» Хотя А.С., пожалуй единственный Поэт, о котором многие могут сказать – «Мой Пушкин», т.к. жизнь его была достаточно разнообразной и насыщенной и каждый может найти в ней привлекательные для себя черты, иногда , правда, прямо противоположные. Осмелюсь сказать о «Моём Пушкине», как некоем Чуде, которое Господь являет в этом мире по неизреченной милости Своей. И действительно, мы, православные христиане, читая Евангелие и Жития Святых не перестаём удивляться, как Господь изменяет человеческую душу, когда она жаждет изменения, как «Идеже бо хощет Бог, побеждается естества чин», да и для многих наших православных сегодняшнее их нахождение в Церкви и есть одно из великих чудес и милости , явленной над ними Самим Богом. Такую же милость Господь явил и над Пушкиным. «Солнце Русской Поэзии», создатель русского литературного языка, Центр Русской литературы и другие не менее лестные эпитеты были дадены А.С….Но каким образом Пушкин стал Пушкиным? Смотрим в его детство(уже не трогая родословную, в которой происходили довольно ужасные и тяжёлые события, о которых сам А.С. и писал) – мальчик Саша был не самым любимым ребёнком и родители особо не занимались его воспитанием препоручив его гувернанткам и гувернёрам французского происхождения(«сперва мадам за ним ходила, потом месье её сменил…») – и тут пытливый мальчик обнаружил отцовскую библиотеку , в которой было достаточное количество литературы – литературы атеистической, Вольтер, Руссо, Дидро,  а так же французские романы фривольного содержания и ещё детские ум и душа впитывали эту «грязь просвещенного века», уже тогда формируя его либеральное, лицейское мировоззрение, которое  было достаточно распространено среди русской аристократии. К двенадцати годам юный отрок знал французский язык лучше русского, за что в Лицее имел одну из своих кличек – «Француз»(«он по французски в совершенстве мог изъясняться и писал…чего ж вам больше…» - так он напишет с иронией о своём герое в ЕО)… Вот как формировалась личность П. и лицейское воспитние и образование только усугубляло либерально-гедеонистическое(т.е. получение удовольствий) мировоззрение… В 20 лет П. пишет в письме, что он берёт уроки «чистого атеизма» как бы гордясь этим, находясь в южной ссылке, в Одессе он вступает в масонскую ложу, т.е. идет путём той «золотой молодёжи», которая готовит свержение и уничтожение монархии, а следовательно и Церкви, и Государства, как и случилось уже в 1917 году… Но…«Идеже бо хощет Бог, побеждается естества чин», и в Притче о Блудном Сыне мы читаем – «придя же в себя…» А.С. потихоньку стал приходить в себя, осознавая себя, свое место в этом мире…Для этого осознания Господь давал Поэту направления и возможности – и ссылку в Михайловское, и женитьбу, и пребывание в Святогорском Успенском монастыре рядом со своим имением, где поэт и похоронен рядом с матерью, общение с игуменом монастыря и монахами и заступничество и покровительство самого Государя, и удивительная поэтическая переписка с митр.Филаретом Московским и Коломенским, святителем, прославленным нашей Церковью ….П. все более более становится человеком православным, не только по факту крещения, но и по поведению…Вообще тема «Пушкин и православие» – очень большая и объёмная и если даст Господь и будет благословение нашего настоятеля мы попробуем провести и такую встречу, где подробнее по годам и произведениям рассмотрим путь Поэта к Богу, его метанойю, изменение его души… Сейчас же рассмотрим его поэтическое общение с митрополитом…   В 1828 году,26 мая 1828, Поэт, находясь в состоянии, известном всем православным христианам, которое называется – уныние, пишет следующие строки –   Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана? Иль зачем судьбою тайной Ты на казнь осуждена? Кто меня враждебной властью Из ничтожества воззвал, Душу мне наполнил страстью, Ум сомненьем взволновал?.. Цели нет передо мною: Сердце пусто, празден ум, И томит меня тоскою Однозвучный жизни шум. ***   А вот ответ митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова): *** Не напрасно, не случайно Жизнь от Бога нам дана, Не без воли Бога тайной И на казнь осуждена. Сам я своенравной властью Зло из темных бездн воззвал, Сам наполнил душу страстью, Ум сомненьем взволновал. Вспомнись мне, забвенный мною! Просияй сквозь сумрак дум, – И созиждется Тобою Сердце чисто, светел ум. *** Пушкин, продолжая тему, пишет своего рода исповедь:   В часы забав иль праздной скуки, Бывало, лире я моей Вверял изнеженные звуки Безумства, лени и страстей. Но и тогда струны лукавой Невольно звон я прерывал, Когда твой голос величавый Меня внезапно поражал. Я лил потоки слез нежданных, И ранам совести моей Твоих речей благоуханных Отраден чистый был елей. И ныне с высоты духовной Мне руку простираешь ты, И силой кроткой и любовной Смиряешь буйные мечты. Твоим огнем душа согрета Отвергла мрак земных сует, И внемлет арфе Филарета В священном ужасе поэт. (В другой редакции: Твоим огнем душа палима Отвергла мрак земных сует, И внемлет арфе серафима В священном ужасе поэт.) 19 января 1830   Вот переписка двух Поэтов… И насколько стихотворение мтр.Филарета, непрофессионального поэта, глубже и по смыслу(в нём мы узнаём и строчки 50-го покаянного псалма и значит и призыв к покаянию, как избавлению праздности ума и пустоты сердца) и по поэтическому содержанию! Мтр.Филарет, своей поэзией подтверждает, что каждый человек поэт, ибо образ Творца, это Образ Божий вложенный Создателем в человеческую душу, а в греческом СВ мы читаем вместо «Творца Н и З» - «Поэта Н и З»…Бог – Поэт! Своим Словом творивший этот Мир… И к П. постепенно приходит понимание, что его поэтический дар, это не его личные, гениальные способности, а Дар Божий и этим Даром нужно соответсвенно распоряжаться, о чём он и напишет в «Пророке»… и слова – «И внемлет арфе серафима В священном ужасе поэт.» - несут именно этот смысл понимания «Священного ужаса пред Божьим Даром.» Вот такое Чудо происходит с А.С.П. созидая из него Солнце Русской Поэзии и Родоначальника современного литературного русского языка… А.С. жизнь провел конечно грешную, даже бестолковую, как назвал её прп.Амвросий Оптинский, но Господь дал ему возможность перейти в жизнь вечную православным человеком. И думается, лучше всего об отношениях Александра Сергеевича Пушкина с Господом сказал другой священник – из Конюшенной церкви на Мойке. Пожилой батюшка, который удостоился исповедовать поэта на смертном одре. Выйдя со слезами от него, он сказал тем, кто тогда окружал Пушкина: Жуковскому, Александру Тургеневу, : «Я хотел бы так сам раскрыть душу Богу. Я не кривлю душой – я видел много слезных признаний. Эта душа пред Богом чиста и искренна» Поэт отошёл к Господу 10 февраля 1837 года. 10 февраля в Церкви мы отмечаем память прп.Ефрема Сирина, создателя известной всем нам великопостной молитвы. Той молитвы которую П. поэтически выразит в своём знаменитом – «Отцы пустынники и девы непорочны…»  –  Вся жизнь Пушкина – это движение от тьмы к свету, от заблуждения к истине, это катарсис, который он обрел уже в последние годы своей жизни.  «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русской человек в его развитии, в каком он, может быть, явится чрез двести лет. В нем русская природа, русская душа, русской язык, русской характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла» - так сказал о нём его друг Гоголь. О пути Поэта к Отцу своему, можно говорить бесконечно… но пора заканчивать первую часть об А.С. и осмелюсь закончить  стихотворением, написанным мною и посвященным Пушкину, которое так просто и называется :

                                    

Пушкин.

 

Как выстрел,

иль как перышко с подушки,

что набивала бабушка в прошедшем

тысячелетии,  на книжке слово

-  Пушкин -

отсвечивает золотом поблекшим.

Та книжка песен славного пиита

Руси хранит предания и тайны -

и про старуху у разбитого корыта,

и про царевну во гробу хрустальном.

Про петушка на ца́ревой макушке,

про бочку, ветром по морю носимую…

Такое вот простое слово

- Пушкин –

всё объясняющее и необъяснимое…

 

На белом –

черные следы у Чёрной речки.

И снега чистый лист забрызган красным.

Барьер между убийцами отмечен -

всё так нелепо,

бестолково и напрасно…

Усталый раб – расстрелянный пиит…

В горящем теле, как в аду душа теснится,

но вот из клети выпорхает

и летит -

летит на Небо раненая птица!

Над куполами – в горнее полёт!

В обитель дальнюю из сей страны далече…

Так блудный сын в свой дом родной идёт –

Отец встречает и бежит к нему навстречу!

 

Заветной лиры в Небе льётся песнь!

И с Неба перышко закружится в полёте…

Душа жива! Поэт не умер весь!

И золото блестит на книжном переплёте…

                           ***

 

                               

                           

ВОСПОМИНАНИЕ.


 

Когда для смертного умолкнет шумный день,
И на немые стогны града
Полупрозрачная наляжет ночи тень
И сон, дневных трудов награда,
В то время для меня влачатся в тишине
Часы томительного бденья:
В бездействии ночном живей горят во мне
Змеи сердечной угрызенья;
Мечты кипят; в уме, подавленном тоской,
Теснится тяжких дум избыток;
Воспоминание безмолвно предо мной
Свой длинный развивает свиток;
И с отвращением читая жизнь мою,
Я трепещу и проклинаю,
И горько жалуюсь, и горько слезы лью,
Но строк печальных не смываю.

                   ***

 

Я вижу в праздности, в неистовых пирах,
В безумcтве гибельной свободы,

 

 

В неволе, бедности, в гонении, в степях
Мои утраченные годы.

 

Я слышу вновь друзей предательский привет
На играх Вакха и Киприды,
Вновь сердцу . . . . . наносит хладный свет
Неотразимые обиды.
Я слышу . . . . жужжанье клеветы,
Решенья глупости лукавой,
И шепот зависти, и легкой суеты
Укор веселый и кровавый.
И нет отрады мне — и тихо предо мной
Встают два призрака младые,
Две тени милые, — два данные судьбой
Мне ангела во дни былые.
Но оба с крыльями и с пламенным мечом,
И стерегут — и мстят мне оба,
И оба говорят мне мертвым языком
О тайнах счастия и гроба.

            ***

1828 г.


- Я понять тебя хочу, Смысл я в тебе ищу… 

 

Жуковский о умершем Поэте. - «Когда все ушли, я сел перед ним и долго один смотрел ему в лицо. Никогда на этом лице я не видал ничего подобного тому, что было на нем в эту первую минуту смерти. Голова его несколько наклонилась; руки, в которых было за несколько минут какое-то судорожное движение, были спокойно протянуты, как будто упавшие для отдыха после тяжелого труда. Но что выражалось на его лице, я сказать словами не умею. Оно было для меня так ново и в то же время так знакомо! Это было не сон и не покой! Это не было выражение ума, столь прежде свойственное этому лицу; это не было также и выражение поэтическое! нет! какая-то глубокая, удивительная мысль на нем развивалась, что-то похожее на видение, на какое-то полное, глубокое, удовольствованное знание. Всматриваясь в него, мне все хотелось у него спросить: «Что видишь, друг?» И что бы он отвечал мне, если бы мог на минуту воскреснуть? Вот минуты в жизни нашей, которые вполне достойны названия великих. В эту минуту, можно сказать, я видел самое смерть, божественно тайную, смерть без покрывала. Какую печать наложила она на лицо его и как удивительно высказала на нем и свою и его тайну. Я уверяю тебя, что никогда на лице его не видал я выражения такой глубокой, величественной, торжественной мысли. Она, конечно, проскакивала в нем и прежде. Но в этой чистоте обнаружилась только тогда, когда все земное отделилось от него с прикосновением смерти. Таков был конец нашего Пушкина.»

 

                                

                                      

Пушкин. 2 часть.

 

 

Пора, мой друг, пора! покоя сердца просит —
Летят за днями дни, и каждый час уносит
Частичку бытия, а мы с тобой вдвоём
Предполагаем жить, и глядь — как раз — умрем.
На свете счастья нет, но есть покой и воля.
Давно завидная мечтается мне доля —
Давно, усталый раб, замыслил я побег
В обитель дальнюю трудов и чистых нег.

                                   ***

В 1834 году Поэт пишет своё  стихотворение, посвященное супруге Наталии, в котором пророчески предвозвещает и то, что произойдёт с ним в этой жизни, и то к чему неосознанно стремится мятущаяся душа его… Поэт-пророк…Да, дар поэтический, как дар Божий был пророческим с древних времён, когда Поэзию называли языком богов, а поэтический дар, именно как Дар Бога, нередко тяжелый и смертельно опасный для Поэта - и сам поэт зачастую мог не осознавать – а что он написал и как это «слово отзовётся» -  по словам другого великого Поэта. У Пушкина много пророческих и стихотворений и строк в его поэмах, но вот в этом простом и незаконченном стихотворении мы видим то, что Поэт не просто печалится о скоротечности земного бытия и собственно предсказывает свою грядущую смерть, но и пытается осмыслить, может и неосознанно ту жизнь, которую нужно прожить, а прожив предстать пред Господом для жизни вечной… И вот «пора…мой друг» - здесь можно услышать усталость от светской петербургской жизни, царского двора и прочей неизбежной суеты, которая в конце концов и погубит Поэта, но это и памятование о том, что неизбежно придётся покинуть этот мир, в котором «счастья нет…» - что такое было счастье в понимание того молодого «высшего» общества, да и самого молодого Александра – это все удовольствия этого мира – вино, женщины и прочая «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская….» - и вдруг – «счастья нет»…А что же есть»? – «А есть покой и воля…» Как понимали это критики Пушкина? Как понимал это сам Автор? Понимал ли, что и это пророчество написано им о жизни человеческой в которой есть покой – спокойная совесть, понимающая пагубность греха и стемящаяся к святости – и воля – не человеческая воля, а воля Божия, которая ведёт человека по этой жизни наиболее лучшим для него устроением, если человек стремится к покою совести своей? «Давно усталый раб замыслил я побег…» … и этот побег состоялся…он мог бы быть и другим, но он стал таким есть… и мы сейчас попробуем перейти от «моего Пушкина» к «Пушкину нашему», что же делает Поэта сейчас, в наше время объединяющем всех нас , православных христиан, граждан «русского мира», всех любящих нашу веру, Историю и Литературу.

Мы помним, что в 19 веке графом Уваровым была озвучена формула  существования государства Российского – это «Православие, Самодержавие, Народность» - вот три столпа на которых стояла и должна была стоять Великая Русь, Русь Святая. Но эту формулу восприняли не только любящие свою страну, но и её лютые враги и им удалось осуществить ту Катастрофу, тот всероссийский погром – 17-го года. Сначала был вырван один столп – самодержавия, а потом повалены и все остальные. Но Господь сказал не только своему апостолу , но всем нам «врата ада не одолеют Церковь мою» и церковь наша православная восстала из пепла, могил, лагерей и ныне есть и будет. А мы вот здесь, под её спасающим крылом ведём наши беседы о великом Поэте. Но вот можно ли осуществить восстановление монархии и той народности,  которая была свойственна разрушенной Российской Империи … - наверное уже нет,  даже при нашем, православные, к этому желании и устремлении… Но тогда, что может объединить нашу страну, сделать её поистине Великой и непбедимой для врагов, как внешних , так и внутренних? Православие, как то, что дано Самим Богом – «Русь храни веру православную!» , наша великая История и правильное понимание её и наша Великая Русская литература, которую так называет пока ещё, пока ещё «цивилизованный мир» стремительно несущийся к своему законному концу. 

И вот здесь А.С. и является для нас тем объединением, тем «нашим всем», благодаря  которому и мы можем ощущать наследниками Великой страны, тем народом, которому Богом поручен нести тяжкий, но спасительный Крест сохранения Православной веры. 

 

- Пушкин – это устремление к Богу, осмысление смысла жизни и своей цели на этой земле.

- Пушкин – это понимание Русской истории( особенно в его произведениях «Борис Годунов» и «Капитанская дочь.»), то понимании Истории о котором в 20 веке скажет свт.Николай Сербский - Главное содержание истории состоит в определении отношения людей к Богу. Все остальное лишь эпизоды и фрагменты главного.

Той Истории о которой он скажет –Нет сомнения, что Схизма отъединила нас от остальной Европы и что мы не принимали участия ни в одном из великих событий, которые её потрясали, но у нас было свое особое предназначение. Это Россия, это её необъятные пространства поглотили монгольское нашествие. Татары не посмели перейти наши западные границы и оставить нас в тылу. Они отошли к своим пустыням, и христианская цивилизация была спасена. Для достижения этой цели мы должны были вести совершенно особое существование, которое, оставив нас христианами, сделало нас, однако, совершенно чуждыми христианскому миру, так что нашим мученичеством энергичное развитие католической Европы было избавлено от всяких помех. Вы говорите, что источник, откуда мы черпали христианство, был нечист, что Византия была достойна презрения и презираема и т.п. Ах, мой друг, разве сам Иисус Христос не родился евреем и разве Иерусалим не был притчею во языцех? Евангелие от этого разве менее изумительно? У греков мы взяли Евангелие и предания, но не дух ребяческой мелочности и словопрений. Нравы Византии никогда не были нравами Киева. Наше духовенство, до Феофана, было достойно уважения, оно никогда не пятнало себя низостями папизма и, конечно, никогда не вызвало бы реформации в тот момент, когда человечество больше всего нуждалось в единстве. Согласен, что нынешнее наше духовенство отстало. Хотите знать причину? Оно носит бороду, вот и всё. Оно не принадлежит к хорошему обществу. Что же касается нашей исторической ничтожности, то я решительно не могу с вами согласиться. Войны Олега и Святослава и даже удельные усобицы - разве это не та жизнь, полная кипучего брожения и пылкой и бесцельной деятельности, которой отличается юность всех народов? Татарское нашествие - печальное и великое зрелище. Пробуждение России, развитие её могущества, её движение к единству (к русскому единству, разумеется), оба Ивана, величественная драма, начавшаяся в Угличе и закончившаяся в Ипатьевском монастыре, - как, неужели всё это не история, а лишь бледный и полузабытый сон? А Пётр Великий, который один есть целая всемирная история! А Екатерина II, которая поставила Россию на пороге Европы? А Александр, который привёл вас в Париж? и (положа руку на сердце) разве не находите вы чего-то значительного в теперешнем положении России, чего-то такого, что поразит будущего историка? Думаете ли вы, что он поставит нас вне Европы? Хотя лично я сердечно привязан к государю, я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя; как литератора - меня раздражают, как человек с предрассудками - я оскорблён, - но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог её дал.

- Пушкин – это понимании Цивилизации, её тяжелой поступи в «Медном всаднике» и маленького человека, которого  эта Цивилизация может раздавить –

 

И он по площади пустой
Бежит и слышит за собой —
Как будто грома грохотанье —
Тяжело-звонкое скаканье
По потрясенной мостовой.
И, озарен луною бледной,
Простерши руку в вышине,
За ним несется Всадник Медный
На звонко-скачущем коне;
И во всю ночь безумец бедный,
Куда стопы ни обращал,
За ним повсюду Всадник Медный
С тяжелым топотом скакал.

 

Этот тяжелый топот цивилизации в наше время куда громче и страшнее.

 

- Пушкин – это наше образование и воспитание.. . , Его творчество это то что ведет человека по жизни с малых лет, через дивные Сказки, наполненные глубочайшем смыслом, в юношестве – «Капитанскою дочкою.», в зрелости и в старости его стихами и поэмами…

Не на покемонах и бетманах, нужно воспитывать наших детей и молодёжь – а на Пушкине и всей русской литературе!

 

 

Александр Сергеевич Пушкин О НАРОДНОМ ВОСПИТАНИИ.

 

Последние происшествия обнаружили много печальных истин. Недостаток просвещения и нравственности вовлек многих молодых людей в преступные заблуждения. Политические изменения, вынужденные у других народов силою обстоятельств и долговременным приготовлением, вдруг сделались у нас предметом замыслов и злонамеренных усилий. Лет 15 тому назад молодые люди занимались только военного службою, старались отличаться одною светской образованностию или шалостями; литература (в то время столь свободная) не имела никакого направления; воспитание ни в чем не отклонялось от первоначальных начертаний. 10 лет спустя мы увидели либеральные идеи необходимой вывеской хорошего воспитания, разговор исключительно политический; литературу (подавленную самой своенравною цензурою), превратившуюся в рукописные пасквили на правительство и возмутительные песни; наконец, и тайные общества, заговоры, замыслы более или менее кровавые и безумные.

…надлежит защитить новое, возрастающее поколение, еще не наученное никаким опытом и которое скоро явится на поприще жизни со всею пылкостию первой молодости, со всем ее восторгом и готовностию принимать всякие впечатления.

…Не одно влияние чужеземного идеологизма пагубно для нашего отечества; воспитание, или, лучше сказать, отсутствие воспитания есть корень всякого зла. Не просвещению, сказано в высочайшем манифесте от 13-го июля 1826 года, но праздности ума, более вредной, чем праздность телесных сил, недостатку твердых познаний должно приписать сие своевольство мыслей, источник буйных страстей, сию пагубную роскошь полупознаний, сей порыв в мечтательные крайности, коих начало есть порча нравов, а конецпогибель.

 

Преобразование семинарий – рассадника нашего духовенства, как дело высшей государственной важности – требует полного особенного рассмотрения.

История в первые годы учения должна быть голым хронологическим рассказом происшествий, безо всяких нравственных или политических рассуждений. К чему давать младенствующим умам направление одностороннее, всегда непрочное? Но в окончательном курсе преподавание истории (особенно новейшей) должно будет совершенно измениться. Можно будет с хладнокровием показать разницу духа народов, источника нужд и требований государственных;

Историю русскую должно будет преподавать по Карамзину. История Государства Российского есть не только произведение великого писателя, но и подвиг честного человека. Россия слишком мало известна русским; сверх ее истории, ее статистика, ее законодательство требует особенных кафедр. Изучение России должно будет преимущественно занять в окончательные годы умы молодых дворян, готовящихся служить отечеству верою и правдою, имея целию искренно и усердно соединиться с правительством в великом подвиге улучшения государственных постановлений, а не препятствовать ему, безумно упорствуя в тайном недоброжелательстве.

 

- У Пушкина – «истинного европейца», как о нем говорили  мы можем понять

Его отношение к таким понятиям которые на слуху сейчас в нашем непростом мире вот что говорил Поэт тогда –

«…Франция, средоточие Европы… Народ властвует в ней отвратительною властию демократии».

 

«Озлобленная Европа нападает покамест на Россию не оружием, но ежедневной бешеной клеветою», – утверждал Александр Сергеевич. И уговаривал Бенкендорфа: «Пускай позволят нам, русским писателям, отражать бесстыдные и невежественные нападки иностранных газет».

 

В начале 19 века в России было уже немало людей, одураченных западной (масонской) пропагандой того времени. Пушкин понимал всю опасность этого явления. Он утверждал: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие».

«Европа в отношении России всегда была столь же невежественна, как и не благодарна», – писал поэт.

Борцы за либеральные западные ценности вызывали у поэта негодование.

«Простительно выходцу не любить ни русских, ни России, ни истории её, ни славы её, – говорил Александр Сергеевич. – Но не похвально ему за русскую ласку марать грязью священные страницы наших летописей, поносить лучших сограждан и, не довольствуясь современниками, издеваться над гробами праотцев».

За много лет до демократических российских СМИ Пушкин с презрением отзывался о космополитах-»перемётчиках», «для коих где хорошо, там и отечество, для коих все равно: бегать ли им под орлом французским или русским языком позорить все русское – были бы только сыты…»


Ты просвещением свой разум осветил,
Ты правды чистый лик увидел.
И нежно чуждые народы возлюбил
И мудро свой возненавидел.

………………………………………………….

Ты руки потирал от наших неудач,
С лукавым смехом слушал вести,
Когда разбитые полки бежали вскачь
И гибло знамя нашей чести.


 

А вот об США - «С изумлением увидели мы демократию в ее отвратительном цинизме, в её жестоких предрассудках, в её нестерпимом тиранстве. Всё благородное, бескорыстное, всё возвышающее душу человеческую – подавлено неумолимым эгоизмом и страстию к довольству».

Что изменилось за эти 2оо лет? Гоголь говорил о своём друге – Пушкин – это человек, который будет через 200 лет …. Это время почти пришло, стали ли мы такими, каким был А.С. в его лучших проявлениях, устремлениях и стихах? Стал ли мир вокруг нас лучше… ?

Царство Божие внутри вас есть – Говорит нам Господь. Достигнуть этого Царства нам помогает наша Православная вера, наша Церковь и как «детоводитель» ко Христу, нам может помочь и История нашей Святой Руси и её Великая, православная литература, солнцем и центром которой мы называем нашего А.С.Пушкина.

 

Разговор   с Пушкиным в Тавриде.

 


Осень гостьей впорхнула в Крым,

где в полях ещё колос не сжат,

а из Болдино вылетел клин,

и берёзки под ветром дрожат.

Журавли тянут грустную песнь.

Первый иней на чёрных полях,

и на вздохе, морозная резь

и хруст льда на рябины кистях.

Но отринув осенний сплин,

в дверь заходит желанный гость,

на отлёте держа цилиндр

и изящно вращая трость…

Александр Сергеич, прошу,

в нашу таврскую осень . Она,

так нежна, и её листьев шум,

так же нежен во все времена….

Облака в небе, словно коралл,

сине море всё так же тепло.

О погоде я всё рассказал,

а о главном, пока ничего.

Как в Империи нашей дела?

Что сказать на вопрос грустный сей? -

Были хуже у нас времена,

и наверно бывали подлей.

Я бы мог и немного приврать,

но тебе не нужна эта лесть.

Покатилась История вспять…

Что ж, сейчас…расскажу всё как есть.

Про Молдавию поздно кричать,

Кишинёву махни рукой.

И про Грузию песни печаль,

пусть поёт тебе кто-то другой.

Лях кичится, как кум королю,

Швед, обиженный делает вид.

И убогий чухонец, Кремлю,

Из приюта перстом грозит.

В Малороссии правит Брут -

нет не Марк, и совсем не Хома.

В этом сборище разных иуд,

разбираться не стоит труда.                     

Впрочем то, каким будет финал,

и чем кончится вся эта жесть -

друг твой, Гоголь, давно написал -

«Вий», «Тараса..» и «Страшную месть.»

А когда завершится позор,

то в град-Киев на главный майдан,

настоящий придёт Ревизор

и раздаст всем сестрам по серьгам.

Никому не забудет воздать,

всех узнает по их же плодам.

И никто не соскучится ждать -

по заслугам их и по делам.

Будет новый ли то Государь,

Или старый Тарас с булавой?

Да, Андрия, конечно, жаль.

Но он сам сделал выбор свой.

Из костров революций зола,

кроет землю, всё злей и черней.

Уже столько в Истории зла,

накопилось с дуэли твоей.

И всё это как тут не крути,

словно листья в лихом ноябре,

декабристы, Сергеич, твои

закружили в «этой стране».

Ладно, что сейчас? Время прошло.

Что прошло, то тому так и быть.

Но мы вместе с тобой за столом,

жаль лафиту уже не попить.

Чем ж утешимся ,глянув округ,

на просторы бескрайних степей?

 -Друг степей, всё пока ещё друг,

со любезной калмычкой своей.

Что еще в нашем славном краю ?

Гордый внук, приготовлен к войне.

Финн, как финн, точит финку свою,

а тунгус одомашен вполне.

Да и мы вот, вернулись домой -

У Истории новый вираж -

Крым, опять наш, а значит и твой,

Александр Сергеевич, наш .

Мы читаем, молчим и поём -

твои строчки - Отечества дым.

И поэтому ты «наше всё».

И поэтому ,наше всё – Крым.

 

Александр Сергеич, в поля -

лёг туман заклубился опять.

Извини, что после тебя,

я имею наглость писать.

Что поэта примерил венец - 

ну какой из меня пиит?!

Помнишь ли, этот Ханский дворец

он пока всё ещё стоит.

В нём сейчас зажелтел каштан,

в декорациях евро-руин.

Этот бахчисарайский фонтан,

сохранён вечным словом твоим.

На нём розы лежат, как встарь,

в подтвержденье твоим стихам.

Здесь последний прошёл Государь,

по твоим не остывшим следам.

 


 

Не прощай, Александр, - прости!

С Богом, в горнее - там твоя мзда!

В твоём Болдино, осень грустит…

В нашей Таврии ты навсегда.

                       ***

                          


 


 


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 117; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!