КАК ГОВОРИТЬ О ПРИХОДЕ (или МОДЕЛИ ПРИХОДА)



Архиепархия Божией Матери в Москве

ЖИЗНЬ НАШИХ ПРИХОДОВ

Материалы для дискуссии

 

ДЛЯ ЧЕГО ЭТИ МАТЕРИАЛЫ?

Эти тексты призваны помочь дискуссии, которая по приглашению архиепископа Павла будет проходить в приходах и других общинах нашей Архиепархии в этом Пастырском году. В рамках этого обсуждения все члены прихода — настоятели, викарии, монашествующие и миряне будут иметь возможность на новом уровне открыть для себя понимание того, что значит быть частью поместной Церкви в рамках конкретной приходской общины, увидеть, какие трудности и возможности стоят перед нашими общинами, и каким образом они могут развиваться в будущем.

 

 

ПОЧЕМУ ЭТО НУЖНО?

Конечная цель этих размышлений — укоренение и обновление наших приходов и общин в духе открытости, принятия людей и евангелизации. чтобы они как можно более отвечали главной цели, ради которой существуют: «Проповедовать Христа тем, кто далеко от Него, потому что это — первейшая задача и величайший вызов для Церкви» (ср. Папа Франциск, Evangelii gaudium, 15). Для этого необходимо, чтобы «устои, стиль, график дел, способ общения и все церковные структуры были бы подходящим руслом для евангелизации современного мира, а не для самосохранения» (там же, 27).

 

 

ЧТО ДАЛЬШЕ?

Результаты этого обсуждения будут представлены на VI Всеепархиальной пастырской конференции, которая состоится в июне 2019 года. По итогам работы Конференции будут выработаны направления развития Архиепархии и её приходов на ближайшие годы.

 

 

КАК РАБОТАТЬ С ЭТИМИ МАТЕРИАЛАМИ?

Задача этой работы — не предложить заранее подготовленные ответы, а начать максимально открытую дискуссию, чтобы вместе попытаться ответить на вопросы:

Что у нас есть?

Как мы это оцениваем?

Что делать дальше?

Чем лично я могу помочь Церкви и моему приходу?

 

Наши приходы — очень разные, и в них есть разные возможности для обсуждения: где-то в воскресенье для разговора может собраться практически вся община, а в других местах дискуссия может проходить на многих площадках: в приходском совете, на собраниях молитвенных групп, на встречах постоянной катехизации, во время молодежных мероприятий. Важно постараться услышать голос всех, кому есть что сказать.

Задача — не устроить теоретическую дискуссию, но искренне говорить о том, что кажется наиболее важным именно для вашего прихода. Некоторые из вопросов могут показаться неактуальными, однако не стоит их сразу отбрасывать: возможно, на них можно будет ответить позже в процессе дискуссии. Обсуждение не должно ограничиваться теми вопросами и темами, которые перечислены в этом вопроснике.

 

Задача священников и приходских лидеров — начать обсуждение, поддерживать его и собирать его результаты, чтобы затем передать их в курию.

 

Все желающие также могут присылать свои ответы на эти вопросы по электронной почте на адрес: nashiprihody@gmail.com

 

Не будут учитываться только анонимные сообщения.

 

 


ПАПА ФРАНЦИСК:

«Приход — не застывшая структура»

 

Основой для этой дискуссии является Апостольское обращение Папы Франциска о возвещении Евангелия в современном мире «Радость Евангелия» (Evangelii gaudium).

 

«Приход — не застывшая структура; именно потому, что ему присуща большая гибкость, он может принимать самые разные формы, требуя от пастыря и общины податливости и миссионерской изобретательности. Безусловно, хотя приход — не единственное пространство евангелизации, но, если он способен непрерывно реформироваться и адаптироваться, он остается «самой Церковью, которая живет в окружении домов своих сынов и дочерей». Тем самым подразумевается, что приход должен реально контактировать с семьями и с жизнью людей, а не превращаться в бесполезную структуру, отделенную от народа, или в замкнутую группу избранных.

 

Приход — территориальное присутствие Церкви, сфера слушания Слова, возрастания христианской жизни, диалога, благовестия, бескорыстного милосердия, поклонения и священнопразднования. Всей своей деятельностью приход ободряет и формирует своих членов, чтобы те стали делателями евангелизации. Это община общин, это святилище, куда жаждущие приходят напиться, чтобы продолжать свой путь, это центр, откуда все время выходят на миссию.

Однако мы должны признать, что призыв к преобразованию и обновлению приходов до сих пор не принес достаточно плодов: приходы должны стать ближе к людям, быть сферой живого общения и соучастия и полностью переориентироваться на миссию.

 

Прочие церковные институты — квазиприходы и малые общины, движения и другие формы объединений — богатство Церкви, даруемое Святым Духом для евангелизации всех сфер и секторов. Часто они приносят обновляющее Церковь рвение на ниве евангелизации и умение вести диалог с миром. Но важно, чтобы они не теряли контакт с богатой реальностью местного прихода и с удовольствием вливались в органичное пастырство отдельной Церкви. Такая интеграция защищает общины от опасности остаться лишь с частью Евангелия и Церкви или превратиться в «перекати-поле» (EG 28-29).

 

 

ЧТО ТАКОЕ ПРИХОД?

КОДЕКС КАНОНИЧЕСКОГО ПРАВА:

«Приход есть определённая община верных Христу, постоянным образом учреждённая в отдельной Церкви, пастырское попечение о которой под руководством диоцезного епископа поручается приходскому настоятелю как её собственному пастырю» (Кан. 515 § 1)

 

ВТОРОЙ ВАТИКАНСКИЙ СОБОР:

«Поскольку в своей Церкви епископ не может лично всегда и всюду возглавлять всю свою паству, по необходимости он должен основать группы верных, среди которых первое место занимают приходы, учреждённые в различных местах под началом пастыря, замещающего Епископа, ибо они известным образом представляют зримую Церковь, установленную по всей земле» (Догматическая конституция о литургии SC2).

 

КАК ГОВОРИТЬ О ПРИХОДЕ (или МОДЕЛИ ПРИХОДА)

 

«Пастырское попечение в миссионерском ключе требует отбросить удобный критерий пастырства: ”так делали всегда”» (EG 33).

 

Существуют разные способы (модели) описания Церкви и прихода. Некоторые из этих моделей — богословские, например описание Церкви как Тела Христова, Совершенного государства, Странствующего Народа Божия. Каждая из моделей подчеркивает какие-то качества Церкви (и, соответственно, прихода): органическое единство, иерархическое устройство, ситуацию постоянного становления Церкви, её бытие «в пути».

 

Есть и другие модели — их можно назвать «житейскими», — которые основаны, скорее, на практическом подходе к приходской жизни. Так, некоторые люди воспринимают приход как своего рода «магазин» или «бюро ритуальных услуг», куда они, как потребители, обращаются для удовлетворения каких-то своих «религиозных потребностей». Для других приход больше похож на клуб, где они находят единомышленников, встречают понимание, могут говорить о том, что для них важно. Напротив, третьи видят в приходе убежище, где они могут побыть наедине с Богом, выйти из пространства повседневной жизни с её заботами и тревогами.

 

По мере возрастания в христианской зрелости верующий человек способен все больше воспринимать Церковь и приход как общину учеников Христа, возвещающих Его Благую весть. Эта община строится на основании харизм — Даров Святого Духа. Разнообразные Дары производят различные служения, необходимые для сплочения аутентичной христианской общины, её воспроизведения и служения — как всей Церкви, так и внешнему миру. 

 

Рассматривая приходскую общину в разных плоскостях, можно увидеть разные «модели» прихода — «сетевые», описывающие Церковь как живое общение между прихожанами; «концентрические», с ядром зрелых и ответственных прихожан; состоящие из многообразия активных малых групп — «семья семей» и т.д. Эта община живёт, чтобы осуществлять тройное служение: служение литургии, служение диаконии и служение свидетельства жизнью и Словом. В зависимости от конкретных условий общины внутри этих служений делаются особые акценты.

 

· Что такое для вас приход? Откуда берется ваше представление о том, каким он должен быть?

· Устраивает ли вас жизнь вашего прихода? Нужно ли что-то изменить в приходской жизни или наоборот, сохранить все как есть.

· Складывается ли некая определенная модель прихода в нашей епархии? Каковы её особенности? Какие сильные стороны и недостатки ей присущи?

· В чем особенность вашего прихода?

· Какие главные обстоятельства влияют на жизнь вашего прихода? Как они меняются и к чему это приводит?

· Какие главные задачи стоят сегодня перед нашими приходами и каким образом можно на них ответить?

· Известно ли вам о моделях приходской жизни в других странах? Насколько они применимы и желательны в наших условиях?

· Видите ли вы особую модель прихода, подходящую к нашим условиям?

КАК ОЦЕНИВАТЬ ПРИХОД?

 

«Приход — территориальное присутствие Церкви, сфера слушания Слова, возрастания христианской жизни, диалога, благовестия, бескорыстного милосердия, поклонения и священнопразднования» (EG 28)

 

· Как вы считаете, применимо ли к церковным структурам в принципе понятие эффективности?

· Как вы оцениваете эффективность служения прихода и настоятеля?

· Как вы понимаете понятие «роста» в приходе? Наблюдаете ли вы рост вашей общины? Проводится ли в вашем приходе периодическая оценка эффективности? Если да, то как часто и в какой форме?

· Какие формы подготовки к принятию таинств есть в вашем приходе и каким образом они формируют христианскую зрелость?

· Какие встречи и занятия проходят в вашем приходе? Удовлетворяют ли они интересы и потребности всех групп прихожан? Насколько прихожане осведомлены о них и заинтересованы в участии?

· В чем состоит постоянная катехизация в вашем приходе? Какая часть прихожан принимает в них участие?

· Какие формы пастырства молодежи предлагает ваш приход? Насколько они эффективны?

· Каким образом организовано пастырство иностранных студентов в приходе?

· Есть ли у вас предложения по поводу развития вашего прихода? В чем он нуждается, чтобы лучше развиваться?


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 180; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!