Необходимые знания психологии Бессознательного



Структурное строение психики

Для точного понимания сути Рун в ключе предлагаемой мной концепции следует рассмотреть строение психики человека – т.е. познакомиться с той территорией, на которой и проявляются Руны.

Структурных теорий психики существует довольно много, и среди психологов нет однозначной точки зрения на эту проблему. Мы рассмотрим наиболее простую и обобщенную структуру (со строго научной точки зрения – в чём то упрощенную), связанную с нашим повседневным функционированием.

Психику можно разделить на три части: Бессознательное, Подсознание, Осознание. Наше «я», как путник (у ищущих) или как хозяин (у реализующихся), а то и как испуганный гость (в большинстве остальных случаев) скользит по психике, выхватывая то одно, то другое состояние из неё. Вернее, скользит оно по Осознанию и части Подсознательного. Во сне или в стрессе (либо под воздействием алкоголя или наркотиков, а также других психотропных факторов) «я» может попадать на средние уровни Подсознания. И лишь при трансе, серьёзной медитации или приёме традиционно испытанных «шаманских» средств, таких как аяуаске, ЛСД, мескалин или псилоцибин, психика может попасть в нижние отделы Подсознания, где находятся порталы в Бессознательное – и проникать даже туда.

Сравним психику с работой персонального компьютера. Сразу предупреждаю – дальнейшее изложение материала нетрадиционно для эзотерической литературы. Вы можете спросить: какое отношение «юзерское», в общем-то, примитивное описание работы компьютера, имеет к работе психики? Не является ли это неким упрощением или технологизированностью эзотерики? Ни в кое мере.

Давно определено и эзотериками, и психологами – во всём, что Человек создает, он отражает только себя. Только те процессы и программы, которые работают в нем самом, отражаются в проявляемом и воплощаемом им. От великих творений искусства до интерьера своей спальни, от воспитания ребенка до скандала в магазине – это все проекции себя.

Все, что созданно Человеком, является Человекоподобным. Все, что воспринимается Человеком, становится Человечно-схожим. Компьютер – довольно упрощенное повторение тех психических процессов, которые протекают в нас постоянно. Если бы было иначе, то человек не смог бы никогда на нем работать. Ведь все виды обучения человека в овладении каким-либо технологическим процессом (да и процессом вообще) сводятся к одному: поиску внутренних психических процессов, резонансных с процессами обучения и установлению стабильного резонанса «внутреннее аналогичное внешнему».

Итак: перед нами человек-компьютер.

Бессознательное мы рассмотрим как некий глобальный Интернет – ресурс, обладающий всеми возможными базами данных. С него на внешний выносной жесткий диск загружается индивидуальный набор программ Бессознательного, которые необходимы для активной самореализации человека. Если человек предпринимает активные, революционные шаги по самопознанию и самореализации (как правило, это духовные практики с серьезными медитативными или магическими техниками), то в индивидуальное Бессознательное «загружаются» более новые и расширенные профессиональные версии «системы». Они более требовательны к ресурсам и работе психики, но обладают намного более высокими характеристиками. Из Бессознательного в память самого «компьютера», на его «внутренний жесткий диск» загружаются актуальные программы, необходимые для текущего периода развития человека.

Это уже Подсознание. Здесь два раздела. На первом, диске D, – программы, которые когда-то были загружены, использовались и оказались востребованы. Более того, они были эффективны – правда, в предыдущих периодах развития. Они остаются «на случай»: вдруг ситуации прошлого повторятся, а программы – тут как тут! На втором разделе, диске C, – программы нового периода развития. Они пока что безличностны (Бессознательное у всех одинаковое – не даром оно «коллективное», как определил его К.Г.Юнг). Но требуют обрести индивидуальную настройку – за счет индивидуально обретаемого жизненного опыта. На этом же «диске» расположена и актуальная «оперативная система», т.е. тот базовый мировоззренческий принцип «добра и зла», который и обеспечивает целостную работу программ.

Осознание – это «оперативная память». В ней, во-первых, постоянно включены программы автозагрузки, создающие определенность индивидуальности. Это то, что Кастанеда называл «списком инвентаризации»: «меня зовут..., я работаю..., я люблю..., я проживаю..., у меня есть..., я болею...» и т.д. Во-вторых, в нее автоматом, согласно актуальной жизненной ситуации, «грузятся» программы из раздела актуальных программ Подсознания.

Наше «я» – монитор, на котором презентует себя то та, то другая программа. И «я» верит, что оно и есть это поверхностное проявление глубинной программы. То есть отождествляет себя с внешним проявлением программы, по типу «я – сплошное страдание» или «я – занятый работой»…

При этом человек, рассуждая о работе собственной или чужой психики, зачастую пребывает в самом глубоком психологическом заблуждении. Оно следующее: «Человек может осознанно контролировать все психические процессы». Отнюдь, осознанно контролируемы не более 5% – и это в лучшем случае. Кроме того, «я», попав, например, в загруженную программу состояния «Обида», не отделяет ее от себя. Все в «я» становится Обидой, затем «я» обижается, тут же «я» находит обидчика и успешно обвиняет его в своей Обиде, создавая серьезный социальный конфликт... Заметьте: естественный ход вещей в мгновенном выбросе состояния «я» наружу, а не поиск его причин внутри: «я» не разбирается с тем, что это за программа, в чем ее причины, почему она активизировалась именно сейчас, нужно ли и можно ли позволить ее действовать или следует отключить.

Люди, занимающиеся практиками самореализации, осознанно или неосознанно делают несколько важных шагов-действий со своим «компьютером».

Сначала следует осознать, что есть «я», а есть «компьютер». Затем происходит отделение «я» от «монитора». Человек научается отчуждаться от собственных состояний и отражаемой в них картины мира и воспринимать ее только как одну из репрезентаций реальности – но никак не единственную реальность. А актуальное состояние воспринимать как за одно из возможных, а отнюдь не обязательных.

После этого следует заняться «чисткой и дефрагментацией». В психике слишком много «мусора» – обрывки воспоминаний, недопрожитых эмоций, куски ситуаций прошлого, нереализованные мечты и иллюзии... Много всяко-разного и абсолютно не нужного. Надо поработать и психологически, и энергетически. Собственно, практикующие знают – выход на новый уровень или вхождение в новую методику всегда сопровождается «чисткой», как психологической, так и физиологической. Чем важнее человеку измениться, тем мощнее и глубже идет «чистка». Что-то можно проделать самому, что-то – «по пособию пользователя», а более глубокие планы «чистить» лучше со специалистом – чтобы не удалить нужные «файлы», от которых зависит работоспособность всей психики. Вычистившись и поставив процесс на режим «автоматически», производят «дефрагментацию» – делают программы более гибкими, мобильными, вариативными. По Кастанеде, овладевают искусством владения «точкой сборки». И снова переводят процесс «на автоматику».

Примерно на этом этапе можно позаботиться и о «железе» – теле и мозге. Заняться оздоровительными практиками – Ци-Гун, Йогой, Рейки, тем более что все эти системы имеют и духовные аспекты. Да хотя бы наладить здоровый режим питания и физических нагрузок.

После этого разбираются с накопленными программами прошлого и безжалостно очищают диск D от вообще неиспользуемых программ. За счет этих действий психика значительно очищается. Освобождается большой психоэнергетический ресурс, позволяющий максимально активно реализовывать себя на актуальном этапе индивидуального развития и быстро переходить на следующий. Собственно, этот процесс поэтапного развития и называют «Карма» – в изначальном учении Кармы, в «Лиле»( см «Уроки кармы», О.А. Синько, СПб, «Афина», 2007).

Неплохо разобраться и с «операционной системой» – переустановить, обновить, поменять. Но тут, как с реальным компьютером, можно такого натворить без руководства специалиста... Как говорится, и «крыша может съехать» – если, положим, от грубого материализма резко скакнуть в гиперрелигиозность или оккультизм. То же может произойти, если вы без помощи специалиста «железо» разгоняете, т.е. переводите свое психоэнергетическое функционирование на более высокий энергоуровень за счет накачки энергии. Тут человека подстерегает ряд опасностей. Ведь даже выполнения крайне лаконичных «Пяти Тибетских Упражнений» может хватить для того, чтобы нарушить все возможные нейрорегуляционные процессы в организме.

Наиболее «продвинутые пользователи» отказываются от изобилующего проблемами принципа загрузки «операционной системы» с собственного «жесткого диска» и переходят на принцип загрузки «операционной системы» с «базового сервера». Для тех, кто не знают: вначале развития эры персональных компьютеров были предложены две версии работы операционных систем. Победил Майкрософт с его Виндоус, предложивший ставить операционную систему на каждый компьютер отдельно. Наша психика устроена именно так: все, что управляет нами, находится в нас же. Отсюда – сбои в работе индивидуальной психики из-за накопленных «ошибок работы» и «критических сбоев», нарушения работы психики из-за телесных проблем, засорение и сбои из-за большого количества «мусора» и конфликтующих поведенческих программ... А вот альтернативный принцип остался нереализованным: сделать каждую персоналку связанной через Интернет с Базовым Сервером и при каждом включении компьютера загружать оттуда абсолютно чистую от ваших индивидуальных проблем операционную систему, т.е. быть «всегда на канале».

Вернусь к «продвинутым». Их психика делает кардинальный шаг в изменении функционирования. Они «входят в канал» и живут в полной чистоте изначальной работы системы. Правда, всегда стоит вопрос – куда подсоединились? Откуда идет «канал», с какого «сервера» в вас загружают поведенческую и мировоззренческую программу? Вполне возможно вместо Божественного Присутствия получить вариант эгрегориальной Матрицы...

Не слишком «продвинутые» практики выбирают срединный путь. Они держат свой «компьютер» в максимально чистом, эффективно-рабочем состоянии и в «Интернет» ходят по проверенным «сайтам» – духовно-эгрегориальным уровням. При этом пользуются хорошими «антивирусом» и «антиспамом» – слишком много на тонких планах желающих завладеть вашей психикой и нагрузить массой информации (как правило, вирусного качества).

Но самое важное в работе с собой – овладеть самой основой, тем языком, с помощью которого в компьютере-психике все взаимосвязано, на котором передаются команды психики и хранится информация, который создает все образы и объекты воспринимаемой реальности, языком, чьи составляющие воспринимаются психикой как некие полноценные объекты, замещающие и создающие процессийные образы Реальности. Языком, которым с компьютером-психикой общается Исток Информации – Творец и с помощью которого индивидуальная психика взаимосвязана с внешнесобытийным пространством.

Это язык и есть Руны.

Внутренние символы развития

С точки зрения Психологии Развития (по Эриксону) жизнь человека – это череда непрерывных этапов развития. Во время каждого этапа из Бессознательного поднимается новая поведенческая программа (из Бессознательного она переходит в Подсознание). Эта программа стремится стать Центром Личности, основой нашего «я» на данном этапе развития. С одной стороны, эта программа разрушает старый центр личности, деактуализируя привязки к прошлому: жизненному опыту, потребностям, устремлениям... С другой стороны, она вызывает вокруг человека адекватные себе ситуации, ситуации, в которых успешным будет применима именно и только она (создает внешнее событийное «настоящее»).

Проблема в том, что человек «тормозит», старается задержатся на прошлом этапе развития. А уже нет ни обстоятельств снаружи, ни энергии и программ изнутри... Происходит то, что в Традиционных Учениях называют «непройденным кармическим уроком».

Для нас важно то, что каждая программа Бессознательного имеет свой набор шаблонов-активаторов. Когда программа впервые поднимается из Бессознательного, она автоматически активизирует этот набор в психике.

Условно говоря, этот набор выстраивает под себя наши оперативные психологические функции: потребности, систему ценностей, восприятие, мышление, эмоционально-чувственную сферу, деятельностные проявления... Ее задача – активное, целенаправленное руководство деятельностью человека в ключе реализации нового этапа развития.

Для этого в восприятии устанавливается своеобразный фильтр-резонатор, который бессознательно направляет наше восприятие в сторону объектов и жизненных процессов внешнего мира, резонансных с элементами набора, т.е. необходимыми для активной реализации нового этапа развития. Нерезонансные части внешнего мира либо не воспринимаются вообще, либо попадают под действие программ прошлого, и мы взаимодействуем с этими частями привычно, автоматически, по стандартно отыгранному внутреннему сценарию. Резонансные же не только воспринимаются, они резонируют с элементами цензорного набора, вызывая активный всплеск психической энергии, возбуждая все вышеупомянутые компоненты психической деятельности.

И человек направляется в сторону воспринятого объекта, при этом активизируя соответствующую бессознательную программу. До момента «контакта» и резонанса программа находилась в пассивно-ждущем состоянии, отдавая поле психики под действие привычных программ прошлого. Но как только контакт устанавливается, программа делает «стойку» и «выстреливает» человека в направлении взаимодействия с резонансной частью мира.

Все описанное происходит, как правило, неосознанно и мгновенно, на уровне своеобразного программирования поведения человека. В этом процессе осознающее «я» роли почти не играет. В обыденной психике у «я» одна задача – под воздействием этих программ не растерять себя, держаться за привычную самоинвентаризацию, как за соломинку в бурном потоке проявлений неосознаваемой части психики.

Вы уже наверняка догадались, к чему я клоню. Совершенно верно: этот набор шаблонов-активаторов, программ, который практически управляет человеческим поведением и отражен в системе Рун. А фильтры восприятия – и есть символы Рун.

Место Рун в психике

Все происходит примерно так. В психике содержится активный фильтр восприятия – графема Руны. Психика, воспринимая внешний мир, создает в себе Матрицу Восприятия – образ, соответствующий воспринятому объекту. Затем полученную Матрицу Восприятия психика сравнивает с фильтром восприятия, который является эталонной структурой. При несовпадении Матрица либо передается на обработку «прошлому», либо стирается. При совпадении происходит процесс активации психической деятельности программ «настоящего».

Для осознанного овладения описанным выше процессом необходимо осознанно контролировать ключевое звено: сам процесс формирования Матрицы Восприятии. Наиболее просто это выглядит так: вы перестаете постоянно и неосознанно искать внешние значимые объекты. Объекты, Матрицы которых, возможно, срезонируют с фильтром и дадут необходимый активный результат. Вместо этого вы сами подбираете нужный объект восприятия из многообразного внешнего мира. Положим, вместо поиска идеала красоты вокруг приобретаете красивую картину. Или машину. Или женитесь.

Еще проще: вместо того, чтобы глазеть по сторонам и трогать все (иногда всех) подряд, вы держите в руках Руны – графические аналоги тех самых фильтров, тоже Рун. Для психики все равно – объект или Руна. Для психики они равнозначны. Вы выбираете те Руны, которые активизируют необходимые для вас программы, и, работая с ними, создаете осознанно контролируемую Матрицу Восприятия. Объектом, который ее создает (плашками Рун – не Рунами!), вы руководите сами.

По большому счету, Матрицу можно сформировать даже на уровне воображения или, если хотите, «творческой визуализации» – психике все равно, главное чтобы резонансный образ появился. Отсюда, кстати, возникает феномен изменений внутренних состояний с помощью визуализации. А также обоснованный страх древних перед литерами, буквами, рисунками – мало ли с какой целью написавший выстроил именно такой графический ряд? Кто знает, какую программу этот ряд активизирует?

 

Какую Руну выбрать для той или иной цели? Как определиться? Есть два пути – путь Гальдора и путь Сейта. Сам Один, Отец Рун, осознанно соединил эти два пути в себе как единое целое. Гальдор – способ познания Рун через рунный набор. Рука сама найдет верную Руну или подбросит плашки так, чтобы верная Руна выпала. В Сейте Руну узнают через внутреннее видение – когда внутренний Символ отражается на внутреннем экране восприятия еще до того, как объект найден. Это, собственно, уже предвидение. Нужно развивать обе стороны Магии Рун и стремиться входить в сейтовое состояние не через транс или прием «правильных грибов», а за счет простого волевого посыла.

 

Мало активизировать одну программу одной Руной. Для гармоничной жизнедеятельности должен быть активизирован целый комплекс программ, а лучше – некая метапрограмма Бессознательного, которая активизирует нужные нам комплексы поведения. Достигается это за счет упорядоченной, системной работы с прохождением определенных циклов практик, соответствующих как универсальным жизненным циклам, так и индивидуальным особенностям. И все это во взаимосвязи с вселенскими циклами преобразовании Энергии и развития Вселенной. По сути, идет работа с полным Рунным Рядом по определенной циклической схеме. В зависимости от применяемого ряда активизируются те или иные слои Бессознательного или Подсознания. Активизируются целостно и системно. При достаточном опыте работы применяют одновременно Руны из разных рядов, тем самым активизируя более сложные структуры психики.

 

 

Глава 2

Очерк истории Рун

 

Начнем рассмотрение различных рунных рядов. Прежде всего остановимся на том, что можно назвать прарунами. И здесь мы обнаружим абсолютно объективное подтверждение жизненности моей концепции Рун.

Праруны

Согласно предлагаемой концепции, Руны являются внутренними структурами, «психознаками» (Косарев), поднимающимися в подсознание на волне соответствующих архетипических программ. Чем чище и проще психика, тем явней Руны будут присутствовать в зоне, формирующей восприятие, и осуществлять последующую активную деятельность по взаимодействию с воспринятым. При этом «внутренние Руны» будут обязательно направлять человека к резонансным внешним формам – и чем четче, явнее в форме видна «внутренняя Руна», тем лучше.

Бывали ли вы когда-нибудь на морском побережье, покрытом галькой с кварцевыми жилами? Всматривались ли в пересечения линий на гальке? Побродив по берегу, вы сможете набрать почти полный Футарк – из камней, имеющих либо естественные трещины в форме Рун, либо кварцевые прожилки, воспринимаемые как рисунки Рун. Вполне возможно, что где-то дома у вас лежат несколько таких галек, испещренных природными знаками... Подобными «сборами Рун» человечество занимается уже более миллиона лет – и речь идет о ранних видах проточеловеческих существ, чья психика имела много черт, сходных с нашими, homo sapiens. Человек всматривался в природные объекты и вдруг находил то, что в точности соответствовало его внутреннему образу – Руне. Причем на камне, обладающим собственной мощной энергетикой...

Ко времени нижнего палеолита относятся первые символические предметы, которые находили на местах стоянок. Многие из них можно отнести к разряду lusus naturae – «каприз природы». Древнейшие люди выделяли их среди других естественных предметов, попадавшихся им на глаза, и приносили на стоянки. Эти сборы и коллекции были явно не случайными. Особенно много символических предметов обнаруживается в наиболее массовом и представительном виде примерно с 600–500 тыс. лет назад. Нам же, homo sapiens, по самым смелым подсчетам около 200 тыс. лет...

Видимо, с того времени начинается традиция подработки найденных естественных объектов с целью придать им форму и вид, отвечающий идеальным представлениям – образам Бессознательного. Но продолжается коллекционирование – без каких-либо преобразований – «капризов природы», отвечающих названным представлениям и без подработки. Известны, например, «коллекции» кристаллов кварца или горного хрусталя упомянутой древности, в том числе найденная на стоянке синантропов в пещере Чжоукоудянь под Пекином (460–200 тыс. лет назад) и сходная по датировке находка в Индии.

Особый класс предметов, как правило, никак не дорабатываемых, составляют обломки камней и гальки, на которых различаются изображения, напоминающие будущие Руны и литеры. Увидеть и подобрать такой «каприз природы» первобытный человек мог только тогда, когда он резонировал с какими-то внутренними, психическими элементами. Такое коллекционирование продолжалось даже в верхнем палеолите, когда древний человек уже освоил художественную обработку материала – гравировку, рисунок, живопись, рельеф...

Что сделало из homo sapiens, биологического представителя высших приматов, Человека? Какая сила заставила человеческую психику выйти на более высокий, по сути, «иной» режим функционирования? Почему человек вдруг начал воспринимать некий внутренний мир, в его восприятии ставший абсолютно тождественным внешнему, и старался выразить его в объектах внешней реальности? Пока что ученые не могут ответить на эти вопросы. Но известно точно – в какой-то момент своего развития человек начал воспринимать, а затем формировать «психознаки» – универсальные символические объекты внутренней реальности. Объекты, которые скорее отражают и воплощают некие взаимосвязанные процессы, а не отдельные предметные данности.

Формирующийся Человек, еще довольно плотно взаимосвязанный со «всем живым», становился «иным», отличным от «всего живого». Он жил в «раздваивающейся реальности» – той, что его реально, объективно окружала, к которой он был инстинктивно адаптирован на генетическом уровне, как животное, – и к той, которую он субъективно формировал в человеческой психике.

Его социальная и психическая жизнь усложнялась, становясь все более значимой, замещая «природные» реалии. Еще не имея достаточно развитого ментально-логического аппарата мышления, он на грани чувств и ощущений формировал все более сложные элементы «тонкой материи». Те элементы и представления, из которых впоследствии сформируются развивающаяся культура, духовность и ментальность человечества.

При переходе от ранних стадий развития к первобытной культуре психознаки воплощались в развивающемся символотворчестве. Психознаки превращаются в графемы (graphemes) – царапины, группы штрихов или точек, а затем в их комбинации и наконец в первые прорисовки геометрического характера.

По сути, психознаки, как уже было отмечено выше, отражают определенные потребности человека – как «животного», так «социального» и «духовного» уровней. Происходящие от них графемы, а позже праруны и проторуны также выражали потребности – при этом вынесенные «вовне», представленные и другим членам человеческого сообщества. Учитывая развитый речевой аппарат, потребности доносились через речь, через формирующийся язык. В зависимости от региона фонетические выражения внутреннего мира были различны, а вот графемы и психознаки (возможно, гнездящиеся даже на уровне ДНК) – едины. Человек, соединяя изображения и речь, получал различные языки, однако, со сходным графическим выражением. Этим можно объяснить, положим, внешнее сходство германских и тюркских Рун, но абсолютно разное их фонетическое выражение. Или сходство Рун Футарка и сабеянского письма...

Позже подобные символы, которые можно назвать «праруны», неоднократно изображаются на камнях и предметах искусства. Праруны можно обнаружить в рисунках различных культур.

Анализ первобытных дописьменных знаков (прарун) обнаруживает большое число начертаний, схожих с современными литерами трех алфавитов Евразии – греческого, латинского и кириллического, а также других систем письма, включая некоторые слоговые и китайскую иероглифическую. А есть еще схожие с Рунами по начертанию знаковые системы культур Vinca и Лепенски Вир, трипольские проторунные ансамбли, долатинские образцы Апеннин, Альп и сопредельных территорий. Чуть севернее в Альпах открыты так называемые тирольские знаки, в Малой Азии – случайные образцы «троянского письма»... иероглифические и раннеалфавитные знаки Египта, Средиземноморья, Ближнего Востока, Индии, других регионов. Если уж перечислять все «праруны», «проторуны» и «параруны» (т.е. находящиеся «около» Рун как таковых), то следует упомянуть следующие системы и образцы знаков: этрусских, туранских, тюркских (орхоно-енисейских), тибетских, протобулгарских, протовенгерских – их все принято называть «рунами». Добавим знаки праайнской, палеоайнской и айнской культур: символы эпохи Дзёмон, знаки Нагано и «эры богов», петроглифы пещеры Фугоппэ, Руны пещеры Тэмия и острова Итуруп. Также упомянем письменность культур Мохенджо-Даро и Хараппы (долина Инда) и произошедшая от нее письменность брахми... Иберское и кельтиберское письмо... Андское письмо, которое обнаружено у народов кечуа и аймара под названием Quilca (килька)... Система письма ронгоронго Рапануи (острова Пасхи)... Это далеко не полный перечень систем Рун (в широком понимании) и рунных символов. Так как данный обзор не претендует ни на полноту, ни на научность, а создан только в целях популярного знакомства с материалом – на этом и окончу. Дальнейший материал дан также с целью иллюстративной, а не научной. Не забывайте, что книга моя эзотерическая, а не научная – будьте снисходительны к возможным фактическим неточностям.

 

Средиземноморские алфавиты

Согласно одной из теорий происхождения Рун, их корни следует искать в средиземноморских, точнее италийских и этрусских, алфавитах. Действительно, адриатический и умбрийский алфавиты имеют сходство с Рунами. Равно как схожи с Рунами и италийско-этрусские алфавиты: архаический и новоэтрусский, пралатинский, фалисканский, марсилианский, осканский, мессапикский. Явное сходство с Рунами показывают и протоарабские алфавиты, особенно сабеанский алфавит. Я не склонен видеть в этих алфавитах предшественников Старших Рун или их прямых «родителей». Скорее всего, дело тут в общем культурном протокорне, коренящимся в психике Бессознательного (о чем я писал выше), обеспечившем сходную символику проявления кодировки бытийно-психологических процессов и их абстрагирование в форме письменности. Хотя существует идея протописьменности, зачастую связываемой с гипотетической прародиной индоевропейских народов – Арктидой-Гипербореей (эзотерическая версия). Даже если она верна, то речь идет не о Цивилизации, а о некой первобытной культуре, включающей, возможно, неандертальский или еще более ранний, протогоминоидный, компонент. Вряд ли это была стройная и систематизированная система письма. Скорее, это был некий протонабор общеупотребимых символов, обусловленный единым культурным и психологическим полем целого ряда народов.

С точки зрения рассматриваемой мной концепции приводимые алфавиты к Рунам не относятся. Буквам этих алфавитов не придавалось магическое значение – кроме, пожалуй, этрусских и древнегреческих. Однако точных данных по этому поводу нет. Вообще, магическое значение знакам письма придано только в Рунах и Иврите (есть еще предположения о магических смыслах древнегреческого письма и кельтского Огама). В обоих случаях это сложные, многоуровневые системы отражающие суть мироздания и жизненных процессов во Вселенной. Обратим внимание на то, что и Иврит, и Футарк (ряд Старших Рун) начинаются с символа имеющего значение «крупный рогатый скот»: Алеф в Иврите – бык, Феху в Футарке – корова...

 

Тюрские Руны

Как уже упоминалось, большая группа «Рун» в научном смысле этого слова относится к тюркским. Установлен огромный ареал распространения памятников рунической тюркской письменности: от Орхона до Дуная, от Якутии до Гоби. Изображения тюркских Рун стали известны в Европе в начале XVIII в. через Ф.Страленберга. Он был шведским офицером и под Полтавой попал в плен к Петру I. Петр отправил его в научную экспедицию изучать Южную Сибирь. Там Страленберг обнаружил непонятные надписи, которые внешне были очень похожи на хорошо известные ему древнегерманские скандинавские Руны. Когда он вернулся в Швецию, то издал там в 1730 г. книгу «Das Nord- und Ostliche Teil von Europa und Asia», в которой найденные надписи назвал «рунические». Страленберг, хотя и не смог прочесть обнаруженные им тексты, с самого начала считал их тюркскими и не связывал происхождение этого письма с германскими Рунами.

Открытие в 1889 г. Н.М.Ядринцевым орхонских надписей в Монголии дало науке объемные рунические тексты, что позволило сделать выводы о грамматическом строе надписей. В 1893 г. датский ученый В.Томскн дешифровал их, опираясь на предположение о тюркском характере орхоно-енисейских памятников. Уже в следующем году В.В.Радлов издал переводы орхонских текстов, а в 1895 г., используя, кроме своих материалов, данные финских экспедиций, – переводы 40 енисейских надписей

Ученые полагают, что древнетюркский алфавит возник не раньше VII в., возможно, в первой половине. Рунические тексты старше второй половины VII в. еще не обнаружены. Проблема происхождения древнетюркской руники пока не решена. Согласно наиболее распространенной точке зрения (В.А.Лившиц), происхождение тюркского рунического письма связано с согдийским алфавитом (который, в свою очередь, происходит от арамейского).

Хотя, может, более справедлива альтернативная теория, согласно которой тюркская руника является местным самостоятельным изобретением. Б.А.Муратов, башкирский исследователь, недавно выдвинул гипотезу о китайском происхождении тюркских Рун. Эта версия может оказаться справедливой, так как и самое древнее согдийское письмо найдено на территории Китая и на самом деле относится не к согдийцам, а к китайцам, хунну – и уйгурам (согласно М.Кашгари). Интересно то, что наиболее древние знаковые памятники – тамги у хунну датируются 2 тыс. до н.э., а академик А.Я.Шифнер отмечал, что они включают в себя все известные исторической науке Руны...

К тюркскому руническому письму относят такие системы письма, как орхонское, енисейское, донское, исфаринское, ачикташское, кубанское, восточно-туркестанское. Сюда же можно отнести булгарское руническое письмо (хотя существует версия П.Добрева о его оригинальном, нетюркском, происхождении) и венгерские Руны.

Интересны сообщение Г.Г.Левина о нахождении рунических тюркских надписей на Тибете. В Потале, дворце резиденции Далай-ламы, расположенном в городе Лхаса, был обнаружен ряд рунических знаков, скорее всего принадлежавших древним уйгурам – части их строений использовались для постройки лестниц и мостовых дворца, на них надписи и были обнаружены.

 

В любом случае, с германской руникой тюркская руническая письменность если и связана, то на уровне древнего протокорня. Хотя совпадений начертаний отдельных знаков довольно много, но их фонетические значения в основном абсолютно отлично от германских Рун. Я уже не упоминаю о полной лингвинистической разнице упомянутых письменностей...

В эзотерическом смысле упомянутые «Руны» магическими Рунами как таковыми не являются – они лишь литеры, средство письма, не наполненные сакральным смыслом (по крайней мере, пока не существует знаний подобного рода). Не исключено, что практикующие работу с Рунами, познакомившись с упомянутыми Рунами, применят отдельные из них в своей практике и получат удовлетворяющие результаты. Подобный опыт в полной мере соответствует моей концепции Рун как символов, активизирующих те или иные архетипы Бессознательного. Проблема будет состоять в том, что вы не будете знать, какие программы какая Руна тюркских письменностей активизирует и что с этим делать...

 

           
 
 

 

 

 


Руны как таковые

Рассмотрев, что было «до» и что находилось «вокруг», обратимся непосредственно к предмету нашего исследования – к Рунам как таковым. К Рунам как магическим системам символов, способных проявить в человеке силу и дать ему возможность активной самореализации. К ним следует относить все рунные ряды германской группы – Старшие, Нортумбрийские (а также англосаксонские), Младшие и Венедские. Последние, хотя и относят к «славянским», но поскольку происходят от Старших, то их вполне можно причислить к Младшим Рунам.

Согласно эзотерической и мифологической традиции, Старшие Руны были обретены Одином, вождем и шаманом одного из сармато-аланских племен, асов, мигрировавшего из приазовских степей (современная Кубань) на север Европы. Обретены способом довольно традиционным для шаманской культуры – через жесткую и весьма мучительную медитацию соединения себя с Основой Вселенной, Мировым Древом – Ясенем Иггдрасилем. Соединение через полный отказ от себя, своего тела, своей жизни.

Знаю, висел я

в ветвях на ветру

девять долгих ночей,

пронзенный копьем,

посвященный Одину,

в жертву себе же,

на дереве том,

чьи корни сокрыты

в недрах неведомых.

Никто не питал,

никто не кормил меня,

взирал я на землю,

поднял я Руны,

стеная их поднял –

и с дерева рухнул.

 

Речи Высокого, 138–139, Старшая Эдда

 

Как показал Грэм Хэнкок, исследователь проявления шаманизма в различных культурах, шаман, входя в измененное состояние сознания, находясь на грани миров, видит и чувствует себя пронзенный копьями и стрелами. Это хорошо объясняет миф о обретении Рун Одином через пронзение себя копьем Гунгниром как глубинную шаманскую медитацию.

Пронзив себя собственным копьем (не важно – во внутренней или внешней реальности), вонзив его через себя в Основу Вселенной, Ясень Иггдрасиль, и пройдя по Ясеню к первоисточнику Силы и Знания, медитируя в течение девяти дней и ночей, теряя жизнь и обретая прозрение, Один очистил свою психику максимально. И в момент катарсиса, момент смерти и возрождения, Один прозревает систему архетипических символов – Рун. И не просто прозревает, но и принимает все Знание, связанное с ними.

Это наиболее простое и близкое к современной точке зрения пояснение происходящего во время шаманского посвящения – у Одина это посвящение было глобальным. При этом, получив Руны, Один познал, что они предназначены не ему одному, но всем людям. Скорее всего, Творец избрал Одина для передачи человечеству «пособия для пользователя». Как показывает опыт человечества, Отец такие подарки делает только по одному разу – Один действительно один и единственный, кто удостоился подобного.

 

 

Старшие Руны (ФУТАРК)

 

 

 


Древнейшая руническая система, древнейшая находка полного ряда из 24 Рун датируется 200 г. н.э., при этом археологические находки с нанесенными Старшими Рунами имеют куда более раннюю датировку. Возможно, даже исторически она «объявилась» в законченном, полноценном варианте. В неизменном виде существует и сейчас, тщательно сохраненная и передаваемая Мастерами Рун на протяжении столетий. Состоит из 24 Рун, разделенных на три группы, каждая из которых называется «атт». В рабочем варианте записывается в виде матрицы «три атта по восемь Рун». Есть незначительные вариации написания некоторых Старших Рун (чаще всего это варианты Йера, Совело, Эваз, Ингус).

Положение Рун в вертикальных и горизонтальных рядах футарковой «матрицы», а также симметрия относительно центра имеют свое четко определенное космогоническое и магическое значение, являясь неизменной структурой. Каждая Руна имеет свое название и фонетическое соответствие. Названия, приводимые в общедоступной литературе, не являются Именами Рун в магическом смысл, но тем не менее пригодны для использования в предсказательных техниках и рунической магии. Фонетические соответствия верны, однако для использования их в магических целях необходим весьма высокий потенциал Силы и Посвящения. Таким образом, вариант системы Старших Рун (и остальных рунических рядов), передаваемый через общедоступную литературу, с одной стороны, несет необходимый уровень Знаний для понимания Рун и начала взаимодействия с ними на повседневном уровне, а с другой – защищен от использования во зло, от действий, способных нарушить ткань Бытия.

Именно Старшие Руны, Футарк (имя дано по звукам первых Рун ряда), являются основной рунной системой, используемой и в наши дни.

Младшие Руны

 

     
 

 

 


Собственно говоря, к Младшим Рунам следует относить все ряды, производные от Старших. Однако исторически сложилось так, что Младшими называют рунические ряды – Датские Руны и Шведско-норвежские Руны, состоящие из 16 Рун (которые имеют несколько вариантов начертания). Сформировались они около IX в. и были предназначены для использования в повседневно-бытовых, языковых целях. Судя по составу ряда Младших Рун, при их формировании был намеренно «снижен» магический уровень, ибо использование Старших Рун задействовало слишком глобальные Силы, совладать с которыми было не просто. Однако мы не знаем, кто осуществил это снижение, и появление Младших Рун принято считать естественным историко-культурным феноменом.

Именно Младшие Руны использовались в эпоху викингов, которые и распространили их по многим уголкам мира – от Византии до Северной Америки. Собственно, Младшими Рунами выполнены в основном все известные рунные надписи на каменных стелах. В рунной магии Младшие Руны также используются, причем весьма эффективно – в основном для прагматических целей. Младший ряд делится на три атта по пять Рун. Руна KAUN (которая при строчной записи является шестой по порядку) стоит вне аттов и воплощает в себе характер магии Младших Рун – «созидание с помощью управляемой энергии изначального Огня».

 

Нортумбрийские Руны

 

 


В V в. Руны попали в Восточную Англию и начали претерпевать некие изменения. Получившиеся Руны принято называть Англосаксонскими. В итоге к началу IX в. сложился ряд из 33 Рун, носящий имя Нортумбрийский. Он включил в себя Старшие Руны и Руны, созданные для передачи особенностей фонетики языка Британских островов, а также определенного магического мировоззрения, связанного с влиянием друидизма. Нортумбрийский ряд состоит из четырех аттов и одной внеаттовой Руны – GAR, олицетворяющей магическую направленность ряда. GAR символизирует копье Одина, воткнутое в Мировое Древо, и полученный за счет этого выход Силы Древа в наш мир через саможертвование мага Высшей Силе. Уровень магии этого ряда очень высок и неоднозначен, доступных знаний об этом ряде немного, поэтому не удивляйтесь огромным разночтениям как в названиях Рун, так и в их изображениях, которые приводятся в различных источниках.

 

Славянские (Венедские) Руны

 

 


На территории, населенной славянами, для письма использовались рунические ряды, имеющие различное происхождение. Существовали, скорее всего, ряды непосредственно славянские, к ним относится прежде всего руница Чудинова. Были и ряды, имеющие корень в Старших Рунах. Сами скандинавы придумали такой термин – Veneda Runis («венедские Руны»), чтобы отличать памятники рунического искусства славян от скандинавских находок.

К сожалению, в историческом процессе под натиском государственно-церковной идеологии, проявляющей себя в искоренении всего «языческого» (а по сути, мешающего укоренению нового социумного порядка), целостное знание о славянских Рунах было утрачено.

 

В XIX в. были обнаружены некие археологические артефакты, позволившие говорить о ряде Рун западных славян.

Бронзовые изображения богов лютичей и ритуальные предметы из Ретринского храма были найдены в земле деревни Прильвиц в конце XVII – начале XVIII в. Вот как об этом пишет Чудинов: «Первым о находках заговорил доктор Гемпель в 1768 г., опубликовав в Альтоне и Ростоке заметки о времени находок, их содержании и рунических надписях в латинской транскрипции. История была такова: почти век назад, где-то в 1690 г. в деревне Прильвице Нойстрелицкого округа герцогства Мекленбург пастор Самуил Фридрих Шпонхольц при работах в саду нашел бронзовый котел со множеством предметов языческого ритуала: блюдами, ножами и копьями для жертвоприношений, а также фигурками богов. По законам того времени все найденное в земле Мекленбурга принадлежало великому герцогу Мекленбургскому, и находки надлежало сдать в герцогский замок. Вместо этого Шпонхольц спрятал их у себя, а после его смерти в 1697 г. его вдова продала древности златокузнецу Пельке из Нойбранденбурга, который приобрел их в надежде на то, что в бронзе предметов содержатся помимо меди еще серебро и золото. Остатки этих металлов действительно присутствовали там в очень небольшом количестве, но их извлечение из расплава оказалось нерентабельным. Расплавив пару фигурок и не получив из них благородных металлов, Пельке забросил находки. После его смерти клад отошел его зятю, внуку по брату пастора Шпонхольца, носившему фамилию деда. А после смерти внука, жившего в том же Нойбранденбурге, коллекция из 66 предметов отошла его жене и сыну, тоже златокузнецу, Шпонхольцу-младшему. От него о древних сокровищах узнал местный врач Гемпель, который приобрел у вдовы 46 предметов. Остальные 20 предметов приобрел суперинтендант из Нойстрелица Маш».

Немец Андреас Готтлиб Маш подробно описал и заказал гравюры с натуры. В 1771 г. в Германии им были изданы обстоятельные материалы на эту тему. Изображения Маш оформил в виде каталога, каждая статуя или рисунок имеют свой порядковый номер, таковых более шестидесяти. Маш дает план современных ему представлений (или даже раскопок) о месте и устройстве великого храма Радегаста, что в Ретре, легендарном городе лютичей-ретарей. Следует добавить, что фигурки сильно оплавлены (Ретринский храм Радегаста был стерт с лица земли императором Лотарем во время крестового похода против западных славян) и многие изображения испещрены Рунами. Две наиболее часто встречающиеся надписи безошибочно идентифицируются как RHETRA и RADEGAST.

В Польше в 1836 г. в Познаньском воеводстве найдены Микоржинские камни. На них начертаны те же «венедские» Руны, что и на ретринских изображениях. Позже находки с Рунами этого ряда продолжались.

Реконструкцию рунного ряда Рун Ретры произвел исследователь Бычковский, а российский рунолог А.Платов дал их эзотерическое толкование. По большому счету, Руны Ретры являются младшим рядом, ведущим свое происхождение от Старших Рун. Я, в свою очередь, в работе «Славянские Руны» привел абсолютно доказуемые взаимосвязи Старших и Венедских Рун, а также их футаркового построения. Интересно то, что Венедские Руны хотя и базируются на скандинавских Старших Рунах, но содержат и традиционное для славян мировоззрение (по крайней мере, согласно выводам А.Платова и моим, опирающимся на эзотерические реконструкции). Ряд состоит из 18 Рун, разделенных на три атта, по 6 Рун в каждом, каждая Руна имеет как магический, так и предсказательный аспект.

 

Что было потом

 

 


Руны постепенно десакрализировались. Старшие Руны как были изначально тайными, так и оставались – вплоть до наших дней, позволивших прикоснуться к древним тайнам Рун и сделать их реальностью повседневности. Младшие Руны, обретя суть средства письма, все более становились именно буквами, теряя свой сакральный, магический смысл. Руны, развиваясь как средство письменности, претерпевали изменения – зачастую в сторону значительного упрощения. Были созданы исландские Руны с включенными в ряд круглыми элементами. Появились пунктированные Руны, изобретенные в связи с тем, что 16 Младших Рун не передавали все звуки скандинавской речи, а дополнительные значки (точки и черточки) восполняли этот недостаток. В ключе упрощения появились короткоствольные Руны и бесствольные Руны (крайняя степень упрощения). Были созданы системы шифровки рунических записей. Основным способом была замена Руны кодом ее положения в рунном ряде. Таковы ветвистые Руны, где веточки слева обозначали номер атта, а справа – номер Руны в атте. Либо соответствующие номера изображались черточками, крючками или точками (соответственно Lagoruna, Hahalruna, Stofruna).

С общегерманской рунической системой в близком родстве находится еще так называемый готский алфавит, составленный «апостолом готов», епископом Ульфилой (318–388 гг.) для перевода на готский язык Евангелия. В основу своей азбуки Ульфила положил греческий алфавит IV в., но, желая обозначить некоторые особенности готской фонетики, он прибавил к нему несколько букв, заимствованных частично из рунической системы, частично из латинского алфавита.

Была предпринята попытка «облатинить» Младшие Руны, изменив их порядок и начертание. Одновременно появилось множество магических Рун, мало связанных с руническими рядами. Л.Кораблев в своих книгах приводит весьма обширный список таких Рун: крючок-Руны, древесные Руны, финские Руны, ветровые Руны, воровские Руны, мешок-Руны и т.п.

Кроме того, с помощью Рун были составлены календари, где Рунами обозначали дни недели («дневные Руны») и годы лунного метонового цикла («лунные Руны»). Магическое значение таких Рун неизвестно.

 

 

Руны «Арманен»

 

 

     
 

 


К началу XX в. среди мистических кругов германской интеллигенции вызревала идея традиционного национального возрождения. К истинной языческой традиции она имела весьма далекое отношение, в большей мере отражая подъем национально-романтического духа Германии.

В конце XIX в. появляется новый рунический строй – «Арманен»[1], названный так его автором Гвидо фон Листом. В 70-80-х годах XIX в. фон Лист познакомился с учением теософского движения, с публикациями по индийскому оккультизму, с работами Блаватской и Ницше. Их идеи, вкупе с германскими мифологией и фольклором, «поднятыми на поверхность» волной немецкого неоромантизма, стали основными источниками вдохновения и творчества фон Листа. Собственно, интегрированный комплекс этих идей сильно повлиял на трактовку рунного ряда.

«Футарк Арманов» содержит только восемнадцать Рун: остальные шесть знаков старшего строя были отброшены Листом как более поздние и не являющиеся исходными. Каждую Руну ряда можно вписать в материнскую матрицу – шестиугольник с проведенными диаметральными линиями. Каждая Руна ряда жестко привязана к одному из восемнадцати так называемых Заклинаний Одина, содержащихся в Старшей Эдде. Каждому из этих заклинаний фон Лист ставит в соответствие одну из Рун своего строя, таким образом, что порядковый номер Руны в строе совпадает с номером заклинания.

Ряд был обнародован в книге «Тайна Рун» – основном труде Гвидо фон Листа по руническому искусству. С этого труда берет начало целая школа рунической магии, широко распространенная ныне по всему миру.

 

 

Руны Кеннета Медоуза

 

 


Вторая половина XX в. стала временем расцвета интереса к Рунам и реконструкций именно практической стороны работы с Рунами – как предсказательных практик, так и магии. Не всегда практикующие обращались к истокам знаний о Рунах, даже к истокам историческим. Отсюда наряду с «правильными» книгами о рунных практиках появились и весьма странные работы, в которых их авторы под брендом «Руны» пытались провести в эзотерические массы собственные идеи.

По большому счету массовый интерес к Рунам требовал популярных пособий для практиков, а не научных или наукообразных трудов. Для русскоязычной аудитории такими популярными пособиями, начальным подспорьем в работе с Рунами, стали «Книга Рун» Ральфа Блюма и «Магия Рун» Кеннета Медоуза. Эти книги и сейчас не утратили своей популярности, но тем, кто стремятся получить действительно серьезные результаты благодаря работе с Рунами, следует знать – эти книги не о Старших Рунах.

 

Ральф Блюм, как честно сам признается в «Книге Рун», ничего не знал и их трактовку получил с помощью И-Цзин (Книги Перемен), древнекитайского оракула. И-Цзин оракул серьезный, надежный, и трактовки получились верные и реально работающие. К сожалению, о порядке Футарка Блюм не знал, о истории развития Рун – тоже. В результате он выстраивает рунный ряд своим способом, дает искаженные начертания, называет свои Руны «Рунами викингов» (так принято называть Младшие Руны).

Кеннет Медоуз пошел куда дальше. Он давно и успешно практикует в направлении неошаманизма, особенно его североамериканского направления. В «шаманском ключе» он решил истолковать и Старшие Руны. В принципе он прав – Руны действительно в своей основе имеют шаманское начало. Но правота постулата не означает правоту дальнейших выкладок...

Медоуз, по всей видимости, изучал труды немецких рунологов начала XX в. По крайней мере, две базовые идеи этого периода развития рунологии явно присутствуют в его работе. При этом он ни разу не упоминает источников этих идей. Первая, по его мнению, наиболее революционная состоит в том, что следует начинать ряд с Руны Ур (аналог Урус), а не с Фе (аналог Феху). При этом ряд предлагается назвать Утарк, или Утхарк. Идея предложена еще в 20-х годах ХХ в. Сиггурдом Аггрелем, пытавшимся соединить Руны и каббалистические приемы, и выдана Медоузом за свою. Вторая, явно навеянная авангардистским подходом Листа – введение в Старшие Руны материнской структуры, матрицы из пересекающихся линий, в которую можно вписать все 24 Руны Утарка (при этом искажений написания по сравнению со Старшими Рунами избежать не удалось). Кроме того, Меддоуз, явно не зная аттовой записи Старших Рун, революционно закольцовывает их в круг – и тут уж можно начинать с любой Руны, не только с Ур. Названия Рун у Меддоуза также не ортодоксальны и иногда режут слух привыкшего к названиям старшего ряда. Идеи о ведущей роли женщин в рунных ритуалах принадлежит Герману Вирту и хорошо резонирует с американским феминизмом как идеологической основы подавляющего числа работ современных западных эзотериков – в том числе и «рунологов».

К чести Меддоуза нужно отметить, что его работа весьма основательна в практической части – подробные толкования, предсказательная и магическая практики, рассмотрение глубинных значений Рун (правда, его, Уторковых). Начинающий практик особой разницы между Старшими Рунами и Рунами Меддоуза и не заметит. Но глубоко ищущий человек должен учитывать: ряд Меддоуза хорош и практичен, но это все же не Старшие Руны. А все идеи Меддоуза об истории Рун и его толкования мифологической основы ни в коем случае не следует принимать всерьез.

 

 

 

Профанация Рун

 

Как я уже упоминал, тема Рун использовалась некоторыми людьми в их корыстных интересах. В общем-то, на протяжении всей истории Рун продолжались попытки создания личных, особых рунических рядов. Таковы Руны ведьм, часто приводимые в пособиях по магии. Руны Викки, являющиеся, по сути, Рунами, вырванными из различных рядов и применяемыми вне системы. Существуют и современные попытки создать некие «новые Руны». Всех их отличает главное – они создаются человеком для реализации целей этого человека либо целей группы людей, сплоченной общей идеей. К истинным Рунам они отношения не имеют. Несомненно, внешне они могут быть очень похожи на Старшие Руны – но это лишь внешнее сходство. Так похожи, скажем, звезды на ночном небе на «звезды» на куполе планетария – сознание их воспринимает одинаково по внешним значимым признакам, в строе Рун это угловатость написания, некое неосознаваемое сходство с исторически сложившимся системами письма и загадочность описания их автором. Но подобные системы всегда остаются лишь отражением мировоззрения создавшего их человека. Тогда как Старшие Руны отражают истинную картину реальности – и к людям, их иллюзорному представлению о истине, отношения не имеют.

Главное отличие Рун от их профанации состоит в отличии Символов и Знаков. Руны – символы, они автоматически при визуализации либо восприятии активизируют соответствующие программы бессознательного, настроенные на событийные процессы соответствующих Рун. Знаки же являются некими договоренностями между группами людей, активизируют лишь сознательный посыл делать то или иное, входить в то или иное состояние... На людей, не ознакомленных с системой знаков, они никакого воздействия оказывать не будут и никакой информации (тем более свыше) не дадут. Таковы системы современных, созданных умом человека «Рун».

 

 

Глава 3


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 131; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!