Тема 3 Теоретические методы в социальной работе



Методы теоретических исследований направлены на то, чтобы постичь сущность предмета с помощью понятий. Так, метод восхождения от абстрактного к конкретному заключается в движении теоретической мысли ко всё более полному, всестороннему и целостному воспроизведению предмета. Он характеризует направление процесса познания, т. е. его движение от менее содержательного к более содержательному знанию. Метод восхождения от абстрактного к конкретному предполагает постоянное обогащение содержания теоретической мысли, которое выражается во введении всё новых и новых понятий, раскрывающих в своей совокупности сущность исследуемого предмета.

Познание включает в себя не только исследование предметов, но и преобразование имеющегося уже знания. Такое преобразование осуществляется посредством рассуждений, составляющих предмет исследования логики. Согласно принятому в логике пониманию, рассуждение (или умозаключение) представляет собой выведение одного высказывания из других. Выраженное всегда в некотором языке, оно состоит по крайней мере из двух высказываний (т. е. повествовательных предложений), одно из которых играет роль заключения, а остальные – роль посылок. Под посылками имеются в виду высказывания, из которых в процессе рассуждения выводится другое высказывание. В своих рассуждениях мы всегда исходим из каких-то положений, принимаемых нами на том или ином основании (например, в силу нашей убеждённости в их истинности). Эти положения, образующие исходный пункт наших рассуждений, и выступают в качестве посылок. Что касается заключения, то под ним имеется в виду высказывание, которое выводится из других высказываний в процессе рассуждения. Собственно говоря, мы обращаемся к рассуждениям именно для того, чтобы из одних высказываний, играющих роль посылок, выводить в качестве заключения другие высказывания.

Выделяют два основных метода преобразования знания – дедукцию и индукцию. Согласно традиционному пониманию, дедукция представляет собой переход от общего к частному. Рассуждения, основанные на ней, называются дедуктивными. Они характеризуются тем, что используемые в них правила вывода гарантируют истинность заключения при условии истинности посылок. Иными словами, если дедуктивное рассуждение правильно, а его посылки истинны, то и выводимое из них заключение истинно. Дедуктивное рассуждение считается ошибочным, если его посылки истинны, а заключение ложно. В этом случае говорят, что в нём содержится ошибка «не следует». Так, рассуждение «Во всех цивилизованных странах существует социальная работа; Швеция – цивилизованная страна; следовательно, в Швеции существует социальная работа» правильно, поскольку в нём из истинности посылок «Во всех цивилизованных странах существует социальная работа» и «Швеция – цивилизованная страна» следует истинность заключения «В Швеции существует социальная работа». С другой стороны, рассуждение «Во всех цивилизованных странах существует социальная работа; в России существует социальная работа; следовательно, Россия – цивилизованная страна» неправильно, поскольку в нём из истинности посылок «Во всех цивилизованных странах существует социальная работа» и «В России существует социальная работа» не следует истинность заключения «Россия – цивилизованная страна».

В противоположность дедукции, индукция представляет собой переход от частного к общему. Она лежит в основе рассуждений, называемых индуктивными. Эти рассуждения характеризуются тем, что они не гарантируют истинность заключения при условии истинности посылок. Их посылки лишь в той или иной степени подтверждают заключение, т. е. делают его вероятным, но не достоверным. Поэтому в индуктивных рассуждениях часто совершается ошибка, называемая поспешным обобщением.

Индуктивные рассуждения играют важную роль в тех областях знания, которые связаны с опытом. Достаточно сказать, что законы природы и общества имеют вероятностный характер, поскольку они получены в результате индуктивных обобщений данных опыта. В логике выработаны специальные процедуры, использование которых позволяет повышать вероятность заключений индуктивных рассуждений. Хотя эта вероятность всегда меньше единицы, она может быть достаточно высокой, чтобы позволять оперировать заключениями индуктивных рассуждений как фактическими истинами. Так, утверждение о снижении уровня жизни населения России, начавшемся в 1991 г., воспринимается как такая истина, хотя оно основывается на результатах индуктивных обобщений, имеющих всегда вероятностный характер.

Не менее важным методом теоретического исследования является анализ и синтез, представляющий собой мысленное или фактическое разложение целого на составные части и воссоединение его из частей. Расчленение целого на составные части позволяет выявить структуру исследуемого объекта, отделить в нём существенное от несущественного, а также свести сложное к простому. Анализ имеет своей целью познание частей как элементов сложного целого, однако он приводит к выделению сущности, которая ещё не связана с конкретными формами её проявления. Поскольку единство не раскрыто им как единство в многообразии, оно остаётся абстрактным. С другой стороны, синтез представляет собой процесс объединения в единое целое тех частей, которые выделены посредством анализа. Идя от тождественного к различию, он соединяет общее и единичное в живое конкретное целое. Синтез дополняет анализ, находясь с ним в неразрывном единстве.

Предметы, свойства и отношения. Научное исследование начинается обычно с анализа, который не просто неразрывно связан с синтезом, а образует с ним по существу единый общенаучный метод. При определении анализа и синтеза обращаются к понятиям предмета, свойствам и отношениям.

Предмет (или вещь) представляет собой отдельную часть или единицу существующего, т. е. все то, что может находиться в отношении или обладать каким-либо свойством.

Одни философы (Декарт, Гоббс, французские материалисты XVIII в.) отождествляли его с телом, другие (Беркли, Мах) понимали как совокупность ощущений, а третьи (Платон, Гегель) рассматривали как отражение идей или понятий. Предметы могут быть материальными или идеальными (понятия, суждения и т. п.). Изменение предмета представляет собой процесс, который в свою очередь можно рассматривать как предмет, поскольку он также является совокупностью многих свойств. Предметы, занимающие определенный объем в пространстве, называются телами. Однако многие предметы не являются телами (физические поля, элементарные частицы и т. д.). В качестве предметов можно рассматривать свойства и отношения, которые в этом случае называются абстрактными предметами. Любая совокупность предметов, объединенных некоторым отношением, представляет собой новый предмет с теми или иными свойствами.

В современной логике и методологии науки особо выделяется понятие предмета исследования, которое противопоставляется понятию объекта исследования. Под предметом исследования обычно понимается та сторона объекта, которая рассматривается в данном исследовании. Иногда предмет исследования трактуют и более широко, включая в него также эмпирическую область исследования, исследовательские средства и процедуры, а также задачу исследования. При разграничении предмета и объекта исследования оказывается, что один и тот же объект может быть предметом ряда различных исследований (например, исследование знаковых систем в логике, лингвистике, психологии и социологии). В таком случае возникает проблема синтеза этих предметов, решение которой имеет своей целью построение единой теории объекта. Так, применительно к знаковым системам ее пытается решить семиотика.

Свойство представляет собой философскую категорию, которая соотносительна категориям вещи и отношения и определяется обычно через них. Для традиции объективного идеализма характерно понимание его как общего, существующего независимо от единичных вещей и включаемого в сферу сознания, т. е. понимание, основанное на отрыве его от вещи. Субъективный идеализм отождествляет свойство с ощущениями, отрицая тем самым его объективный характер. Для многих представителей современной логики характерно отождествление свойства с классом (например, свойство белизны будет тождественно классу всех белых предметов). Приведенные определения отражают различные стороны категории свойства, но ни одно из них не выражает полностью того смысла, который вкладывается в нее в науке и повседневной жизни. Учитывая это, можно определить свойство как то, что, будучи отнесено к предмету, не образует нового предмета. Свойство можно определить также как то, что является общим множеству предметов, или как то, что различает предметы.

В зависимости оттого, каким образом изменяются свойства, их можно разбить на несколько видов:

· точечные свойства, не обладающие интенсивностью и поэтому не могущие ее менять (например, «стеклянный», «электрический», «материальный» и т. д.);

· одномерные (или линейные) — свойства, обладающие в предмете определенной интенсивностью, которая может быть большей или меньшей (например, «длина», «масса», «температура» и т. д.);

· многомерные — свойства, меняющиеся в двух и более отношениях (например, скорость, меняющаяся по направлению и по модулю).

Естественные науки, а также математика стремятся исследовать прежде всего линейные и многомерные свойства вещей. Науки гуманитарного цикла имеют дело главным образом с точечными свойствами или свойствами, которые приближенно рассматриваются как точечные. В современной науке усиливается тенденция к преодолению различия между науками, имеющими дело с различными видами свойств. Например, статистические методы, связанные с исследованием линейных свойств, проникают в языкознание и другие гуманитарные науки. У каждого свойства вещи имеется свой носитель, который в ряде случаев может быть тождествен самой вещи. Так, носителем свойства массы, присущего телу, является само тело, но свойство разумности человека не распределяется равномерно по всему человеку, а имеет специальный носитель, в качестве которого выступает центральная нервная система. Вообще чем сложнее свойство, тем более специфическим является его носитель.

Отношение представляет собой философскую категорию, характеризующую определенные взаимозависимости элементов некоторой системы. Имея объективный и универсальный характер, оно может выступать в роли свойства или признака вещей. Вещь, взятая в разных отношениях, выявляет различные свойства. Отношения вещей и явлений друг к другу бесконечно многообразны: пространственные и временные, причинно-следственные, отношения части и целого, формы и содержания, внешнего и внутреннего и др. Особый их тип составляют социальные отношения, входящие в социальную структуру общества, т. е. совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп, а также социальных институтов и отношений между ними.

Под социальными отношениями имеются в виду отношения между группами людей, занимающими разное положение в обществе, принимающими неодинаковое участие в его экономической, политической и духовной жизни, различающимися образом жизни, уровнем и источниками доходов, а также структурой личного потребления. Субъектами этих отношений являются различные общности людей, вступающие в активное взаимодействие между собой, на основе которого формируется определенный способ их совместной деятельности. Социальные отношения представляют собой отношения равенства и неравенства социальных групп по положению, а также роли в общественной жизни. Они являются взаимоотношениями групп друг с другом, способными на основе совпадения или же столкновения их интересов принимать характер дружественного сотрудничества или же конфликта. Такие взаимоотношения могут принимать прямую или косвенную форму, например через отношения с государством. Изменения характера социальных отношений обусловливаются изменениями в социальном положении, а также социальном облике взаимодействующих общностей. С другой стороны, понятием социальных отношений характеризуется взаимное положение групп в обществе, т. е. то содержание, которое вкладывается в понятие социальных различий. Эти различия связаны с неодинаковыми, неравноценными возможностями, а также условиями существования и развития личности в зависимости от ее принадлежности к той или иной социальной общности.

Понятие и виды анализа

Анализ представляет собой процедуру мысленного, а часто также и реального расчленения предмета, свойства предмета или отношения между предметами на части.

Эта процедура входит органической составной частью во всякое научное исследование и образует обычно его первую стадию, на которой исследователь переходит от нерасчлененного описания изучаемого объекта к выявлению его строения, а также свойств. Как познавательный процесс, анализ изучается психологией, а также теорией познания и методологией науки. При анализе предмета выявление строения целого предполагает не только фиксацию частей, из которых оно состоит, но и установление отношений между ними. Если анализируемый предмет рассматривается как представитель некоторого класса, то его анализ позволяет переносить получаемое знание на другие предметы. С другой стороны, в результате анализа свойства предмета или отношения между предметами они расчленяются на составляющие их свойства и отношения.

Специфика анализа зависит от природы исследуемого объекта, т. е. в рамках каждого научного направления существует целый ряд особых познавательных задач и соответствующих им линий анализа. Так, в логике анализ рассуждения предполагает отвлечение от его содержания и выявление логической формы, воспроизведение схемы дедукции, а также установление правильности или неправильности вывода. В теории коммуникации разработаны несколько видов анализа:

· автоматический — извлечение данных, выражающих в однозначной и явной форме смысл текста;

· грамматический — определение грамматической категории и функциональной роли слова в предложении;

· независимый — анализ текста, осуществляемый в терминах языка-посредника.

В рамках специальной теории относительности существуют теоретические конструкты, у которых наличие объективных референтов далеко не очевидно и требует специального анализа. Сущность анализа в математике и теории решения задач заключается в таком исследовании структуры и свойств некоторого суждения, теоремы или понятия, которое осуществляется в ходе рассуждения, шаг за шагом приводящего к тому, что уже известно. Назначение такого анализа заключается в том, чтобы создать основу для движения мысли, которое обратно аналитическому, т. е. для синтеза, приводящего к искомому доказательству, определению или разрешению проблемы.

По способу осуществления различают следующие виды анализа:

· возвратный (регрессивный), предполагающий при исследовании фактов переход к анализу возможных причин, которые породили их;

· поступательный (прогрессивный), предполагающий исследование следствий, которые вызваны интересующими нас причинами;

· прямой , предполагающий расчленение непосредственного содержания какой-либо мысли, в результате которого осуществляется переход от родовых понятий к видовым, от видовых — к подвидовым и т. д.

Понятие и виды синтеза

Синтез представляет собой соединение различных элементов предмета в единое целое, которое осуществляется как в практической деятельности, так и в процессе познания.

В этом смысле он противоположен анализу, хотя и неразрывно связан с ним. Как познавательная операция, синтез имеет множество различных форм. Во-первых, эмпирические данные исследования того или иного объекта синтезируются при их теоретическом обобщении. Во-вторых, в теоретическом научном знании синтез выступает: а) в форме взаимосвязи теорий, относящихся к одной предметной области; б) как объединение конкурирующих, в определенных аспектах противоположных теорий (например, синтез корпускулярных и волновых представлений в современной физике); в) в форме построения дедуктивных теорий (аксиоматических, гипотетико-дедуктивных и т. д.). Кроме того, метод восхождения от абстрактного к конкретному также является одной из форм синтеза. Его содержание сводится к тому, что полученное в результате конкретное знание об исследуемом объекте является синтезом его многообразных абстрактных определений.

В процессе синтеза происходит восстановление первоначальной целостности исследуемого объекта, а также проверка полученных знаний о неизвестных ранее свойствах и отношениях данного объекта в рамках научной теории, служащей основанием для осуществления анализа. Различают несколько видов синтеза:

· возвратный (регрессивный) — при котором ход исследования направлен от данных фактов, полученных в результате предварительного анализа, к предполагаемым или первоначальным условиям;

· поступательный (прогрессивный) — при котором ход исследования направлен от причинных оснований к следствиям;

· прямой, связанный с переходом мысли от видовых понятий к родовым, от родовых — к типологическим и т. д.

Для современной науки характерны процессы синтеза не только внутри отдельных научных дисциплин, но и между разными дисциплинами, а также между естествознанием, общественными и техническими науками. В XX в. возник ряд так называемых интегративных наук, в которых синтезируются данные о структурных свойствах объектов различных дисциплин. Примерами таких наук являются кибернетика, семиотика, теория систем, а также социальная работа, возникшая в результате междисциплинарных исследований. Проблемы помощи нуждающимся, необычайно обострившиеся в странах Запада во второй половине XIX в., привлекали внимание зарождавшейся социологии, а также педагогики, психологии и других гуманитарных дисциплин, хотя ни одна из них не считала их предметом своего первостепенного интереса. Потребовались десятилетия совместных исследований представителей этих дисциплин, чтобы в начале XX в. на их стыке возникла новая область знания, получившая название социальной работы.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 726; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!