Диагностика музыкальных способностей детей

Nbsp; КОНТРОЛЬ ЗА РАЗВИТИЕМ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ   Музыкальные способности у всех детей выявляются по-раз­ному. У кого-то уже на первом году жизни все три основные способности проявляются достаточно ярко, развиваются быстро и легко. Это свидетельствует о музыкальности детей. У других способности обнаруживаются позже, развиваются труднее. Наиболее сложно развиваются у детей музыкально-слухо­вые представления — способность воспроизводить мелодию голосом, точно ее интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства дошкольников эта способность развивается лишь к пяти годам. Но отсутствие ран­него проявления способностей не является показателем сла­бости или тем более отсутствия способностей (Б. М. Теплов). Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок (особенно в первые годы жизни). Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впе­чатления. Все три основные музыкальные способности тесно взаимо­связаны. Так, оба компонента музыкального слуха (эмоциональ­ный и слуховой) могут проявляться у разных людей в различ­ных качествах. У одних наблюдается яркость эмоциональных впечатлений при восприятии музыки и относительная трудность воспроизведения мелодии голосом. Другие, обладая хорошими музыкально-слуховыми представлениями (даже абсолютным слухом) и легко воспроизводя мелодию, эмоционально менее отзывчивы на музыку. Но тесная связь эмоций, слуха и чувства ритма обнаруживается при анализе содержания каждой спо­собности: ладовое чувство связано с эмоциональным восприя­тием звуковысотного (и ритмического) движения, в основе му­зыкального ритма лежит восприятие и воспроизведение эмо­циональной выразительности музыки и т. д. Поэтому, если ка­кая-либо способность отстает в развитии, это может послужить причиной вялого развития других, так как музыкальные способ­ности не существуют независимо друг от друга. Важно вовремя устранить этот тормоз путем продуманной и совершенной педа­гогической работы         (Б. М. Теплов) Признавая динамичность, развиваемость музыкальных спо­собностей, бессмысленно проводить какие-либо разовые испы­тания и на основании их результатов предсказывать музыкаль­ное будущее ребенка. Нужны постоянные наблюдения за деть­ми с проведением диагностических срезов развития. Диагности­ка музыкальных способностей, проводимая один-два раза в год, позволяет судить о качественном своеобразии развития каждо­го ребенка и соответственно корректировать содержание заня­тий. Планирование и учет работы по музыкальному воспитанию, как правило, включает в себя только контроль за приобретае­мыми детьми программными навыками и умениями. Для того чтобы обучение носило развивающий характер, важно контро­лировать не только развитие навыков и умений, но и в первую очередь музыкальных способностей детей. Навыки и умения иногда выступают показателями развития той или иной способности, например овладение чистотой инто­нирования в пении является показателем развитости способно­сти музыкально-слуховых представлений. Но эта способность может проявляться не только в пении, но и игре на музыкальных инструментах по слуху. Поэтому, если ребенок затрудняется спеть, но может подобрать мелодию на инструменте, это также свиде­тельствует о наличии у него музыкально-слуховых представлений, но одновременно и об отсутствии скоординированности слу­ха и голоса. Как уже подчеркивалось выше, не всегда показателями раз­витости способностей являются приобретенные навыки и уме­ния. Так, способность эмоциональной отзывчивости на музыку (центр музыкальности) не может быть зафиксирована в навы­ках и умениях. Нужны специальные показатели, которые позво­ляют судить о ее развитии у ребенка. Диагностика способности чувства ритма также не может быть приравнена к овладению детьми двигательными навыками и умениями. Необходимы по­казатели, включающие эмоциональность, выразительность дви­жений и их соответствие ритму музыки. Игра на музыкальных инструментах может быть показателем развитости музыкально-слуховых представлений (и чувства ритма) только если мелодия подбирается по слуху, но не воспроизводится по показу или с применением цветовых и других обозначений. Диагностика музыкальных способностей различается тем, ка­кие способности в структуре музыкальности считаются основ­ными. В теории и практике музыкального воспитания принята диагностика, основанная на выявлении трех основных музыкаль­ных способностей — ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма (Б. М. Теплов). Эмоциональная отзывчивость на музыку (центр музыкаль­ности) в наибольшей степени проявляется в первой и третьей способностях. Исходя из этой структуры музыкальности важно определить показатели развитости каждой музыкальной спо­собности в соответствии с возрастными возможностями детей. Одним из показателей развитости ладового чувства яв­ляются любовь и интерес к слушанию музыки. Интерес к музыке выражается во внимании детей во время слушания, внешних проявлениях (двигательных, мимических, пан­томимических), просьбах повторить произведение, наличии лю­бимых произведений и т. д. Как одна из основ эмоциональной отзывчивости на музыку ладовое чувство проявляется не только в виде внешних эмоциональных реакций. В какой-то мере его показателем могут быть высказывания детей о прослушанной музыке, о ее характере, смене настроений (конечно, при доста­точном «словаре эмоций»). Кроме того, развитие ладового чув­ства определяется по умению различать устойчивые и неустой­чивые звуки при окончании на них мелодии, узнавать мелодию, по чувствительности к точности интонации. Музыкально-слуховые представления проявляются в двух ви­дах музыкальной деятельности: пении и подборе мелодий по слуху на музыкальных инструментах. В зависимости от возраста детей задания могут усложняться: пение хорошо знакомой ме­лодии с сопровождением, без сопровождения; пение малознакомой или незнакомой мелодии, несколько раз прослушанной; подбор по слуху хорошо знакомой короткой попевки или несколь­ко раз прослушанной; подбор мелодий и т. д. К показателям развитости чувства ритма относятся вырази­тельность движений, их соответствие характеру и ритму музы­ки. Дети начиная с 5 лет могут выполнять задания на воспро­изведение ритмического рисунка мелодии в хлопках, притопах, на музыкальных инструментах. Для каждой возрастной группы определяются показатели и задания, которые позволяют судить о динамике развития му­зыкальных способностей (табл. 1). Диагностика может прово­диться педагогом в течение нескольких занятий. Некоторые за­дания дети выполняют небольшими группами, другие — инди­видуально.    

Диагностика музыкальных способностей детей

Младшая группа

 

№ п/п Ладовое чувство Музыкально-слуховые представления Чувство ритма
1 Внимание.  Просьба повторить Подпевание знакомой мелодии с сопровожде­нием Воспроизведение в хлопках простейшего ритмического рисунка мелодии из 3—5 звуков
2 Наличие любимых произведений. Узнавание знакомой мелодии.    Подпевание Соответствие эмоциональ­ной окраски движений характеру музыки  
3   Внешние проявления (эмоциональные)   Соответствие ритма движе­ний ритму музыки

 

 

  Фамилия и  имя ребенка

Ладовое чувство

Музыкально- слуховые представления

Чувство ритма

 
п/п  

 

 

 

Репертуар
        № зада­ния Оценка № зада­ния Оценка № зада­ния Оценка    
1 Смирнов 1 4 1 3 1 4  
  Сергей 2 5 2 4 2 4  
    3 3 3 3 3 3  
2 Сидорова Таня 1 5 1 5 1 5    
    2 4 2 4 2 4  
    3 5 3 5 3 5  
3 Павлов Андрей 1 3 1 3 1 4  
    2 3 2 3 2 3  
    3 4 3 3 3 4  
4 Радугина Аня 1 5 1 4 1 4  
    2 4 2 4 2 4  
    3 4 3 4 3 3  
5 Дорошенко Антон 1 5 1 5 1 5  
    2 5 2 4 2 5  
    3 4 3 5 3 5  

 

Средняя группа

 

№ п/п

Ладовое чувство

Музыкально-слуховые представления Чувство ритма

1

Внимание Пение знакомой мелодии с сопровождением Воспроизведение в хлопках, в притопах, на музыкальных инструментах ритмического рисунка мелодии

 2

 Просьба повторить Пение малознакомой попевки (после нескольких ее прослушиваний) с сопровождением Соответствие эмоциональной  окраски движений характеру музыки с контрастными частями

 3

 Наличие любимых произведений Узнавание знакомой мелодии по фрагменту  Воспроизведение хорошо знакомой попевки из 3 — 4 звуков на металлофоне  

4

Внешние проявления (эмоциональные) (двух частная форма)   Соответствие ритма движений ритму музыки (с использованием смены ритма)

 5

 Определение, закончилась ли мелодия     

6

Определение правильности интонации в пении у себя и других    
         
  Фамилия и  имя ребенка

Ладовое чувство

Музыкально- слуховые представления

Чувство ритма

 
п/п  

 

 

 

Репертуар
        № зада­ния Оценка № зада­ния Оценка № зада­ния Оценка    
1 Смирнов 1 4 1 3 1 4  
  Сергей 2 5 2 4 2 4  
    3 4 3 4 3 4  
    4 5 4 5 4 5  
    5 5 5 5 5 5  
    6 4 6 4 6 4  
2 Сидорова Таня 1 5 1 5 1 5    
    2 4 2 4 2 4  
    3 5 3 5 3 5  
    4 4 4 4 4 4  
    5 4 5 4 5 4  
    6 4 6 4 6 4  
3 Павлов Андрей 1 3 1 3 1 4  
    2 3 2 3 2 3  
    3 4 3 3 3 4  
    4 3 4 3 4 3  
    5 4 5 4 5 4  
    6 3 6 3 6 3    
4 Радугина Аня 1 5 1 4 1 4  
    2 4 2 4 2 4  
    3 4 3 4 3 3  
    4 3 4 4 4 4  
    5 3 5 3 5 4  
    6 3 6 4 6 3  
5 Дорошенко Антон 1 5 1 5 1 5  
    2 5 2 4 2 5  
    3 4 3 5 3 5  
    4 5 4 5 4 5  
    5 5 5 5 5 5  
    6 4 6 4 6 4  

Старшая группа

 

п/п

Ладовое чувство Музыкально-слуховые представления Чувство ритма
1

Внимание

Пение знакомой мелодии с сопровождением Воспроизведение в хлопках, в притопах, на музыкальных инструментах ритмического рисунка мелодии
2

Просьба повторить

Пение знакомой мелодии без сопровождения Соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки с малоконтрастными частями
3

Наличие любимых произведений

Пение малознакомой мелодии (после нескольких ее прослушиваний) с сопровождением Соответствие ритма движений ритму музыки (с использованием смены ритма)
4

Внешние проявления (эмоциональные)

Пение малознакомой мелодии без сопровождения  
5

Высказывания о музыке с контрастными частями

Подбор по слуху хорошо знакомой короткой попевки на металлофоне  
6

Узнавание знакомой мелодии по фрагменту

Подбор по слуху малознакомой попевки  
7

Определение, закончилась ли мелодия

   
8

Окончание на тонике начатой мелодии

   
         
  Фамилия и  имя ребенка

Ладовое чувство

Музыкально- слуховые представления

Чувство ритма

 
п/п  

 

 

 

Репертуар
        № зада­ния Оценка № зада­ния Оценка № зада­ния Оценка    
1 Смирнов 1 4 1 3 1 4  
  Сергей 2 5 2 4 2 4  
    3 5 3 5 3 5  
    4 4 4 4 4 4  
    5 5 5 4 5 5  
    6 4 6 4   4  
    7 5 7 5 7 5  
    8 5 8 5 8 5  
                 
2 Сидорова Таня 1 5 1 5 1 5    
    2 4 2 4 2 4  
    3 5 3 5 3 5  
    4 5 4 5 4 5  
    5 4 5 4 5 4  
    6 4 6 5 6 5  
    7 5 7 5 7 5  
    8   8 4 8 4  
                 
3 Павлов Андрей 1 3 1 3 1 4  
    2 3 2 3 2 3  
    3 4 3 3 3 4  
    4 4 4 4 4 4  
    5 4 5 4 5 4  
    6 5 6 4 6 5  
    7 4 7 5 7 5  
    8 4 8 4 8 4  
                 
4 Радугина Аня 1 5 1 4 1 4  
    2 4 2 4 2 4  
    3 4 3 4 3 3  
    4 3 4 3 4 3  
    5 4 5 4 5 4  
    6 3 6 3 6 3  
    7 3 7 3 7 3  
    8 3 8 3 8 4  
                 
5 Дорошенко Антон 1 5 1 5 1 5  
    2 5 2 4 2 5  
    3 4 3 5 3 5  
    4 5 4 5 4    
    5 4 5 5 5 4  
    6 4 6 4 6 4  
    7 5 7 5 7 5  
    8 5 8 5 8 5  

 

 

КОНТРОЛЬ ЗА РАЗВИТИЕМ

МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

 

 

Автор: О. П. Радынова

 

 

                                                                                              


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 344; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!