Памятник княгине Ольге скульптора Зураба Церетели



Памятник Святой Равноапостольной Ольге скульптора В.М. Клыкова

 

В дни празднования 1100-летия первого упоминания Пскова в летописи в Детском парке в центре города 23 июля 2003 года открылся памятник Святой Равноапостольной Ольге работы скульптора Вячеслава Клыкова.

Академик Вячеслав Михайлович Клыков, известный русский скульптор и общественный деятель, народный художник РФ, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, лауреат Государственной премии РСФСР им.И.Е. Репина, обладатель золотой медали Академии художеств СССР, президент Международного фонда Славянской письменности и культуры. Генеральный директор Музея паркета, глава Всероссийского Соборного движения, генерал-лейтенант казачьих войск.

Он является автором более 40 работ, среди которых выделяются памятник Василию Шукшину (Алтайский край), памятник Святым равноапостольным Кириллу и Мефодию (Москва), памятник маршалу Георгию Жукову (Москва), памятник Петру Столыпину (Саратов), памятник Святой Равноапостольной Ольге (Псков).

Скульптором памятника Святой равноапостольной княгине Ольге является Вячеслав Михайлович Клыков, архитектором - Станислав Юлиевич Битный, главный архитектор города Пскова.

Бронзовая фигура княгини Ольги высотой 4,2 метра возвышается на цилиндрическом постаменте из белого камня такой же высоты. Ее взгляд направлен в сторону Троицкого собора, который, по преданию, был ею же и основан. Лик княгини увенчан нимбом, в ее руке - православный крест. Стоящий рядом с Ольгой мальчик - это ее внук, будущий князь Владимир Красно Солнышко, который, как известно, стал крестителем Руси. На монументе будущий князь держит в руках икону с изображением лика Спасителя.

 

На постаменте памятника изображены барельефы 12 псковских и российских святых: псковские князья Довмонт-Тимофей, Всеволод-Гавриил, князь Александр Невский, преподобные Никандр Псковский, Марфа Псковская и Васса Псково-Печерская, святитель Тихон (Патриарх Московский и всея России), Корнилий Псково-Печерский, митрополит Вениамин, Великая княгиня Елизавета Фёдоровна и блаженный Николай Салос.

А рядом расположены две памятные доски с именами тех, кто принимал участие в строительстве этого памятника и благоустройстве сквера.

Что касается основной идеи памятника, то в этом памятнике автор хотел отобразить родовую преемственность и утверждение православной веры на Руси. Поэтому на постаменте княгиня Ольга благословляет и одновременно охраняет князя Владимира-будущего крестителя Руси, держащего в руках икону. Пройдут десятилетия, прежде чем мальчик станет князем и мужем, и принесёт на Русь веру православную, объединившую все земли и все народы княжества.

Псковские святые: Кто увековечен на памятнике княгине Ольге

Святая Ольга (? - 969)

Княгиня, жена киевского князя Игоря и мать князя Святослава.

С её именем связано первое упоминание о Пскове в летописи (903 год), она считается основательницей Троицкого собора в Пскове. Благодаря её усилиям была укреплена крепость Пскова.

После смерти мужа, в малолетстве сына Святослава, а затем во время его походов управляла Киевской Русью.

Мудрая устроительница Русского государства была во всём первой. Около 955 года она крестилась в Византии. Став первой христианкой в русском княжеском роду, она первая начала вводить христианство на Русской земле. За свои заслуги в распространении христианства, за праведную жизнь княгиня была причислена к лику святых, и именуется православной церковью как Святая Равноапостольная Благоверная княгиня Ольга Российская.

Имя княгини осталось на псковской земле в топографических и географических названиях; в самом Пскове есть Ольгинская набережная, Ольгинский мост, вновь восстановлена Ольгинская часовня.

Псковские святые: Кто увековечен на памятнике княгине Ольге

Князь Владимир (?-15июля 1015)

Владимир был младшим сыном князя киевского Святослава и внуком святой Ольги. Существует версия, что князь Владимир родился на псковской земле, на берегу реки Кебь, впадающей в Черёху - в урочище Будник, и провёл здесь детские годы.

В детстве от мудрой бабки Ольги он слышал о превосходстве христианской веры. Князь послал 10 послов в разные страны, чтобы узнать сущность каждого вероисповедания.

Самое сильное и благоприятное впечатление на послов произвело богослужение греков в константинопольском храме во имя Софии Премудрости Божией.

В 988 году князь Владимир принял святое крещение в городе Корсунь. Перед крещением он был поражён слепотою, от которой внезапно получил исцеление во время совершения над ним таинства.

Через год по повелению князя киевляне с жёнами и детьми собрались к Днепру, и здесь было совершено общее крещение. Тогда, как говорит летописец, земля и небо ликовали, видя множество спасаемых. Обратив в православную христианскую веру киевлян святой Владимир тем положил начало распространению веры Христовой по всей России.

Владимир строил храмы, заботился о воспитании детей, учреждал больницы. Нищие, бедные, слабые находили у него помощь и защиту.

При Владимире Древнерусское государство вступило в период своего расцвета, усилился его международный авторитет.

Блаженная кончина святого равноапостольного великого князя Владимира наступила 15 июля 1015 года в селе Берестово, близ Киева.

В Пскове когда-то улица М. Горького носила благозвучное название Княже-Владимирской. В Черской Псковского района в наше время выстроен и действует храм в честь равноапостольного князя Владимира. В Буднике (Ядровской волости Псковского района) но благословению владыки Евсевия псковские казаки воздвигли часовню во имя Владимира.

Просветитель Руси князь Владимир является крестным отцом страны нашей Российской. От него пошла Святая Русь.

Всеволод - Гавриил (? - 24 февраля 1138)

Князь Всеволод, во святом крещении Гавриил, был сыном великого князя Мстислава, внуком Владимира Мономаха.

Почти вся его жизнь прошла в Новгороде, где княжил отец. Здесь он провёл детство, здесь он княжил в течение двадцати лет.

В 1136 году после новгородского возмущения был осуждён на изгнание из Новгорода. Всеволод ушёл в Киев, где дядя, князь Ярополк, дал ему в держание Вышгородскую волость близ Киева. Здесь в X веке жила святая равноапостольная великая княгиня Ольга. В 1137 году жители Пскова призвали его княжить на псковской земле - родине святой Ольги. Таким образом, святой Всеволод стал первым псковским князем, избранным по воле самих псковичей.

Святой Всеволод прокняжил в Пскове только один год. Но оставил в сердцах его жителей благую память о себе, а в городе - заложенный им каменный храм во имя Святой Троицы. 11 февраля 1138 года он скончался, прожив 46 лет.

Псковичи считают Всеволода-Гавриила не только своим первым князем, но и небесным защитником и покровителем наряду со святым Довмонтом-Тимофеем.

Александр Невский. (30 мая 1220 - 14 ноября 1263)

Сын великого князя Ярослава Всеволодовича, внук св. Андрея Боголюбского и правнук знаменитейшего среди русских князей Владимира Мономаха святой Александр родился 30 мая 1220 года в городе Переяславле-Залесском.

Князь Александр отличался разумом, мужеством, крепостью телесных сил, величественной красотою, правдолюбием, сострадательностью и истинно христианским благочестием. Отроческие годы Александра прошли в Новгороде.

В 1228 году вместе с братом Фёдором (умер в 1233 году) был посажен на княжение в Новгороде. В 1236 году после отъезда отца в Киев Александр стал самостоятельно править Новгородом.

В 1239 в Торопце святой князь Александр вступил в брак с дочерью полоцкого князя Брячислава, которая в крещении носила имя Александры.

Князь Александр прославил своё имя в борьбе со шведами, немцами и литовцами, которые стремились овладеть Псковом и Новгородом. В 1239 году были построены городки по реке Шелонь, включая Порхов, против набегов литовцев. В 1240 году князь Александр разгромил шведский отряд в устье реки Невы и после этой победы был назван Невским.

В 1242 году Александр освободил город Псков от немцев. В том же году на льду Чудского озера одержал славную победу в сражении над ливонскими рыцарями («Ледовое побоище»), а затем в 1242 и 1245 гг. одержал целый ряд побед над литовцами.

Став в 1250 году великим князем Владимирским, святой Александр много потрудился над восстановлением и устройством Русской земли, сильно в то время страдавшей от насилия татар, и являл себя твёрдым защитником и хранителем православия.

С именем князя Александра связывают грамоту, упорядочившую псковское законодательство на основе норм «Русской Правды». От неё протянулась прямая нить к «Псковской судной грамоте» (1397 год).

Тяжёлые труды и подвиги истощили здоровье князя. Возвращаясь из четвёртого путешествия в Орду, Александр занемог и. приняв схиму с именем Алексий, скончался 14 ноября 1263 года.

Псковичи чтят князя-освободителя во все века. Первую церковь в его честь они возвели в 1547 году. В начале 20 века только в Пскове насчитывалось уже пять церквей и часовен во имя святого благоверного князя Александра Невского. Ныне на Завеличье действует воинский храм Александра Невского.

24 июня 1993 года на горе Соколихе недалеко от Пскова был воздвигнут монумент воинам и князю Александру Невскому.

Князь Довмонт-Тимофей (? - 20 мая 1299)

Святой благоверный князь Довмонт (Даумантас) происходил из рода князей литовских. Спасаясь от смут, происшедших в Литве, Довмонт нашёл прибежище в городе Пскове, где поселился в 1265 году вместе с 300 литовскими семьями.

Здесь он принял православную веру, получил при крещении имя Тимофей. В 1266 году псковичи, видя мужество и добронравие Довмонта, избрали его своим князем. Женой ему стала внучка Александра Невского Мария.

33 года Довмонт ревностно охранял приютивший его город. Он предпринял несколько успешных походов с дружиной в Литву, откуда литовский князь Гердень совершал набеги на псковские земли.

Боролся против датчан и ливонских рыцарей.

18 февраля 1268 года Довмонт во главе русского войска участвовал в битве при Раковоре (современный Раквере в Эстонии) и в ознаменование победы над неприятелем построил первый храм на будущей территории Довмонтова города в честь своего небесного покровителя Тимофея Газского.

В апреле 1268 года Довмонт с небольшою дружиной в 60 воинов разбил отряд ливонцев из 800 человек, вторгшихся в пограничные псковские сёла. В знак победы князь построил храм в честь покровителя воинов Святого Георгия. В июне 1272 года у стен Пскова Довмонт со своими воинами разбил многотысячное войско ливонцев, которые впоследствии долгое время не решались нарушать русские границы.

В последней четверти 13 века в период относительного внешнего затишья псковичи под руководством князя построили Довмонтов город, сделав Псков образцовой средневековой крепостью.

Скончался Довмонт-Тимофей 20 мая 1299 года. Похоронен в княжеской усыпальнице Троицкого собора.

Считается небесным покровителем Пскова. Его имя и подвиги прославлены в летописи, отражены в русских иконах. На памятнике «Тысячелетию России», установленном в 1862 юлу в Новгороде, среди 109 фигур выдающихся деятелей Российского государства, выкованных на рельефе, есть и изображение Довмонта.

Марфа Псковская (? - 8 ноября 1300)

Псковская преподобная благоверная княгиня, инокиня Марфа (в миру Мария), дочь великого князя владимирского Дмитрия Александровича и внучка святого Александра Невского, была женою псковского князя Дрвмонта-Тимофея.

Князь Довмонт вместе с супругой Марией покровительствовали Иоанно-Предтеченскому монастырю на Завеличье. Считается, что основан был монастырь в 1240 году тёткой князя Довмонта, княгиней Евфросинией, в иночестве Евпраксией.

Из монастырских актов известно, что князь Довмонт с княгиней Марией пожертвовали на монастырь различные земельные угодья в городе Гдове.

После кончины супруга Мария насовсем переселилась в Иоанно-Предтеченский монастырь, где приняла иноческое пострижение. Скончалась в этом же монастыре 8 ноября 1300 года.

На иконе Знамения Божией Матери из Спасо-Мирожского монастыря изображены святой благоверный князь Довмонт и его святая благоверная супруга княгиня Мария.

Васса Псково-Печерская (? - около 1473)

Преподобная Васса (Мария) Псковская, супруга московского священника и первого строителя Псково-Печерского монастыря - Иоанна Шестника (в монашестве Иона). Во второй половине 15 века она вместе с супругом и двумя малолетними сыновьями прибыла на Псковскую землю из Юрьева (ныне - город Тарту), где в Георгиевском храме служил её муж. В те времена в Прибалтике православное население подвергалось жестоким гонениям со стороны немцев-католиков.

В Пскове священник Иоанн стал служить в Троицком соборе. Узнав об открытии пещер у реки Каменец, забрал семью и с ней отправился к пещерам и начал копать в горе церковь к западу от пещеры.

Из летописи известно, что жена его, матушка Мария, вместе с сыновьями принимала участие в «ископании храма».

Около 1473 года матушка Мария скончалась после болезни, приняв монашеский постриг перед смертью с именем Васса. По летописи, она была первым лицом в истории Псково-Печерского монастыря, принявшим в нём монашеский образ.

Святые преподобные Иона и Васса - покровители супружества. Сохранился святой источник матушки Вассы, который, по преданию, имеет целебную силу.

Корнилий Псково-Печерский (?-20 февраля 1570)

Преподобный игумен Псково-Печерского монастыря в 1529-1570 годах.

Родился Корнилий в 1501 году в Пскове в боярской семье. Чтобы дать сыну образование, родители отдали его в Псковский Мирожский монастырь. Там под руководством старцев он обучился грамоте, иконописи и многим другим ремёслам.

Позднее Корнилий принял постриг в Псково-Печерском монастыре.

В 1529 году преподобный Корнилий, служивший образцом богоугодной жизни, был возведён в сан игумена и избран настоятелем монастыря. При Корнилии монастырь достиг наивысшего расцвета.

Он создал при обители иконописную мастерскую, книжно-литературную школу, распространял православие среди народностей эстов и сету.

Трудами игумена Корнилия вокруг монастыря была устроена каменная ограда с крепостными башнями и тремя укреплёнными воротами. Обитель стала неприступной крепостью.

В середине 16 века в обители велась летопись древнего Пскова и была собрана богатая библиотека. Преподобный Корнилий завёл большой монастырский «Синодик» для поминовения усопших, «Кормовую книгу», составил «Описание чудес Печерской иконы Богоматери». В 1531 году написал «Повесть о начале Печерского монастыря».

Ложно обвинённый завистниками перед Иоанном Грозным в связях с литовским княжеством преподобный Корнилий 20 февраля 1570 года принял мученическую смерть.

Никандр-пустынножитель (1507-1581)

Преподобный Никандр Псковский родился в 1507 году в селе Виделебье на Псковщине, в миру назывался Никоном. После смерти отца Никон отправился в Псков, служил у купца Филиппа, который отдал его учиться грамоте. Никон мечтал об уединённой жизни и служении богу. Узнав о пустынном месте между Псковом и Порховом, он поселился в пустыни на р. Демянке. Соорудив себе хижину, Никон жил в одиночестве 12 лет, изредка посещая Псков. Купец Филипп дал за Никона вклад в Крыпецкий монастырь, где Никон принял постриг с именем Никандр, после чего вновь поселился в пустыни и жил уединённо 15 лет.

Уединение Никандра стали нарушать паломники, узнавшие о праведном пустынножителе. Не желая мирской славы, Никандр покинул пустынь и ушёл в Крыпецкий монастырь, где служил более трёх лет. Из-за недовольства братии он вынужден был вернуться в прежнюю пустынь на оз. Демяно, где прожил в уединении последние 39 лет. Ещё при жизни преподобный Никандр прославился исцелением больных и даром прозрения, помогая людям в их бедах.

Умер преподобный Никандр в одиночестве во время осады Пскова Стефаном Баторием 24 сентября 1581 года.

В 1584 году на месте подвигов преподобного Никандра была создана обитель, которую стали называть Никандровой пустынью.

В 20-е годы монастырь был разрушен, ныне восстанавливается.

Николай Салос (? - 28 февраля 1576)

Святой Николай жил в Пскове в 16 веке. Псковичи звали его Микула (Микола, Никола) Салос, что в переводе с греческого означает «блаженный, юродивый». Ещё при жизни, почитая как святого, его называли Микула Свят.

Более тридцати лет совершал он подвиг добровольного, мнимого безумия, избегая тем самым истинного безумия мира, погрязшего в страстях и пороках. Зимой и летом ходил он в ветхой одежде, почти нагой, перенося с терпением и сильнейшие морозы, и чрезмерную жару. Блаженный Николай жил неподалёку от Троицкого собора Пскова, в келье под соборной колокольней. За внешне безумными поступками, бессмысленными словами блаженный Николай скрывал своё духовное богатство, обладал даром чудотворения и пророчества.

На соборной площади Псковского кремля произошли те события, которые и прославили Николая как заступника за Псков от царя Иоанна Грозного. В феврале 1570 года, во время похода Иоанна Грозного на Псков, встретил его у ворот города и обличил в кровожадности, угрожая возмездием. Устрашённый царь оставил Псков, не разоряя его.

Скончался блаженный Николай 28 февраля 1576 года. По особому почитанию жителей Пскова он был погребён под соборным храмом - такой почести удостаивались только князья и архипастыри.

Великая княгиня Елизавета Феодоровна (1864-1918)

Святая мученица Великая княгиня Елизавета Феодоровна, родная сестра последней Российской императрицы, родилась 1 ноября 1864 года в Дармштадте (Германия). В Россию попала в 19 лет, выйдя замуж за Великого князя Сергея Александровича Романова, брата императора Российского Александра III. 25 апреля 1891 года приняла православие.

В том же году Сергей Александрович был назначен московским генерал-губернатором, а его супруга стала не только первой дамой Москвы, но и первой в то время благотворительницей. 18 февраля 1905 года взрывом бомбы был убит Сергей Александрович. После смерти мужа Великая княгиня, отказавшись от блестящего положения в свете, обосновала Марфа-Мариинскую обитель.

Став её настоятельницей, Елизавета Феодоровна создала при обители приют для девочек, воскресную школу для женщин, работающих на фабрике, столовую для бедных на 300 человек, мастерскую по пошиву одежды для обездоленных, больницу, библиотеку.

От дел её отлучали только паломнические поездки. Любила она и псковские святые места. Особенно близка ей стала Елеазарова пустынь. Здесь Елизавета Феодоровна приняла участие в постройке церкви около келий схиархимандрита Гавриила. Почти ежегодно посещала псковскую землю и дарила Спасо-Елеазаровскому монастырю богатые вклады.

Всего 9 лет было отпущено Великой княгине на высокое служение. 18 июля 1918 года Елизавета Феодоровна была сброшена заживо в шахту под Алапаевском (Пермская губерния).

В псковском храме Александра Невского хранится частица святых мощей Великой княгини.

 

Святитель Тихон (19 января 1865 - 7 апреля 1925)

Святитель Тихон, патриарх Московский и всея Руси (в миру Василий Иванович Белавин) родился 19 января 1865 года в семье священника погоста Клин Торопецкого уезда Псковской губернии (ныне деревня Клин Куньинского района Псковской области).

С 1878 по 1883 год учился в Псковской духовной семинарии. В 1888 году окончил Петербургскую духовную академию и, получив степень кандидата богословия, вернулся в Псков, где преподавал в духовной семинарии. В 1891 году в семинарской церкви принял монашество с именем Тихон.

Патриарх Тихон был чрезвычайно энергичным, неутомимым церковным и гражданским деятелем. Служил в Польше, в Америке - в качестве архиепископа Алеутского и Северо-Америкапского.

С 1907 года - архиепископ Ярославский, в 1913 году - архиепископ Вилен-ский и Литовский. С августа 1917 года митрополит Московский, а с 5 ноября 1917 года на Поместном соборе в храме Христа Спасителя был избран по жребию Патриархом Московским и Всея Руси.

После Октябрьской революции 1917 года патриарх Тихон считал своим долгом не вступать в политическую борьбу и сохранить церковь. В августе 1921 он обратился с Посланием о помощи голодающим и благословил добровольное пожертвование церковных ценностей, не имеющих богослужебного употребления. Советское правительство расценило это как саботаж, в связи с чем патриарх Тихон находился в заключении с апреля 1922 года по июнь 1923.

Скончался патриарх Тихон в Донском монастыре 7 апреля 1925 года. Похоронен в Малом соборе этой обители.

Митрополит Вениамин (1874 - 1922)

Святой Вениамин (в миру - Казанский Василий Павлович) родился в 1874 году в Олонецкой губернии в семье священника.

Будущий святитель окончил Санкт-Петербургскую духовную академию и там же в 22 года он принимает монашеский постриг с именем Вениамин. Уже в 29 лет он был возведён в сан архимандрита. Спустя ещё 8 лет (24 января 1910 года) архимандрит Вениамин был посвящён в сан епископа города Гдова.

В 1917 году архиепископ Вениамин стал петроградским митрополитом. Вскоре митрополит Вениамин был назначен священноархимандритом Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры.

В последние годы своей жизни он пережил всё: тюрьму, суд, общественное «заплевание», продажность и непостоянство людей. Владыка был обвинён в сопротивлении изъятию церковных ценностей и вместе с тремя своими сподвижниками приговорён к смертной казни. В ночь с 12 па 13 августа 1922 года они были расстреляны.

На братском кладбище Александре- Невской Лавры ему воздвигнут крест над символической могилой.

Монумент княгини Ольги и ее внука – будущего князя Владимира, а также двенадцати покровителей города Пскова напоминает о тех людях, которые положили начало становлению и развитию русской государственности, а также тех, кто дал жизнь православной вере и стойко защищал свободу города Пскова.

 

Памятник княгине Ольге скульптора Зураба Церетели

 

15 лет назад в Пскове появился ещё один памятник княгине Ольге – подарок знаменитого скульптора Зураба Церетели.

Зураб Константинович Церетели - советский и российский художник-монументалист, скульптор, педагог, профессор. С 1997 года — Президент Российской академии художеств. Автор более 5000 произведений живописи, графики, скульптуры, монументально-декоративного искусства (фрески, мозаики, панно) и др.

Открытие памятника княгине Ольге произошло 22 июля 2003 года в сквере рядом с гостиницей "Рижская" недалеко от консульств - Латвийского и Эстонского.

Памятник Ольге работы Церетели открыли первым. Это произошло 22 июля 2003 года в сквере рядом с гостиницей "Рижская".

На бетонном основании установлен гранитный постамент высотой 3 метра. Он изготовлен из цельного куска красного гранита Капустинского месторождения (Украина).

На постаменте возвышается бронзовая скульптура княгини Ольги. Бронзовый памятник был отлит в мастерской "Литейный двор" в Санкт-Петербурге. Высота памятника с постаментом составляет 6,7 метра.

Зураб Церетели представил великую княгиню как суровую воительницу. Правая рука Ольги опирается на меч, левую – она держит на щите.

Считается, что изображая Ольгу в таком образе, Церетели проиллюстрировал цитату из жития святой равноапостольной княгини Ольги: "...И управляла княгиня Ольга подвластными ей областями Русской земли не как женщина, но как сильный и разумный муж, твердо держа в своих руках власть и мужественно обороняясь от врагов. И была она для последних страшна..."

 

Как известно, после смерти князя Игоря Ольга взяла на себя управление Киевской Русью и подавила восстание древлян. Ольга первая на Руси установила специальную систему налогов, разделила русские земли на волости. На территории Новгородской земли, при правлении княгини Ольги, были созданы становища и погосты на пересечении торговых путей, что значительно укрепило Киевское государство с северо-западной стороны.

В работе Зураба Церетели Ольга стоит с большим двуручным мечом и щитом, и больше всего напоминает девиц-воительниц из модного сегодня иллюстративного ряда фэнтези. Чувствуется, что она этим мечом прекрасно фехтует и может не одну дружину положить.

Этот образ понравился далеко не всем, однако зурабовская Ольга вполне вписалась в архитектуру современного Пскова.

Зураб Церетели: "Я хотел патриотизм выразить. Чтобы все были патриоты, страну защищали. И еще я хотел, чтобы молодежи было понятно. Чтобы такой был образ, который создает дружбу поколений".

Таким образом, в год своего 1100-летия Псков получил в дар два памятника княгине Ольге. При торжественном открытии каждого памятника в Пскове присутствовали их создатели: Вячеслав Клыков и Зураб Церетели.

 

Монумент «Ледовое побоище»

 

В сердцах людей, сказаниях и фресках
Святая память сотни лет живет
О том, как славный Александр Невский
Крушил врага, да так, что треснул лед.
Вновь на коне, с дружиной непреклонной
Стоит Великий князь, как Пскова щит.
И как тогда, на камне на Вороньем,
На запад победителем глядит.
(Татьяна Рыжова) и фото

 

В июле 1993 года на горе Соколихе к северу от Пскова открыт памятник князю Александру Невскому в память о победе русских воинов в Ледовом побоище.

Бронзовый монумент "Ледовое побоище" или ещё называют "мемориал Александра Невского", высота которого 30 метров, стал одним из самых величественных памятников России, одним из наиболее красивых, и значительных в Псковской области.

По выражению заслуженного строителя России, псковича Юрия Васильевича Анфиногенова, «именно с монумента на Соколихе начинается наша малая, но бесконечно великая Родина».

С 1995 года на Псковской земле проходят Дни воинской Славы России. Ежегодно, 18 апреля, монумент русским воинам и князю Александру Невскому, воздвигнутый на горе Соколиха Псковского района, становится центром торжеств, посвященных этой знаменательной дате.

Сюда обязательно привозят туристов, чтобы они полюбовались этим грандиозным сооружением и прекрасными видами окрестностей. Стало традицией и у псковских молодоженов в день свадьбы приезжать на Соколиху и возлагать цветы.

Гора Соколиха, самое высокое место в окрестностях Пскова, с нее город виден как на ладони была избрана скульптором Александром Козловским и архитектором Петром Бутенко еще в 1965 году как природный подиум для монумента «Ледовое побоище». Смысловые мотивы были такие: именно здесь, по Гдовской дороге Александр Невский возвращался в Псков после Ледового побоища.

От вершины и со склонов горы Соколихи, от круговой дорожки, очерченной вокруг монумента, раскрываются панорамы Пскова, ближних предместий, далекий вид на устье реки Великой и Псковское озеро.

Монумент зрительно связан с самыми знаковыми памятниками архитектуры: «с Александром Невским и его дружиной «разговаривают» Троицкий собор и устье реки Псковы, собор Рождества Богородицы, церкви и колокольня Снетогорского монастыря, зеленый массив монастырского парка. Сверкают синими главками церковь Петра и Павла Сереткина монастыря, придорожная часовня Четырех Святителей. Проглядывают из-за излучин Великой церковь Матвея в Писковичах и церковь Мины, Виктора и Викентия погоста Кусва. Эти памятники создают пространственный культурный каркас, лучи которого сходятся на вершине горы Соколихи, на памятнике, посвященном подвигу князя Александра Невского и его дружины».

В 1240 году одновременно началось нападение на русские земли шведов, немцев, датчан. Немецко-датское войско двинулось по суше из Ливонии на Псков, а шведы организовали поход с моря через Финский залив. Целью шведской агрессии было завоевание берегов Невы и Ладоги, что открывало им путь в Новгородские земли. Битва на Неве произошла 15 июля 1240 года в устье реки Ижоры. Русские под руководством молодого новгородского князя Александра Ярославича внезапно напали на шведское войско, что помогло одержать победу над превосходящим численно противником. После победы народ дал князю почётное прозвище - Невский.
В то же лето крестоносцы из всех крепостей Ливонии вместе с русским князем Ярославом Владимировичем взяли приступом Изборск, подошли к Пскову и неделю осаждали его. Боярин Твердило Иванкович предательски открыл ворота врагу. В городе был оставлен немецкий гарнизон и 2 наместника, остальное войско вернулось в Ливонию. Два года хозяйничали на псковских землях захватчики.
Александр Невский в то время находился в Переяславле, но когда немцы были в 40 км. от Новгорода, новгородцы попросили князя Ярослава вернуть на княжение Александра. Князь с войском из новгородцев, ладожан, карел, ижорян выбил немцев из Копорья и освободил новгородские земли. На помощь Александру князь Ярослав отправляет Владимиро-Суздальские полки с братом Александра князем Андреем. Объединив усилия, Александр внезапным ударом освобождает Псков и идет в земли эстов. Александр поставил войско на Чудском озере - «на Узмени, у Воронея камени». Битва, получившая в истории название Ледовое побоище, началась ранним утром 5 апреля 1242 года. До позднего вечера продолжалось сражение, в котором русские одержали победу.
«Идея увековечения памяти победы дружины Александра Невского в Ледовом побоище 1242 года берёт своё начало в 1963 году, когда научным сообществом были окончательно приняты и одобрены основные результаты работы Комплексной экспедиции АН СССР под руководством военного историка, генерал-майора Г. Н. Караева по уточнению места исторического сражения, и было принято принципиальное решение об установлении памятного знака, символизирующего точку в долголетнем споре учёных относительно точного места битвы».

В 1968 году был  проведён закрытый Всесоюзный конкурс на лучший проект памятника, в котором приняло участие несколько творческих групп скульпторов и архитекторов.

 «Наиболее удачным посчитали проект, представленный московским скульптором Иосифом Ивановичем Козловским: «он лаконичен и очень выразителен, символизирует мощь войска, стоящего на границе русских земель…»

 «И. И. Козловский активно взялся за дело.

На своей даче в Песках6 была специально воздвигнута мастерская, в которой разместился макет памятника в 1/6 натуральной величины. В мастерской имелись ворота, через которые по рельсовому пути памятник на специальной тележке выкатывался на вольный воздух, причём тележка имела ещё поворотный механизм, с помощью которого можно было рассматривать памятник под разными углами освещения»

Рядом была выстроена и конюшня, в которой проживал специально приобретённый И. Козловским Яшка -модель для образа коня Александра Невского.

Архитектором памятника стал Петр Семенович Бутенко. Позднее в работе приняли участие скульпторы Александр Иосифович Козловский и Роксана Сергеевна Кириллова (сын и жена И. И. Козловского).

 «Основная идея, которую заложили в проект памятника Козловский и Бутенко, — слияние его формы и декора с мотивами традиционной псковской храмовой архитектурой.

На стенах мастерской, где скульптор работал над монументом, были развешаны фотографии церквей Пскова.

«1976 г. И. И. Козловским была, наконец, изготовлена модель монумента «в величину сооружения».

 

И только 24 июля 1993 года в 14.00 Памятник торжественно был открыт в День памяти равноапостольной великой княгини Ольги. Открытие памятника было приурочено к 1090-летию Пскова.

Из репортажей очевидцев об открытии памятника 24 июля 1993 года:

«Тысячи людей шли к вершине горы Соколихи, которую венчал монумент. Премьер-министр Виктор Черномырдин открыл памятник, перерезав алую ленточку. Затем состоялось освящение монумента архиепископом Псковским и Великолукским Евсевием.

После того как множество духовых оркестров сыграли Гимн России, состоялся митинг, на котором выступили и ветераны войны, а также один из создателей памятника, архитектор П. С. Бутенко. Парадный строй десантников Псковского гарнизона салютовал.

После официальной части у подножия горы Соколихи на глазах тысяч псковичей и гостей развернулось грандиозное театрализованное представление. А на широкой поляне десантники организовали импровизированное сражение, правда современное, с участием бронетехники, автоматов Калашникова и с элементами рукопашной схватки. С виду зрелище мало чем отличалось от настоящего боя и вызвало всеобщий восторг.

Едва церемония открытия завершилась – разверзлись небеса. Словно по знаку Всевышнего на землю обрушился проливной дождь с градом. Люди в несколько мгновений промокли до нитки. Но все равно непогода не могла испортить хорошего настроения.

(Новости Пскова, 1993, 27 июля; Псковская правда. 1993. 28 июля)

Скульптор И. И. Козловский, не дожил несколько месяцев до открытия монумента в 1993 г., в церемонии открытия участвовал один из авторов проекта – Петр Семенович Бутенко. Монумент «Ледовое побоище» был для архитектора самым любимым из созданных им памятников. Ему было посвящено 25 лет жизни.

 

Общая высота памятника - почти 31 метр (30, 7).

Выполнен из бронзы, весит 163 тонны.

На широком постаменте стоят бронзовые изваяния могучих витязей, выставивших перед собой щиты, каждый из них символизирует дружины Пскова, Новгорода, Владимира и Суздаля. Центр композиции - великий князь Александр Невский верхом на коне. В небо устремлены наконечники копий и высокие древки причудливо развевающихся прапоров.

«Скульптор Иосиф Иванович Козловский сделал все, чтобы подчеркнуть архитектурность и архитектоничность этой работы. Ее истоки - русское зодчество. Александр Невский смотрится в своем шлеме, как колокольня, а щиты воинов, сплотившихся вокруг героя-всадника, воспринимаются как закомары, столь характерные для русских храмов».

Надпись на постаменте гласит: «Русским воинам, великому князю Александру Невскому от благодарных потомков».

 

Основные архитектурные особенности

Монумент поставлен на верхней площадке горы Соколиха, среди всхолмленного ландшафта. Гора имеет в плане форму полуовала, крутые С-3 и пологие Ю-В склоны с естественным озеленением. Подъезды к монументу устроены от шоссе Псков-Пискович и Псков-Гдов.

 

В центре площадки поставлен прямоугольный в плане трехступенчатый постамент высотой 1,14 м, облицованный серым гранитом. На верхней ступени восточного фасада постамента укреплена бронзовая табличка с надписью: "Русским воинам, великому князю Александру Невскому от благодарных потомков".

 

Постамент завершен бронзовым стилобатом-основанием монумента (высотой 1м). На северной плоскости стилобата выполнена надпись: "Козловский И.И." Под ней - более мелким шрифтом: "Козловский А.И. Кириллова Р.С." Ниже на гранитном постаменте укреплена бронзовая табличка: "Архитектор Бутенко П.С. 1993 г."

На стилобате установлена монументальная скульптурная группа, композиционной основой которой является князь Александр Невский на коне, окруженный воинами и народом. Александр Невский, возвышаясь над группой обращен на юг, в сторону Пскова.

Князь в полном вооружении: шлеме, пластинчатой кольчуге, в наручнях, плаще и сапогах. В правой руке князя - горизонтально опущенный меч, в левой повод коня, на левом плече - щит с изображением геральдического льва.

Княжеский конь с дугообразно выгнутой шеей, настороженными ушами, согнутой левой ногой и опорной правой предоставлен объемно только передней частью. Круп и задние ноги включены в объем скульптурной группы.

Персонажи группы представляют различные социальные слои древнерусского общества: слева от князя фигура приближенного боярина-аристократа с непокрытой головой, в длинном плаще, ниспадающим крупными складками.

Южный фасад монумента составляют три статичные фигуры воинов княжеской дружины в полном вооружении: в шлемах, кольчугах, сапогах, с мечами и выдвинутыми щитами. За первым рядом следует второй, состоящий из двух воинов.

С востока композицию продолжают фигуры городских ремесленников - старца с непокрытой головой, в длинном рабочем фартуке, положившем одну руку на плечо, а другую - на руку молодого горожанина, сжимающего рукоять меча.

Северный фасад памятника состоит из фигуры вооруженного воина и коленопреклоненного крестьянина в рубахе и лаптях, со щитом и топориком в руке. Вертикаль композиции составляют копья воинов и высокие древки причудливо развевающихся прапоров с навершиями новгородских, псковских, владимирских и суздальских полков.

Монументальным масштабом памятника продиктована пластическая разработка его деталей. Пропорции фигур приземисты и тяжеловесны. Крупные драпировки плащей, гладкие однотипные шлемы, мечи и щиты придают группе статичность.

Деталировка лиц персонажей выполнена с использованием условно-обобщенных черт славянского этнического типа. Декоративные детали одежд - чешуйчатых кольчуг, рубах, сапог воинов и князя, конской сбруи - разработаны более подробно.

Как в одеждах, так и на щитах воинов использованы мотивы архитектурной орнаментики древне-псковского зодчества: элементы бегунца и поребрика на подолах кольчуг и арочно-ступенчатые проемы как украшение центральной части щитов.

Памятник выполнен из бронзы, методом сборки отдельных элементов, отлитых в заводских условиях и при монтаже сваренных и закрепленных к внутреннему металлическому каркасу. Прапоры из листовой меди на металлических каркасах.

Основание скульптуры выполнено из монолитного железобетона с устройством подземной галереи для технического доступа и профилактического обслуживания внутренней полости памятника.

 

Монумент "Ледовое побоище" - один из ярких и значительных памятников монументального искусства Псковской области.

Тридцатиметровая скульптурная композиция из бронзы и меди весом более полутора сотен тонн олицетворяет единение и доблесть народа в борьбе с врагами, единство и неделимость Русской земли, ее соборность, в которой наши предки находили духовную мощь и опору.

 

 

 

 

Памятник «Пушкин и крестьянка»

 

Как это ни странно, до 80-х гг. нашего века во Пскове не было памятника Пушкину.

Имя великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина неразрывно связано с Псковским краем. Более 100 произведений создано поэтом на нашей земле. В их числе - четвертая глава «Евгения Онегина», «Борис Годунов», «Цыганы», сказки. Предположительно, Пушкин не менее 17 раз приезжал в Псков, прожив здесь в общей сложности 77 дней. Поэт бывал на территории Кремля, в Троицком соборе, в здании старой почты. Известно впечатление, которое произвел на него губернский город: «Ветхий город Ольгин». Память о пребывании А. С. Пушкина в Пскове в дореволюционный период была увековечена в названии улицы: в 1899 году улица Садовая была переименована в улицу Пушкина.

«Псков и Пушкин - это неразрывные вещи. В свое время долго велись разговоры, что везде есть памятник поэту: в Москве, Кишиневе, в Санкт-Петербурге… а в Пскове до сих пор не появился. Поэтому в памятнике была острая необходимость - памятник Пушкину в Пскове было не иметь просто неприлично», - отметил краевед Натан Левин.


И вот, в начале лета 1983-го, 3 июня 1983 года в Летнем саду имени А. С. Пушкина в Пскове (Октябрьский проспект) в рамках XVII Всесоюзного Пушкинского праздника поэзии, псковичи увидели в своем городе «настоящий» памятник тому, кого они называют и считают своим «вечным земляком».

Памятник Александру Сергеевичу Пушкину, носит официальное название «Пушкин и крестьянка», но известен он больше как «Пушкин и няня».

Авторы памятника: скульптор О. Комов, архитекторы М. Константинов и
П. Бутенко.

Олеге Константиновиче Комове (1932—1994):

скульптор, график, народный художник СССР

Комов автор многих памятников в Москве и других русских городах выдающимся деятелям русской культуры, ярким историческим личностям. Фигуры его памятников обычно дополнены характерными историческими деталями или предметами.

Памятник "Пушкин и крестьянка" стал пятой работой Олега Комова.
Олег Комов: «С некоторыми перерывами работа над памятником заняла у меня десять лет».

Почти за десять лет до сооружения памятника скульптор начал в рисунках и глине поиск образного и композиционного решения. Светлый образ няни проходит через многие произведения поэта. Находясь в Михайловском, Пушкин в 1824 году писал одному из своих корреспондентов: «...она единственная моя подруга, и с нею одной только мне не скучно». Душевная близость поэта и его няни Арины Родионовны становится лейтмотивом памятника.

«Памятник - истинное произведение искусства талантливейшего русского советского скульптора, всей своей творческой судьбой вжившегося в мир Пушкина, — именно таким был Олег Комов.
Им создно немало пластических изображений гения (одно них воздвигнуто, к примеру, в финском городе Куопио — как дар от Пскова, его города-партнера).
Но «псковский» памятник — пожалуй, самое оригинальное явление в комовской пушкиниане...

Прежде всего, потому, что это — «двойной портрет»: ваятель изобразил в бронзе не только Александра Сергеевича, но и его няню, простую русскую крестьянку, вскормившую его своим молоком (оттого называл ее поэт «мамушкой»), растившую его в младенчестве и скрасившую годы его псковской ссылки. Поэт — стоит, Арина Родионовна — сидит рядом с ним...

Впрочем, женскому образу в сей скульптурной группе давались и иные толкования и названия.
Вот, например, одно из официально принятых названий памятника: «Пушкин и Русская Крестьянка». Помнится, сам автор не возражал и против такого титула: ведь действительно создал он в бронзе облик не «конкретной» няни поэта (ее прижизненных изображений-то почти не было), но именно образ сельской русской женщины.

Вот она — уставшая за свою трудовую жизнь, не знает, куда деть изработавшиеся тяжелые и нежные руки, а лицо ее — это, думается, главная удача Комова — лучится и спокойствием, и умудренностью, и тою женской русской добротой, что была и остается главной чертой всех матерей и бабушек наших, особенно в глубинке, на земле живущих и поныне...»

 

Памятник отлит из бронзы на Мытищинском заводе художественного литья. Высота скульптурной композиции составила 3 м 15 см, постамента – 1 м 60 см. На постаменте расположен бронзовый барельеф с изображением лиры и гусиного пера.
Это произведение монументального искусства многих поразило сразу же своей необычностью: обе фигуры и контрастируют друг с другом (поэт в образе дворянского щеголя, а няня — в одеяниях простолюдинки), и дополняют друг друга, ибо представить себе именно это изваяние Пушкина — на постаменте — в одиночестве — невозможно, статуя поэта выглядела бы несколько неестественно.

 

Левой рукой стоящий Пушкин прикасается к стулу, на котором сидит Арина Родионовна.

 

Этот памятник давно уже «прижился» в Пскове, во многом из-за удачно выбранного места. Он обращен лицом к центральному проспекту Пскова — виден всем; а за ним — Летний сад, старинный парк, излюбленное место отдыха и гуляний горожан.
Олег Комов:
(из интервью в дни открытия памятника в Пскове, 1983 год):

«Особенно всех интересует, почему я решил изобразить поэта с няней Ариной Родионовной. Ответ на этот вопрос настолько прост, что некоторых, мне кажется, несколько разочаровывает. Коротко идею композиции я определил для себя так: «Художник и народ».
Это счастье, что у Пушкина была такая няня – человек удивительной доброты, мудрости, прекрасно чувствовавшая и понимавшая несказанную прелесть русской речи, знавшая множество сказок, народных поверий, пословиц, поговорок. В Михайловском она была поэту «подругой дней его суровых». Лучшего образа для воплощения задуманной идеи не найдешь».

У няни Пушкина был прототип:

«В 80-м году на Алтае я рисовал портреты героев труда. Там в совхозе «Краснощеково», я встретил Марию Георгиевну Королеву. Была она уже на пенсии, занималась домашним хозяйством, нянчила многочисленных внуков. Знатный механизатор, комбайнер, Герой социалистического Труда. Пришла она позировать в строгом костюме, при наградах.
Я ей говорю: «Мне кажется, что вы похожи на няню Пушкина, Арину Родионовну.
Не согласились бы вы попозировать мне ? Только надо бы переодеться, шаль накинуть и крестьянский костюм надеть». «А у меня, - говорит, - есть платье, еще от мамы осталось». И уже минут через пятнадцать возвращается – подъезжает на «газике», сама за рулем. Мы с ней много разговаривали. Пока позировала, она мне рассказала, как устроен комбайн. Она сама водила трактор, разбиралась во всех двигателях, читала технические журналы…»

Когда у Комова спросили не мешала ли ему в работе экстравагантная современность Марии Георгиевны, он ответил:

«Ничуть. Было бы ошибочно думать о прошлом, как о чем-то замкнутом.
Создавая образы людей самых отдаленных эпох, мы всегда ищем для них прототипов среди наших современников…
В главных человеческих своих свойствах мы гораздо ближе находимся к своим предкам, чем порой сами полагаем. Есть любовь, есть долг, есть общечеловеческие законы.
И это согревает нашу жизнь.
Мне очень хотелось, чтобы люди, глядя на памятник Пушкину и его няне, почувствовали это, чтобы им стало от этого теплее. Чтобы посмотрев на «Арину Родионовну», каждый вспомнил и узнал в ней свою мать, бабушку…»

 

В конце: Монумент «вписался» в общекультурную ситуацию, в традицию, а потому и «оброс» весьма быстро местной бытийной атмосферой, включающей в себя и обычаи, и привычки псковичей, их писаные и неписаные порядки.
Каждый год в начале лета именно здесь, на гранитной площадке вокруг памятника, происходит открытие Пушкинских торжеств, именитые гости возлагают цветы к постаменту с бронзовым барельефом лиры и гусиного пера...

А, кроме того, по выходным и праздничным дням у этого памятника звучат звонкие «переборы» баянов и гармоник: сюда приходят чаще всего те, «кому за...» и, как в давние годы у клубного крыльца или «у бревен», пляшут и танцуют — кто во что горазд. Веселятся простые русские люди, осененные взорами своего Поэта и его Няни...»
(Из статьи Станислава Александрова «Народный памятник» (Встреча, 1999, № 5-6).

 

 

Торжество

Не туман истаял
спозаранку -
пала покрывала пелена.
Перед нами
Пушкин и Крестьянка,
Ну, а кто ж по имени она?
Слушайте, ответьте,
псковитяне,
Чей же здесь изваян
лик и взгляд!
Может это пушкинская няня,
О которой помнят
стар и млад?
Но еще весомее по силе
За ответом мыслится ответ:

Это просто
Пушкин и Россия.
Это просто
вечность и поэт.
Это дань любви такого рода,
Что пред нею меркнут все слова.
Это путь таланта и народа.
Это образ кровного родства…
Смотрим –
горожане и сельчане –
на черты
Крестьянки и Певца.
И сама торжественность
Молчанья
возвышает души и сердца.

Смирнов С. В.
(стихотворение было прочитано С. В. Смирновым на открытии памятника в Пскове в 1983 году)

 

 


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 766; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!