Подготовка текста, перевод и комментарии О. В. Творогова 11 страница



Воцарился Мехмед над востоком и западом и над всеми турками, и был он добродетелен и кроток. Пришел к Стефану и господин Георгий, и оказал почести ему деспот Стефан, и одарил богато, и Бога восславил за все случившееся. И настала тишина великая. Стефан же, как всегда, был щедр на милостыню, кормил странников и прокаженных, а если слышал, что пребывает кто-либо из иноков в молчании, то щедро одарял его всем необходимым. Установил же и чин, как следует прислуживать ему: одни во внутренних покоях ему предстояли, с ними советовался он об устроении своего царства, и беседовал о том, что прочел или услышал, и призывал подражать достойно царствовавшим и благочестиво власть державшим, а злых сторониться, ибо, говорил: «Путь нечестивых ведет к гибели». Другой чин пребывал во внешних покоях, они от находившихся во внутренних покоях получали распоряжения его. Третий же чин пребывал вне покоев, и их посылал средний чин исполнить повеления деспота. Полностью отрекся он от звуков тимпанов и от всякой музыки: «Это, — говорил, — прилично лишь во время боя». Ко всем, кто служил ему, был он по-отцовски щедр, а тех, кто был наказан за свое ослушание и от власти отстранен, или изменой своей себя погубил, или дурной службой, или иным каким-либо образом обнищал, тех не лишал он отеческого, и дедовского, и прадедовского владений: «Ибо, — говорил, — не казнит Бог дважды за одно прегрешение», — и провинившегося, подражая Соломону, благодетельствовал как нищего. Все же бывшие при дворе его относились друг к другу с благоговением, особенно приближенные его, и не слышно было среди них ни крика, ни ругани, ни смеха, и не видно неряшливости в одежде. К тому же воздерживались они от того, чтобы всуе смотреть на все, и никто даже из великих не мог видеть их. Что же было всего удивительнее, что и любовью к женщинам не был он побежден.

 

Умре же нетий его Болша,[69] арбанашьский господинъ, деспот же Стефанъ поиде и приатъ за себе арбанасы. И еще ему в той странѣ, прииде съ Угръ вь Бѣлъград Коньстянтинъ, сынъ Срацимира, царя балгарьскаго, и ту умирает в Белѣградѣ в лѣто 6930.

Умер племянник его Болша, властитель албанский, и пошел деспот Стефан в ту страну и принял под власть свою албанцев. Когда он еще находился в стране той, пришел в Белград из Венгрии Константин, сын Срацимира, царя болгарского, и тут же в Белграде и умер в году 6930 (1422).

 

О МАХАМЕТЕ

О МЕХМЕДЕ

 

Султанъ же Махаметь, сынъ Баозита царя послѣдний, поживе во смирении, с коими изначала любовь положи, и умирает во Андриановѣ градѣ. Понужаху же деспота Стефана мнозии от его области, еже взыти ратию и приати страны его, он же рече: «Клятву положих къ султану, еже дѣтем его добро сътворити». Сынъ же Махамета султана Амуратъ, менший же Мустофа, ему же греческый царь дасть помощь, и нѣкиа страны на востоцѣ приатъ. Посылаеть же на нь Амуратъ воиньство. Мустофа же изыде на брань из Никейскаго града и ту убиенъ быть. И бысть царь восточным, и западным, и турком Амуратъ, и сего ради на греки брань дръжаше, яко брату его помощь даша, с деспотом же Стефаномъ велику любовъ сотвори.

Султан же Мехмед, младший сын царя Баязида, жил в мире со всеми, с кем до того заключил союз, и умер в Адрианове-граде. Многие из единоплеменников побуждали деспота Стефана пойти войной и захватить земли Мехмеда, но он отвечал: «Поклялся я султану, что детям его буду добро творить». Сыновья же Мехмеда-султана были Мурад и младший — Мустафа, который с помощью греческого царя захватил ряд земель на востоке. Мурад же двинул против него войско. Вышел Мустафа на битву из Никейского града и был тут убит. И стал Мурад царем над востоком, и западом, и над турками, и с греками враждовал за то, что брату его помогали, а с деспотом Стефаном был в большой дружбе.

 

Потом же деспот нача множае болѣти ногама своима. И призва нетиа своего Гурга,[70] поставляет деспота всей Серпьской земли. По мале же и сам отходить сего свѣта, в лѣто 6935 июня 19. Бысть же в той день къ Бѣлуграду гром страшенъ, яков же никогдаже бысть, и тма по всей нашей странѣ, яко нощь мнѣти, и на захожении солнца мало просвѣтлися. Плакавше зѣло, положиша деспота у Бѣлаграда въ манастыри живоначалныя Троица и въ гробници, еже сам създа. <...>

В то время стал деспот болеть ногами. И призвал племянника своего Георгия, и поставил его деспотом всей Сербской земли. Вскоре покинул он этот свет, в году 6935 (1427) 19 июня. Была в тот день в Белграде страшная гроза, какой никогда не бывало, и тьма распростерлась над всей нашей страной, так что казалось, будто бы наступила ночь, и лишь при заходе солнца немного посветлело. Оплакав горько, положили деспота возле Белграда в монастыре живоначальной Троицы, в гробнице, которую он сам создал. <...>

 

ГЛАВА 206

ГЛАВА 206

 

ЦАРСТВО СЕРПЬСКОЕ И О ЗАПУСТѢНИИ ЕГО

О ЦАРСТВЕ СЕРБСКОМ И О ЗАПУСТЕНИИ ЕГО

 

При сем же Калуяне, цари гречестем, по Стефане бысть въ Сербех деспот Гургъ, нетий его. Царь же турьский Амуратъ,[71] увѣдевъ преставленье Стефаново, пришед ратью и приемлет град Крушевець,[72] и инии гради предашеся ему, предастъ же ся и Голубець град. Приходить же и на Новоброд, сребреный град, идѣже сребро дѣлаху, но не успѣ ничтоже и отоиде Амурат царь, зимѣ належащи. К нему же посылает деспот, смирениа прося о оставших. Он же по смѣрении нѣкаа и возвращаеть деспоту.

При этом же Калуяне, царе греческом, наследовал в Сербии Стефану деспот Георгий, племянник его. Царь же турецкий Мурад, узнав о преставлении Стефанове, пришел войной и захватил город Крушевец, и другие города подчинились ему, сдался ему и город Голубец. Пришел же и к Новоброду, серебряному городу, где серебро ковали, но не достиг ничего, и когда наступила зима, снял Мурад осаду. Послал к нему деспот и просит мира для оставшихся в живых. Тот же, заключив мир, некоторые города возвратил деспоту.

 

И не точию от сих разрушение и бѣда належаше Серьпъской земли, но и западный угорьскый краль къ царскому граду прииде, глаголю же — преизящному и великому Бѣлуграду, егоже по смирению сам деспотъ Гургь отдастъ, устрашився турокъ ради. Сим же сице бывшим, лѣпо и нам есть возгласити с пророком Захариемъ, якоже кь Иерусалиму: «Разверзи, Бѣлъграде, двери твоя, и поястъ огнь кедры твоя, сирѣчь высокиа, и первожителя твоя!»[73] Зде же прочее и съ Еремиемъ пророком рыдати, яко новаго Сиона[74] — Бѣлаграда — запустѣние: «Гдѣ воистину внезапу быша вся свѣтлая и красная, яже внутрь и яже внѣ? Гдѣ лици веселящихся? Гдѣ церковная собраниа, торожества и молитвы и еже во окрестъная исхожениа? Внезапу вся в мерзость запустениа быша, вся горести исполнишася, храми разоряхуся и сожизахуся, людие изгоними бываху».

И не только от турок пришло разорение и беды на Сербскую землю, но и западный венгерский король подступил к царскому городу — так говорю я о прекрасном и великом Белграде, и отдал его с миром сам деспот Георгий, опасаясь турок. Когда свершилось это, подобает нам воскликнуть вместе с пророком Захарией, как некогда о Иерусалиме: «Раствори, Белград, врата свои, и пожрет огонь кедры твои — вельмож твоих и исконных жителей!» И дальше оплачем здесь вместе с пророком Иеремией запустение Белграда, нового Сиона: «Куда же въяве внезапно исчезло все светлое и все прекрасное, что было внутри и вне? Где лица веселые? Где переполненные церкви, торжества и молитвы и где исхожения (на крестные ходы)? Внезапно все опустело, все исполнилось печали, храмы разорены и сожжены, люди изгнаны».

 

Бысть же и другое знамение, проявляа хотящая быти граду злая. В вечеръ суще глубокъ, нам еще не спящим, внезапу прихожаше со оноя страны рѣкама яко трубный гласъ и по малу возывашеся, дондеже в посадѣ мняшеся, таже предъ градом, таже по всему граду, пребысть же на три часы, и мнѣхомъ, яко воиньство нѣкое прииде на градъ, яко изыти намъ со огнем и видѣти бываемое. Бысть же и ино знамение, еже из града взятися в воздух иже в велицей церкьви образы божественыя. Бысть же по чину, яко на втором пришествии: Царица убо и Владычица, Иоаннъ Предтеча со обоих странъ образа Спасова, два же на-десятных апостолъ по шести подобно со обоих странъ, еже мнѣхом въ славу и назирание града, се же бысть во оставление, увы! Преже же того яко искры пусти воздух на град, иже и возжизаху и паки погасоша; преже же сих вихоръ покровы церковныя, отъем, сверже на землю, и домы многи низложи, и дом сестры Стефана деспота. По сих же нѣкто от сьтраны Мисикиа пришед, юродива себе творя, егоже дѣла свѣдѣтельствоваху сокровена раба Божиа, иже, ходя по граду день и нощь, горко плакаше, «О горе» и «Увы!» вопиаше, дондеже и деспоту Гургю вѣдомо бысть. Он же ему милостыню даяше, сей же, по своему обычаю, нищим сиа подаваше. Сие же знамение бысть не точию единаго Бѣлаграда ради, но и послѣдующаго ради запустѣниа всея земля Серпъскиа,[75] еже не по мнозѣ бысть от безбожных турокъ, в них же царь бѣ Амуратъ, иже многи грады серпьскиа поплени и покори, Богу тако попустившю грѣх ради наших.

Было же и иное знамение, возвещавшее беды, ожидающие город. Поздним вечером, когда мы еще не спали, внезапно послышался с другой стороны реки словно бы звук трубы, и постепенно нарастал он, пока не усилился настолько, будто бы раздается он уже в посаде, и перед самыми стенами и уже по всему городу, и так продолжалось часа три, и думали, что какое-то войско подступило к городу, и все вышли с огнем посмотреть, что же случилось. Было же и другое знамение: вознеслись в городе в воздух божественные иконы из великого храма. Случилось же все это, как подобает при втором пришествии: Царица и Владычица, и Иоанн Предтеча с обеих сторон образа Спасова, и двенадцать апостолов, по шести с обеих сторон, которых чтили как славу и защиту города, а теперь это — знак того, что оставлен он ими, увы! Еще ранее того осыпал воздух город искрами, которые возгорались и снова гасли; а перед этим вихрь сорвал крыши с церквей и сбросил на землю, и дома многие разрушил, и дом сестры деспота Стефана. А затем пришел некто из страны Мисикии, юродивым представляясь, но поступки его выдавали в нем тайного раба Божьего, и расхаживал он по городу день и ночь с горьким плачем, «о горе» и «увы!» восклицая, пока не стало известно о нем деспоту Георгию. Он же милостыней того одаривал, а тот, по обыкновению своему, нищим ее раздавал. Это явилось знамением не одному только Белграду, но и предвещало грядущее разорение всей земли Сербской, на которое обрекли ее безбожные турки с царем своим Мурадом, захватившим и разорившим множество сербских городов; а Бог допустил до этого за грехи наши.

 

 


[1] …Андроника Палеолога... – Андроника II Палеолога, византийского императора (1282–1328).

[2] Милутинъ – сербский краль Стефан Урош II Милутин, сын Уроша I, внук Стефана Первовенчанного.

[3] Святый Симионъ... храпавы краль. — Перечисляются сербские великие жупаны и крали: Стефан Неманя (1168/70—1196), в монашестве Симеон, его сын Стефан Первовенчанный (1196—1227, с 1217 — краль), Стефан Урош I (1243—1276).

[4] ...ражаеть убо сей Стефана... — Будущего краля Стефана Дечанского (1321—1331).

[5] ...Милутинъ краль приобщаетъся второму браку... — Милутин был женат четырежды: на дочери византийского севастократора (высокопоставленного чиновника императорского двора) Елене, на дочери венгерского короля Стефана V Елизавете, на дочери болгарского царя Георгия I Тертерия Анне и (с 1229 г.) на Симониде, дочери Андроника II. Константин был сыном Милутина от Анны, а не от Симониды.

[6] ...святаго Николы... — Николай, архиепископ города Мир в Ликии (области на юге полуострова Малая Азия) в IV в., один из наиболее чтимых христианской православной церковью святых (Никола Мирликийский).

[7] ...Душмана нарицаемъ, другий же Душана Стефанъ. — Стефан Душан был преемником Стефана Дечанского на сербском престоле (1331—1355, с 1345 г. — царь).

[8] ...обители Вседръжителевѣ. — Видимо, речь идет о константинопольском монастыре Пантократора.

[9] ...патриархъ Афанасие дивный соборъ състави... иже Ариева мысляща и Македониева... — Афанасий — константинопольский патриарх в 1289—1293 и 1303—1309 гг. Церковные соборы, осудившие Варлаама и его ученика Григория Акиндина (ум. в 1349 г.), происходили, однако, не при нем, а значительно позднее — в 1341 и 1351 гг. Варлаам — греческий монах из Калабрии, примыкавший к кругам итальянских гуманистов (у него учился греческому языку Петрарка), в 1328 г. приехал в Византию. Он выступил против учения исихастов, утверждавших, что познание Бога и единение с ним не требует богословских знаний. Осужденный иа соборе 1341 г., он вернулся в Италию и умер там в 1348 г. Арий и Македоний — основоположники еретических, с точки зрения ортодоксальной церкви, учений (IV в.).

[10] Ненавидящаа тя... врагы быша ми. — Пс. 138, 21—22.

[11] ...зряше якоже и преже. — Прозрение ослепленного Стефана вызывало недоумение уже у современников событий. Предполагали, что палач был подкуплен, ослепление было мнимым, но Стефан скрывал это от окружаюших.

[12] ...вторѣмъ Иовѣ... — Иов — библейский персонаж, праведник, подвергшийся тяжким испытаниям судьбы.

[13] …Баньско убо мѣсто именуемо... — Баньский монастырь, упоминаемый в источниках со второй половины XIII в. В 1313—1318 гг. Милутин построил в нем церковь святого Стефана. Расположен севернее г. Косовска-Митровица (Югославия).

[14] Коньстянтинъ же, иже того брат ото иныя матери... — Константин был сыном Анны, а не Симониды. В союзе с Константином против Стефана выступил его племянник Владислав.

[15] ...не бо азъ есмь Каинъ-братоубица, но Иосифу другъ-братолюбець... — Имеются в виду библейские легенды: о Каине, убившем своего брата Авеля, и о Иосифе, которого хотели убить, а затем продали в рабство родные братья. Впоследствии, когда Иосиф достиг могушества и власти, он не стал, однако, мстить братьям, а обратился к ним со словами (Быт. 40, 19—20), которые почти дословно повторяет Стефан: «Не бойся, Божий бо есмь азъ! ...а мнѣ благая...»

[16] Восхотѣ же обителъ тѣмъ създати... — Стефан построил в начале XIII в. монастырь в Дечанах (в области Метохия, близ города Печ).

[17] ...бысть въ болгарех царь Михаилъ. — В 1323 г. болгарским царем стал Михаил Шишманович, женатый на сестре Стефана Дечанского Анне. Византийский император Андроник III Палеолог (1328—1341) выступил в союзе с Михаилом против Сербии. В 1330 г. в битве под Вельбуждом (западнее современного города Кюстендил в западной Болгарии) болгарские войска были разбиты, а Михаил убит.

[18] Сих всѣх истязати имать Богъ от тебе. — Текст неясен и поэтому оставлен без перевода.

[19] ...гордымъ противляется, смиреным же даеть благодать. — Иак. 4, 6.

[20] ...Александра, того нетия, царя поставльше... — После победы под Вельбуждом Стефан восстановил на престоле свою сестру Анну и ее сына Ивана Стефана, но в 1331 г. власть захватил племянник Михаила — Иван-Александр, царствовавший до 1371 г.

[21] «Аще благая приахомъ.. не терпим!» — Иов. 2, 10.

[22] ...отца ятъ... горчайшей смерти осужаеть. — Стефан Дечанский был свергнут с престола своим сыном и спустя два года убит (удушен) в г. Звечане.

[23] ...Андроницѣ и при сыне его Иване... — Византийских императорах Андронике III Палеологе (1328—1341) и Иоанне V Палеологе (1341—1391).

[24] ...деспот бысть... — Деспот — титул, дававшийся в Византии правителям областей.

[25] Урошь — последний царь из династии Неманичей (1355—1371).

[26] ...краль в сербех Волкошинъ, да брат его деспотъ Углешь... — Стефан Душан разделил страну на шестнадцать областей, раздав их в управление своим родственникам и вельможам. Македонские земли получил Вукашин, объявивший себя в 1366 г. кралем. Земли Вукашина и его брата Углеши фактически отделились от Сербии.

[27] ...сего ради не изгнаша, но сами от них убиени быша... — В 1371 г. в битве на реке Марица близ Черномена (к западу от г. Эдирне в современной Турции) Вукашин потерпел поражение и был убит.

[28] ...великаго князя Лазаря... — Князь Лазарь (1371—1389), сын Ирибаца Хребельяновича, придворного Душана. Жена Лазаря Милица происходила из рода Неманичей, ее предок Вукан был сыном Стефана Неманича, братом Стефана Первовенчанного. После смерти Уроша Лазарь правил его уделом, пытался вновь объединить Сербию. В 1389 г. потерпел поражение от турок в битве на Косовом поле, попал в плен и был казнен.

[29] ...царь... Хириданъ... — История Хиридана — родоначальника турок-османов — видимо, легендарна.

[30] Арканъ — Урхан, османский властитель (1326—1362).

[31] Сулимень — Сулейман, сын Урхана, османский эмир. В 1352 г. он захватил крепость Цимпе на европейском берегу пролива Дарданеллы, на Галлипольском полуострове — этим было положено начало вторжению турок в Европу.

[32] ...при цари гречестем Андроницѣ, имущу рать со братомъ своим. — После смерти Андроника III власть перешла к его сыну Иоанну V. Однако регент Иоанна — Иоанн Кантакузин объявил себя императором и фактически правил страной в 1347—1354 гг. После свержения Иоанн постригся в монахи и умер в 1383 г.

[33] Амурат — османский султан Мурад I (1362—1389). При нем турки подчинили себе обширные районы с городами Адрианополь (Эдирне), Филипполь (Пловдив), София, Шумен, Ниш. Мурад был убит в Косовской битве сербским воином Милошем Обиличем, проникшим в его палатку. Однако благодаря решительности сына Мурада — Баязида (султан в 1389—1402) битва была выиграна, и Сербия стала вассалом турок.

[34] Равница — Раваница — монастырь в долине реки Ресавы, правого притока Моравы. В 1391 г. туда было перенесено тело князя Лазаря.

[35] ...Громъ нареченый по своему их языку... — Баязида именовали «Иылдырым», что значит «молния», «молниеносный».

[36] ...князь великий Стефанъ... — Стефан Лазаревич, сербский князь (1389—1427, с 1402 г. — деспот).

[37] ...покори царя Срацимира болгарьскаго... — В 1393 г. турки захватили Тырново, столицу одноименного царства. Видинское царство просуществовало еще три года, но в 1296 г. после битвы при Никополе Видин был захвачен, царь Иван Срацимир взят в плен, и Болгарское государство прекратило свое существование.

[38] Селунь — Фессалоника (ныне Салоники в Греции) была захвачена турками в 1394 г.

[39] ...дщерь ея Оливеру въ жену... — Дочь Лазаря стала женой Баязида, а сама Сербия вассалом турок: Стефан Лазаревич и брат его Вук были обязаны являться со своими воинами на службу к султану.

[40] ...умышляеть брань на угры и волохи. — Битва с валашским господарем Мирчем произошла в 1395 г.

[41] ...краль Марко... — Сын краля Вукашина, владетель удела со столицей в г. Прилеп. Марко погиб в 1395 г. Его эпический двойник — Марк Королевич — популярнейший герой сербского героического эпоса.

[42] ...приходит и на царствующий град. — Турки опустошили в 1394 г. окрестности Константинополя и в течение семи лет блокировали город.

[43] Слышав же царь угорьский... борет Никополь. — Германский император, а с 1387 г. и венгерский король Сигизмунд Люксембург в 1396 г., собрав войско из венгерских, чешских, немецких, польских и французских рыцарей, двинулся против турок. Распри среди участников похода и ошибки в руководстве сражением дали возможность туркам одержать под Никополем полную победу: десять тысяч рыцарей попали в плен, а Сигизмунд едва спасся бегством. Баязид вторгся в Венгрию и подверг ее разорению.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 154; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!