Существует также трактовка рецепции права как добровольного восприятия тем или



иным государством элементов правовой культуры другой страны (В.Т.). Однако всё же мне кажется, что в принципе невозможно какой-либо стране заимствовать целиком правовую систему и правовые принципы другого, чужого государства. Это очень широкие понятия. Правовая система формируется внутри каждого общества собственная, исходя из исторических традиций, обычаев, различных исторических, национальных, культурных, политических и иных условий. Не может она быть перенесена с одного государства в другое, чужое, ни один народ этого не воспримет, так как он привык существовать в своей среде. Однако нельзя – неверно и ущербно – понимать под рецепцией исключительно заимствование правовых норм. В различных юридических контекстах выборочно взятые нормы могут трактоваться абсолютно по-иному и означать совершенно разные вещи, обладать разным правовым смыслом. Поэтому наиболее точное определение рецепции права можно выразить как заимствование из чужой правовой системы и приспособление к своей различных правовых институтов и отдельных элементов правопорядка. Мне кажется, что именно в таком ключе, исходя из данного смысла, стоит рассматривать явление, называемое «рецепцией римского права».

Какие же реальности мы наблюдаем при становлении системы права в Средние века в странах Западной Европы?

1. Римское право было теснейшим образом связано с процессом, он был составной и необъемлемой частью правоотношения. Исходя из этого, право Древнего Рима было казуальным. В Средневековой же Европе с исчезновением древнеримского процесса право отходит от казуальности, оно начинает приобретать систему, закон становится единым связным целым организмом. Оно превращается в историческое явление. Так, из этого видно, что правовая система формировалась действительно своя, собственная, новая, абсолютно не похожая на правовую систему Древнего Рима.

2. Утверждение, что римское право действовало в странах Западной Европы, весьма условно и слабо соответствует реальности. Оно прямо не применялось в судах.

1) Во-первых, римское право подверглось значительной обработке в средневековых правовых школах, о которых речь пойдёт дальше.

2) Во-вторых, римское право в некоторых случаях лишь помогало судье решить

вопрос, если нет соответствующего алгоритма по нынешнему праву. Оно применялось, как мы видим, в качестве субсидиарного источника права, лишь на том основании, что оно обладало высоким авторитетом среди населения.


3) Ну и, наконец, во многих странах Европы некоторые нормы римского права становились обычаями, применялись в качестве обычаев. Так, например, по кутюмам Бовези, нормам римского права придавалось значение общего обычая. Но почему такое возможно? Ведь это же уже заимствование обычаев, привнесение обычаев извне, получается? На самом деле, по-видимому, римское право просто было не чуждым этим народам. Европа – это часть Римской империи, население возникающих государств ассоциировало себя продолжателями римского народа, и поэтому говорить в подобных случаях о рецепции в любом смысле этого слова просто неуместно, ибо здесь нельзя говорить о заимствовании из чужой правовой системы. Своя правовая система под воздействием ius commune сформируется в таких государствах позже.

3. Однако, что же происходит с самим заимствованием? Как мы знаем, римское право,

дошедшее до веке учёных возникших в 11 правовых школ в основном в виде систематизации Юстиниана, было значительно ими изменено. Мне кажется, что вернее даже говорить здесь не об изменении римского права, а о создании на его основе своих собственных правовых институтов. В соответствии с потребностяминового общества, с его собственным правосознанием, правопониманием,собственным вырабатывающимся способом юридического мышления, онивырабатывали принципиально новые правовые теории, используя лишьримскую терминологию, голый понятийный аппарат без содержания, безсмысла, вкладываемого в эти понятия. Смысл просто невозможно зачастуюбыло установить. Да, рецепция терминов была, но рецепция праваотсутствовала. И в результате этого появляются совершенно новые правовые институты, способные появиться в существующих реалиях настоящего общества.

1) Формируется своя, новая теория собственности, возникают новые институты собственности. Римлянам было абсолютно чуждо представление о собственности как о совокупности отдельных полномочий собственника, в то время как такая теория формировалась в странах Западной Европы. В Средневековье сформировалась абсолютно новая теория расщепленной, феодальной собственности на землю, чего не было и не могло быть в Древнем Риме.

2) Формируется совсем иная теория договора. Так как казуистичность права и

формулярный процесс в Древнем Риме обуславливали существование контрактов и пактов с существующими между ними принципиальными различиями, то теперь эти понятия размываются, смысл не устанавливается, и усилиями глоссаторов (концепция одеяния), в большей мере – комментаторов, а уже в завершающей степени – гуманистов – формируется общая теория договора. Меняется содержание понятия «кауза». Древнеримские договорные институты исчезают, формируются новые. Лишь отдельные институты дошли до нас из римского права, однако смысл их все равно поменялся, в них стал вкладываться другой смысл.

 

Общее значение правовых школ:


1. глоссаторов – они сформировали в средневековом обществе профессиональный слой юристов, общий язык права, заложили мышление категориями Свода Юстиниана

2. комментаторов – стали подлинными создателями ius commune, они определили направление практического применения Свода, установили соотношение Свода с другими источниками права, установили взаимосвязь церковной и светской правовых систем

3. гуманистов – сформировали новые гуманистические представления о праве, представления Нового времени.

 

Три явления:

1. «Варварская» или «вульгарная» традиция – пересмотр правового наследия, конституции Грегориана, Гермогениана, Феодосия, Кутюмы Бовези

2. «Университетская» или «схоластическая» - главное – текст (характерно и для религии, и для географии, и для философии). Особое внимание Кодификации Юстиниана.

3. Использование правовых концепций, институтов, норм, выработанных западноевропейскими правоведами на базе римских юридических текстов, в практической жизни средневекового западноевропейского общества в качестве инструмента разрешения судебных споров, регулирования тех или иных общественных отношений.

 

Глоссы – замечания средневековых профессоров-правоведов по непонятным терминам и понятиям в римских текстах, эти преподаватели назывались глоссаторами. Глоссаторы учили студентов по системе: объяснять значение непонятных терминов, подписывая комментарии на полях. Во главу ставился текст. Вырабатывалось особое мышление в духе рационализма.

Комментаторы (постглоссаторы) – зачитывались и комментировались не римские

тексты, а уже глоссы (уже были написаны глоссы, и оригиналы стали не нужны).

Гуманисты – выступали за сохранение римского и античного наследия. Считали, что на основе человеческого опыта можно создать идеальное государство.

В этот же период университеты попадают под контроль королевской власти – в университетах начинается идеологическая пропаганда, значение университетов падает. Развитие экономики требует практических знаний, поэтому значение теоретического изучения падает.

+ Статья Томсинова В.А. «О сущности явления называемого рецепцией римского права».

 

 

Вопрос 37: Возникновение и развитие государства уфранков. Империя Карла Великого.

Сведения о проникновении франков на территорию Римской империи являются с первой половины IV в. Во второй половине IV в. Гванки заняли местность к югу и западу от реки Нижнего Мааса северной Галлии и постепенно распространились по территории


Галлии до реки Соммы. Франки поселились на территории Римской империи первоначально как федераты, т. е. в качестве вспомогательного войска, обязанного защищать ее границы от вторжения других народов. Франки распадались в то время на ряд племен: франков салических, рипуарских и т. д. В областях северной Галлии они осели сплошной массой, удовлетворив свою нужду в земле. Дальнейшие завоевания предпринимались по инициативе королей и франкской знати.

При короле Хлодвиге (481—511 гг.) салическим франкам удалось завоевать значительную

часть Галлии и подчинить своей власти некоторые германские племена (например, аллеманов). Помимо этого, франки вступили в союз с римской церковью, завершившийся принятием Хлодвигом и его окружением христианства. Римская церковь стала оказывать деятельную поддержку завоеваниям франков в Галлии, так как другие германские племена, ранее завладевшие отдельными частями галльской территории — вестготы и бургунды, — исповедовали арианство. Расширение территории франков сопровождаловсь объединением франкских племен: Хлодвиг истребил других франкских королей и стал единоличным королём. Главным ресурсом королевской власти были находившиеся в ее руках земельные владения. Постепенно фонд таял, вследствие массовых раздач земель, совершавших в пользу церкви, а также наделения землей приближенных, чтобы последние имели возможность нести королевскую службу. Раздачи носили наименование бенефициев. Земли давались первоначально в постоянное и лишь впоследствии во временное владение под условием несения службы. Раздачи способствовали усилению крупного землевладения, получавшего нередко различные льготы (иммунитеты). Рост крупного землевладения постепенно приводил к новым формам властвования. Землевладельческая знать начинает занимать господствующее положение как в центральном, так и в местном управлении королевства. Деятельность народных собраний падает. Собрания знати духовной и светской, а также королевских дружинников и высших придворных приобретают все большее значение. Без согласия знати король, в сущности, не мог сделать в одного сколько-нибудь важного распоряжения. С половины VII в. значение королевской власти окончательно падает: наступает полоса так называемых «ленивых королей». Между тем из среды землевладельческой знати Франкского государства выдвинулся сильный род Арнульфингов, который сосредоточил в своих руках обширные земельные владения шел опору в сохранившихся еще свободных и средних земледельцах, заинтересованных в сильной центральной власти. Названный род подчинил себе другие знатные роды и затем стал управлять королевством.

Государство франков возникло как монархия, которую историки называют раннефеодальной. Особенность государства Франков в том, что оно стало сразу формироваться, как феодальное, минуя этап рабовладения.

Феодализм предполагал наличие двух основных классов: крупные землевладельцы

и зависимое крестьянство. Крупные землевладельцы:

1. Военная знать, ближайшее окружение Хлодвига (стал раздавать землю своим приближенным в виде аллода – частичное наследование землевладения).

2. Римская знать, которая признала власть Хлодвига и стремилась сохранить свои Латифундии.

Зависимое крестьянство:

1. Литы – местное завоеванное население полузависимых от местного землевладельца крестьян.


2. Колоны.

3. Процесс закрепления самих рядовых Франков, которые первоначально жили свободными общинами (марки).

Распространение получила комендация (добровольная отдача себя под покровительство местного крупного землевладельца), так как свободные франки подвергались грабежам со стороны того или иного землевладельца. Другим способом закрепления крестьян было закрепление договоров прекарий – землевладельцы захватили значительную часть земель и крестьяне страдали от малоземелья. В результате договора прекария крестьянин отдавал земельный участок в собственность земледельца, а тот передавал участок в аренду. В отличие от комендации, пекарий вначале порождал лишь имущ зависимость, но не личную. С 7 века – массовый процесс закрепощения крестьян, когда целые общины заключали кабальные грамоты с местным землевладельцем.

 

Войны с арабами, вторгшимися в первой половине VII в. в Галлию показали преимущество конницы над пехотным ополчением, составляющим основную массу франкского войска. Внешняя опасность вынуждала к созданию конницы, но это должно было вызвать затраты, которые были под силу лишь вполне обеспеченным людям.

Чтобы создать конницу, а также укрепить социальную базу своей власти, майордом (главный управляющий королевскими имениями = глава королевской администрации). Карл Мартелл передал ряд церковных и монастырских земельных владений представителям франкской знати. Последние должны были раздать эти земли в виде бенефициев возможно большему числу лиц для несения последними конной службы. Право собственности на розданные таким порядком земельные владения сохранилось за церковью, но ими распоряжалась королевская власть.

Выдвижение майордомов оформило торжество аристократии над королевской властью. В дальнейшем сын Карла Мартелла, Пипин Короткий, пользуясь поддержкой римской церкви, произвел в 751 г. государственный переворот, заточив в монастырь последнего короля франков из дома Меровингов, и провозгласил королем себя.

Сын Карла Мартелла, Пипин Короткий, сверг последнего потомка Хлодвига, в государстве франков стала править новая династия Каролингов. Внук Карла Мартелла, Карл I Великий, имея хорошо организованную дисциплинированную армию осуществлял значительные внешние завоевания и в 800 г. был объявлен Римским Папой императором. Государство преобразовалось в империю Карла Великого:

1. Завершился процесс феодализации.

2. Император обязал крестьян найти себе господина.

3. Обычай передачи земельных владений сыну бенефициария, новая форма землевладения – феод – условно наследуемое землевладение за военную службу.

4. Крупным феодалаи – иммунитетные грамоты; могли самостоятельно вершить суд, собирать налоги, иметь свою армию, вести внешние войны. Крупные феодальные владения переросли в минимальные государства.

После смещения Карла Великого начались междоусобные войны и поэтому в 843 г.

3 внука Карла Великого заключили Верденский договор, по которому империя делилась на 3 самостоятельных государства. Позднее они назвались Франция, Германия, Италия.


Королевство франков достигло расцвета при преемнике Пипина Короткого Карле Великом (768—814 гг.). Карл Великий ставил своей основной целью образование единого государства путем слияния германских племен с романскими на основах христианства. Он расширил территорию Франкского государства рядом завоеваний и, оказавшись во главе громадного государства, предпринял при содействии церкви восстановление Римской империи. В 800 г. он был коронован папой императорской короной, подчеркивая преемственность с римскими императорами.

 

Вопрос 38: Правовое положение основных групп населенияи правовое регулирование имущественных отношений поСалической правде.

СП отличается фрагментарностью и казуистичностью. Списки СП помимо самого текста законов включают Меровингские капитулярии, пролог и эпилог.

На СП не оказали особого воздействия нормы римского права, влияние их проявилось только в варваризированной средневековой латыни, на которой составлена СП, а также в исчислении штрафов в римских денежных единицах: солидах и денариях. СП имеет персональный (не территориальный) характер действия норм, распространявшихся на население франкского происхождения, в то время как большинство жителей королевства составляли гало-римляне, отношения которых регулировалось варваризированным римским правом.

Другая особенность СП в том, что она не находилась под заметным влиянием христианской церкви (носило поверхностный характер). СП свидетельствует и о значительной роли язычества в повседневной жизни (жертвоприношения животных, обряд бросания стебля в полу человека при аффатомии).

Гос-во франков по своей форме - раннефеодальная монархия.

Свободные франки:

1. Служилая знать (графы, рахинбурги, тунгины, длинноволосые мальчики)

2. Служители церкви

3. Королевские сотрапезники

Особым правовым статусом отличались гало-римляне (ниже, чем у свободных франков), в СП закреплен принцип этнического неравноправия. Особое положение женщины из-за стремления сохранить гомогенность при покоренном населении (особая защита). Большая роль общины – участие в уплате вергельда, выступлении в качестве соприсяжных при убийстве франка сородичами. Но из-за имущественного расслоения родовые отношения были в упадке.

Зависимые:

1. Рабы (сервы) – приравнены по статусу к животному

2. Литы (местное завоеванное население полузависимых от местного землевладельца крестьян) – ограниченная правосубъектность

 

Имущественные отношения:

Отсутствует четкое понимание собственности. Главное мерило – наличие скота

(свой скот – собственность, чужой – владение).


Домохозяйство – домовая община, 3-4 поколения сородичей, сключало в себя не только родственников, но и зависимых людей, которые воспринимались как младшие члены семьи.

Франкское поселение: усадьба (центр владения, дом+хоз.постройки), луга, лес. Дом и усадьба неприкосновенны (защита небольшим штрафом). Нет возможности отчуждения усадьбы (священный статус), только наследование по мужской линии.

Аллод – свободно-отчуждаемая индивидуально-семейная земельная собственность

(полная свобода владения).

Аффатомия – процедура, позволяющая при отсутствии наследования по завещанию передавать имуществу, кому пожелаешь по наследству. Сначала – посреднику, он в течение 12 месяцев – наследнику.

 

3 способа приобретения имущества:

1. вложение труда

2. завладение землей

3. приобретательная давность (12 мес)

 

Самый высокий правовой статус был у свободных франков, об этом свидетельствует высший штраф за их убийство, также наивысшим правовым статусом обладают должностные лица (королевские слуги). Франки обладают наибольшим объемом прав, за их жизнь и имущество платится наивысшая цена, равно как и за салических варваров.

Свободные литы обладают меньшим объемом прав, однако они могут вступать в

обязательственные отношения. Рабы считаются движимым имуществом и приравниваются к коню или упряжному животному; раб САМ возвращает им похищенное и САМ платит убытки, к тому еще и наказывается телесно; за сношение с простыми либо с королевскими рабынями уплачивается штраф. Римляне имеют низкий правовой статус, но все же их жизнь и имущество защищались законом.

В имущественных отношениях наибольшую защиту получает движимое имущество (скот, рабы), меньше внимания уделяется имуществу недвижимому (только охрана земельных участков). Оформляется право собственности, но юридические термины еще не введены. Охрана земли: наказывалась порча изгороди, нарушение права собственности (вторжение во владения) наказывалось небольшим штрафом.

Имущество: передача имущества характеризуется формализмом и сохранением обычаев. Передача осуществляется по завещанию, но при отсутствии воли умершего – наследники по обычному праву или соседи. Возможность передать по завещанию существовала, однако она реализовывалась путем передачи вещи 3-му лицу на хранение, которое после смерти завещателя отдаст эту вещь наследнику (АФФАТОМИЯ).

Обязательства:

- возникают только между свободными

- процесс формализован, присутствуют пережитки обычного права

- договор займа предполагал срочность и возвратность.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 241; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!