А. Положение имама в религии и муджтахида в фикхе ханбалитского мазхаба.



Сказал хафиз Дыяуддин аль-Макдиси аль-Ханбали: «Он, да помилует его Аллах, был имамом в тафсире, в хадисах и проблемных моментах в них, был имамом в фикхе, более того: уникальным знатоком фикха в свое время, был имамом в науке разногласий, уникальным специалистом наследственного права, имамом в усуль аль-фикхе, имамом в грамматике, математике, астрономии». См. «Ас-Сияр» 22/169.

 

Передает хафиз Дыяуддин: «Я слышал, как муфтий Абу УбейдуЛлах Усман ибн АбдуРрахман аш-Шафии говорит про Муваффака: «Не видал я подобного ему. Он получал поддержку (от Аллаха) в выдаваемых фатвах».
И я слышал, как муфтий Абу Бакр Мухаммад ибн Ма’али ибн Ганима (аль-Ханбали) говорил: «Я не знаю ни одного, кто в наше время достиг бы степени иджтихада, кроме Муваффака».

См. «Ас-Сияр» 22/169.

 

Сказал о нем имам Абу Шама аль-Макдиси аш-Шафии: «Он был имамом, выдающимся человеком в знаниях и поступках». См. «Ас-Сияр» 22/169.

 

Сказал шейх Сибт ибн аль-Джаузи: «Он был имамом в различных отраслях знания».

См. «Зейль табакат аль-ханабиля» 3/283.

 

Писал о нем хафиз Шамсуддин аз-Захаби аш-Шафии: «Шейх, имам, пример для подражания, выдающийся ученый, муджтахид, шейх уль-Ислам… Он был одним из морей знания и умнейших людей этого мира». См. «Ас-Сияр» 22/165-166.

 

Сказал хафиз Абу аль-Фатх Умар ибн аль-Хаджиб: «Он — имам имамов, муфтий исламской общины. Аллах выделил его обилием достоинств, богатой мыслью, полноценным знанием. Слава о нем гремит по городам, редко появляются такие по эпохам и временам. Он собрал пласты знания из областей постигаемого разумом и передаваемого (по иснадам)… У него обильные (знаниями) труды. И я не думаю, что время позволит появиться подобному ему. Он был скромен, имел прекрасные убеждения. Был выдержан, кроток, вызывал почтение. Его собрания заполнялись правоведами и мухаддисами. Он много поклонялся, был постоянен в выстаивании ночной молитвы. Мы не видели подобного ему, и он не видел подобного себе». См. «Ас-Сияр» 22/167.

 

Писал хафиз Ибн Раджаб аль-Ханбали: «Дошло до меня по нескольким путям от имама Абу аль-Аббаса ибн Таймии, да помилует его Всевышний Аллах, что он сказал: «Не входил в Шам (Левант) после аль-Аузаи более способный и знающий в фикхе, чем шейх Муваффак».

См. «Зейль табакат аль-ханабиля» 3/286.

 

Сам имам Ибн Раджаб о нем говорил: «Правовед, аскет, имам, шейх уль-Ислам, один из выдающихся представителей человечества». См. «Зейль табакат аль-ханабиля» 3/281.

 

И что касается его положения в ханбалитском мазхабе, то это тот человек, который сыграл ключевую роль в формировании мазхаба в его окончательном, устоявшемся виде. Он исследовал передачи от имама Ахмада, мнения других муджтахидов-ханбалитов и написал книги «аль-Мукни'» и «аль-Кафи», которые стали основой в изучении мазхаба и опорой в познании правильного или более весомого (раджих) мнения среди мнений ученых мазхаба. А его собственный иджтихад внутри ханбалитского мазхаба можно увидеть в книге «аль-Мугни» и в отдельных фатвах.

 

После него пришел имам Аляуддин аль-Мардави и посвятил себя определению более весомого мнения по каждому вопросу фикха согласно сформировавшейся базе знаний мазхаба. И более всего при этом он опирался на заключения имама Ибн Кудамы. Особенно, если они совпадали с решениями имама Мадждуддина ибн Таймии.

 

 

Б. Положение в хадисах и хадисоведении.

Сказал о нем хафиз Абу аль-Фатх Умар ибн аль-Хаджиб: «А что касается области хадисов, то он опережал тех, кто специализировался в ней». См. «Зейль табакат аль-ханабиля» 3/285.

 

Сказал о нем хафиз Мухиббуддин ибн ан-Наджар: «Шейх Муваффакуддин был … надежным (в передаче) … щепетильным в удостоверении (того, что ему передавали)… и у него были хорошие познания в хадисах». См. «Зейль табакат аль-ханабиля» 3/284.

 

Сказал имам Абу Шама аль-Макдиси аш-Шафии: «Шейх ханбалитов Муваффакуддин был … сведущ о смыслах хадисов и сообщений (от саляфов. См. «Зейль табакат аль-ханабиля» 3/285.

 

В. Знание арабского языка.

Сказал хафиз Ибн ан-Наджар: «У него был приличный уровень в знании арабского языка».

См. «Зейль табакат аль-ханабиля» 3/284.

 

Сказал хафиз Дыяуддин: «Он, да помилует его Аллах, был … имамом в грамматике».

См. «Ас-Сияр» 22/169.

Г. Уровень в религиозных диспутах.

Имам Ибн Кудама был открыт для диалога и обсуждения, что привлекало к нему ученых и обнажало силу его мысли и слова. По пятницам после пятничной молитвы он оставался некоторое время в мечети, и к нему приходили ученые, которые желали диспута в вопросах фикха или убеждений, и он, как говорят: убивал своих противников улыбкой, демонстрируя при этом острый ум, глубокое понимание и широкий кругозор. Рассказывают, что однажды у него состоялся диспут с шейхом Ибн Фадляном аш-Шафии, о способностях которого в диспуте ходили легенды. И имам Муваффак заставил его замолчать.


В последние годы жизни имам оставил это дело.

 

Нужно отметить, что диспут ученых, о котором идет речь — это не хаотичный спор, а регламентированная процедура, правила поведения участников, которой определены в соответствующем разделе науки усуль аль-фикх. Некоторые ученые в наше время вынесли их в отдельную область знаний, которой дали название «адаб аль-бахс уа аль-муназара».

Следование сунне.

 

В одном из писем другому ученому - ханбалиту, рассматривая вопрос о положении нововведенцев, в убеждениях которых есть нечто из неверия, имам Муваффак писал:

«Если я буду с посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, в его партии, следуя его сунне, то для меня не будет иметь значения, ни кто мне противоречит, ни кто стал противоречить насчет меня. Меня не ввергнет в ужас расставание с тем, кто меня оставит. Я убежден, что даже если все творения станут противоречить сунне и оставят ее, и станут враждовать со мной из-за нее, то я только увеличу свою приверженность ей и свое желание быть ее приверженцем. Если поможет мне в этом Аллах. Ведь все в Его руках (ядан), и сердца рабов между двумя Его пальцами (исбу’ан)». См. «Зейль табакат аль-ханабиля» 3/327.

 

 

 

Его труды.

Хафиз Ибн Раджаб писал: «Шейх Муваффак, да помилует его Аллах, написал много прекрасных трудов по мазхабу в ответвлениях (фикхе) и основах (в убеждениях и усуль аль-фикхе). Также в хадисах, языке, аскетизме, смягчении сердец. А его сочинения в основах религии (в убеждениях) предельно хороши. Большинство из них написано в стиле имамов - мухаддисов».

См. «Зейль табакат аль-ханабиля» 3/391.

 

Имам Ибн Кудама оставил после себя богатейшее научное наследие, сделав вклад во многие исламские науки. И в первую очередь он отличился своими работами в фикхе.

 

Для изучающего фикх он оставил программу в четыре уровня.


Для начинающих он написал книгу «аль-‘Умда фи аль-фикх» с одним мнением по каждому вопросу.


Для следующего уровня написал «аль-Мукни'», в которой часто упоминает два мнения внутри мазхаба, давая понять, где более весомое мнение более очевидно, а где менее. Эта книга стала основой в изучении мазхаба у многих поколений после него. Ее заучивали наизусть, к ней писали множество объяснений, уточнений, комментариев, примечаний. Ее сокращали и писали объяснения к сокращениям. Ее совмещали с другими книгами, преподавали, по ней судили о том, что вернее всего в мазхабе. Жизнь мазхаба строилась вокруг этой книги.


Для следующего уровня он написал «аль-Кафи», в которой помимо прочего упоминал некоторые доказательства к постановлениям.


И для достигших высшего уровня он оставил после себя удивительную книгу «аль-Мугни», в которой рассматривает разногласия между самостоятельными имамами - муджтахидами, объясняя доказательства сторон, и раскрывая обоснование мнений ханбалитского мазхаба. Эта книга стала ценной не только для ханбалитов, но и для ученых других мазхабов. Имам Муваффак написал ее в виде объяснения к «Мухтасару» имама аль-Хыракы, первому краткому матну по фикху ханбалитского мазхаба.

 

Хафиз Дыяуддин писал: «Я видел во сне Ахмада ибн Ханбаля. Он задал мне вопрос, и я ответил: «Это есть в «Мухтасаре» аль-Хыракы». Он сказал: «Ваш товарищ Муваффак не допустил небрежности в своем объяснении «Мухтасара» аль-Хыракы». См. «Ас-Сияр» 22/168.

 

Кроме этих четырех книг в фикхе он оставил после себя «Мухтасар аль-Хидая», «‘Умда аль-хазим фи аз-зауаид ‘аля Мухтасар Аби аль-Касим», «Манасик аль-хадж» об обрядах хаджа и ответы на отдельные вопросы.

 

В усуль аль-фикхе он написал знаковую «Рауда ан-назыр», которую изучают до сих пор в Мединском Исламском Университете. Ибн Кудама взял за основу книгу аль-Газали «аль-Мустасфа» по шафиитскому усуль аль-фикху, и, используя еще три другие книги, сократил ее и переделал так, что его книга отражала стиль аль-Газали, но имела более сжатый формат и соответствовала усуль аль-фикху ханбалитского мазхаба.

 

По вопросам исламских убеждений он написал «Люм’а аль-и’тикад», «Тахрим ан-назар фи кутуб аль-калям», «аль-Муназара фи аль-Кур-ан», «Замм ат-та-уиль», «Рисаля фи аль-Кур-ан уа калям Аллах», «Исбат сыфа аль-‘улюу», «Китаб аль-кадр», «Рисаля иля Фахр ад-Дин ибн Таймия фи тахлид ахль аль-бида’ фи ан-Нар».

 

В хадисоведении от него известны «Мухтасар аль-‘иляль ли аль-Халляль», «Машейха шуюхы», «Бульга ат-талиб аль-хасис фи сахих ‘ауали аль-хадис» и много кратких собраний хадисов.

 

О достоинствах и смягчении сердец он написал «Минхадж аль-касыдин фи фадль аль-хуляфа ар-рашидин», «ат-Таууабин», «аль-Мутахаббин фи-Ллях», «ар-Рикка уа аль-бука», «Фадаиль аль-‘ашура», «Фадаиль аль-‘ашр», «Фадль яум ат-тарвия уа аль-‘арафа».

В арабском языке и родословных у него есть «Кана’а аль-ариб фи аль-гариб», «ат-Тадййин фи насаб аль-курашийин», «аль-Истибсар фи насаб аль-ансар».

 

Кроме того, известно, что он писал стихи.

 

Труды его разошлись по странам, заслужили признание ученых и имамов, и получили от них пользу мусульмане самых разных направлений и школ. И продолжают ее получать. Да увеличит Аллах награду имама за все, то благо, которое он оставил мусульманам после себя.

 


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 178; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!