Формирование белорусской национальной идеи: культурологические основания и философское осмысление



Тема 4.3. Мировоззренческая основа идеологии белорусского государства

Ключевые понятия:

Общечеловеческие ценности, национальная культура, белорусская национальная идея, гражданственность, патриотизм, национально-государственное самосознание.

Вопросы:

1). Специфика традиций белорусской культуры и национального менталитета.

2). Формирование белорусской национальной идеи: культурологические основания и философское осмысление.

 

Выступая в 2003 году на постоянно действующем семинаре республиканских и местных государственных органов власти в своем докладе «О состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенствованию» Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко отметил: «А хто там идзе?» - в этих словах нашего великого классика желание понять: кто мы белорусы, в чем наше предназначение, наша судьба? Куда движется весь мир? Где наше белорусское место в общемировом развитии? Должны ли мы идти своим особым путем или следовать чьим-то примерам? Если да – то чьим и почему?  Ответ на эти вопросы составляет мировоззренческую, возможно, самую важную и трудную часть государственной идеологии»»[1].

Данные слова Президента Республики Беларусь очень хорошо показывают значимость, по сути, ключевую роль мировоззренческой основы в процессе формирования идеологии белорусского государства. Без мировоззренческой основы, без теоретико-методологического философского фундамента выстроить идеологию государства невозможно.

Мировоззренческий компонент идеологии белорусского государства базируется на общечеловеческих духовных ценностях и нравственных установках и формируется на основе традиций белорусской культуры и белорусской национальной идее.

Специфика традиций белорусской культуры и национального менталитета.

Мировоззренческая составляющая идеологии белорусского государства, ядром которой является белорусская национальная идея, формируется на основе белорусской национальной культуры и менталитета белорусского народа. Поэтому для раскрытия мировоззренческих оснований идеологии белорусского государства необходимо сначала обратиться к анализу специфики белорусской национальной культуры и духа нации.

Национальная культура представляет собой культуру определенной нации, которая складывается на основе этнической культуры на протяжении всей истории формирования и развития данной нации. Своеобразие белорусской культуры заключается в следующем. Во-первых, на территории современной Беларуси проживало и проживает множество национальностей (белорусы, русские, литовцы, украинцы, поляки, евреи, татары и др.), поэтому белорусская культура носит синтетический интегральный характер, она впитала в себя совершенно различные, зачастую противоположные влияния многих культур. Во-вторых, данное своеобразие определяется специфическим «пограничным» географическим положением белорусских земель между Востоком и Западом, между православно-византийской и римско-католической духовной ориентацией. На протяжении всего своего развития белорусская культура испытывала влияние других культур и сама оказывала влияние на культуры других наций.

В развитии белорусской национальной культуры можно выделить несколько этапов. Первый этап хронологически занимает промежуток между IX-XII веками  и связан с процессами христианизации белорусских земель и установления на них феодального строя.  Политическое обособление в это время различных княжеств, в том числе и крупнейших на белорусских землях Полоцкого и Туровского княжеств, как отмечает русский историк М.К. Любавский, не повело за собой обособления культурного. Культурообразующим и консолидирующим фактором для всех восточных славян стало принятие Киевской Русью христианства (988 г.). Принятие христианства имело огромное историческое значение. Причем, выбор Владимиром восточной ветви христианства – православия -- не случаен. Славянам необходима была монотеистическая религия, поскольку язычество разъединяло славянские племена. Для того чтобы преодолеть раздробленность, необходима была централизация власти в руках князя, а соответственно и единая духовная основа, единая вера, единая идеология, которой и стало христианство. Причинами принятия восточной ветви христианства выступили следующие факторы. Восточная Римская империя -- Византия -- в то время была самым сильным и в политическом, и в экономическом, и в духовном отношении государством. Правящая верхушка Киевской Руси была издавна связана с Византией, являвшейся главным торговым партнером славян. До Владимира в Византии уже крестились и княгиня Ольга, и многие дружинники. Большое влияние на принятие православия, а не католицизма оказал и конфессиональный аспект. В католицизме существует приоритет церковной власти над светской (принцип филиокве – святой дух исходит не только от Бога-Отца, но и от Бога-сына, то есть Иисуса Христа). Католическая церковь рассматривается как тело Иисуса Христа, а папа Римский считается наместником Иисуса Христа на земле. Фигура папы считается непогрешимой. В результате принятия католицизма славянские земли вынуждены были бы подчиняться папе Римскому. В православии же нет жесткой централизации и существует приоритет светской власти над церковной. В Византии главой церкви был сам император. Данное обстоятельство импонировало Владимиру.

В результате принятия христианства на славянских землях произошло окончательное становление феодализма, а также стали устанавливаться более тесные международные связи с соседними христианскими государствами. Князья получили возможность вступать в династические браки, с помощью которых достигалось сотрудничество, заключался мир. Народ получил принципиально новую идеологию.

С принятием христианства на белорусских землях и образованием в 992 году Полоцкой епархии начинается культурный и духовный подъем, поскольку православие, пришедшее из Византии, принесло на белорусские земли высочайшие достижения античной философии и культуры. Христианство способствовало появлению и развитию каменной монументальной архитектуры, монументальной мозаики, иконописи и музыки. Для белорусской культуры того времени был характерен высокий уровень и самобытные школы зодчества, светского и церковного изобразительного искусства, пластики, декоративно-прикладного искусства, летописания. Этот период развития белорусской национальной культуры некоторые исследователи называют «раннехристианским Возрождением» (В. Конон). Именно в это время жили и творили на белорусских землях христианские просветители Евфросинья Полоцкая (1110-1173), Кирилл Туровский (1130-1182), Климент Смолятич (начало 12 в. – после 1164), Авраамий Смоленский (12 в.), видевшие цель и смысл своей жизни в утверждении христианских идей и принципов. Христианские просветители стремились приобщить как можно большее количество людей к христианству. Уже на этом этапе развития формируются важные составные части белорусского национального характера: принципы веротерпимости, толерантности. Как отмечает В.А. Мельник, «без преувеличения, их взгляды составляют один из краеугольных камней понимания истоков и последующей истории становления белорусской идеи и национальной государственности».[2]

Для второго этапа развития белорусской национальной культуры (конец XIII-XVI вв.) был характерен сложный культурный синтез. Когда белорусские земли входят в состав Великого княжества Литовского на белорусские земли начинают проникать католицизм и западные влияния, которые усиливаются в XVI веке. В этот период происходит формирование собственно белорусской культуры, в частности происходит становление белорусского этноса и белорусского языка, развитие художественной культуры. Для белорусской культуры этого периода был характерен христианский гуманизм, этическая направленность, ценности либерализма, религиозная толерантность. Общественно-политический строй на белорусских землях того времени способствовал развитию идеалов либерализма и демократизма. С приходом на территорию Беларуси движения Реформации, наблюдается рост белорусских городов, которые получают Магдебургское право. С самостоятельностью городов приходит расцвет светской литературы. В этот период происходит расцвет национального языка. В 1517-1519 гг. Франциск Скорина издает «Псалтырь» и 23 книги Библии. Утверждается государственность старобелорусского языка. На нем писались соглашения, велось делопроизводство, оформлялся архив государственной канцелярии, были созданы три редакции Статута Великого Княжества Литовского. В XV-XVI вв. старобелорусский язык оказывал большое влияние на развитие языков близких белорусам соседних народов. Делопроизводство в Великом Княжестве Литовском до середины XVII в. велось на старобелорусском языке. На высоком уровне находилась и правовая культура. Во времена правления Казимира (1440-1492) был составлен Судебник 1468 года, первый сборник государственных законов ВКЛ. Высшей формой законодательства являлись Статуты ВКЛ 1529, 1566, 1588 г. – своеобразные конституции государства, которые содействовали его централизации и укреплению законности. Статуты были написаны под воздействием идей эпохи Возрождения, которая утверждала суверенность государства, светский характер права, идеи толерантности, зачатки возникновения гражданского общества и правового государства.

О высоком уровне развития белорусской культуры в XIV-XVI веках свидетельствовали также печатные издания. Только во второй половине XVI века в Беларуси было издано столько книг, что их общее количество в 10 раз превышало количество изданий, которые были выпущены в Московском государстве за весь XVI и начало XVII веков. В 1581 году в Полоцке учреждается высшее учебное заведение – иезуитская коллегия, которая с 1812 года становится академией. Создаются многочисленные православные братские школы и типографии. Этот период получил название «золотого века» белорусской культуры. Как отмечает В.А. Мельник, «процесс формирования самосознания белорусов как общности в период ВКЛ проявлялся главным образом в развитии родного языка, устного народного творчества, письменности, различных жанров светской литературы, правотворчества, книгопечатания, этнических обычаев и традиций, приверженности населения православному вероисповеданию»[3]

На третьем этапе (XVII–XVIII вв.) решающую роль в развитии белорусской культуры играл конфессиональный фактор, поскольку более 70% населения Беларуси принадлежало к униатской церкви. С одной стороны, в этот период расширяется политическое и культурное влияние Польши, происходит массовое ополячивание и окатоличивание населения, но с другой, одновременно оформляются и идеи «краёвасцi», осознания своего отличия от польского и русского народов, осознание своей национальной уникальности и самобытности. С приходом на белорусские земли ордена иезуитов начинает развиваться высшее университетское образование, появляется профессиональное преподавание поэтики, риторики и философии. Иезуиты основали два университетских центра – Вильнюсскую (1579-1773 гг.) и Полоцкую (1812-1820 гг.) иезуитские академии. В XVIII веке появились и стали развиваться белорусская школа иконописи, живописи, графики.

Четвертый этап развития белорусской национальной культуры (конец XVIII – начало ХХ века) связан с проблемами поиска собственного «лица» белорусской культуры и обоснованием ее уникальности и специфичности. В данный период белорусские мыслители занимаются поисками критериев национальной идентификации, задумываются о путях развития национального самосознания. Так, в 80-е гг. ХIХ века Белорусская социально-революционная народная партия (больше известная как группа «Гомон») выпустила два номера периодического издания под названием «Гомон», где подробно рассматривался национальный вопрос исходя из принципа равноправия всех народов и их права на самоопределение. Гомонцы доказали сам факт существования белорусской нации. Они обосновали, что белорусы как народ имеют свой язык, культуру, быт, предания, территорию и самостоятельное историческое прошлое (историю). Идеи, распространенные в Беларуси в конце XIX – начале XX вв., связывали будущее белорусского народа с возрождением белорусской письменности (национально-культурное возрождение), культурных и исторических традиций, пробуждением чувства национальной гордости и национального самосознания.

Все это привело к развитию романтических идей в литературе, усилению интереса к этнографическим и историческим исследованиям белорусского края. Во второй половине XIX века белорусские мыслители и общественные деятели направляют свои усилия на интенсивное изучение истории белорусского края, его языка, богатого белорусского фольклора. Необходимо отметить, что в развитии белорусской культуры данного периода особое значение приобретает именно народная культура, белорусский фольклор. Для становления белорусского самосознания многое сделали произведения А. Мицкевича, Я. Чечота, У. Сырокомли, В. Дунина-Мартинкевича, Я. Лучины, Ф. Богушевича. В ХХ в. эта традиция на качественно новом уровне была продолжена Я. Купалой, М. Богдановичем, Я. Коласом.

Пятый период развития белорусской культуры связан с вхождением белорусских земель в состав СССР. Первоначально в 1920-е годы сложились благоприятные условия для развития белорусской национальной культуры, что было связано с проводимой политикой белорусизации. Начали работать белорусскоязычные школы, был образован Институт белорусской культуры, на базе которого в 1929 г. была создана Академия наук Беларуси. Однако начиная с 1930-х и вплоть до середины 1980-х гг. белорусская национальная культура находилась в жестких рамках и в зависимости от развития советской культуры. Процесс национального возрождения белорусской культуры начался только с начала 1990-х гг., когда Республика Беларусь стала независимым государством.

Важное место в процессе развития национальной культуры и менталитета народа занимает процесс самоидентификации данного народа. Особенностью процесса самоидентификации белорусского народа является «срединно-сопрягающее» положение «белорусской души» и пограничный характер белорусской культуры. С одной стороны, такое особое географическое положение позволило белорусской культуре воспринять лучшие достижения восточной и западной культур, создав оригинальную самобытную культуру. С другой стороны, «пограничный» характер белорусской культуры и белорусского национального характера не позволяет белорусам идентифицировать себя только с одной культурной традицией. Белорусы в какой-то мере являются наследниками и западной, и восточной культуры; и византийско-православной, и римско-католической духовных традиций. В силу своего «пограничья» в менталитете белорусского народа, как полагают некоторые исследователи, можно выделить три «начала»: «патриархальность», «советскость», «западность». Истоки «патриархальности» белорусов кроются в том, что долгое время белорусский народ вел аграрно-крестьянский образ жизни, что сформировало в национальном характере консервативные черты (традиционализм, патриархальность, ориентация на общинно-родовые, семейные ценности), а в национальной культуре верность к прошлому, своеобразное «почвенничество», тягу к земле и патерналистское отношение к государству. «Советскость» белорусов проявляется в ориентации на модель исторического развития Беларуси в составе СССР, в определенной ностальгии по советскому прошлому. «Советскость» белорусов проявляется и в ориентации на коллективизм, принципы солидарности, приоритет государственных интересов над частными. «Западный» вектор, который в основном проявляется у жителей западных областей и представителей, так называемого «среднего класса», видит развитие белорусской культуры и белорусской нации в тесной связи с европейской культурой, в ориентации на достижения западноевропейской цивилизации.

Данные векторы можно увидеть и проследить их развитие в менталитете белорусского народа. Менталитет – особый способ мышления и отношения определенного этноса к действительности. Менталитет народа оказывает не только огромное влияние на формирование национальной культуры, но и на специфику политической системы того или иного государства, на развитие национальной экономики, а также на формирование идеологии государства.

На формирование национального менталитета оказывают влияние географический, геополитический, социально-экономический, религиозный, культурный и др. факторы. Если говорить о формировании белорусского менталитета, то влияние географических факторов, а именно средней полосы с преобладанием спокойных болотистого, голубого, зеленого цветов, нашло отражение в таких чертах характера белорусов, как умеренность, сдержанность, спокойность, осторожность. Традиционный аграрный образ жизни белорусов также способствовал формированию специфических качеств нашего народа, таких как патриархальность, традиционализм, коллективизм, уважение к историческому прошлому и бережное отношение к традициям. Поскольку на белорусских землях вплоть до конца XIX века центральное значение имела коллективная – родовая, общинная или семейная – сельскохозяйственная деятельность, в белорусском национальном характере в качестве высшей ценности утверждается духовный идеал коллектива, рода, общины, семьи и связанные с ними ориентация на эволюционный постепенный путь развития и идеал стабильности. Этногенетический фактор проявился в том, что ассимиляция славянскими племенами балто-литовских, ятвяжских и других племен осуществлялась, преимущественно, мирным путем. Религиозный фактор, а именно то обстоятельство, что христианство на территории белорусских земель распространялось не насильственно, а мирным путем, и то, что на белорусских землях в течение длительного времени мирно уживались язычество и христианство, сформировало в характере нашего народа принципы религиозной веротерпимости и этнокультурной толерантности.

Белорусы очень спокойный уравновешенный «памяркоўны» народ, не склонный к радикализму. Историческое прошлое, а именно долгое нахождение белорусских земель в составе полиэтнических государств, научила белорусский народ отдавать предпочтение общинным ценностям, не выпячивать узко этнические интересы, а отдавать приоритет общенациональным и государственным интересам и ценностям. В менталитете белорусского народа можно выделить такие качества, как коллективизм, стремление к справедливости, ориентация на общинно-коллективистские, а не индивидуалистические западноевропейские, американские ценности существования. Белорусам не свойственны западные ценности: индивидуализм, крайний рационализм, агрессивность, прагматизм.

Как отмечал Глава государства Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко: «Белорусская идеология должна иметь ориентацию на традиционные для нашей цивилизации ценности: способность трудиться не ради наживы, но и для блага общества, коллектива, других людей. Другие наши ценности: потребность в идеалах и высоких целях, коллективизм в противовес западному индивидуализму, социальная опека и уважительные отношения государства и народа».[4]

Для белорусов основным является не личность, а коллектив, общество с идеалами братской любви и солидарности (принцип соборности). Однако  с другой стороны, общество никогда не приобретало у белорусов такого самодовлеющего тотального характера, как у русских, когда человек буквально растворялся в служении общему делу.  Для белорусского менталитета характерно ощущение собственной независимости, самодостаточности и автономности. Менталитет белорусов, который формировался на стыке культур и религий, как отмечают исследователи, впитал в себя униатскую склонность к компромиссам, героику католицизма, строгую воздержанность вместе с индивидуализмом протестантизма. Толерантность белорусов приводит их к поиску справедливости без насилия, стремлению к разумному компромиссу, терпимости, чуткости, уважению людей с иным мировосприятием и стилем мышления.

Белорусскому характеру свойственны такие качества как неприятие конфликтов и противоречий; стремление к стабильности и равновесию; стремление к медленным, постепенным общественным изменениям; отрицание насилия, миролюбие, покладистость; уважение своих традиций, культуры и истории; толерантность; коллективизм; патриотизм, привязанность к родным местам; трудолюбие, хозяйственность, бережливость, гостеприимность; теплота и сердечность в отношениях между людьми, совестливость и сострадание, духовность.

Именно благодаря своим национальным качествам, а также благодаря историческому опыту, белорусы выработали иммунитет против «иноцивилизационного влияния». Как отметил Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко: «По сути, в восточнославянском (а если учесть проживание на наших просторах и других народов), в восточноевропейском мире мы остались единственной страной, открыто проповедующей верность наши традиционным ценностям».[5]

На основании формирования и развития белорусской национальной культуры и национального менталитета осуществлялось формирование белорусской национальной идеи.

Формирование белорусской национальной идеи: культурологические основания и философское осмысление

Национальная идея является ядром национального самосознания, тем фундаментом, на котором строится идеология любого государства. Национальная идея представляет собой совокупность доминирующих в национальном сознании идей и представлений, с помощью которых данный народ выражает смысл своего исторического существования. С одной стороны, национальная идея есть самосознание нации, то есть некий исторический опыт, история генезиса данной нации, своеобразное «прошлое» о нации, а с другой, своеобразное послание нации, рассказ о своих идеалах, ценностях и устремлениях, то есть определенный проект развития, «будущее» нации. Национальная идея включает в себя вопросы о «начале» исторической судьбы народа, его генетических истоках, месте и роли в бытии, целях существования, исторической и культурной миссии народа, отношениях с соседними народами, основаниях уникальности народа. Как отмечает И.Я. Левяш, «данная идея не создается искусственно, а естественным образом вырастает из совокупности ментальных черт и ценностей народа, которые предполагают его целостность и «узнаваемость» другими»[6].

Национальная идея не дается нации изначально в каком-то завершенном виде, а формируется и развивается в процессе становления самой нации. Национальную идею нельзя заимствовать или навязать народу, поскольку национальная идея формируется естественным образом на основе менталитета данного народа, с учетом специфики исторического бытия народа, его национальной культуры, национальной психологии и национального характера. Как нация проходит в своем становлении несколько этапов развития, от зарождения до зрелости и пика своего развития, так и национальная идея не является чем-то статичным,  она развивается с развитием самой нации, трансформируется, изменяется и одновременно сохраняет свою идентичность. Академик Л.И. Абалкин отмечал: «Национальная идея – выражение глубинных, высших, общих интересов, ее нельзя сочинить, сконструировать в кабинетах ученых или писателей, а потом издать в виде указа. Она находится в глубинах народного духа, и ее надо услышать. Формулировка национальной идеи – работа интеллектуалов, национальной элиты, но сама эта идея вырастает из народа, который является ее носителем».

Национальные идеи европейских народов начинают выкристаллизовываться в процессе становления этих наций в эпоху Нового времени. Процесс образования наций связан с разрушением традиционной средневековой сословной структуры общества, установлением в Европе капиталистических отношений, развитием национальных языков и формированием национальных государств в XVII-XVIII веках. В эпоху капитализма на смену сословиям приходят новые формы общности людей, одной из которых стала нация. В это же время появляются и такие крайние проявления самосознания наций как национализм, шовинизм, расизм.

Однако подлинная национальная идея не имеет ничего общего с крайним национализмом. Национальная идея по сути должна быть наднациональной и общенациональной, не противопоставляющей людей различных национальностей, не раскалывающей общество, а объединяющей его. Национальная идея должна выступать интегрирующим символом нации и государства, это должна быть, как отмечает Я.С. Яскевич, «идея нации-государства», а не «нации-этноса».

Наиболее духовно близким белорусам народом является братский русский народ. Именно поэтому говоря о формировании белорусской национальной идеи, невозможно не сказать несколько слов о русской идеи. Термин «русская идея» ввел Владимир Соловьев в 1887-1888 гг. для обозначения русского самосознания, определения национальной и мировой судьбы России, ее христианского наследия и ее будущего, конечной целью которого он видел объединение всех народов в лоне истинного православия и преображение человечества в «богочеловечество». Доклад, прочитанный В. Соловьевым в Париже в 1888 году, так и назывался «Русская идея». В отличие от западного «холодного», прагматичного стиля мышления для славянства, в частности для русского человека, полагал В. Соловьев, характерен причудливый сплав языческой мифологии, христианской мудрости и западноевропейского рационализма. Основными общеславянскими ценностями, по мнению русского философа, являлись святость, добродетель, коллективизм, соборность, идеализм, служение обществу и государству. Русская национальная идея всегда имела своеобразное религиозное содержание и была связана с идеей мессианства, которая основана на представлении об избранности русского народа и его особой роли в истории человечества. Основой русской идеи является принцип соборности -- духовного единства народа в Церкви, обществе, государстве. Еще в Средние века в произведениях русских православных мыслителей складывался образ русского народа как единственного хранителя и проповедника православной веры, призванного к страданию во имя очищения всего человечества, который затем выразился в известном тезисе игумена Филофея: «Москва – третий Рим»: «…два Рима пали, а третий стоит, четвертому же не бывать». В своем развитии русская идея прошла несколько этапов и выразилась в нескольких формах: идеал «Святой Руси», «Москва – третий Рим», «Православие! Самодержавие! Народность!».

Белорусская идея по сравнению с русской идеей сформировалась позднее. Связано это во многом с тем фактом, что белорусские земли входили с состав других государств, и государственный суверенитет белорусский народ обрел сравнительно недавно. Белорусская национальная идея, уходящая своими корнями вглубь истории и связанная с именами христианских просветителей Евфросиньи Полоцкой и Кирилла Туровского,  теоретически стала оформляться во второй половине XIX века. Ее становлению способствовали социально-философские и гуманистические идеи белорусских философов и общественных деятелей (Ф.Скорина, С.Будный), философско-публицистические выступления и произведения белорусской национальной литературы (К. Калиновский, Ф. Богушевич, Я. Колас, М. Богданович, Я. Купала).

В белорусской национальной идее воплощается историческое стремление белорусов к свободе, самостоятельности, благосостоянию. Белорусская национальная идея, которая является фундаментом идеологии белорусского государства, должна базироваться, прежде всего, на универсальных нравственных и духовных ценностях белорусского народа, в основе которых лежат христианские ценности.

Как отметил в своем докладе «За сильную и процветающую Беларусь!» Президент А.Г. Лукашенко на втором Всебелорусском народном собрании, «государство будет содействовать… утверждению идеологии, которая основывается не на платформе какой-то партии, а на основе испытанных временем универсальных нравственных и духовных ценностей нашего народа. В первую очередь – духовных ценностей христианства, которые веками были нравственным стержнем белорусов. Это будет надежно служить согласию и стабильности в обществе, гуманизации отношений между людьми».[7] 

Говоря о коллективизме и в какой-то степени «соборности» белорусского народа, Президент отметил: «… Разве для суверенной Беларуси не подходят такие принципы из нашей прежней коммунистической идеологии, как коллективизм, патриотизм, социальная справедливость? Высокий престиж образования, общественно полезный труд без расчета на материальное вознаграждение, формы морального поощрения людей и многое другое, что стало частью нашей жизни? Все это должно органично входить в идеологический фундамент современного белорусского общества».[8]

Национальная идея была с предельной ясностью выражена в начале ХХ века в тезисе Я. Купалы «Мы – белорусы». В этом тезисе заключена идея существования белорусов как самобытного народа; право белорусов на уважительное отношение к себе («Людзьмі звацца», занять «свой пачэсны пасад між народамі»); а также заложена практическая задача конституирования белорусов в качестве нации и создание самостоятельного белорусского государства.

Наиболее емко и лаконично национально-государственная идея воплощается в лозунге Президента Республики Беларусь: «За сильную и процветающую Беларусь!». «Сильная Беларусь» предполагает независимость, проведение самостоятельной внешней и внутренней политики, сильную государственность и сильную национальную идею. «Процветающая Беларусь» ориентируется на политическую и социально-экономическую стабильность, гражданский мир и национальное согласие, на гармоничное развитие и мирное сосуществование различных слоев населения и различных этнорелигиозных традиций, на здоровье и благосостояние нации.

Как отмечает С.Г. Паречина, национально-государственная идея выполняет следующие функции:

1) является социально-интегрирующим началом, создавая единое нормативно-ценностное пространство для жизнедеятельности белорусского народа;

2) служит объяснением существующего политического строя и общественного порядка Республики Беларусь;

3) формулирует консолидирующие цели «общего дела»[9].


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 1079; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!