Истинно–православные христиане



 

Близкая к ИПЦ секта истинно–православных христиан, появившаяся в 30–х годах, отказалась от духовенства, храмов, большинства таинств. В секте распространены безбрачие и аскетизм, для нее очень характерны эсхатологические представления. Эта религиозная организация выразила реакцию кулаков и подкулачников на организацию колхозов. ИПХ придерживаются явно антиобщественной позиции. Членам секты рекомендуется не принимать участия в общественно полезном труде, общественной жизни. Резко враждебно настроена секта и по отношению к Русской православной церкви.

Истинно–православные христиане не находят поддержки у верующих. Число последователей секты очень незначительно. Это, как правило, обманутые демагогическими проповедями люди, не понимающие, что они являются орудием в руках религиозных фанатиков.

 

 

Духовные христиане

 

В отличие от рассмотренного выше православного сектантства, группа сект, известная под названием духовных христиан (хлысты, духоборцы, молокане и др.), выйдя из недр православия, далеко отошла от православных и вообще христианских догм и культа. Секты духовных христиан возникли как религиозное отражение борьбы крестьян против жестокой крепостнической эксплуатации, однако со временем радикальные черты их вероучения отошли на задний план, на первый же план были выдвинуты мистицизм, отрешение от окружающей жизни и т. п.

Для духовных христиан характерны вера в воплощение святого духа в живых людей, отрицание роли духовенства как посредников между богом к людьми, вера в возможность непосредственного общения с богом.

 

 

Хлысты

 

Эта секта возникла в XVII в. как одно из ответвлений беспоповщины, однако по своей догматике сильно отдалилась от старообрядчества. Основой вероучения хлыстов является представление о возможности прямого общения человека со святым духом, возможности воплощения бога в наиболее праведных сектантов, ставших «достойными сосудами». Доводя себя во время своих радений до религиозного экстаза (так называемое «хождение в духе»), хлысты считают, что в таком состоянии происходит их общение со «святым духом». Люди, наиболее легко приходящие в исступленное состояние, почитаются хлыстами в качестве «христов», «богородиц», «пророков». Первоначально хлысты придерживались строгого аскетизма, позже некоторые из их заповедей (например, заповедь о воздержании от половой жизни) были отменены. Библия толкуется хлыстами, как и другими духовными христианами, «духовно», аллегорически. Основным же авторитетом в вопросах веры считаются проповеди «христов» и «пророков». В отличие от других сектантов, хлысты посещают православные церкви (вероятно, традиция посещения церкви выработалась в связи с необходимостью скрывать свои религиозные воззрения, так как хлыстовство в царской России преследовалось). В настоящее время сохранившиеся в нашей стране небольшие группы хлыстов делятся на ряд течений: Старый Израиль (ортодоксальная хлыстовская группа, в настоящее время очень малочисленная), Новый Израиль, или лубковцы (хлысты, открыто порвавшие с православной церковью и практикующие экстатические радения), Духовный Израиль, Искупленный Израиль, постники (группа, употребляющая только постную пищу и требующая воздержания от половых отношений), малеванцы (хлыстовская группа с ярко выраженным харизматическим характером), мормоны духовно–христианского направления, или русские мормоны (группа, довольно сильно отдалившаяся от хлыстов по вероучению и отвергающая возможность сверхъестественных явлений на земле). Эти группировки хлыстовства представлены на Тамбовщине, Северном Кавказе, в Куйбышевской и Оренбургской областях, на Украине.

 

 

Скопцы

 

Одним из хлыстовских ответвлений является скопчество, фактически превратившееся в самостоятельную секту. Секта возникла в XVIII в. Для борьбы с «блудом» основатели скопчества решили применить кастрацию. Эта изуверская секта вербовала в свои ряды из числа задавленных нуждой, отчаявшихся крестьян. Во главе же секты стояли представители купечества. Скопческие общины, или, как их называли, «корабли», эти руководители использовали для личного обогащения, для закабаления трудящихся. Вероучение и обрядность скопцов сходны с хлыстовскими. Как и хлысты, скопцы посещают православные церкви. В то же время, в противоположность хлыстам, полностью отрицающим иконы, они почитают изображения своего «христа» — Селиванова, положившего начало этой секте, «богородицы», «пророков».

В нашей стране эта изуверская секта почти исчезла. Единицы последователей имеет и разновидность скопческой секты — девственники, заменившие физическое оскопление «духовным».

 

 

Духоборцы

 

Секта духоборцев возникла во второй половине XVIII в. На первых порах ее деятельность носила в известной степени социально–политический характер. Духоборцы отказывались повиноваться церковной и государственной власти, старались вводить в своих общинах принципы христианского социализма. Однако на практике общины, основанные духоборцами, по сути дела, являлись средством эксплуатации рядовых сектантов руководителями секты. В отличие от хлыстов и скопцов, духоборцы полностью порвали с православием. Они не признают также Ветхий и Новый заветы, иконы, таинства, священников. Основы учения духоборцев изложены в состоящей из псалмов «животной книге», в которой помимо вероучения духоборчества излагается также история секты. У духоборцев, так же как и у хлыстов, существует культ руководителей секты, хотя степень их обожествления несколько меньшая, чем в хлыстовстве. Должность руководителя секты передается по наследству. В противоположность хлыстам, духоборцы считают, что дух божий живет не только в руководителях, но и во всех верующих. Социальное расслоение в секте привело к разделению ее на несколько групп, важнейшими из которых были большая и малая партии (соответственно бедняки и богачи). Преследования со стороны царского правительства заставили большинство духоборцев (сторонников большой партии) эмигрировать в Канаду. В СССР небольшие группы духоборцев имеются в Азербайджане, на Северном Кавказе, в Ростовской, Тамбовской, Оренбургской областях, на Дальнем Востоке, Украине и в Средней Азии.

 

 

Молокане

 

Разновидность духовных христиан — молокане вышли из духоборческой среды (60–70–е годы XVIII в.), однако по сравнению с духоборчеством вероучение секты носило более умеренный характер. Молокане признают Библию, однако толкуют ее иносказательно. Каждый верующий имеет право на самостоятельное толкование Библии. В догматике молоканства большое место занимают хили–астические представления. Бог рассматривается молоканами не как личность, а как дух, обнаруживающий себя в своих земных проявлениях. Секта отказалась от таинств или сильно их упростила, отвергла священство. У молокан нет церквей, и моления происходят в обычных домах. Руководителями секты являются выборные старцы — пресвитеры. Классовое расслоение в основанных молоканами общинах привело к распаду сектантов на три группировки: общих, постоянных и прыгунов. Общие молокане, представлявшие в основном бедноту, пытались объединить свои хозяйства в единый коллектив, однако эти попытки не увенчались успехом. Группа постоянных, в которую входили зажиточные крестьяне и богатые горожане, заняла весьма умеренные позиции и стремилась примириться с православием. Третья группа молокан прыгуны (сапуны) -включила в свое вероучение ряд элементов хлыстовства. В отличие от всех остальных молокан, эта группа отмечает не христианские, а иудейские праздники. Имеется и ряд других, более мелких молоканских под–сект. Некогда весьма многочисленные (до революции секта насчитывала около 1 млн. человек), молокане представлены сейчас в разных местах нашей страны (в Закавказье, на Украине, в Молдавии, в Тамбовской, Оренбургской и других областях РСФСР) лишь небольшими группами.

 

 

Субботники

 

Секта субботников, основанная в конце XVII в., еще дальше отошла от традиционного христианства. Основу вероучения секты составляет Ветхий завет. Сектанты приняли ряд иудейских обрядов, в частности обрезание и празднование субботы. Они не признают Христа богом, отрицают троицу. В настоящее время численность субботников очень мала. Они живут в Тамбовской области и некоторых других местах.

 

 

Ильинцы

 

В конце XIX в. в России возникла секта, сочетавшая в себе элементы христианства и иудаизма, — иегови–сты–ильинцы («сионская ветвь»). Основателем секты был отставной артиллерийский штабс–капитан Н. А. Ильин. Иеговисты–ильницы отмечают иудейские праздники, практикуют обряд обрезания. Они отказались от христианских таинств, не признают святых. В основу вероучения секты положено Откровение Иоанна с его идеей об армагеддоне (война бога Иеговы с царством Сатаны) и верой в установление тысячелетнего царства божьего на земле. Большое влияние на сектантскую догматику оказали писания западноевропейских мистиков. Секта ведет свою работу на конспиративных началах и носит откровенно антиобщественный характер. Численность иеговистов–ильинцев очень мала. Они распылены по Уралу, Северному Кавказу, Украине, Казахстану.

 

 

Армяно–григорианская церковь

 

Помимо православия и всех его ответвлений (старообрядчества и различных сект, вышедших из недр православия) в Советском Союзе представлены и другие направления христианства: Армяно–григорианская церковь, Римская католическая церковь, различные формы протестантизма.

Армяно–григорианская церковь по своей догматике монофизитская. Она названа по имени епископа Григория, боровшегося за распространение христианства среди армян. Мировым центром Армяно–григорианской церкви является Эчмиадзинский монастырь (Армянская ССР), где находится резиденция верховного патриарха–католикоса всех армян. К Армяно–григорианской церкви принадлежат кроме верующих армян также часть татов и удин (другая часть верующих татов и удин соответственно — шииты и православные).

 

 

Католическая церковь

 

Римская католическая церковь имеет последователей в Литве, восточной Латвии, западных областях Украины и Белоруссии, а также среди . — части немцев, живущих в нашей стране. Прежде в западных районах Украины и Белоруссии была представлена такая разновидность католицизма, как греко–католическая (униатская) церковь. Однако в 1946 г. униатская церковь в Советском Союзе воссоединилась с православием.

 

 

Протестантские церкви

 

Из протестантов в Советском Союзе наиболее многочисленны лютеране. Лютеранство исповедует большая часть верующих латышей и эстонцев. Лютеранами являются многие верующие из числа проживающих в СССР немцев. В Закарпатской области Украины часть верующих венгров — реформаты (другая часть католики).

 

 

Баптисты

 

Что касается протестантских сект, то наиболее многочисленна в Советском Союзе секта евангельских христиан–баптистов (ЕХБ), образовавшаяся в результате слияния в 1944–1945 гт. трех прежде самостоятельно существовавших религиозных групп — баптистов, евангельских христиан, пятидесятников. Баптизм проник в Россию из Германии в 50–60–х годах XIX в. и вначале получил распространение лишь среди немецких колонистов. Однако почти одновременно появляется так называемый штундизм–сектантское течение, возникшее среди русских и украинских крестьян под влиянием протестантов и сочетавшее в себе элементы протестантизма и вероучения духовных христиан. Штундисты не представляли собой единую секту, были плохо организованы и в конце 70 начале 80–х годов слились с баптистами. Очень близким к баптизму было и вероучение евангельских христиан–секты, основанной в 70–х годах в России английским аристократом Редсто–ком. Правда, евангельские христиане, в противоположность баптистам, исключительное значение придавали проповеди Евангелия и полностью отрицали обрядность. Попытки к объединению русских баптистов с евангельскими христианами были предприняты еще в начале XX в., однако созданный союз просуществовал л ишь., несколько лет. Только в 1944 г. баптисты и евангельские христиане (в 1945 г. к ним присоединилась часть пятидесятников, отказавшаяся от говорения на иных языках, а в 1963 г. братские меннони–ты) образовали единую организацию, возглавляемую Всесоюзным советом евангельских христиан–баптистов (ВСЕХБ).

Кроме этой секты в Советском Союзе имеется и ряд мелких самостоятельных групп баптистов и евангелистов. Среди них следует прежде всего отметить раскольничью группировку. После неудавшейся попытки стать во главе ВСЕХБ эта группа откололась от евангельских христиан–баптистов, обвинив их руководителей в отступлении от истины, и создала свой руководящий орган так называемый Совет церквей ЕХБ.

Руководители Совета церквей ЕХБ занимают откровенно экстремистские позиции. Они отказываются признавать существующее законодательство о религиозных культах, пытаются вести организованное обучение детей религии. Отказываясь от регистрации своих общин, они предпочитают действовать тайно, выпускать нелегально свои издания, подогревающие религиозный фанатизм верующих. Лидеры этого течения вступают в контакты с клерикально–пропагандистскими центрами буржуазных стран, снабжают их тенденциозной информацией о «гонениях на веру» в Советском Союзе, получая за это не только моральную, но и материальную поддержку от западных «покровителей». Деятельность Совета церквей ЕХБ используется в религиозных пропагандистских кампаниях, организуемых клерикальными антикоммунистами, выдается за «внутреннюю оппозицию» социалистическому строю.

Последователей баптизма можно встретить в разных районах нашей страны, в первую очередь в Российской Федерации (особенно в южной части Центрального района), на Украине, в Белоруссии, Прибалтике. Баптисты имеются и среди проживающих в СССР немцев.

 

 

Пятидесятники

 

Пятидесятники впервые появились в России в начале нынешнего столетия. Экстатические моменты их культа способствовали вовлечению в секту части баптистов, евангелистов и других сектантов, разочаровавшихся в сухой морализации своих проповедников. Пятидесятники в нашей стране дробятся на ряд течений. Это христиане евангельской веры (воро–наевцы) - главное направление пя–тидесятничества в СССР, евангельские христиане в духе апостольском (смородинцы), отрицающие божественную троицу, пятидесятники–сионисты, мечтающие переселиться на обетованную гору Сион, субботству–ющие пятидесятники, в вероучении которых сочетаются элементы пяти–десятничества и адвентизма, христиане Сиона (мурашковцы), выполняющие изуверские обряды «жертвоприношения Христу», и др.

Пятидесятники встречаются в ряде районов нашей страны, в первую очередь на Украине и в Белоруссии. Как уже указывалось, часть пятидесятников (воронаевцы) объединилась с баптистами и евангельскими христианами, однако некоторые из объединившихся вскоре вышли из организации ЕХБ.

 

 

Адвентизм

 

В 80–х годах XIX в. в Россию был занесен адвентизм. В настоящее время в ряде районов нашей страны существуют отдельные общины адвентистов седьмого дня, не объединенные каким–нибудь общим центром. Адвентисты седьмого дня ведут активную миссионерскую деятельность.

От адвентистов седьмого дня в 30–х годах откололась группа, принявшая название «христиане седьмого дня». Эта группа выступила против веры в чудеса, за более строгое выполнение предписаний первоначального адвентизма.

Еще одной группой адвентистов, имеющейся в нашей стране, являются адвентисты–реформисты (адвентисты седьмого дня реформационного движения, или адвентисты седьмого дня верного остатка), занимающие откровенно антиобщественную позицию. Руководители секты строго запрещают верующим служить в армии, призывают к отказу от общественной работы и т. д. Они требуют решительного размежевания с греховным миром, который якобы окружает нас, призывают к замкнутости в кругу религиозных интересов.

Малочисленные группы адвентистов–реформистов имеются в некоторых районах СССР, главным образом в западных областях Украины, в Молдавии, на Кавказе.

 

 

Свидетели Иеговы

 

Секта свидетелей Иеговы в большинстве случаев имеет последователей в тех районах страны, где Советская власть была установлена лишь незадолго до Великой Отечественной войны: в западных областях Украины и Белоруссии, в Молдавии, Прибалтийских республиках. Однако имеются свидетели Иеговы и в Сибири, на Дальнем Востоке и в других районах. Работая в условиях строгой конспирации, секта ведет антиобщественную пропаганду, призывая верующих отказываться от службы в Советской Армии, от выборов в Советы и т. п.

 

 

Менноииты

 

Меннониты были первой протестантской сектой, распространившейся в России. В настоящее время мен–нонитства придерживается часть живущих в Советском Союзе немцев. Меннониты, проживающие в нашей стране, делятся на ряд течений, наиболее значительное из них по числу приверженцев — церковные меннониты.

 

 

Методисты

 

Очень малое число приверженцев имеют сейчас в Советском Союзе Методистская церковь (Латвийская и Эстонская ССР, Закарпатская область УССР) и такая протестантская секта, как «Общество синий крест» (Прибалтийские республики).

 

 

Ислам

 

Значительная часть верующих в нашей стране исповедует ислам. Наиболее распространен среди живущих в СССР мусульман суннизм ханифит–ского толка. Его придерживается подавляющее большинство верующих татар, башкир, казахов, каракалпаков, киргизов, уйгуров, дунган, узбеков, таджиков, туркмен, дагестанских народов (кроме аварцев), кабардинцев, адыгейцев и черкесов, балкарцев и карачаевцев, аджарцев (этнографическая группа грузин), часть верующих азербайджанцев, а также исповедующие ислам абхазы и часть мусульман–осетин. Верующие аварцы, чеченцы, ингуши, многие мусульмане–осетины, часть курдов (в Армении), верующие из Шекинско–Закатальской зоны Азербайджана и небольшая группа талышей принадлежат–к шафи–итскому толку. Мусульмане–сунниты объединены в три руководящих центра: духовное управление мусульман Средней Азии и Казахстана с резиденцией в Ташкенте, духовное управление мусульман европейской части СССР и Сибири с резиденцией в Уфе и духовное управление мусульман Северного Кавказа и Дагестана с резиденцией в Буйнакске. Каждое из духовных управлений возглавляется муфтием.

Шиизм исповедует свыше двух третей верующих азербайджанцев, подавляющее большинство верующих талышей, мусульмане–таты, часть верующих курдов (в Азербайджане и Туркмении) и таджиков. Закавказские мусульмане объединены в flv–ховное управление мусульман Закавказья, резиденция которого находится в Баку. Возглавляет это духовное управление шейх–уль–ислам.

В Горно–Бадахшанской автономной области Таджикской ССР есть общины мусульман–исмаилитов.

 

 

Иудаизм

 

Иудаизм распространен в Советском Союзе среди верующих евреев. Верующие караимы принадлежат к караимской секте.

 

 

Буддизм–ламаизм

 

Буддизм (в форме ламаизма) имеет последователей в нашей стране среди части бурят, тувинцев, калмыков. Буддистов объединяет духовное управление буддистов СССР, возглавляемое бандидо хамбо–ламой.

 

 

Йазидизм

 

В СССР имеется также небольшое число йазидов (85% верующих курдов Армении и почти все верующие курды Грузии).

 

* * *

Заканчивая краткий обзор различных исповеданий, распространенных на территории Союза, следует еще раз подчеркнуть, что число приверженцев этих верований неуклонно уменьшается. Подавляющее большинство советских людей разделяет материалистическое мировоззрение.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Арутюнов С, Светлов Г Старые и новые боги Японии. М., 1968.

Вопросы научного атеизма. М., 1979, вып. 24.

Гусева Н. Джайнизм. М., 1968.

Гусева Н. Индуизм. М., 1977.

Донини Л. У истоков христианства. М., 1979.

Kлu6aнoв А. Религиозное сектантство в прошлом и настоящем. М., 1973.

Ковалев С. Основные вопросы происхождения христианства–М., 1964.

Кочетов А. Н. Буддизм. М., 1983.

Крывелев И. История религий, т. 1, 2. М., 1975, 1976.

МассэА. Ислам. Очерки истории. М., 1981.

Народы Австралии и Океании (серия «Народы мира. Этнографические очерки»). М., 1956.

Народы Америки, т. 1, 2 (серия «Народы мира. Этнографические очерки»). М., 1959.

Пучков П. Современная география религий. М., 1975.

Религия и мифология народов Восточной и Южной Азии. М., 1970.

Свенцицкая И. С. От общины к церкви. М., 1984.

Токарев С. Ранние формы религий и их развитие. М., 1964.

Токарев С. Религия в истории народов мира. М., 1986.

Шаревская Б. Старые и новые религии Тропической и Южной Африки. М., 1964.

Шпажников Г. Религии стран Западной Азии. М., 1976.

Шпажников Г. Религии стран Юго–Восточной Азии. М., 1980.

Шпажников Г. Религии стран Африки. М., 1981.

 

 


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 489; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!