Гуманистическое направление в теории личности.



В гуманистической теории личности выделяется два базовых направления. Первое, ʼʼклиническоеʼʼ (ориентированное преимущественно на клинику), представлено во взглядах американского психолога К. Роджерса. Основоположником второго, ʼʼмотивационногоʼʼ, направления является американский исследователь А. Маслоу. Несмотря на некоторые отличия между этими двумя направлениями, их объединяет много общего.

Главным источником развития личности представители гуманистической психологии считают врожденные тенденции к самоактуализации. Развитие личности есть развертывание этих врожденных тенденций. Согласно К. Роджерсу, в психике человека существу ют две врожденные тенденции. Первая, названная им ʼʼсамоактуализирующейся тенденциейʼʼ, содержит изначально в свернутом виде будущие свойства личности человека. Вторая - ʼʼорганизмический отслеживающий процессʼʼ - представляет собой механизм контроля за развитием личности. На базе этих тенденций у человека в процессе развития возникает особая личностная структура ʼʼЯʼʼ, которая включает ʼʼидеальное Яʼʼ и ʼʼреальное Яʼʼ. Эти подструктуры структуры ʼʼЯʼʼ находятся в сложных отношениях - от полной гармонии (конгруэнтности) до полной дисгармонии (Роджерс К,, 1994).

Цель жизни, согласно К. Роджерсу, - реализовать весь свой врожденный потенциал, быть ʼʼполностью функционирующей личностьюʼʼ, т. е. человеком, который использует всœе свои способности и таланты, реализует свой потенциал и движется к полному познанию себя, своих переживаний, следуя своей истинной природе.

А. Маслоу выделил два типа потребностей, лежащих в базе развития личности: ʼʼдефицитарныеʼʼ, которые прекращаются после их удовлетворения, и ʼʼростовыеʼʼ, которые, напротив, только усиливаются после их реализации. Всего, по Маслоу, существует пять уровней мотивации:

1) физиологический (потребности в еде, сне);

2) потребности в безопасности (потребность в квартире, работе);

3) потребности в принадлежности, отражающие потребности одного человека в другом человеке, к примеру в создании семьи;

4) уровень самооценки (потребность в самоуважении, компетенции, достоинстве);

5) потребность в самоактуализации (метапотребности в творчестве, красоте, целостности и т. д.)

Потребности первых двух уровней относятся к дефицитарным, третий уровень потребностей считается промежуточным, на четвертом и пятом уровнях находятся ростовые потребности.

Маслоу сформулировал закон поступательного развития мотивации, согласно которому мотивация человека развивается поступательно: движение на более высокий уровень происходит в том случае, в случае если удовлетворены (в основном) потребности низшего уровня. Другими словами, в случае если человек голоден и у него нет крыши над головой, то ему будет трудно создать семью и тем более испытывать уважение к себе или заниматься творчеством.

Наиболее важными для человека являются потребности в самоактуализации. Самоактуализация - не конечное состояние совершенства человека. Ни один человек не становится настолько самоактуализированным, чтобы отбросить всœе мотивы. У каждого человека всœегда остаются таланты для дальнейшего развития. Человек, достигший пятого уровня, принято называть ʼʼпсихологически здоровой личностьюʼʼ (Маслоу А., 1999).

По мнению гуманистов, решающего возрастного периода не существует; личность формируется и развивается в течение всœей жизни. При этом ранние периоды жизни (детство и юношество) играют особую роль в развитии личности. В личности доминируют рациональные процессы, где бессознательное возникает лишь временно, когда по тем или иным причинам блокируется процесс самоактуализации. Гуманисты считают, что личность обладает полной свободой воли. Человек осознает себя, осознает свои поступки, строит планы, ищет смыслы жизни, Человек - творец собственной личности, творец своего счастья,

Внутренний мир человека, его мысли, чувства и эмоции для гуманистов не есть прямое отражение действительности. Каждый человек интерпретирует реальность в соответствии со своим субъективным восприятием. Внутренний мир человека в полной мере доступен только ему самому. Основу действий человека составляют субъективное восприятие и субъективные переживания. Только субъективный опыт является ключом к пониманию поведения конкретного человека.

В гуманистической модели личности основными концептуальными ʼʼединицамиʼʼ выступают:

1) ʼʼреальное Яʼʼ - совокупность мыслей, чувств и переживаний ʼʼздесь и сейчасʼʼ(Роджерс К., 1994);

2) ʼʼидеальное Яʼʼ - совокупность мыслей, чувств и переживаний, которые человек хотел бы иметь для реализации своего личностного потенциала.

3) потребности в самоактуализации - врожденные потребности, определяющие рост и развитие личности (Маслоу А., 1997).

Хотя ʼʼреальное Яʼʼ и ʼʼидеальное Яʼʼ являются довольно размытыми понятиями, тем не менее, существует способ измерения их конгруэнтности (совпадения). Высокий показатель конгруэнтности свидетельствует об относительно высокой гармонии ʼʼреального Яʼʼ и ʼʼидеального Яʼʼ (о высокой самооценке). При низких же значениях конгруэнтности (низкой самооценке) отмечается высокий уровень тревожности, признаки депрессии.

При рождении обе подструктуры структуры ʼʼЯʼʼ полностью конгруэнтны, и па-атому человек изначально добр и счастлив. Впоследствии, благодаря взаимодействию с окружающей средой, расхождения между ʼʼреальным Яʼʼ и ʼʼидеальным Яʼʼ могут приводить к искаженному восприятию реальности - субцепции, по терминологии К. Роджерса. При сильных и длительных расхождениях между ʼʼреальным Яʼʼ и ʼʼидеальным Яʼʼ могут возникать психологические проблемы.

Студенты с высокой самооценкой в случае неудачи (к примеру, провала на экзамене) пытаются установить контакт с преподавателœем и пересдать предмет еще раз. При повторных попытках их показатели только улучшаются. Студенты же с низким уровнем самооценки отказываются от дальнейших попыток пересдать экзамен, преувеличивают свои трудности, избегают ситуаций, где они могли бы проявить себя, чаще страдают одиночеством.

В качестве блоков личности в этой теории выступают пять уровней потребностей человека по А. Маслоу.

Целостность личности достигается в том случае, когда конгруэнтность между ʼʼреальным Яʼʼ и ʼʼидеальным Яʼʼ приближается к единице. Целостность личности - основное качество ʼʼполностью функционирующей личностиʼʼ. Смысл воспитания и коррекции личности состоит в развитии целостной личности.

Целостная личность, во-первых, стремится к установлению хорошего психологического контакта со своими друзьями и близкими, к раскрытию им своих скрытых эмоций и тайн; во-вторых, четко знает, кто она есть на самом делœе (ʼʼреальное Яʼʼ) и кем бы она хотела быть (ʼʼидеальное Яʼʼ); в-третьих, максимально открыта к новому опыту и принимает жизнь такой, как она есть ʼʼздесь и сейчасʼʼ; в-четвертых, практикует безусловное позитивное отношение ко всœем людям; в-пятых, тренирует в себе эмпатию к другим людям, т. е. пытается понять внутренний мир другого человека и смотреть на другого человека его глазами. Целостную личность характеризуют:

1) эффективное восприятие реальности;

2) спонтанность, простота и естественность поведения;

3) ориентация на решение проблемы, на дело;

4) постоянная ʼʼдетскость" восприятия;

5) частые переживания ʼʼпиковыхʼʼ чувств, экстаза;

6) искреннее желание помочь всœему человечеству;

7) глубокие межличностные отношения;

8) высокие моральные стандарты.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, в рамках гуманистического подхода, личность - ϶ᴛᴏ внутренний мир человеческого ʼʼЯʼʼ как результат самоактуализации, а структура личности - ϶ᴛᴏ индивидуальное соотношение ʼʼреального Яʼʼ и ʼʼидеального Яʼʼ, а также индивидуальный уровень развития потребностей в самоактуализации.

 


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 346; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!