Концепция личности Д.Н. Узнадзе.



Совершенно особое место в советской психологической науке занимал этот ученый - автор оригинальной теории установки. Получив высшее образование в Германии, занимаясь у В. Вундта, И. Фолькета и др., он защищает в 1909 г. докторскую диссертацию на тему «Метафизическое мировоззрение В. Соловьева и его теория познания», после чего возвращается в Грузию.
Стержневым предметом исследований Д. Н. Узнадзе на кафедре психологии и в лаборатории экспериментальной психологии в университете в Тбилиси была экспериментальная психология установки. Результаты исследований были опубликованы в обобщающей работе «Экспериментальные основы психологии установки», вышедшей накануне его смерти в 1949г.
Экспериментально изучая различного рода иллюзии, Д. Н. Узнадзе пришел к выводу, что решающая роль в их возникновении принадлежит так называемой установке. Он подчеркивал, что установка это «целостное состояние субъекта», его целостная направленность в определенную сторону, на определенную активность.

Согласно концепции Узнадзе в случае «наличия какой-нибудь потребности и ситуации ее удовлетворения в субъекте возникает специфическое состояние, которое можно охарактеризовать как установку - склонность, направленность, готовность к совершению определенной деятельности, направленной на удовлетворение актуальной потребности». Таким образом, установка, выражает готовность человека к активности, определяет его направленность и избирательность поведения. Установка как динамическое состояние включает в себя как момент мотивации, так и момент направленности.
По мнению Д. Н. Узнадзе установка регулирует поведение на двух уровнях регуляции психической активности: бессознательном и сознательном. Поведение на бессознательном или импульсивном уровне осуществляется на основе импульсивной (моментной) установки практического поведения целостного состояния индивида, которое возникает под действием ситуации, с одной стороны, и импульсов актуализированной потребности - с другой. Условиями такого поведения являются наличие потребности и ситуации ее реализации.
На сознательном уровне наличная ситуация становится предметом познания субъекта. Этот процесс Узнадзе назвал объективацией. Необходимость в ней возникает при задержке удовлетворения актуальной потребности в связи с изменившейся обстановкой, в результате чего перед субъектом встает вопрос о дальнейшей программе поведения. Ведущая роль при этом переходит от установки к «активированному на основе объективации мышлению». Иными словами, возникшая перед индивидом проблемная ситуация требует от него потребности познания (объективации) ее. Результатом объективации становится установка теоретического поведения или установка познания, которая составляет основу теоретической, познавательной деятельности субъекта.
Ш. А. Надирашвили - ученик Узнадзе - выделил еще один - социальный уровень психической активности, осуществляемый на уровне личности. В этом случае источником социального поведения личности, являются социальные установки (установки социального поведения), формирующиеся на основе социальных потребностей и воображенного приемлемого поведения. Социальные установки фиксируются в самосознании личности, в его «психологическом автопортрете».

Все это позволяет рассматривать установку в качестве основной общепсихологической характеристики личности. По мнению другого ученика Узнадзе - А. С. Прангишвили, с помощью понятия установки можно преодолеть понимание личности как некоторого конгломерата ее свойств и внести в исследование личности целостный и динамический подход.

 


Концепция личности Л.С. Выготского.

Л. С. Выготским разрабатывалась концепция культурно-исторического развития личности. Она стала одним из наибо­лее влиятельных направлений советской психологии в 20-30-е гг. XX века.

С точки зрения Л. С. Выготского, объективными методами психическое человека изучить невозможно, но его можно объяснить с помощью единиц анализа. Его подход предпо­лагает три больших класса единиц анализа: знаки и симво­лы, индивидуальная деятельность, межличностные отношения.

Развитие психики человека в фи­логенезе следует рассматривать как единый процесс формиро­вания сознания, мышления и речи. При переходе от примата к homo sapiens произошло кардинальное изменение взаимоотноше­ний с окружающей средой - животное приспосабливается к окру­жающей среде, а человек ее приспосабливает к себе.

Принципиальное отличие человека от животного состоит в том, что он овладел природой с помощью орудий. Это наложило отпечаток на его психику: он научился овладевать собственными психическими функциями с помощью ору­дий особого рода - психологических. Таким образом, появились высшие психические функции - про­извольные память и внимание, мышление, образование понятий. Первоначально психологические орудия выступают в матери­альной внешней форме (сигналы). Затем человек обращает их во внутренние, интериоризирует их в виде образов, знаков и сим­волов, и они превращаются в акты самоуправления. Образ и по­нятие становятся элементами внутренней речи. Это положение стало отправным для концепции Л. С. Выготского об орудийной функции речевых знаков.

Центральным моментом разви­тия психики человека является возникновение символической деятель­ности, овладение словесным знаком. Знак выступает тем средством, ко­торое, став внутренним, кардиналь­но преобразует психическую жизнь.

Исследуя природу знака как ору­дия, опосредствующего психические функции и станавливающего новые отношения между ними, Л. С. Выготский пришел к пониманию знака как того, что имеет определенное значение. Он одним из первых в психологии обратил внимание на явления значения и смысла и исследовал их психологическую природу. Знак становится орудием, ког­да обретает значение. Основными составляющими внутреннего мира человека становятся значения (познавательные компоненты созна­ния) и смыслы (эмоционально-мотивационные компоненты). Это накладывает отпечаток на дея­тельность человека. Значение представлено в деятельности через цели, а смыслы представлены в деятельности через мотивы. Дея­тельность приобретает мотивированный и осмысленный характер, подчиняясь внутренней регуляции. Функции знака: обозначение, значение и личностный смысл. В развитии человека с момен­та рождения существует как бы две переплетенных линии. Первая следует путем естественного со­зревания. Вторая состоит в овладении культурными способами поведения и мышления. Вспомо­гательными средствами организации поведения и мышления, ко­торые человечество создало в процессе своего развития, являют­ся системы знаков-символов (например, язык, письмо, числовые системы и др.).

Овладевая знаками, человек приобщается к культуре. Знаки имеют культурное происхожде­ние. Овладев знаковой системой, знаково-символической деятельно­стью человек перешел с эволюци­онного (животного) на социально-исторический (человеческий) путь развития, так как с помощью знаков можно передать и довести до отдельно взятого человека опыт всего человечества. Л. С. Выготский соотносил знак не с задачами биологической адаптации, а с процессом культурного развития человечества. Это был принципиально новый подход.

Сущность культурного развития заключается в том, что человек овладевает процессами собственного поведения, но необходимой предпосылкой для этого овладения является образование личности, и поэтому развитие той или иной функции является всегда производным и обусловленным развитием личности в целом. Личность развивается как целое только тогда, когда овладевает той или иной формой поведения.

Личность - понятие социаль­ное, оно охватывает надприродное, историческое в человеке. Она не врожденна, а возникает в результате культурного раз­вития. Личность - понятие культурно-историческое. Следуя идее общественно-исторической природы психики, Л. С. Выгот­ский трактует социальную среду не как фактор, а как источник развития личности.

С момента рождения человеческое существо погружается в процесс функционирования знаков и предметов, несущих соци­ально закрепленный способ оперирования ими, приобщаясь тем самым к истории культуры. Психическое развитие отдельной личности выступает не как адаптация к окружению, а как овла­дение культурными ценностями, их усвоение. Это усвоение изна­чально социально по своей природе. Оно может возникнуть толь­ко в процессе общения, сотрудничества, совместной деятель­ности. Любой сигнал становится знаком потому, что он служит знаком для других.

Механизмом перехода от низших психических функций к высшим является предметная деятельность. Высшие психические функции возникают в процессе сотрудничества и социального общения, и они же развиваются из примитивных кор­ней на основе низших. Высшая психическая функция в своем развитии проходит две стадии: первона­чально она существует как форма взаимодействия между людьми, а затем способы этого взаимодействия, первоначально усвоенные в их внешней форме, в соответствии с особенностями нервной систе­мы и особенностями жизненной ситуации преобразуются и превра­щаются во внутренние процессы, составляющие психологическую сущность формирующейся личности со всеми ее особенностями.

Даже превращаясь во внутренние психические процессы, высшие психические функции сохраняют свою социальную природу - человек и наедине с собой сохраняет функции об­щения. Согласно Л. С. Выготскому, осмысленное слово есть микрокосм человеческого сознания.

В трудах Л. С. Выготского одной из центральных является проблема интериоризации (присвоения). Сформулированный им общий генетический закон развития гласит, что всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва - социальном, потом - психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая. Интериоризуясь, «натуральные» психические функции трансформируют­ся и «сворачиваются», приобретают автоматизированность, осо­знанность и произвольность. Затем, благодаря наработанным ал­горитмам внутренних преобразований, становится возможным и обратный интериоризации процесс - процесс экстериоризации - вынесения вовне результатов умственной деятельности, осущест­вляемых сначала как замысел во внутреннем плане.

Таким образом, принцип интериоризации представляет про­блему зарождения индивидуального сознания со всеми его уни­кальными признаками не из задач адаптации организма к сре­де и не из процесса общения как такового, а из усвоения челове­ком (посредством адаптивных действий и общения) системы об­щественных продуктов, орудий и ценностей.

В своем развитии личность проходит ряд изменений, имеющих стадиальную природу. Эти изменения Л. С. Выготский относил к ключевым моментам постепенного перехода человеческого существа от натуральной к культурной жизни. Стадии развития личности:

I. Младенческий возраст. Л. С. Выготский назвал эту стадию в развитии ребенка магической (т. е. недифференцированного отношения). Ребенок еще не выделяет себя из мира предметов и яв­лений и не различает тех изменений, которые происходят вслед­ствие его собственных реакций, и тех, которые производятся неза­висимо от него. У новорожденного ребенка отсутствует личность и мировоззрение, отношение к другим. Ребенок, с одной стороны, находится весь во власти внешних вещей, а с другой стороны, все эти внешние вещи в его поведении нисколько не отличаются для него от процессов, происходящих в его собственном теле.

Характерной чертой этой стадии является то, что впечатления перво­го года жизни никогда не сохраняют­ся в памяти. Первый год в жизни ре­бенка является как бы доисториче­ской эпохой в его развитии, так же, как мы ничего не помним о доисторической эпохе человечества, не оставившей письменности. А у ребенка это происходит вследствие отсутствия речи, так как она является как бы своеобразной письменностью нашего прошлого.

II. Следующую стадию можно обозначить как появление са­мосознания. Эта стадия в развитии ребенка характеризуется дву­мя основными переменами, имеющими решающее значение для всего последующего процесса развития.

Первая перемена органического характера. Она состоит в том, что ребенок овладевает вертикальной походкой. Отсюда ради­кальная перемена во всем его приспособлении к пространству, расширение его власти над вещами, освобождение рук от функ­ции передвижения и обилие предметов, которыми ребенок теперь может манипулировать и овладевать.

Другая перемена культурного характера. Она заключается в овладении речью. Овладение речью приводит к перестройке всех особенностей детского мышления, памяти и других функций. Речь становится универсальным средством для воздействия на мир.

Решающим моментом в развитии личности ребенка на этой стадии яв­ляется осознание им своего Я. Понятие о Я развивается у ребенка из поня­тия о других. Понятие личности есть, таким образом, социальное, отражен­ное понятие, строящееся на основе того, что ребенок применяет по отношению к самому себе те при­емы, приспособления, которые он применял по отношению к дру­гим. Вот почему можно сказать, что личность есть социальное в нас.

III. Следующей стадией является возраст игры (до школы). На этой стадии игра является особой формой поведения ребенка.

Ребенок на стадии игры еще чрезвычайно неустойчиво локализует свою личность и локализует свое мировоззрение. Он так же легко может быть другим, как и самим собой, так же, как и каждая вещь, может принять любой облик, но при этом в каждой игре ребенок уже не магически, а разумно расчленяет обращение с ве­щами и обращение с людьми. Примечательно и то, что ребенок на этой стадии развития уже не путает деятельность игры и деятель­ность серьезную. Это значит, что он уже владеет одной и другой.

IV. Данная стадия характеризуется появлением у ребенка способности дифференцировать свой социальный опыт.

В школьном возрасте у ребенка впервые появляется более устой­чивая форма личности и мировоззрения. Ребенок школьного возрас­та является и гораздо более социализированным, и гораздо более ин­дивидуализированным существом. Это не представляется противоре­чивым, так как является двумя сторонами одного и того же процесса. Только с нарастанием, углублением и дифференцированием социального опыта возможно оформление и вызревание личности ребенка.

Важнейшей основой этого изменения является формирование внутренней речи. Ребенок научается овладевать ходом своих мыслей, как раньше овладевал ходом своих дей­ствий, начинает их регулировать, от­бирать. Это регулирование мыслительных процессов есть в такой же степени волевой акт, акт выбора, как и моральное действие.

V. На эту стадию приходится возраст полового созревания и оформления личности в целостное образование.

Это возраст, когда совершаются две крупнейшие переме­ны в жизни подростка: открытие своего Я и оформление лично­сти, с одной стороны, и оформление мировоззрения, отношения к миру - с другой. В области культурного развития ребенка они означают центральные моменты, наиболее важные по значению из всего того, что характеризует этот возраст.

В этот период подросток открывает свой внутренний мир и впервые открывает все его возможности, устанавливая его относительную независимость от внешней деятельности, то есть овладевает этим внутренним миром. Возникшие в этот период новообразования качественно ме­няют психический мир личности. Это связано с появлением реф­лексии. Это новообразование является третьим уровнем самоор­ганизации.

По утверждению Л. С. Выготского, наряду с первичными условиями индивидуального склада личности (задатки, наслед­ственность) и вторичными условиями ее образования (окружаю­щая среда, приобретенные черты и особенности) в пору полово­го созревания выступают третичные условия (рефлексия, самооформление). Третичные функции составляют основу самосозна­ния. Внешним коррелятом этого события является возникнове­ние жизненного плана (как системы приспособления, главным образом, социального). Этот возраст как бы завершает весь про­цесс культурного развития ребенка.

Процесс формирования личности, особенно в детском возрас­те, предполагает интенсивное усвоение ребенком информации, поступающей из социального окружения. Поэтому одним из клю­чевых понятий в концепции развития личности Л. С. Выготско­го выступает понятие зоны ближайшего развития. Сам Л. С. Выготский вводил понятие зоны ближайшего развития в связи с оценкой соотношения развития и обучения.

Зона ближайшего развития помогает видеть перспективы и ди­намическое состояние развития личности. Наличие зоны ближай­шего развития предполагает формирование у ребенка еще отсут­ствующих психических особенностей именно за счет общения со взрослыми, за счет происходящего путем этого общения процесса обучения. По мнению Л. С. Выготского, правильно организован­ное обучение ребенка ведет за собой целый ряд таких процессов развития, которые вне обучения сделались бы невозможными, уче­ние должно предвосхищать развитие. Таким образом, новые каче­ства возникают и развиваются у ребенка по мере его обучения и са­мообучения. Процесс обучения трактуется как коллективная деятельность, а развитие внутренних индивидуальных свойств лично­сти обусловливается сотрудничеством ребенка (в самом широком смысле) с другими людьми, то есть зоной ближайшего развития.

Культурно-историческая теория Л. С. Выготского символизи­ровала новый ракурс развития психологии личности. В опоре на многочисленные исследования в ней убедительно обосновывается социальное происхождение личности и важнейшей детерминан­ты ее формирования и развития - культурной среды, в которую включается человек после рождения.

 


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 1192; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!