Воздействие цвета на человека и его психику



ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Н И У « Б е л  Г  У » )

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ

 

Кафедра общей и клинической психологии

Реферат на тему:

«Психология цвета»

студента очной формы обучения

специальности 21.05.02 Прикладная геология

1 курса группы 81001805

Олейника Данила Петровича

 

БЕЛГОРОД 2018

Содержание:

1. Понятие восприятия цвета человеком…………………………………….3

 

2. Воздействие цвета на человека и его психику……………………………5

 

3. Взаимоотношение цвета и характера человека…………………………...9

 

4. Психология цвета в маркетинге, рекламе и бизнесе…………………….12

 

    Список использованных источников………………………………………...15

 

 

Понятие восприятия цвета человеком

Как известно восприятие цвета – это способность человека идентифицировать и называть цвета. Ощущение цвета зависит от комплекса физиологических, психологических и социально-культурных факторов. Первоначально исследования восприятия цвета проводились в рамках цветоведения; позже к проблеме подключились этнографы, социологи и психологи.

Зрительные рецепторы по праву считаются «частью мозга, вынесенной на поверхность тела». Неосознаваемые обработка и коррекция зрительного восприятия обеспечивает «правильность» зрения, и она же является причиной «ошибок» при оценке цвета в определенных условиях. Так, устранение «фоновой» засветки глаза (например, при разглядывании удалённых предметов через такую узкую трубку) существенно меняет восприятие цвета этих предметов.

Профессиональная калибровка цветных мониторов требует использования соответствуещего фонового освещения комнаты, оператор надевает чёрный халат, а визуальные оформительские элементы программных продуктов должны иметь нейтральный цвет.

  У художников-живописцев основными цветами признаются три: красный, синий, жёлтый. Чёрный – отсутствие света и цвета, что аналогично неосвещенной дыре. Белый цвет – неразделённый солнечный свет. От смешения соседских основных цветов производятся так называемые составные цвета – оранжевый, зелёный и фиолетовый. Вместе с тремя основными, первичные смешанные составляют «живописный» солнечный спектр: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, фиолетовый. Голубой цвет не считается самостоятельным спектральным, а разбелённым синим, а точнее – сине-зелёным. При смешивании шести цветов получается 12 цветов, соответствующих темперированному звукоряду:

1. Красный;

3

2. Оранжево-красный;

3. Оранжевый;

4. Оранжево-жёлтый;

5. Жёлтый;

6. Жёлто-зелёный;

7. Зелёный;

8. Сине-зелёный;

9. Синий;

10. Фиолетово-синий;

11. Фиолетовый;

12. Фиолетово-красный.

Зоны чистых цветов выглядят довольно широкими и точнее их положение можно указать, ориентируясь на середину между границами их с другими цветами. А в зонах нейтральных цветов мы наблюдаем светлые лучи-полоски и эти точки можем указать точно. Такая разница происходит вот почему. Сигналы трёх чистых цветов мы получаем от трёх цветовых рецепторов. Спектральные характеристики рецепторов – весьма широкие кривые, как на старых банкнотах дойчмарок. И из-за своей большой ширины – сильно перекрещивающиеся.

Например, сигнал зелёного идет от зелёных рецепторов, которые ловят кроме зелёных фотонов также голубые и жёлтые. Если фон вокруг зелёного меняется несильно, потому что красный фон или синий фон мало влияет на зелёные рецепторы. И такие малозави

4

симые от фона цвета – красный, зелёный и синий.

Серый цвет на синем фоне выглядит чуть-чуть по-другому, чем тот же самый серый на красном фоне. И такие зависимые от фона цвета художники называют нейтральными.

Сигнал серого формирует специальные так называемые горизонтальные нейроны, соби-рающие сигналы от соседних колбочек трёх цветов. И этот свой сигнал серого они фор- мируют, если сигналы от всех трёх чистых цветов примерно одинаковы, независимо от того яркий свет или не яркий. Больше того, этот сигнал серого блокирует все другие сигналы, и поэтому человек, разглядывая черно-белую картинку, и получая фотоны всех цветов, этих цветов не видит, а видит только черный, белый и серый.

 

Сигнал жёлтого формируется горизонтальными нейронами, собирающими сигналы от соседних зелёных и красных колбочек. Этот сигнал желтого подавляет сигналы зелёного и красного, поэтому в нейтрально-жёлтом мы не видим не примеси зелёного, ни примеси зелёного, ни примеси оранжевого. Но эти примеси могут появиться, если он будет не нейтрально-серый, а какой-нибудь яркий цветной.

 

И наконец цвет марганцовки (по-английски Margneta), активирует горизонтальные нейроны, которые получают сигналы от синих и красных колбочек. Смена фона с красного на синий очень сильно влияет на этот цвет. Многие этот цвет называют красным, но всё таки это не красный.

 

Воздействие цвета на человека и его психику

 

Казалось бы, что очевидным является суждение о том, что цвета, с самого рождения окружающие каждого из нас, оказывает на организм, нервную систему и психику человека объективное, непосредственное влияние, настраивая его в унисон с окружающим миром. Однако эта идея о непосредственном  воздействии цвета на психику человека, а  

 

5

тем самым, и имманентности цветовых значений, вызывала и вызывает активное непри-ятие сторонников социокультурного подхода в объяснении генезиса цветовых ассоциаций. Основным в их подходе является утверждение об опосредованности цветового воздействия предметными связями цвета, необязательно представленными в сознании в развернутой форме, но каждый раз актуализирующимися, когда человек наблюдает тот или иной цвет. В данном случае могут использоваться понятия «латентного обучения», «культурной памяти», и т.д. Тем самым, отношение к цвету целиком и полностью определяется культурно-историческими традициями и обычаями.

Красный

Самый длинноволновой в оптической области. Поэтому он глубоко проникает в живые ткани, воздействуя на их питание; увеличивает мускульное напряжение, повышает кровяное давление, ритм дыхания, стимулирует мозг, эффективен при меланхолии, способствует рассасыванию воспалительных процессов и последствий механических повреждений. Красный цвет используется для лечения ветряной оспы, скарлатины, кори и др. заболеваний. «Красные и желтые лучи дали интересные результаты при лечении апатичных и анемичных детей. Они выражались в увеличении количества красных кровяных телец, росте и весе ребенка, повышении его активности и в улучшении его настроения… Было замечено, что ношение красных очков спортсменами может в некоторых случаях облегчить достижение ими высоких результатов, повышая реакцию и выносливость». (М. Дерибере. Цвет в деятельности человека. М., 1964) Красным светом также лечат неврастению, головные боли, головокружения, боли в позвоночнике. Красные лучи «побуждали силы больного, увеличивая его аппетит, регулируя пищеварение и улучшая общее питание организма. Мы думаем, что в этих счастливых случаях… действие света имеет в основном психический характер и находит благоприятное применение в лечении нервной астении». (М. Дерибере, с. 74)

 

У всех древних народов красный цвет был целебным. Различные растения, животные,

6

камни широко употреблялись для лечения болезней. Например: средство от лихорадки – носить с собой в красной тряпочке первые анемоны или навозного жука; против ушной боли помогает мокрица или сороконожка сваренная с красной кожурой плодов граната. Людей, укушенных бешеной собакой, защищает от бешенства петушиный гре- бень, приложенный к ране. Против ревматизма  рекомендуется прикладывать к больно

бень, приложенный к ране. Против ревматизма рекомендуется прикладывать к больно- му месту красных улиток. Множество подобных рекомендаций можно найти в античной литературе, а также в исследованиях культур древних и примитивных народов.

Оранжевый                                                                                                                                      

Этот цвет – промежуточный между красным и желтым; действие его в некоторой степени объединяет действия того и другого. М. Дерибере отмечает его благоприятное действие на пищеварение и кровообращение.

Желтый

Желтый цвет – физиологически оптимальный; видимость его наблюдения среди чистых спектральных цветов, а насыщенность наименьшая. Поэтому утомляющее действие – наименьшее. Желтый стимулирует зрение, нервную систему и мозг. Он может быть эффективен в случае умственной недостаточности, успокаивает некоторые нервные состояния (психоневрозы). (См. М. Дерибере, с.76,77) Благоприятное действие желтого цвета на зрение можно объяснить тем, что он возбуждает одновременно два цветоощущающих аппарата: красный и зеленый (если исходить из трёхкомпонентной теории цветового зрения Юнга – Гельмгольца).

По данным Э. Гоникман, желтый цвет исцеляет слабость пищеварения, стимулирует желудочную секрецию, производит очищающее воздействие на весь организм, возбуждает аппетит, лечит бессонницу, кожные заболевания.

Зеленый

7

Зеленый цвет – совершенно особенный в ряду спектральных цветов, хотя он и не экстремальный, а скорее нейтральный. Этот цвет девственной природы, молодой Земли, покрытой растениями. Орган зрения человека формировался и развивался в среде, заполненной зеленым светом; цвет этой среды стал привычным и комфортным, то есть физиологически оптимальными. Главное действие зеленого – гипнотизирующее, болеутоляющее. Он эффективен при нервной раздражительности, бессоннице и усталости, понижает кровяное давление, поднимает тонус; зеленый расширяет капилляры, успокаивает и облегчает невралгии и мигрени. Используется для лечения психических болезней (истерии, нервного переутомления). (см. М. Дерибере, с. 74-76)

Голубой

Голубой, так же, как желтый и зеленый – физиологически оптимальный цвет, но в продолжительность тонизирующему желтому, он производит успокаивающее действие: уменьшает кровяное давление, замедляет пульс и ритм дыхания. Согласно данным М. Дерибере, голубой – антисептический цвет. Он уменьшает нагноение, может быть эффективен при некоторых ревматических болях, при воспалениях и даже при лечении рака. Чувствительного человека голубой облегчает больше, чем зеленый. Однако, от слишком долгого облучения голубым светом возникает некоторая усталость или угнетенность. Голубой рекомендуется для сверхвозбужденных и буйнопомешанных. Используется для лечения бессонницы, рассеивания навязчивых идей и наваждений; под его влиянием падает мускульное напряжение. Голубым светом лечат невралгические явления, он имеет болеутоляющее действие.

Синий

Действие этого цвета на организм многосторонне и эффективно. Синий производит более успокаивающее, чем голубой; его даже можно назвать угнетающим. Поскольку этот цвет коротковолновой-он обладает антисептическим действием. Применяется для лечения детских инфекций, коклюша, желтухи, кожных заболеваний. (См. Э. Гоникман. Ваш

8

талисман. – М. 1997, с.266) Особенно сильно влияние этого цвета на нервную систему. Синим светом лечат бессонницу, ипохондрию, шизофрению, истерию, маниакально-депрессивный психоз, эпилепсию.

Фиолетовый

Этот цвет – самый коротковолновой, на нем заканчивается оптическая область электромагнитных волн – более короткие волны (ультрафиолетовые) уже невидимы. Фиолетовый объект обладает уникальным действием на функциональные системы человека, в том числе психику (высшую нервную систему). Цитата Мориса Дерибере: «Фиолетовый действует на сердце, легкие, кровеносные сосуды, увеличивает выносливость тканей. Аметистовый свет имеет стимулирующее действие красного и тоническое дейтсвие голубого… Я поместил помешанного в комнату с фиолетовыми окнами; на следующий день больной попросил отпустить его домой – он выздоровел. Он покинул психлечебницу, живет счастливо и совершенно здоров. Французский врач Шере замечает: «Насколько красный возбуждает к деятельности, настолько фиолетовый, наоборот, задерживает ее и ослаб

                    

                       3. Взаимоотношения цвета и характера человека

Для определения качеств характера и личностных особенностей человека, в психологии существует не мало различных методик. Отвечая на вопросы тестов и опросников, человеку свойственно неосознанно выбирать такой ответ на вопрос, который покажет его в наилучшем свете и будет нести о нем только положительную информацию. Этот факт ставит под сомнение точность и истинность результатов очень многих методик. И только проективные тесты, где за выполнение предложенного задания отвечает не столько сознание, сколько подсознание человека, желающее выразить себя посредством не критического выбора ответа, основанного на интуитивном предпочтении одного из вариантов возможных ответов, могут без искажений раскрыть информацию о                                                           

9

тех или иных качествах личности человека.

Одной из проективных методик, позволяющих определить наличие у человека тех или иных черт характера, является методика определения черт характера человека по цвету. Для проведения методики нужно иметь несколько кружочков среднего размера, вырезанных из цветной бумаги разных цветов. Кружочки нужно разложить на столе перед испытуемым и попросить у него выбрать из колечек, цвет которого более всего ему нравится. Если испытуемый колеблется между двумя цветами, то характеризовать испытуемого нужно на основании совмещения характеристик этих двух цветов.

Выбор красного цвета – характеризует человека, как вспыльчивого и горячего. Скорее всего, что перед нами чистый холерик, решительный и нетерпеливый в своих поступках. Такие люди любят соперничество и конкуренцию, а сама мысль о том, что нужно с кем-то побороться их очень заводит. Слабое место такого человека в его неумении выжидать и терпеть неудобства ради достижения отдаленной цели. Возникшее на пути к желаемому препятствие, может вызвать у него раздражение и быструю потерю интереса. Этот цвет очень часто выбирают люди, имеющие отношение к спорту.  

Выбор голубого цвета – говорит о том, что разум человека явно превалирует над его эмоциями. Это очень спокойные, уравновешенные, склонные к анализу люди, которых трудно вывести из себя. Эти люди очень аккуратны и последовательны, терпеть не могут хаоса и беспорядка как в делах, так и в быту. В общении они несколько холодноваты и предпочитают держать дистанцию даже с близкими людьми. По темпераменту они – сангвиники. Этот цвет чаще всего выбирают люди умственного труда: ученые, писатели.

Выбор зеленого цвета – этот человек очень любит природу, уют и комфорт, а также имеет склонность к красивым и дорогим вещям. Эти люди чувствительны и ревнивы, зато очень романтичны и привязчивы. Темперамент, чаще всего флегматичный. Самое главное для такого человека – семья и стабильность. Это цвет чаще всего выбирают

10

люди творческих профессий.

Выбор желтого цвета – говорит о большом оптимизме, уверенности в себе и не закомплексованности. Такие люди воспринимают жизнь очень легко, не из чего не делают трагедии, добродушны, не злопамятны и очень общительности. Часто такой цвет выбирают люди, чья работа требует постоянного общения с людьми: журналисты, рекламные агенты.

Выбор оранжевого цвета – говорит о большом энергетическом потенциале человека. Такие люди уверенны в себе, горды и принципиальны. Умеют подавлять волю других людей и подчинять их себе. Темперамент сангвинический. Чаще всего этот цвет выбирают политики и бизнесмены.

Выбор фиолетового цвета – говорит о большой чувствительности, впечатлительности и мечтательности человека. Таким людям свойственны: такт, деликатность, высокий полет, фантазии и творческий подход к жизни. Темперамент меланхолический. Этот цвет часто выбирают музыканты, художники, поэты.

Выбор розового цвета – это цвет часто выбирают дети. Такой выбор, сделанный взрослым человеком, может говорить о его наивности, непрактичности и нежелании видеть некоторые моменты жизни такими, какими они есть на самом деле.

Выбор черного цвета – говорит о скрытности, упрямстве, сильной воле и практичности. Часто эти люди приземленные, они знают, чего хотят и идут к цели напролом. Могут быть черствыми и безжалостными. Этот цвет часто выбирают военные.

Выбор белого цвета – говорит о спокойном и несколько отрешенном характере. Такие люди очень уравновешенны, философски относятся ко всему происходящему в их окружении и абсолютно невозмутимы. Их просто невозможно вывести из себя. В худшем случае могут быть черствыми и равнодушными.      

11

                      4. Психология цвета в маркетинге, рекламе и бизнесе

Человек живет в цветном пространстве. Так было всегда, но последние 40-50 лет сделали это пространство цвето-перенасыщенным. Ранее преобладали естественные краски, восприятие опиралось на окрашенность окружающей среды – горного ландшафта, сельской местности, городского пейзажа. Химико-промышленные технологии создания красок, полиграфическая продукция, телевидение и видео способствовали развитию «цветной» восприимчивости человека.

Как только выяснилось, что цвет упаковки глубоко и серьезно влияет на выбор проду- кта, психологи взялись за изучение феномена цветовосприятия и «с прицелом» на рекламно-предпринимательскую сферу. Результаты их исследований, подтвержденные многократными тестированиями контрольных групп экспериментами, призваны помочь товаропроизводителям, дизайнерам, рекламистам, менеджерам сделать правильный выбор: каждый конкретный продукт «одевать» в тот или иной цвет, учитывая максимальную выгоду и эффективность. Сегодня производители сахара, например, знают, что для их продукции зеленая (этот цвет по вкусовому ощущению соотносится с понятием «кислый») упаковка совершенно не подходит. В данном случае лучше всего остановиться на голубом цвете, который психологически связан с ощущением мягкого, нежного, сладкого. Подобные рекомендации возможно просчитать практически для любой продукции. Все, кто работает с продвижением товара на рынке, имиджем должны знать мотивы, приводящие покупателя к покупке, чтобы быть уверенным, что покупатели предпочтут именно этот продукт в ряду аналогичных.

Советские ученые Г.Г. Воробьев и В.В. Налимов в 80-х годах разработали уникальную психодиагностическую методику. Испытуемым предлагалось в порядке предпочтения расположить 19 наиболее известных картин художников-абстракционистов от самой «наводящей» до самой «неприятной». Результаты статистического анализа данных тестирования  позволяет с погрешностью до 5 лет определить возраст человека, его про-

12

фессиональные ориентации, хобби, семейное положение. Само ранжирование цветовых стимулов позволяло делать выводы о тех сторонах жизни человека, которые напрямую с восприятием цвета как бы и не были связаны.

Определяя цвет в рекламе важно учитывать тот факт, что цвет синонимичен душевным состояниям человека и родственен его психическим процессам. Психологи доказали, что каждый цветовой оттенок производит одно и то же действие на любой организм, вызывает вполне определенный сдвиг в состоянии биосистемы. Цвет влияет на эмоциональный элемент психологической деятельности, являясь своеобразной управляющей программой. Выбор цвета практически не зависит от расовых, культурных и наци-ональных особенностей. В этом смысле каждый человек, попав в «желтую» комнату, скажет, что она «теплая». Не обладая специфическими знаниями, любой может отметить «холодность» синей гаммы. В тоже время существует проблема индивидуального предпочтения, которые специалисты называют «потребность изнутри». Качественное своеобразие цвета тонко и четко дифференцируется по конкретным характеристикам (пол, возраст, образование, местожительство, социальная среда, профессия).

Цветовое предпочтение – это своеобразные сигналы личности (т.е. совокупность избранных человеком манеры поведения и средств, с помощью которых он добивается от окружающих людей желательной для себя оценки). Сигналы личности, таким образом, составляют своеобразный «язык мотивов» человека. Тот, кто владеет языком мотивов, умеет их распознавать, правильно интерпретировать, может быстрее понять ситуацию и адекватно выстроить свои действия. Кроме того, это умение позволяет специалисту-рекламисту самому посылать сигналы и таким образом, сферы – рекламисты, дизайнеры, менеджеры – те, кто работает над созданием визуальных рекламных сообщений, используют сигналы личности в качестве инструментария, шкалы оценок при создании определенного рекламного продукта. Важно учитывать, что в данном контексте всех людей можно разделить на четыре цветовых типа – красный, синий, зеленый и желтый.  Тип в данном случае – это преобладающая манера поведения данного

13

человека. Основное отличие цветотипов состоит в предполагаемых целях.

Цель красного типа – покорение, желание успеха, необходимость постоянно ощущать, чего еще он может добиться.

Цель синего типа – удовлетворение и успокаивающее довольство. В данном случае речь идет об исполненной любви со-принадлежности, единстве и тесной гармонической связи, гармоническом единении.

Цель зеленого типа – уверенность в том, что он как личность обладает значимостью, что с ним считаются.

Цель желтого цвета – беззаботная свобода. Такой тип ожидает от всего нового лучших возможностей, которые освободят его от ограничений, препятствий, помех или забот.

Четырехцветный человек чувствует, думает и действует, опираясь на собственные ощущения: самоуважение (зеленый), уверенность в своих силах (красный), удовлетворенность (синий), внутренняя свобода (желтый). Сочетание этих цветов в одной личности сигнализирует о полной гармонии с самим собой и окружающими. К сожалению, такая гармония, воплощенная в одной человеке, встречается крайне редко.

 

 

 

                                                          14


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 118; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!