Женские образы в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»



Произведения И. С. Тургенева — одни из самых лиричных и поэтичных произведений в русской литературе. Особенное очарование им придают женские образы. “Тургеневская женщина” — это какое-то особое измерение, некий идеал, воплощающий в себе красоту как внешнюю, так и внутреннюю. “Тургеневским женщинам” присущи и поэтичность, и цельность натуры, и невероятная сила духа. Таковы Елена (“Накануне”), Наталья (“Рудин”), Лиза (“Дворянское гнездо”).
В романе “Отцы и дети” представлена целая галерея женских образов — от простой крестьянки Фенечки до великосветской дамы Анны Сергеевны Одинцовой.
Мне хочется начать свое сочинение именно с рассказа о Фенечке, потому что из всех героинь романа она мне милее всех. Первое же появление Фенечки оставляет в душе ощущение чего-то мягкого, теплого и очень естественного: “Это была молодая женщина лет двадцати трех, вся беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными, детски пухлявыми губками и нежными ручками. На ней было опрятное ситцевое платье; голубая новая косынка легко лежала на ее круглых плечах”. Надо отметить, что Фенечка появилась перед Аркадием и Базаровым не в первый день их приезда. В тот день она сказалась больной, хотя, конечно, была здорова. Причина же очень проста: она страшно стеснялась. Двойственность ее положения очевидна: крестьянка, которой барин разрешил жить в доме, и сам же этого стеснялся. Николай Петрович совершил поступок, казалось бы, благородный. Он поселил у себя женщину, родившую от него ребенка, то есть как бы признал определенные ее права и не скрывал, что Митя — его сын. Но вел он себя при этом так, что Фенечка не могла чувствовать себя свободно и справлялась со своим положением только благодаря природной естественности и достоинству. Вот как Николай Петрович говорит о ней Аркадию: “Не называй ее, пожалуйста, громко... Ну да... она теперь живет у меня. Я поместил ее в доме... там были две небольшие комнатки. Впрочем, это все можно переменить”. Про маленького сына он и вовсе не сказал — до того ему было неловко. Но вот Фенечка появилась перед гостями: “Она опустила глаза и остановилась у стола, слегка опираясь на самые кончики пальцев. Казалось, ей и совестно было, что она пришла, и в то же время она как будто чувствовала, что имела право прийти”. Мне кажется, что Тургенев сочувствует Фенечке и любуется ею. Он как будто хочет защитить ее и показать, что она в своем материнстве не только прекрасна, но еще и выше всяких толков и предрассудков: “И в самом деле, есть ли на свете что-нибудь пленительнее молодой красивой матери со здоровым ребенком на руках?” Базаров, живя у Кирсановых, с удовольствием общался только с Фенечкой: “Даже лицо его изменялось, когда он с ней разговаривал: оно принимало выражение ясное, почти доброе, и к обычной его небрежности примешивалась какая-то шутливая внимательность”. Я думаю, дело тут не только в красоте Фенечки, а именно в ее естественности, отсутствии какого бы то ни было жеманства и попыток строить из себя барыню. Образ Фенечки подобен нежному цветку, имеющему, однако, необычайно крепкие корни. Мне кажется, что из всех героинь романа она наиболее близка к “тургеневским женщинам”.
Прямой противоположностью Фенечки является Евдоксия, а точнее Авдотья, Никитична Кукшина. Образ достаточно проходной и, скорее, карикатурный, но не случайный. Вероятно, в середине XIX века эмансипированные женщины появлялись все чаще, и это явление не просто раздражало Тургенева, но вызывало у него жгучую ненависть. Подтверждением тому является описание быта Кукшиной (“Бумаги, письма, толстые номера русских журналов, большей частью неразрезанные, валялись по запыленный столам; везде белели разбросанные окурки папирос”), а также ее внешности и манер (“В маленькой и невзрачной фигурке эмансипированной женщины не было ничего безобразного; но выражение ее лица неприятно действовало на зрителя. Невольно хотелось спросить у ней: "Что ты, голодна? Или скучаешь? Или робеешь? Чего ты пружишься?"”). И чтобы подчеркнуть полную ее противоположность Фенечке, я приведу следующую цитату: “...что бы она ни делала, вам постоянно казалось, что именно это-то она и не хотела сделать; все у ней выходило, как дети говорят — нарочно, то есть не просто, не естественно”). Реакция Базарова на Кукшину тоже была совершенно иной, нежели на Фенечку: увидев ее, ой поморщился. Околесица, которую несла Кукшина, вполне соответствовала ее внешнему облику и манерам. Пожалуй, встреча Базарова с Кукшиной знаменательна лишь тем, что в их разговоре впервые прозвучало имя Анны Сергеевны Одинцовой — женщины, которая впоследствии ввергла Базарова в пучину страстей и терзаний.
Они встретились с Базаровым на балу у губернатора, и Одинцова сразу произвела на него неизгладимое впечатление: “Это что за фигура? — проговорил он. — На остальных баб не похожа”. Надо сказать, что в устах Базарова (то есть этого человека, каким он был на момент их встречи) это высшая похвала. Каждый штрих в портрете Одинцовой указывает на то, что это дама из высшего общества: “достоинству осанки”, спокойный взгляд, чуть заметная улыбка: “Какою-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица”. Спокойными были не только ее движения и взгляд. Когда Базаров с Аркадием приехали к ней в усадьбу, они увидели, насколько размеренной и однообразной была вся ее жизнь. Все здесь оказалось “поставлено на рельсы”. Комфорт и безмятежность составляли основу существования Одинцовой. Она достаточно перенесла в жизни (“тертый калач”) и теперь как будто хотела только отдыхать от своего прошлого. Не раз в разговоре с Базаровым она называла себя старой. Когда я читала роман, то сначала думала, что она таким образом кокетничает -ведь ей всего 28 лет! Но потом я поняла: у этой молодой женщины душа старухи. Иначе как объяснить ее стремление всеми силами заглушить в себе возникшую влюбленность, только чтобы она не помешала размеренному образу жизни. У Одинцовой сильный характер, и она даже в чем-то подавила свою младшую сестру Катю. Катя — славная девушка, и, хотя в первый момент она воспринимается как бледная тень Одинцовой, у нее все-таки тоже есть характер. Постепенно раскрывается ее индивидуальность, и становится ясно, что в союзе с Аркадием она будет главной.
Мне трудно однозначно ответить на вопрос: как Тургенев относится к Одинцовой? Может быть, мне мешает мое личное восприятие — Одинцова мне не очень симпатична. Но одно очевидно: Тургенев нигде не допускает иронии в отношении этой героини. Он считает ее достаточно умной женщиной (“Баба с мозгом”, — по словам Базарова), но я не думаю, что он сильно ею очарован.
“Тургеневские женщины” — сильные женщины. Пожалуй, они гораздо сильнее духом окружающих их мужчин. Может быть, заслуга Одинцовой заключается в том, что она, сама того не желая, помогла Базарову сбросить маску, которая так мешала ему, и способствовала становлению личности этого незаурядного человека. Кто же из этих женщин оказывается милее и ближе сердцу писателя? Конечно, Фенечка. Именно ее Тургенев одарил счастьем любви и материнства. А эмансипированные женщины, в их худших проявлениях, ему глубоко несимпатичны. Одинцова отталкивает своей холодностью и эгоизмом. Тургеневский же идеал женщины заключается в умении любить и жертвовать собой ради любимого.

 

Конфликт отцов и детей

Я попытался представить конфликт двух поколений.
И. С. Тургенев.
План
I Вечная проблема поколений.
II Разногласия старших и младших в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети».
2.1. Взаимоотношения отцов и детей в романе.
2. 2. Е. Базаров и П. П. Кирсанов как два взгляда на окружающий мир:
А) спор о народе;
Б) об аристократии;
В) об искусстве;
Г) о природе.
2.3. Базаров и родители.
III Достижение взаимопонимания между старшим и младшим поколениями.
Читая произведение Тургенева «Отцы и дети», мы сталкиваемся со знакомой нам не понаслышке проблемой противоречия поколений. Старшие убеждают, что всё лучшее в прошлом, новизна вызывает у них зачастую негативное отношение. В силу жизненного опыта они не склонны к резким потрясениям, глобальным изменениям, предпочитая эволюцию как естественный ход общественного развития. Молодежь более темпераментна, инициативна и в погоне за яркими событиями смело отметает жизненный опыт предшественников, стремясь создать новое и светлое будущее, опираясь на собственное видение окружающего мира.
Взаимоотношения старших и младших иногда оставляют желать лучшего. Не обошел стороной данную проблему и Тургенев, посвятивший ей целое произведение. Споры между «отцами» и «детьми» возникают при разных обстоятельствах на многие темы. И это не удивительно, ведь главный представитель молодого поколения Базаров – нигилист. Он отрицает все подряд, не задумываясь, лишь бы уничтожить то, что складывалось веками. Другой герой – Павел Петрович Кирсанов – яркий представитель класса отцов, старающийся доказать молодым, что нельзя так бездумно все рушить по принципу: лишь бы сломать, убеждающий нигилиста в правильности старых порядков. Они как два взгляда на окружающий мир, ведь Павел Петрович и Евгений из разных социальных кругов и люди разных мыслей, взглядов и эмоций. Поэтому отсутствие разногласий между ними невозможно.
Самым бессмысленным был спор о народе. А все потому, что Базаров до конца не определил свою позицию. То он соглашается с высказываниями Кирсанова, то снова в спор вступает. Мне кажется, Евгений сам еще не определил свою позицию, а уже пытается слово вымолвить. Он теряется в своих рассуждениях, в попытках опровержения не следит за гранью разумного, показывая тем самым свои необразованность и бескультурье. По-моему, разговор о народе вообще был лишним, ведь от того, что поконфликтуют два человека, миллионы обычных людей не изменят своего образа жизни.
Спор, в котором Павел Петрович одержал победу, был об аристократизме. Базаров опять говорит всякие гадости, лишь бы опровергнуть все подряд. Однако Кирсанов очень умно отвечает на все его высказывания: «…аристократизм – принсип, а без принсипов в наше время могут жить одни безнравственные и пустые люди». И Павел Петрович прав, как можно без определенных правил поведения, этикета, тогда в обществе начнется бардак, которого господа нигилисты так хотят, однако предполагаю, что когда они добьются желаемого, растеряются и не будут знать, что делать с этим «безпринсипным» обществом.
Тяга к прекрасному – то, чем жили все дворяне XIX века. Однако Базаров считал, что все это заключается лишь в «искусстве зарабатывать деньги». И на эту тему у них не могло не возникнуть конфликта, потому что Кирсанов, как истинный аристократ, поклонялся всему, что связано с прекрасным. Я думаю, что Базаров просто никогда не увлекался искусством. Для него «Рафаэль гроша ломаного не стоит». А как можно отрицать и не любить искусство?
Следующее и последнее, о чем спорили старшие и младшие, была тема природы. Базаров отвергал всю ее прелесть, чего не скажешь о братьях Кирсановых. Павел Петрович и Николай Петрович восхищаются красотой окружающей среды и не понимают, «как можно не сочувствовать природе», ведь она так прекрасна и удивительна. А для Базарова «природа не храм, а мастерская», где он черпает богатство. Чтобы восполнить этот пробел главного героя, Тургенев постоянно дает пейзажные зарисовки, где любуется богатством русской природы.
Но не все так плохо. Младшее и старшее поколения могут жить в мире и согласии при совместных усилиях. Примером тому может служить хорошие взаимоотношения Базарова с родителями. Он, несмотря на все свои нигилистские мысли, любит своих предков и не хочет причинять им боль. Подтверждением может служить тот факт, что Евгений, дабы угодить родителям, соглашается на отпевание. А те, в свою очередь, стараются понять сына и смириться с «причудами» отпрыска, чтобы не вызывать лишних конфликтов. Отец понимает: будущее за молодыми, нужно их поддерживать, а не спорить на пустые темы, поэтому старается угодить сыну.
И мы, прочитав роман, задаем себе вопрос: «А возможно ли достижение взаимопонимания между «отцами» и «детьми»? Да, реально, но лишь при определенных усилиях с обеих сторон. Сталкиваясь с определенными проблемами во взаимоотношениях со своими родителями, должны поставить себя на их место и постараться понять, что чувствуют старшие в той или иной ситуации. Надо быть гибкими, дабы избежать крупных конфликтов, ведь сделать шаг вперед без родителей, их помощи и совета будет очень сложно. Люди, давайте жить в мире и стараться избегать мелких споров, тогда при совместных усилиях сможем достичь многого!

 

 


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 295; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!