Характеристика темпа, основных темповых обозначений (медленных, умеренных и быстрых темпов)
Помимо обозначения высоты, длительности, громкости важным в записи является также обозначение темпа.
Темп - скорость движения в музыке. Он зависит от содержания музыкального произведения и его эмоциональной направленности. Обозначается словами вначале произведения, на родном языке композитора, часто на итальянском. Для определения темпа и его изменений применяются специальные термины или цифровое обозначение метронома, т. е. сколько долей должно прозвучать в минуту.
Медленные темпы:
Largo — широко;
Lento — протяжно;
Adagio — медленно;
Умеренные темпы:
Andante — спокойно, не спеша; Moderate — умеренно;
Sostenuto — сдержанно;
Быстрые темпы:
Allegro — скоро;
Vivo — живо;
Presto — быстро;
Вопрос 5.
Лад, его значение, устойчивые и неустойчивые ступени лада, строение мажорного и минорного ладов, гаммы, тональности мажора и минора.
Лад — одно из главных понятий русской музыкальной науки, центральное понятие в учении о гармонии. Чаще всего слово «лад» употребляют по отношению к двум тональным ладам — мажору и минору («мажорный лад», «минорный лад»). «Ладами» упрощённо называют (по принципу «часть вместо целого») звукорядызападных и восточных модальных ладов — натуральных (например, «джазовая импровизация в лидийском ладу» подразумевается — на основе звукорядалидийского лада), церковных, традиционных восточных (макама, раги и других старинных традиций).
|
|
Многоразличные трактовки лада в общем сводятся к следующим:
1. То же, что ладовый звукоряд (метонимически, по принципу «часть вместо целого»), понимаемый, главным образом, как прекомпозиционная структура традиционной («народной») и богослужебной (например, католической и православной) музыки; «лады» в этом смысле — структурные разновидностидиатонических октавных звукорядов[6]. К числу таких «ладов» относятся так называемые натуральные лады. В ЭТМ подобные «лады» описываются как последовательности заполняющих октаву тонов и полутонов, например, «натуральный мажор» (древний «ионийский лад») ТТПТТТП, «натуральный минор» — ТПТТПТТ и т. п. В этом значении слово «лад» (или «троп») употреблял ещё Аристид Квинтилиан (оригинальный термин др.-греч. τρόπος συστεματικός) и — в латинской традиции — Боэций (передавал тремя латинскими терминами-синонимами modus, tonus, tropus)[7]. В современном учении о гармонии отождествление лада и ладового звукоряда считается школьным упрощением.
2. То же, что мажорно-минорный тональный лад в системе классико-романтической гармонии (по К. Дальхаузу — «гармоническая тональность», нем. harmonische Tonalität)[9]. Именно такое понимание лада утвердилось в советских учебниках гармонии и элементарной теории музыки, чётко ориентированных на классико-романтическую тональность[10]. В знаменитом Бригадном учебнике (1937-38, многие переиздания) лад определяется двояко — как «система звуковых взаимоотношений, объединённых общим центром тяготения» и как «система взаимоотношений групп аккордов, объединённых общим тяготением к одному из них — центральному»[, в лекциях начала 1950-х гг. у И. В. Способина — как «система звуковых связей, объединённая тоническим центром в виде одного звука или созвучия»[ со второй половиных 1950-х гг. у Ю. Н. Тюлина — как «логически дифференцированная система взаимоотношений тонов, определяемая главенством основного опорного тона и зависимостью от него всех остальных тонов».
|
|
3. Любая логически дифференцированная система звукоотношений — независимо от музыкального склада, акустического строя, исторической эпохи, географических регионов. Лад в этом универсальном понимании не представим вне конкретного артефакта, произведения музыкального искусства. Когда теоретики музыки говорят о «развёртывании лада» (термин Б.Л. Яворского), подразумевается его реализация во времени и (звуковысотном) пространстве, в конкретной музыкальной пьесе. В большинстве учений, которые развивают такую трактовку (Тюлин, Привано, Бершадская и др.), многоголосный лад смыкается с одним из значений музыкальной гармонии, в отношении же одноголосной музыки полагается, что лад в них есть, а гармонии нет.
|
|
4. Исследователи византийского и русского церковного пения (Д. В. Разумовский, Ю. К. Арнольд, Д. В. Аллеманов, И. А. Гарднер и мн. др.) ладом часто называют глас[15].
Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 1071; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!