Бах и Гендель — музыканты барокко



МХК. 11 КЛАСС. МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА БАРОККО

Мир музыкальной культуры XVII—XVIII вв. чрезвычайно сло­жен и разнообразен. Его невозможно свести к какому-то одному сти­лю или нескольким лаконичным определениям и формулировкам. Вот почему, рассказывая о музыке этого периода, мы лишь наметим общую картину её развития.

 

«Взволнованный стиль» барокко в итальянской опере

Один из меломанов начала XVII в. с возмущением писал: «Музыкантам хочется изобретать нечто новое. И вот новое ис­кусство докатилось до безудержной распущенности. Отклонив­шись от путей, намеченных нашими отцами, молодые компози­торы создают искажённые произведения, в которых нет ника­ких достоинств, кроме новизны...»

Музыкальная культура XVII — начала XVIII в. в основном раз­вивалась в рамках барочного стиля, действительно создавшего но­вые художественные принципы, существенно отличавшие её от му­зыки Возрождения. На смену плавной гармонии, уравновешенности и оптимизму пришли трагическое мироощущение, пристальное внимание композиторов к чувствам и эмоциям человека.

Для выражения подобных чувств музыке были необходимы но­вые специфические средства и формы. И они были блестяще найде­ны. На смену хоровой полифонии Возрождения приходит мелодич­ное одноголосие — гомофония, способная передать малейшие вол­нения человеческой души. Неустойчивые диссонирующие созвучия, неожиданные переходы, контрасты и противопоставления, мело­дии, томительно длящиеся во времени, быстрые, технически труд­ные, виртуозные пассажи в пении, одновременное звучание множе­ства инструментов, использование танцевальных ритмов — всё это определяло суть барочной музыки.

Новый музыкальный стиль проникает даже в церковную музы­ку (в органные мессы Фрескобальди, Баха, оратории Генделя). Но ярче всего он проявился в опере, ведущем жанре музыки барокко.

Клаудио Монтеверди

Вам, вероятно, известно о знаме­нитой Флорентийской камерате и о рождении оперы. В XVII в. оперное искусство быстро развивается и достигает расцве­та в крупнейших городах Италии. Там возникают своеобразные оперные школы, лучшие чер­ты которых успешно соединил в своем творчестве Клаудио Монтеверди (1567— 1643) — первый композитор барокко, соз­датель светских мадригалов, духовных со­чинений и нескольких оригинальных опер (к сожалению, из этого наследия композито­ра до нас дошло очень немногое). Он продол­жил дело, начатое участниками Флорентий­ской камераты, но в собственном творчестве пошёл гораздо дальше своих предшествен­ников.

К. Монтеверди считал, что музыка должна не столько развлекать слушателя, сколько передавать богатство внутреннего мира человека, заставлять его думать, переживать, искать ответы на сложные жизненные вопросы. В оперной музыке он создал «взволнованный стиль» (concitato), передающий драматизм и напряжённость действия, глубину страстных человеческих чувств и переживаний. Подвижная, измен­чивая мелодия его опер может растрогать и взволновать до глубины души, повергнуть в смятение, заставить ужаснуться или вызвать восторг. Исследователь Д.К. Кирнарская отмечала существующую связь мелодий Монтеверди с барочной архитектурой и живописью: «Мелодические лабиринты Монтеверди своими линиями — то изломанными и извилистыми, то как будто закрученными в узелки или выписывающими зигзаги, — напоминают вычурные узоры архитектурных фасадов XVII века, где лепестки цветов, гирлянды винограда и обнажённые амуры сплетены в пышном барочном орнаменте...»

Лучшие оперы К. Монтеверди — «Орфей» (1607), «Ариадна» (1608), «Коронация Поппеи» (1642), созданные на мифологические и исторические темы, — отличаются богатством и за­нимательностью сюжета. В судьбах героев происхо­дят неожиданные события и перемены, а потому му­зыка изобилует контрастными, резкими переходами, полными суровой драматической силы и

Джованни Баттиста Перголези

нежного ли­ризма. Звучание разнообразных музыкальных инст­рументов живописно оттеняет психологическое со­стояние каждого из действующих лиц, выявляет их моральные качества. Оркестровая музыка не только сопровождает певческий голос, гибко следуя за поэти­ческим словом, она сама становится полноправным участником событий.

В 1637 г. в Венеции по инициативе Монтеверди был открыт первый в мире публичный оперный театр, через несколько лет подобные театры открываются в Лондоне, Гамбурге, Париже, Праге и Вене. Оперное искусство повсеместно завоёвывает сердца слушателей. Творчество К. Монтеверди оказало огромное влияние на оперные произведения Дж. Фрескобальди (1583—1643), А. Скарлатти (1660—1725) и Дж. Б. Перголези (1710—1736).

 

Антонио Вивальди

Характерные черты «взволнованного стиля» К. Монтеверди нашли отражение в творчестве и исполнительской манере выдающихся мастеров барочного концерта, и прежде всего Антонио Вивальди (1678—1741) — автора 465 (!) концертов и 40 опер, блестящего скрипача-виртуоза, поражавшего публику полной неожиданностей и контрастов манерой исполнения. В основе созданного им «большого концерта» (concerto grosso) лежало противопоставление одного или группы солирующих музыкальных инструментов всему оркестру.

В историю музыкальной культуры А. Вивальди вошёл и как выдающийся композитор программной музыки, воссоздающей реальные звуковые картины из жизни природы. В своём наиболее известном сочинении «Времена года» (1725) он сумел мастерски передать весеннее радостное обновление природы и жаркий летний зной, её пышное осеннее увядание и зимнюю стужу.

 

Бах и Гендель — музыканты барокко

Творчество Иоганна Себастьяна Баха (1685—1750) и Георга Фридриха Генделя (1685—1759) явилось завершающим этапом музыкальной культуры барокко. В их произведениях удивительным образом сочетались все лучшие достижения предшествующих эпох: искусство полифонии немецких органистов, гомофонный стиль итальянской оперы и французской танцевальной музыки. Они унаследовали традиции инструментальной музыки concerto grosso и народно-песенного творчества.

Известный русский композитор и музыкальный критик А.Н. Серов писал: «Если в области музыки есть что-либо, к чему надобно подходить... с любовью в сердце, со страхом и верою, так это именно — творения великого Баха».

Поразительно разнообразно творческое наследие Баха! В историю мировой музыкальной культуры он вошёл как непревзойдённый мастер духовной органной музыки. Глубина философских обобщений, отражение сложного и противоречивого земного бытия и божественного мира совершенной гармонии отличают его органные мессы, хоралы, оратории, кантаты и пассионы («страсти»).

Ещё в XVII в. возникла традиция вокально-хорового исполнения «страстей» — драматизированных торжественных рассказов о страданиях и мученической смерти Иисуса Христа. Одним из величайших творений Баха стали «Страсти по Матфею» (1729) — грандиозное органное произведение из 78 номеров, исполнявшееся в течение четырёх часов. По замыслу автора, в нём участвовали два четырёхголосных хора с солистами и оркестр из 34 музыкантов. Нелегко было организовать исполнение этого монументального произведения при жизни композитора.

Сюжет евангельской легенды Бах наполнил новым гуманистическим содержанием, углубил его философское звучание. Музыка «Страстей» вызывала самые различные эмоции у слушателей: от строгой возвышенной скорби до искреннего переживания, раздумья и просветлённого торжества жизни. Сдержанная, скорбная мелодия голоса сопровождалась рыданиями скрипки, а партии хоров передавали крики разъярённой толпы, требующей казни Христа.

Строгим ревнителям церкви музыка не понравилась, она показалась им слишком оперной и далёкой от религиозной догматики. Лишь в 1829 г., спустя сто лет после её создания, двадцатилетний немецкий композитор Ф. Мендельсон (1809—1847) осуществит исполнение в Лейпциге.

«Переполненный зал казался храмом, среди присутствуютщих царило торжественное благоговение; только изредка раздавались непроизвольные изъявления глубоко взволнованного чувства» (из воспоминаний Ф. Мендельсона).

Одним из величественных органных творений Баха стала Высокая месса (Месса си минор) (1747—1749), созданная в стиле барокко. Удивительно тонкая и красивая музыка, включающая арии, вокальные ансамбли и хоры, передавала широкий эмоциональный диапазон: от ликования и просветлённого чувства радости до жалости, скорби и сострадания. Короткие фразы латинских молитв служили лишь поводом для выражения мыслей о противопоставлении жизни и смерти, о торжестве нравственного величия Человека.

Сложность структуры и большой объём не позволяли исполнить её в церкви во время праздничного дневного богослужения (при жизни Баха она не была исполнена ни разу). Месса состояла из пяти крупных частей, включающих 24 номера (15 хоров, 6 арий и 3 дуэта). Между тем грандиозное произведение поражало своей цельностью и чёткой продуманностью. Молитвенный текст также был подчинён звучащей музыке.

 

Иоганн Себастьян Бах

Барочный характер музыки нашёл воплощение в полифоническом искусстве Баха, вершиной которого являлись фуги (лат. fuga — бег) — многоголосные произведения, в основе которых лежит одна музыкальная тема, звучащая последовательно в разных голосах. Происхождение этого слова не случайно: звучащие голоса действительно как будто «догоняют» друг друга и приходят к согласию лишь в конце. Обойдя все голоса, мелодия начинает дробиться на мелкие части, её звучание становится более напряжённым, неустойчивым.

Хорошо известна и оркестровая музыка Баха. Каждый из шести Бранденбургских концертов (1711—1720), созданных в стиле concerto grosso, имеет свой неповторимый тембровый облик. Клавирные и скрипичные концерты, в которых Бах продолжил традиции А. Вивальди, — это то главное, что создано им в этой области. В клавирной музыке (klavier — немецкое название клавесина, струнного клавишного инструмента) он прокладывал новые пути, намечая основные направления в развитии фортепианной музыки.

Сборник фуг и прелюдий «Хорошо темперированный клавир» (1722, 1744) — непревзойдённый образец полифонической клавирной музыки, учебник и настольная книга для исполнителей. Бетховен называл его своей «музыкальной Библией», для Шумана она была «лучшей грамматикой». Среди 48 фуг нет и двух похожих, каждую отличает поразительное многообразие мелодий и настроений. Связанные между собой, они являются вполне самостоятельными произведениями. Бах часто любил импровизировать за клавесином на темы популярных песен, сочиняя изящные и легкие сюиты, состоящие из немецких (аллеманда), французских (куранта), испанских (сарабанда) и английских (жига) танцев. Французские и Английские сюиты стали подлинным украшением концертных программ.

Не менее популярной была светская вокально-инструментальная музыка Баха. Около 30 кантат (вокально-инструментальных произведений для солистов хора и оркестра) принадлежит великому композитору. Каждая из них проникнута весёлыми и жизнерадостными интонациями, в каждой чувствуется остроумие и тонкий юмор автора. В «Крестьянской кантате» (1742) звучат народно-песенные мелодии, передающие стихию народной жизни. Она представляет собой живые зарисовки крестьянского праздника, любовного свидания на лоне природы. «Кофейная кантата» (1732) — это остроумная жанровая сценка, в которой ворчливый отец запрещает дочери пить кофе — модный в то время напиток. Но изобретательная и находчивая дочь ловко обходит все его запреты.

В коротком очерке невозможно рассказать обо всех музыкальных шедеврах великого немецкого композитора. Известно, что в конце жизни Бах потерял зрение. Последние свои сочинения он диктовал своим ученикам...

Светлы старинные соборы.

В одном из них по вечерам

Сиял и пел орган, который

Был сам похож на божий храм.

И там, воспряв из тьмы и праха,

Крылами белыми шурша,

В слезах провеивала Баха

Миротворящая душа.

Все лица превращались в лики,

Все будни тлели вдалеке,

И Бах не в лунном парике,

А в звёздном звоне плыл по Риге...

                                               Б. Чичибабин. «Бах в Домском соборе»

В историю мировой музыки Георг Фридрих Гендель вошёл как создатель классического типа ораторий (итал. oratorio, лат. оrо — говорю, молю) — крупных музыкальных произведений светского содержания для хора, солистов-певцов и оркестра, предназначенных для концертного исполнения. Им созданы 32 оратории на библейские, мифологические и светские сюжеты. Лучшие из них — «Мессия» (1741—1742), «Самсон» (1743), «Иосиф» (174 «Иуда Маккавей» (1746), «Иисус Навин» (1747), «Соломон» (1748).

Георг Фридрих Гендель

Героические оратории Генделя до сих пор удивляют мощью хорового и оркестрового звучания. Музыка ораторий изобилует яркими контрастами, противопоставлениями хоровых партий и лиричных сольных эпизодов. Грандиозные музыкальные формы отличают стройность композиции и разнообразие ритмов: воинственного танца, скачки, яростного сражения, чеканной поступи и медленного торжественного шествия. Композитор не боится длиннот, порой он нарочито растягивает музыкальные номера, что придаёт всему повествованию особую величавость и широту. Полноправным участником ораторий становится оркестр, который не только сопровождает певцов, но и выражает основные музыкальные темы.

Главными героями ораторий Генделя на библейские темы являются вожди и пророки, часто говорящие от лица народа, выражающие его надежды и чаяния. Испытания, лишения и несчастья, выпадающие на их долю, не могут сломить их воли и стойкости.

Не менее важную роль в эпическом повествовании играет народ, готовый до конца отстаивать идеалы добра и справедливости. Может быть, впервые в ораториях Генделя народ начал выступать в качестве одного из главных действующих лиц. Поэтому не случайно выразителем исторической миссии народа является хор, призванный передать основной смысл произведения. О характерных особенностях торжественных хоров, составляющих фундамент барочной музыки Генделя, писала исследователь Д.К. Кирнарская: «Музыка героических хоров часто фанфарна, маршеобразна, гремят мощные аккорды, бегут виртуозные пассажи, словно рисующие радостное оживление толпы, порой звучание прорезают возгласы восторга — ни у кого из композиторов торжественный мажор не бывает таким разнообразным и эффектным, таким триумфальным и заразительным, как у Генделя».

Гендель является также автором более 40 опер, написанных в стиле итальянской оперы-серия (то есть «серьёзной оперы», лирической трагедии или «трагедии, положенной на музыку»), передающей сложную борьбу страстей и чувств героической личности. Наиболее известные оперы Генделя — «Агриппина» (1709) и «Ринальдо» (1711). Их отличают приподнятый патетический стиль многочисленные вокальные украшения. Оперы Генделя были восторженно оценены слушателями в Италии, однако в Англии, где композитор провёл пятьдесят лет своей жизни, они получили довольно сдержанные, а порой и резко критические отзывы. За шесть лет до смерти, как и Бах, Гендель полностью теряет зрение. В последние годы он изредка пишет музыку, принимает участие в концертах, импровизируя или играя по памяти.

 

Русская музыка барокко

Музыкальная культура русского барокко успешно развивалась в течение ста лет, с середины XVII до середины XVIII в. Её становление в России проходило одновременно с другими видами искусства: архитектурой (московское, или нарышкинское, барокко), иконописью (школа С. Ушакова) и литературой (поэзия Симеона Полоцкого). На русскую барочную музыку оказали влияние западноевропейские музыкальные традиции, пришедшие к нам через Польшу и Украину. При этом русская музыка барокко сохранила характерные черты древнерусского знаменного распева, его сурово-сдержанный, величавый стиль.

 

"Мусикийская грамматика" Н.П. Дилецкого. 1681г.

В основу русской барочной музыки легло торжественное партесное (лат. partes — голоса, то есть многоголосное) пение, получившее наиболее яркое воплощение в так называемых партесных концертах XVII — начала XVIII в. Николай Павлович Дилецкий, главный теоретик партесного стиля пения, автор «Мусикийской грамматики» (1681) отмечал, что в основе такого концерта лежит «борение гласов», то есть противопоставление голосов солистов общему хору. Композиторам предписывалось создавать композиции на 4, 8, 12 и даже 48 голосов! При этом количество частей и продолжительность звучания строго не регламентировались, хотя предпочтение всё же отдавалось трёхчастным концертам. В качестве главного требования выдвигалась передача малейших движений человеческой души. «Мусикия, — писал Н.П. Дилецкий, — иже сердца человеческие возбуждает или до увеселения, или до жалости».

На русской почве барокко обрело свои национальные черты: «Барокко в России более жизнерадостно и декоративно, чем на Западе, в нём сильно проявляет себя украшательство, порой доходящее до пестроты. Орнаментальность достигает пределов возможного» (Т.Ф. Владышевская).

Музыкальная культура русского барокко положила начало развитию русской композиторской школы. В это время в России появляется целая плеяда талантливых композиторов, хотя многие партесные концерты по-прежнему оставались анонимными. Василий Поликарпович Титов (около 1650—1715) — автор многочисленных духовных хоровых концертов на 12 голосов. Совместно с Симеоном Полоцким он создал «Рифмотворную псалтырь». В.П. Титов был в числе первых русских композиторов, прославивших воинскую доблесть и реформаторскую деятельность Петра I.

В XVIII в. стиль барокко воплотился в музыке к оперным и балетным спектаклям, а также в искусстве колокольных звонов. В народной среде особенно популярны были песенные жанры барокко — канты (песнопения светского содержания) и псалмы (музыкально-поэтические переложения псалмов библейского пророка Давида).

Яркую и незабываемую музыкальную интерпретацию псалмов Давида сделал русский композитор Максим Созонтович Березовский (1745—1777). В течение нескольких лет он сочинял для Придворной капеллы церковные концерты, вызывавшие восхищение знатоков и одобрение царского двора. Наиболее известные среди них: «Господь воцарися в лепоту облечеся», «Не отверже мене во время старости», «Хвалите Господа с небес» и др.

Вершиной творческих исканий Березовского стал и поныне знаменитый концерт «Не отверже мене время старости» (1760-е годы) на текст 70-го псалма Давида:

Не отвергни меня во время старости;

Когда будет оскудевать сила моя, не оставь меня...

Да постыдятся и исчезнут враждующие против души моей;

Да покроются стыдом и бесчестием ищущие мне зла.

В этих словах — сокровенное желание человека закончить с земной путь достойно, не боясь смерти, ибо впереди — жизнь вечная.

М.С. Березовский создал монументальное по форме сочинение до сих пор поражающее слушателей глубиной чувств и эмоций. Просьба-молитва, взывающая к Всевышнему, молитва надежды и гневный, смелый протест против сил зла и несправедливости — главные музыкальные темы этого произведения. Замечательная музыка композитора передаёт неукротимость человеческого духа, стойкость в вере, мужество перед лицом испытаний.

Признанным мастером духовного хорового концерта по праву считают Дмитрия Степановича Бортнянского (1751—1825). В историю русской музыки он вошёл прежде всего как автор 35 xopoвых духовных композиций для четырёхголосного хора, десяти концертов для двух хоров.

Д.С. Бортнянский. Художник М.И. Бельский. 1788 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Одним из лучших сочинений Бортнянского был концерт № 32 «Скажи ми, Господи, кончину мою...», созданный на слова 38-го псалма Давида:

Скажи ми, Господи,

кончину мою и число дней моих,

дабы я знал, какой век мой...

Услышь, Господи, молитву мою;

не будь безмолвен к слезам моим.

П.И. Чайковский, редактировавший в 1882 г. сочинения Бортнянского, считал этот концерт лучшим из всех тридцати пяти. Помимо духовной хоровой музыки, Бортнянский создал оперы и сочинения для клавира. Ему принадлежит патриотическая хоровая песня «Певец в стане русских воинов» на слова В.А. Жуковского.

 

Вопросы и задания

1. Каковы характерные черты музыкальной культуры барокко? Чем она отличается от музыки эпохи Возрождения?

2. Почему К. Монтеверди называют первым композитором барокко? Что характерно для «взволнованного стиля» его музыки? Какое отражение он нашёл в оперных произведениях композитора? Что объединяет музыкальное творчество К. Монтеверди с произведениями барочной архитектуры и живописи?

3. Что отличает музыкальное творчество И.С. Баха? Почему его принято рассматривать в рамках музыкальной культуры барокко? Какие произведения великого композитора вам особенно близки? Почему? Приходилось ли вам слушать органную музыку И.С. Баха? Где? Каковы ваши впечатления?

4. Расскажите о Г.Ф. Генделе — создателе классического типа ораторий. Какие черты присущи его музыке? Почему хор играет первостепенную роль в его произведениях?

5. Каковы характерные черты русской музыки барокко? Что представляли собой партесные концерты XVII — начала XVIII в.? Почему развитие русской барочной музыки связывают с формированием композиторской школы в России? Какое впечатление производит на вас духовная хоровая музыка М.С. Березовского и Д.С. Бортнянского?

 

Творческая мастерская

· Познакомьтесь с творчеством выдающихся мастеров итальянского оперного искусства: Дж. Фрескобальди, А. Скарлатти и Дж. Б. Перголези. Попробуйте создать творческие портреты этих композиторов.

· Расскажите о произведениях А. Вивальди — создателя барочного концерта (concerto grosso). Как вы думаете, почему И.С. Баху особенно нравились барочные концерты Вивальди?

· Подготовьте программу тематического концерта «Музыкальная культура барокко». Какие произведения вы отберёте для этих целей? Почему?

· Подготовьте и проведите конкурс на лучшего знатока русской духовной музыки. Продумайте программу конкурса, отберите фрагменты музыкальных произведений, составьте вопросы и задания для участников конкурса.

 


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 1869; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!