Этапы разучивания музыкальной игры-сказки:

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР

КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ

И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

За время работы музыкальным руководителем в логопедических  группах пришла к выводу, что одной из эффективных форм работы, которая выполняет одновременно коррекционную, познавательную, воспитательную и развивающую функции, является театрализованная деятельность.

Театр – особый и прекрасный мир! Театр – это игра! Не игра-забава, а игра-модель, игра-поведение, игровое состояние личности и коллектива, самой жизни. Принимая на себя различные роли, ребенок вынужден действовать самостоятельно, учиться анализировать проделанную работу как собственную, так и сверстников, в результате чего развивается самостоятельность,  формируется уверенность в себе – одно из важнейших для современного человека качеств.

Театр – средство приобщения ребёнка к жизни людей, к миру человеческих судеб, к миру истории. Театр для ребёнка серьёзное и настоящее дело: эта игра нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности.

Для меня, как музыкального руководителя, всегда был интересен музыкальный театр, где инструментальные, вокальные, танцевальные номера и диалоги мирно уживаются друг с другом в рамках одного музыкального представления, оттеняя, и органично дополняя друг друга. Это открывает перед педагогом почти неограниченные возможности в области художественно-творческого и музыкального развития детей. Ведь детский музыкальный спектакль, музыкальная игра-сказка позволяет объединять детей с абсолютно разными интересами, способностями (вокальными, хореографическими, декламационными и пр.) и разным уровнем их развития.

 

В соответствии с ведущей деятельностью детей в процессе игры, различают следующие виды музыкальных игр-сказок:

- музыкальная игра-сказка-балет: ритмопластические импровизации в сочетании с ролевыми диалогами и сценическими постановками;

- сказка-опера: вокальное творчество, мелодекламация, музыкальные вокальные интонации в репликах и подпевании мелодии;

- сказка-драматический спектакль: ритмопластические импровизации в сочетании с ролевыми диалогами и сценическими постановками.

 

Музыкальная игра-сказка

· расширяет представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературную и музыкальную культуру;

· развивает музыкальные способности, прививает музыкальный вкус;

· содействует развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи;

· развивает у детей социальные навыки: общительность, дружелюбное поведение, стремление делиться впечатлениями от услышанного, увиденного, прочувствованного;

· содействует совершенствованию психических процессов: внимания, воображения, памяти и мышления;

· развивает навыки произвольного поведения: внимательности, терпеливости, усердия;

· создает условия для активного включения детей в речевую, музыкальную, художественную, игровую деятельность, связанную с образным строем и сюжетом сказки.

 

Музыкальная игра-сказка требует слаженной, вдумчивой и поэтапной работы всего педагогического коллектива, а также непременного привлечения к воплощению семей воспитанников.

Всю сложную работу: чтение текста сказки, отбор музыкального сопровождения берёт на себя взрослый, чтобы каждый образ имел свою музыкальную характеристику, созвучную эмоциональному содержанию.

Фрагменты музыкальных произведений подбираю таким образом, что музыка «откликается» на развитие действия, драматургию сказки, создаёт настроение, созвучное переживаемому героями сказки, передаёт картины и звуки природы, образы животных и птиц.

 

Этапы разучивания музыкальной игры-сказки:

На первом ознакомительном этапе воспитатели доносят до детей смысл, содержание сказки, музыкальный руководитель помогает  прочувствовать выразительность музыкальных характеристик образов. Именно на этом этапе ведущим видом деятельности является восприятие музыки, которое так важно развивать у детей с речевыми нарушениями. Дети учатся не только вслушиваться в музыкальное произведение, следить за его развитием, сменой настроения, но и размышлять о характере, выражать ритмическими, пластическими движениями музыкальные настроения, характерные образы.

Если музыкальная сказка включает в себя вокальные, хоровые номера, то идет последовательная работа в этом направлении. Пение давно используется, как одно из реабилитационных средств для детей, имеющих нарушения речи. Оно является значимым стимулом для развития внимания, памяти и интеллекта, способствует развитию нормализации дыхательного и артикуляционного аппарата, улучшению звукопроизношения, помогает исправлять ряд речевых недостатков (невнятное произношение, проглатывание окончания слов), способствует автоматизации звука.

Исполнение песни в музыкальном театре – не просто музыка, это часть драматического образа, позволяющая достигнуть наибольшего эмоционального отклика на исполняемую роль. Исполнение вокальной партии часто сопровождается сценическим движением, что вызывает особую трудность у детей-логопатов.  Через сценическое действие развивается координация движений, пластичность, формируется выразительность и артистичность.

В канву музыкальной игры-сказки вплетаются пластические этюды, танцевальные композиции, образные танцы героев, а также игра на детских музыкальных инструментах, которая позволяет эффективно решать целый ряд коррекционных задач:

· развитие внимания и памяти;

· развитие координации движений и мелкой моторики;

· развитие фонематического слуха.

 

На втором поисково-творческом этапе дети исполняют коллективно одну роль, меняются ролями и обсуждают удачно найденные движения. На этом этапе проводятся комплексные занятия, чтобы дети вслушивались в музыку, рисуя образы сказки, передавали в движении характерные особенности героев. Взрослые занимаются изготовлением элементов декораций и различных атрибутов.

 

Третий этап – творческий – включает в себя закрепление усвоенных умений и творческое их комбинирование. Дети по-прежнему меняются ролями, запоминают и узнают музыкальные характеристики. Постепенно их импровизации становятся всё более выразительными и оригинальными.

Итог работы – показ спектакля родителям и детям детского сада. В душе каждого зрителя - и маленького, и взрослого - он оставляет неизгладимый след. Но еще больший след, мне кажется, остается в душах самих актеров, ведь выступления, пусть это даже крохотная роль, наиболее полно раскрывают индивидуальность каждого ребенка, пробуждают в них активное твор­ческое начало, способствуют формиро­ванию всесторонне развитой личнос­ти.

Главным достижением педагогов в работе по театрализованной деятельности является умение работать вместе, объединяя усилия администрации учреждения, логопедов, психолога, воспитателей, музыкального руководителя, детей и родителей в единую творческую команду. Успешность и результативность театральной деятельности зависит, прежде всего, от сотрудничества всех участников педагогического процесса.

Мы считаем, что театрализованная деятельность детей помогает нам решать многие коррекционно-педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Любая сказка, театрализованная игра — неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 350; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!