Расположение объектов на форме



Федеральное бюджетное государственное общеобразовательное учреждение высшего образовательно

 

Уфимский государственный нефтяной технический университет

 

Кафедра автоматизации технологических процессов и производств

 

 

Учебно-методическое пособие

по лабораторной работе № 1

«Работа с основными объектами

В среды программирования Delphi »

 

Уфа 2017


Лабораторная работа № 1. Работа с основными элементами

В среде программирования Delphi

    Цель лабораторной работы: знакомство со средой и языком программирования Delphi, а также с принципами разработки программныхпродуктов в данной среде.

 

Введение

    Среда программирования Delphi, разработанная компанией Borland (которая позже перешла к компании CodeGear, а ныне представляется на рынке компанией Embarcadero), предназначена для разработки программ (или, как их еще называют, приложений, «applications») для Windows. Изначально Delphi был основан на языке программирования Pascal, достаточно широко используемом для написания программ для DOS и обучению программированию, и служил программной средой для облегчения разработки программ для Windows. Со временем он был признан как самостоятельный язык программирования. Таким образом, слово «Delphi» ныне обозначает и пакет программ для разработки программных продуктов, и среду, в которой происходит разработка, и язык, на котором создаются программы.

    Язык Delphi является полноценным языком объектно-ориентированного программирования (ООП). Под ООП понимается методология построения программных продуктов, отличающаяся тем, что программа описывается не как последовательность команд (как в языках Basic, Pascal, С, Assembler и др.), а как совокупность взаимодействующих между собой объектов. Каждый объект обладает параметрами, методами и событиями. Объект может иметь собственное отображение в программе (например, кнопки, окна, надписи, графики и т.д.), но может и не иметь, т.е. не быть видимым для пользователя программы (например, таймеры, связи с базами данных и т.д.).

    Параметры (properties, свойства, атрибуты) – это числовые или строковые переменные, соответствующие данному объекту. Каждый параметр может иметь только одно значение (исключение составляют текстовые переменные, в которых значения могут перечисляться). Каждый объект имеет несколько параметров, причем, разные типы объектов обладают разными наборами параметров. Например, объект типа «надпись» имеет параметры, определяющие ее положение в окне программы, размеры, шрифт, собственно текст и т.д.; объект типа «меню» - количество и перечень пунктов и т.д.

    Методы (methods, функции, процедуры) – подпрограммы, соответствующие данному объекту и выполняющие определенные последовательности действий с параметрами объекта.

    События (events) – ситуации, которые могут возникать с данным объектом. Например, событиями объекта «кнопка» являются ее нажатие, отпускание, кратковременный щелчок, попытка перетащить и др. Любому событию может быть приписана соответствующая подпрограмма, которая будет выполняться при наступлении данного события. Как правило, при щелчке по кнопке должна выполняться подпрограмма, выполняющая определенные действия (при щелчке по кнопке «Расчет» должны выполняться расчеты, при нажатии на кнопку «Выход» - закрытие программы и др.).

    Собственно программирование в среде Delphi заключается в том, что сначала на форме будущей программы располагаются объекты, настраивается их внешний вид путем задания их параметров, далее программируются события, которые будут происходить с объектами, подпрограммы отлаживаются, после чего запускается компиляция программы. При компиляции среда Delphi из собранных объектов создает готовую программу, которую можно будет запускать уже независимо от Delphi.

 

Запуск среды Delphi

    Запуск производится с помощью ярлыка на «Рабочем столе» компьютера, либо через меню «Пуск» - «Программы» - «Borland Delphi» - «Delphi». После запуска появляются окна программы (см. рисунок 1).

 

 

 


 

Рисунок 1 – Внешний вид среды Delphi после запуска

 

    Такой интерфейс имеют версии Delphi с 1-й по 7-ю. После 8-й версии Delphi интерфейс среды программирования был изменен и стал напоминать интерфейс среды Microsoft Visual Studio.NET (см. рисунок 2).

 

Рисунок 2 – Внешний вид среды Delphi XE7

 

    В лабораторных работах используется среда Delphi 7, так как эта версия наименее требовательна к ресурсам компьютера, обладает хорошей стабильностью и быстродействием, и при этом имеет все необходимое для разработки программ, работающих с графикой, базами данных, решающих задачи вычислительного характера и т.д.

    В верхней части экрана среды программирования расположена панель инструментов, на которой представлены типовые элементы программ, упорядоченные по закладкам. К числу таких элементов относятся надписи (объекты Label), кнопки (Button), поля для ввода текста (Edit), поля для вывода текста (Memo) и т.д. Представленные элементы можно выбирать и располагать в любом количестве на форме будущей программы, которая расположена в центре экрана. Для удобства расположения элементов на форме нанесена сетка из точек. После компиляции проекта эта форма превращается в окно созданной программы, а точки при этом исчезают.

    В левой части экрана расположена панель Object TreeView, где перечислены все объекты создаваемой программы. Этот список является иерархическим, поскольку объекты могут быть привязаны не только к форме, но и друг к другу, например, объект «кнопка» может быть привязана к объекту «панель», тогда кнопка в списке будет показана как принадлежащая панели.

    В левом нижнем углу экрана можно найти панель Object Inspector, где перечисляются параметры выделенного объекта. В первой колонке перечислены имена переменных, в правой – их значения. На этой же панели есть закладка «Events», где перечислены события выделенного объекта. При переходе от одного объекта к другому содержимое данной панели меняется.

    На экране также можно найти окно с листингом программы. В этом окне (в правой части) описываются в дальнейшем процедуры и функции, которые должна выполнять программа.

    На данном этапе разработки программы сохраните созданный проект.

    Внимание! Перед началом работы необходимо создать папку для проекта (например, в папке «Мои документы») и сохранить проект! Название папки может быть любым.

    Для этого выберите команду меню «File» ® «Save all» или соответствующую кнопку на панели инструментов. При первом сохранении среда программирования спросит название проекта как имя для dpr-файла (по умолчанию именем будет «Project1.dpr», но Вы можете ввести свое имя, например, «Lab1.dpr»).

    Внимание! не изменяйте названия и расширения файлов проекта во избежание путаницы с файлами и проблем с программой!

 

Настройка формы программы

    По умолчанию форма программы называется «Form1», что отображается также в ее заголовке. При желании ее имя и заголовок можно изменить. Для этого нужно щелкнуть мышью (в дальнейшем под щелчком мыши будем понимать кратковременное нажатие и отпускание левой кнопки мыши) по свободному полю формы. На панели Object Inspector появятся параметры формы. Среди параметров есть переменная «Name» (имя), определяющая имя формы и которую можно изменить, а также переменная «Caption» (заголовок формы). Например, заголовок можно изменить на надпись «Программа».

    Размеры формы можно изменить с помощью переменных «Width» (ширина) и «Height» (высота), а также с помощью мыши, перетаскивая границы формы.

 

 

Расположение объектов на форме

    Для расположения элементов на форме их надо сначала найти на закладках панели инструментов, затем щелкнуть левой кнопкой мыши по изображению элемента и щелкнуть по тому месту формы, где следует расположить элемент.

    Например, чтобы расположить на форме кнопку надо выбрать ее на закладке «Standard» (см. рисунок 3) и щелкнуть по форме. Появится новая кнопка (см. рисунок 4).

    Новая кнопка отмечена маркерами (квадратики по периметру), за которые можно изменять размер объекта.

    На новой кнопке изначально по умолчанию написано ее имя («Button1»). С помощью Object Inspector эту надпись можно изменить, например, на «Расчет» (переменная «Caption»).

 

 


 

 

Рисунок 3

 

Рисунок 4 – Форма с кнопкой

        

    Аналогично можно расположить и другие объекты на форме, например, поле для ввода текста (Edit). Имя этого объекта будет Edit1, в самом поле также будет написано «Edit1». Изменить эту надпись можно с помощью переменной Text в Object Inspector (Объект Edit1 должен быть выделен при этом).

    Если расположить на форме новую надпись, то она будет выглядеть как «Label1». Изменить содержание надписи можно с помощью переменной Caption, например, на значение «Результат».

    Чтобы просмотреть, как будет выглядеть созданная программа, проект надо сохранить, откомпилировать и запустить. Для сохранения используются кнопки «Save» или «Save All» панели инструментов (см. рисунок 5). Для компиляции и запуска используется кнопка «Run (F9)». Если все сделано без ошибок, результат можно будет увидеть сразу (см. рисунок 6).

 

 

 

 


 

Рисунок 5

 

Рисунок 6

 

    Как видно, в поле ввода можно вводить любой текст, но при нажатии на кнопку ничего не происходит, поскольку не назначены действия, которые нужно выполнять программе при этом. Для этого нужно запрограммировать реакцию кнопки на событие «Щелчок» («OnClick»).

 


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 300; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!