Культура и глобальные проблемы современности.

Тема: Культура и цивилизация. Вопросы: 1. Генезис понятия «цивилизация». Соотношение понятий «культура» и «цивилизация». 2. Типология цивилизаций. 3. Культура и глобальные проблемы современности.

Соотношение понятий «культура» и «цивилизация».

    Слово «цивилизация» происходит от лат. civilis – гражданский, государственный. Возникло оно в античную эпоху для обозначения качественного отличия античного общества от варварского окружения. Цивилизация – это определенный уровень общественного развития, организация общественной жизни на основе закона, перед которым все равны.

В эпоху Просвещения французский автор маркиз де Мирабо в своем трактате «О народонаселении» (1765) определяет цивилизацию как общество, живущее на основе принципов морали, этикета, приличия, гуманистическое общество, исключающее насилие над человеком.

В конце XVIII – начале XIX вв. американский ученый Л. Морган в книге «Древнее общество» определяет цивилизацию как ступень в развитии человечества, которая следует за дикостью и варварством. Главным признаком цивилизации Л. Морган считал возникновение моногамной семьи (один мужчина и одна женщина). В XIX в. идею Л. Моргана продолжает Ф. Энгельс, который в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» называет следующие признаки государства:

- высокий уровень материально-технического развития;

- возникновение товарных отношений, денег, рынка, частной собственности;

- социальная дифференциация, появление классовых конфликтов;

- возникновение государства и права;

- моногамная семья.

    В современной литературе существует множество определений понятия «цивилизация»:

1) близкое к определению Л. Моргана и Ф. Энгельса, характерно для эволюционного подхода. Цивилизация – это достижения человечества, обеспечивающие его прогресс, то есть восхождение от животного состояния, а затем от стадии дикости и варварства к истинно человеческим способам жизни. 

    2) В рамках цивилизационного подхода цивилизация – это локальная, межэтническая общность народов, имеющих родственные корни и связанных единой исторической судьбой, единством системы ценностей и механизмом социальной регуляции.

    3) Цивилизация определяется как исторически возникшие типы общественного устройства, каждый из которых реализуется по-разному в конкретных типах общества.

    4) В немецкой классической философии (И. Кант, О. Шпенглер) понятия культура и цивилизация противопоставляются друг другу. Цивилизация – это уровень развития материальной культуры и общественной жизни (наука, техника, экономика, государство, право). Культура – это уровень развития духовной жизни (нравственность, религия, философия, искусство).

    5) Существуют также различные авторские определения цивилизации: О. Шпенглер определяет цивилизацию как последний этап развития культуры, ее деградацию. Н.Я. Данилевский определяет цивилизацию как высший этап развития культуры.

    Проблема соотношения цивилизации и культуры многогранна. Сложность анализа заключается в том, что оба понятия – как «цивилизация», так и «культура» – имеют множество значений. По существу можно выделить два направления. К одному из них можно отнести Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера и А. Тойнби, а к другому – П.А. Сорокина, А. Крёбера и Ф. Нортропа. Первые стремятся найти отдельные строго очерченные системы, вторые – ищут глобальные «культурные суперсистемы».

    Цивилизация – это определенная часть или степень развития культуры, она предполагает развитие интеллекта и нравственности, степень и уровень очеловечивания народов. Процесс культуры идет от варварства к цивилизации.

    Таким образом, существует три основных типа соотношения понятий «культура» и «цивилизация»: 1) Культура и цивилизация – синонимы.

2) Отношение части и целого (Ц=К1+К2+К3…).

3) Противопоставление понятий.

    Поскольку в современном обществознании нет единых критериев определения сущности цивилизации, необоснованно делать акцент на узком, частном определении цивилизации. Так А.Я. Флиер в своем учебнике пишет: «Цивилизация – это межэтнические культурно-исторические общности людей, основания и критерии для выделения которых разнятся в зависимости от контекста и целей применения этого термина».

       Кандидат философских наук А.А. Веремьев дает следующее определение цивилизации: «Цивилизация – это социальная организация общественной жизни, охватывающая длительный период существования и основанная на единой культуре».

Типология цивилизаций.

    Термин «типология» можно перевести как «tipos» – форма, образец и «logos» – знание. Тип цивилизации — методологическое понятие, используемое для наиболее крупного членения культурно-исторического развития человечества, позволяющего обозначить специфические особенности, характерные для многих обществ.

    В зависимости от масштаба рассмотрения цивилизация может быть глобальной, т.е. мировой, континентальной (например, европейская), национальной (например, французская), региональной (например, североафриканская).

    В зависимости от основания классификаций можно выделить следующие типы цивилизаций:

1. По господствующему типу хозяйственной деятельности:

                 Земледельческие и индустриальные

                 или приморские и континентальные;

2. По принципу естественно-географической среды:

                 «открытые» и «закрытые» (по взаимодействию с другими             цивилизациями);

                  или интравертные и экстравертные (по направленности творческой энергии);

3. В зависимости от двух главных противостояний в мировой истории:

                   Восточная

                   Западная

                   Промежуточная

4. По временному: (американский социолог Э. Тоффлер в книге «Третья волна» (1980) рассматривая эволюцию цивилизаций, выделяет тысячелетние цивилизационные циклы: 1) сельскохозяйственная или аграрно-традиционная до XVII – XVIII вв., характерную для рабовладельческого и феодального обществ; 2) индустриальная: с эпохи возникновения промышленных революций и нового типа цивилизации, связанную с капитализмом, 3) постиндустриальная, возникшая во второй половине XX в. под воздействием научно-технической революции и высоких технологий, вызвав к жизни постиндустриальное информационное общество.

5. По религиозному принципу (культуры религиозные и светские).

    Профессор Ю.В. Яковец представляет семь мировых цивилизаций: неолитическую, раннеклассовую, античную, средневековую, прединдустриальную, индустриальную и постиндустриальную. Такая типология выполняет роль внешнего фактора, оставляя «за рамками» специфику культурного развития.

    Профессором В.С. Степиным создана концепция двух типов цивилизационного развития (где тип цивилизации определяется культурой): традиционном – присущем восточным странам, примером которой может служить индийская цивилизация прошлого, и техногенном – объявляется характерной для Запада.

    Таким образом, современная техногенная цивилизация, которая все более приобретает самодовлеющий характер, сопровождается утратой человеком власти над техническим прогрессом и его последствиями. Агрессивность технического вмешательства человека в природу породила одну из острейших проблем современной цивилизации – глобальный экологический кризис.

Культура и глобальные проблемы современности.

    В ХХ в. перед человечеством встали глобальные проблемы, от решения которых стала зависеть судьба цивилизации. Первоначально глобальный социокультурный кризис оценивался отрицательно – как разрушение материальной и духовной культуры. То, что судьбы человека и человечества составляют единое целое, показала уже I мировая война. В этот период возникает учение о ноосфере – вхождение в ноосферу как завершающее состояние эволюции биосферы, где человек представлен как крупнейшая геологическая сила, изменяющая лик Земли.

    На основе Манифестов Римского клуба были разработаны три аспекта нового гуманизма. Это – понимание глобальности, как основы жизни на планете; стремление к справедливости по отношению к жизни; отвращение к насилию как способу разрешения конфликтов. Именно эти направления, по мнению культурологов, помогут преодолеть внутренний кризис человека и разрешить затем кризис человечества. Главной самоценностью нового гуманизма провозглашается достижение справедливости и свободы, недопущение насилия. Новая философия гуманизма должна способствовать новому экономическому порядку в мире и переосмыслению нынешнего экономического мышления, привести к изменению ценностей и ориентаций человека.

    К глобальным проблемам современности относятся:

1) преодоление экологического кризиса, связанного с катастрофическими последствиями человеческой деятельности (парниковый эффект, уменьшение озонового слоя атмосферы и т.д.);

2) проблема предотвращения войны с применением оружия массового поражения (термоядерного, химического, биологического);

3) демографический перекос народонаселения;

4) преодоление голода, нищеты, неграмотности, разрыва между богатым Севером и бедным Югом;

5) проблема нахождения новых источников сырья, предотвращение отрицательных последствий научно-технической революции;

6) проблема урбанизации – сосредоточение огромных масс населения в крупных и сверхкрупных городах при упадке села;

7) проблема кризиса культуры, т.е. бескультурья с гибельными последствиями для общества;

8) проблема здравоохранения, где ставится вопрос об уменьшающихся шансах на выживание вследствие ухудшения генофонда;

9) проблема антиобщественных явлений – наркомания, алкоголизм, преступность.

    Причины возникновения глобальных проблем:

1) мировые войны;

2) кризис мировой цивилизации: возросшая экономическая роль человека;

3) неравномерность развития стран и культуры.

    Каковы перспективы взаимоотношений культуры и цивилизации и тенденции их развития в XXI в.? Исходя из оптимистических построений выхода человечества из кризиса техногенной цивилизации, можно выделить несколько приоритетных направлений:

1. Изменение приоритетов в шкале культурных ценностей – новое отношение к природе, формирование экологической культуры («экология культуры» – Д.С. Лихачев).

2. Преодоление техногенности, то есть измерение техники не только с точки зрения технико-технологической оптимальности и экономической эффективности, но и с точки зрения ценности для человечества.

3. Изменение логики инженерного мышления, система «Техника – человек» должна смениться системой «Техника – человек – окружающая среда», где все элементы этой системы равноправны и где нельзя ненасильственно экспериментировать с человеком, не манипулировать с техникой, не бесконечно взирать на изменение среды.

4. Смена типа мышления; техногенный тип мышления должен смениться гуманистическим, в котором будут органично сочетаться чувства и разум, логика и здравый смысл, вера и наука.

    Для формирования людей с гуманистическим потенциалом огромную роль играет профессиональное образование, но это не достаточно, чтобы преодолеть технократизм. Мерилом гуманитарного мышления может служить интеллигентность. Чаще интеллигенцию понимают как социальную группу людей, занимающуюся умственным трудом и обладающую необходимым для этого образованием. Только в русской традиции это не столько социальная функция, сколько качество. А.Ф. Лосев утверждал, что интеллигентности нельзя научиться, это просто та культурная атмосфера, которой люди дышат, это не столько уровень интеллекта, образованности, сколько уровень деликатности, способности в любых, как значимых, так и повседневных обстоятельствах, сохранять достоинство, благородство, объективность, способность уметь, услышать и принять другую точку зрения, способность мирно разрешать противоречия.

 


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 664; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!