Онтология, гносеология, аксиология, антропология, как основные разделы философии.



Конспект лекций по философии

· Предмет философии. Понятие мировоззрения, миропонимания, мироощущения.

· Онтология, гносеология, аксиология, антропология, как основные разделы философии.

· Сходство и различие между философией, наукой, религией, искусством.

· Философия и религия.

· Философия Древнего Востока.

· Античная философия.

· Античная философия. Анаксимандр, Гераклит, Эмпедокл, Демокрит, Пифагор.

· Философия Сократа и Платона.

· Философия Аристотеля.

· Средневековая философия. Особенности развития. Патристика, схоластика, номинализм и реализм.

· Средневековая философия.

· Фома Аквинский.

· Философия Возрождения.

· Философия Нового времени.

· Просветительский характер философии XVIII века (Вольтер, Руссо).

· Материализм в философии эпохи Просвещения.

· Кант: теория познания, этика.

· Учение Канта о категорическом императиве.

· Гегель: система и метод.

· Философия жизни: Шопенгауэр, Ницше.

· Основные принципы философии Марксизма.

· Русская философия XIX в. Славянофилы и Западники.

· Основные направления современной западной философии.

· Исторические формы позитивизма.

· Принципы феноменологии Э.Гусселя.

· Герменевтика.

· Напраления экзистенциализма (К. Ясперс, Ж.П. Сартр).

· Фрейдизм.

· Неотомизм.

· Человек и его место во Вселенной.

· Научная картина мира. Основные параметры и идеи.

· Реальность объективная и субъективная. Материя как объективная реальность.

· Философские категории: бытие, материя, пространство, время.

· Категории диалектики.

· Законы диалектики.

· Современное понимание природы человека.

· Смысл жизни и судьба человека.

· Сознание: происхождение и структура.

· Общая характеристика теории познания.

· Учение об истине.

· Общество, как само развивающаяся система.

· Формационный и цивилизационный подходы в исследовании общества.

· Сущность государства и его роль в жизни общества.

· Культура и цивилизация. Человек и культура.

· Многообразие культур и цивилизаций. Запад и Восток. Россия в диалоге культур цивилизаций.

· Человек как творец и продукт культуры.

· Человек - индивид, личность, индивидуальность. Формирование личности.

· Структура личности и интеграция ее элементов.

· Свобода и ответственность личности.

· Понятие науки, ее структура и функции.

· Информация и ее роль в обществе.

· Глобальные проблемы человечества в XX веке.

   

Предмет философии. Понятие мировоззрения, миропонимания, мироощущения.

Философия есть выраженное в понятиях наукообразное мировоззрение (базирующееся на обобщении совокупных научных знаний, отражении реального бытия, интеграции духовной культуры общества), проявляющееся через многообразие исторически сменяющихся учений, течений, школ, стержнем которых является выяснение сущности человека и мира, обнаружение наиболее общих познавательных, ценностных, социально-политических, нравственных, эстетических отношений человека к миру, поиск ответа на вопрос, что есть Истина, Доброта, Справедливость и Красота.

Философия имеет различия и сходства с наукой, религией, искусством. Функции философии многообразны. Среди них важнейшими являются онтологическая, гносеологическая, методологическая, аксиологическа и мировоззренческая.

Онтологическая функция подразумевает способность философии описывать мир с помощью таких категорий как "бытие", "материя", "развитие", "необходимость и случайность" и т.д.

Гносеологическая функция выражается в разработке общей теории познания и раскрытии уровней познания.

Методологическая функция заключается в обосновании необходимости общих принципов и методов познания мира.

Аксиологическая функция проявляется в обосновании положения, что человек есть мера всех вещей, что необходимо все его действия, поступки, результаты открытий, изобретения оценивать с точки зрения этических категорий "добра" и "зла".

Мировоззренческая функция объясняет взаимоотношения человека и мира. Она базируетс на таких понятиях как "мироощущение", "миропонимание", "мировоззрение". В процессе познания мира человек делает оценку действительности на основе своего мироощущения; это чувственное восприятие мира посредством эмоций, чувств и т.д. Следующий этап мировосприятия - это миропонимание, он базируется на предпочтениях человека, его идеалах, убеждениях, позиции и т.д. На основе мироощущения и миропонимания, условий жизни, общения, личного опыта у человека формируетс мировоззрение - его система взглядов на мир.

В своей совокупности все функции философии направлены на развитии в человеке человеческого, вырабатывают у человека культуру мышления.

Онтология, гносеология, аксиология, антропология, как основные разделы философии.

Онтология (ontos-сущность+logos-учение).Термин предложен немцем Гоклениусом. Один из разделов философии. Определяется, как 1) учение о бытие, как таковом; 2) учение о сверхчувственном мире; 3) учение о мире в целом. Понятие онтология в ходе развития неоднократно менялось. В средние века пытались построить учение о бытии, являетсяся философским доказательством истин религии. В Новое время под онтологией стали понимать особую часть метафизики, учения о сверхчувственной структуре всего сущего. Онтология активно критиковалась классиками идеализма (Кант, Гегель). В дальнейшем онтология получила определение, как наука о мире в целом.

Гносеология (gnosis-знание+logos-учение) - теория познания; изучает взаимоотношени субъекта и объекта в процессе познания, отношения знания к действительности, возможности познания мира человеком, критерии истинности и достоверности знания. Гносеология исследует сущность познавательного отношения человека к миру, его исходные условия и всеобщие основания.

Аксиология (axia-сущность+logos-учение) - философское исследование природы ценностей, их места в реальной жизни, структуре ценностного мира и связи ценностей между собой. Человек есть мера всех вещей и рассматривается как наивысшая ценность, а все его действи и их результат и последствия рассматриваются с точки зрения категорий "добра" и "зла".

Антропология (antropos-человек+logos-учение) - учение о человеке, как высшем продукте природы. Все свойства и особенности человека объясняются только своим природным происхождением. Антропология подчеркивает единство человека и природы, противопоставляется идеалистическому и дуалистическому пониманию природы человека.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 429; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!