Совместная деятельность воспитателя и родителей по развитию гендерной устойчивости детей



Автор: Павлик Татьяна Викторовна, воспитатель МАДОУ «Детский сад «Ромашка» г. Советский Ханты-Мансийского автономного округа - Югра

В детском возрасте происходит становление образа «Я - мальчика» и «Я - девочки» и приобретения ими полоролевого опыта как пространства, где ребенок открывает для себя свой пол (физический, социальный, поведенческий, ролевой и т.д.) Самовыражение личности (мальчика, девочки), ее саморазвитие начинается с самого близкого для него – с семьи: родителей, бабушек и дедушек, дома, в котором он живет.

Семья играет ведущую роль в становлении самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола. Именно в семье, на основе наблюдаемых ребенком форм поведения взрослых, он приобретает первый полоролевой опыт.

В семье дети знакомятся с качествами мужественности и женственности, проявлениями и предпочтениями мужчин и женщин в разных видах деятельности, их ролями в семье. Здесь же формируются навыки и умения поведения, а также отношение детей к понятиям красоты, любви, доброжелательных отношений между девочками и мальчиками. Поэтому семья была и есть основа гендерного воспитания детей дошкольного возраста. Это можно увидеть и в русских национальных семейных традициях, и в русском фольклоре.

Одной из целей деятельности дошкольного учреждения является воспитание у мальчиков и девочек гендерной устойчивости, которая зависит в первую очередь от отношения родителей к ребенку в семейном воспитании, а также от воспитания его в дошкольном учреждении.

В результате деятельности, направленной на гендерное воспитание детей, ожидается, что у них сформируется:

- определение гендерной позиции по отношению к окружающему миру и людям;

- осознание собственного концепта «Я – мальчик» либо «Я – девочка», развитие ребенка как личности в социуме и семье, пробуждение чувства мужественности у мальчиков, женственности у девочек;

- проявление благодарности, заботливости и внимания по отношению к родителям, повышение значимости семьи в своей жизни;

- желание отразить свои чувства в художественно-творческой деятельности, в частности, в изобразительной, так как рисунок – это своеобразная детская речь.

У родителей в результате такой направленной деятельности можно наблюдать:

- активизацию участия совместно с детьми в жизнедеятельности дошкольного учреждения, в игровом и художественно-эстетическом развитии детей;

- проявление позиции активных участников образовательного процесса, выход на позиции партнеров.

Педагоги, занимаясь гендерным воспитанием,

- содействуют возрождению культуры русских традиций семейного воспитания как способа проявления мужественности и женственности, закреплению связей между членами семьи;

- разрабатывают комплекс занятий и праздников для дошкольников по темам: «Я – мальчик, я – девочка», «Народный фольклор с акцентом на гендер для мальчиков и девочек»;

- разрабатывают консультативно-практического материал для родителей «Пять заповедей отцовства», «Воспитывать мальчишек», «Мамы по-прежнему много знают».

С целью формирования гендерного самосознания можно педагогам предложить ряд мероприятий, таких как:

- проживание с детьми проблемной ситуации: «Каким должен быть папа, какой должна быть мама?»;

- моделирование ситуации «Я и моя семья», «Кто живет в твоем сердце»;

- проведение тест-опроса детей «Любимые игры мальчиков и девочек»,

- проведение занятий с гендерной направленностью: «Мамочка любимая», «Мой папа самый лучший»,

- изучение познавательной, художественной литературы, русского фольклора, русских народных игр, дидактических, подвижных игр для мальчиков и девочек.

Возможно использование в этих же целях творческого потенциала ребенка, если направить его в русло гендерного воспитания, организуя, например, рисуночный тест для детей «Кем я хочу стать?», по результатам которого можно провести выставку «Кем быть?». Педагогам можно предложить также организовать презентации творческих рисунков по темам «Папин портрет», «Галстук для папы», «Кружка для папы», «Милой мамочки портрет», «Весенний букет», «Мой папа», «Моя мама» либо оформление творческих работ по темам «Мода», «Наши прически», «Мой любимый герой». Интересным заданием может стать оформление книги творческих детских рассказов «Семейный альбом».

Эффективным средством гендерного воспитания могут стать такие мероприятия, как праздник «Маленькая красавица», конкурс чтецов «О маме или папе», проведение цикла сюжетно-ролевых игр на тему «Спящая красавица», «Рыцарский турнир».

Для родителей можно организовать анкетирование – «Умеем ли мы воспитывать будущих мужчин (женщин), уделяем ли внимание своему ребенку?», подготовить консультации «Воспитываем мальчиков», «Какой мальчик не любит поиграть, какая девочка не любит поболтать!», «Пять заповедей отцовства».

Часть 8.
Гендерное воспитание дошкольников средствами традиционной народной культуры

Автор: Чувашова Надежда Яковлевна, воспитатель МАДОУ «Детский сад №39» г. Ревда

В педагогическом процессе дошкольного учреждения используется потенциал народной культуры, так как народные традиции связаны со многими сторонами мировоззрений и взаимоотношений людей, в них наиболее ярко и своеобразно отражен накопленный и умноженный тысячелетиями народный опыт, человеческая мудрость и выражается характер и душа народа, лучшие черты истории семейно-бытовой жизни общества. В качестве традиций выступают полоролевые принципы, социальные установки и нормы поведения, идеи и убеждения, представления и взгляды.

Русские народные традиции служат источником гендерного воспитания современных детей. Одна из них – это крепкая семья, так как это самый древний и важный институт воспитания. Народное педагогическое творчество утверждает культ ребенка, культ семьи (культ матери, культ старших членов семьи – бабушек, дедушек, культ братьев), культ семейного благополучия и счастья.

Также с целью формирования гендерной идентификации рекомендуется рассматривать репродукции картин художников с семейной тематикой: Ю. Кугач «В семье», Б. Кустодиев «На террасе», Ф. Славянский «Семейная картина» и др.; отгадывать народные загадки о человеке и его жизни, имени человека, потешки о бабушке, сыне, дочери, играть в пальчиковые игры «Этот пальчик дедушка», «У бабы Фроси»; знакомиться с пословицами и поговорками о женских и мужских качествах, о семье, о труде; обсуждать темы: «Я и моя семья», «Семейная фотография», «Взрослые и дети», «Моя семья, моя родословная», «Родословная - старинная русская традиция», «Что означают наши имена».

Одна из задач образовательной программы дошкольного образовательного учреждения - формировать представления о детях разного возраста и пола, знать некоторые характерные особенности их внешнего вида, одежды, прическе, любимых занятиях. В работе с детьми рекомендуется использовать материнский фольклор:

- колыбельные для мальчика и девочки («Моя доченька уснет», «Сынко, голубочек»);

- пестушки и потешки про мальчиков и девочек («Ванька-встанька-карапуз», «Уж я косу заплету», «Маша в гости приглашала» и др.);

Уж я косу заплету,

Уж я русу заплету.

Я плету, плету, плету.

Приговариваю:

 Ты расти, расти, коса,

Всему городу краса!

- величание («Мой сыночек, мой дружочек», «Моя девочка - прелестница»)


Мой сыночек, мой дружочек,

Мой сиреневый цветочек,

Молодец да удалец,

В волосах твоих венец.

Храбрый, смелый богатырь,

Ты добро приносишь в мир.

Моя девочка – прелестница,

Мастерица и кудесница!

Зорькой алой умывалась

И с рассветом просыпалась.

Маме с солнцем улыбнулась -

Лучики лица коснулись.


 В материнском фольклоре присутствует обращение не просто к маленькому ребенку, а к девочке и мальчику, приписывание ребенку качеств: девочке – красивая, нежная, хрупкая; мальчику – сильный, крепкий. В соответствии с тем, кому адресована потешка или пестушка прогнозируется их будущее:


Аленка-малёнка

Шустра, быстра:

Грибов насобирала,

Носок довязала

Сарафан дошила,

Воды наносила.

Везде поспела

В охотку ей дело.

 

Будешь большой

Будешь рыбку ловить,

Тетерьку ловить,

Будешь лес рубить,

Тятьку, мамку кормить».


Велика роль сказки в воспитании у дошкольников гендерного поведения. Сказка предлагает ребенку образы мужского и женского поведения, которыми он наслаждается, незаметно для себя усваивая для себя жизненно важную информацию. Сказка – это школа истинной жизни, ибо она дает ребенку возможность вникнуть в существо нравственных проблем и уяснить характер важнейших этических выборов.

 Чтение сказок, рассматривание иллюстраций к ним, просмотр мультфильмов и фильмов, поставленных по мотивам народных и авторских сказок помогают развивать у девочек представления о качествах женственности, способствовать правильному пониманию их будущих женских семейных ролей. Положительные качества сказочных героев Ивана-царевича, Ивана-дурака, Ильи-Муромца и др. являются ориентиром для воспитания мужественности у мальчиков.

Сказки помогают выявить сложившиеся ложные стереотипы поведения, что позволяет спланировать коррекционную работу, в которой необходимо показать равные социальные возможности девочки и мальчика. С помощью сказок формируется представление о заботе, миролюбии, терпимости.

Народные игры – неотъемлемая часть национального богатства, способствующая гендерному воспитанию детей.

Врастание в мир взрослых происходит через игровую деятельность. Детские игры являются своего рода подготовительной работой, требующей иногда немалых усилий, чтобы впоследствии путем различных приемов, выработанных в игре, шутя и забавляясь, с толком и пользой приложить эти приемы в практической жизни.

Многие народные игры имитируют занятия взрослых: охота, собирательство, ведение домашнего хозяйства, дети усваивают основные черты, характерные для носителя того или иного пола («Арина», «Яша», «Кузнецы»). В хороводных играх, кроме самого текста, значительное воздействие оказывают и телесные контакты («Заинька», «Сахаринка»). В хороводе дети держатся за руки; выбрав пару, мальчик (девочка) телесно общаются с представителем противоположного пола, усваивают начальные важнейшие нормы такого общения. По содержанию все народные игры доступны и девочкам, и мальчикам, создают равные возможности для участия в них детей обоего пола. В процессе игр дети приучаются к общению между сверстниками своего и противоположного пола, взаимным услугам, взаимному сохранению интересов.

Народные традиции предоставляют богатейшую возможность для формирования полоролевых ориентаций и ценностей и формированию начал мужественности у мальчиков и женственности у девочек.

Часть 9.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 415; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!