ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира».
Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческих чувств. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл. Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, Игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.
О сновные закономерности музыкального искусства.
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация – источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.). Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст). Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух и трехчастные, вариации, рондо и др.
|
|
Музыкальная картина мира.
Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD). Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.
|
|
Учебно-тематический план
№ п.п. | Название раздела | Количество часов |
1 класс | ||
1 | И Муза вечная со мной | 9 |
2 | Движение в музыке, изобразительность | 7 |
3 | О чем говорит музыка | 9 |
4 | Музыкальная речь | 8 |
Итого | 33 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КЛАСС
№ п/п | Дата | Тема, тип и вид урока | Решаемые задачи, цель | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | ||||||||
Понятия | Предметные результаты | Универсальные учебные действия (УУД) | Личностные результаты (не оцениваются) | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |||||
1
| «И муза вечная со мной!». Изучение и первичное закрепление новых знаний; урок-путешествие | Как воспринимать музыку? Что такое музыка? Цели: дать понятие о звуке, о музыке как виде искусства; развивать устойчивый интерес к музыкальным занятиям; пробуждать эмоциональный отклик на музыку разных жанров | Композитор, исполнитель слушатель, звуки шумовые и музыкальные | Научатся: слушать музыку на примере произведения П. И. Чайковского «Щелкунчик» (фрагменты); размышлять об истоках возникновения музыкального искусства; правилам поведения и пения на уроке; наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы.
Познакомятся с назначением основных учебных принадлежностей и правилам их использования. | Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя. Познавательные: использовать общие приемы решения задач; ориентироваться в информационном материале учебника. Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке. | Адекватная мотивация учебной деятельности. Я – слушатель. | ||||||
2 | «3 кита» в музыке. Изучение и закрепление новых знаний; урок-игра | Как определить жанр: песня, танец, марш. Цель: дать понятия о простейших жанрах, способах определения жанра. | Песня, танец, марш. | Научатся: определять характерныечерты жанров музыки (на примере произведений П.И. Чайковского, С.С. Прокофьева). Сравнивать музыкальные произведения различных жанров и стилей.
| Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: использовать общие приёмы решения исполнительской задачи. Коммуникативные: принимать различные позиции во взаимодействии (с помощью педагога). | Продуктивное сотрудничество, общение, взаимодействие со сверстниками при решении различных творческих и музыкальных задач. | ||||||
3
| Марш. Закрепление знаний, выработка умений и навыков; урок-игра | Особенности маршевой музыки. Цель: раскрыть характерные особенности марша, общее и различия в разных маршах. | Марш-музыка для ходьбы. Отличие в характере. | Научатся: определять для кого написан марш (характер, настроение) Марш спортивный, детский, футбольный, игрушечный (музыка П.И. Чайковского «Марш деревянных солдатиков» | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задачи. Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия, ставить вопросы (с помощью педагога). | Наличие эмоционального отношения к искусству, интерес к отдельным видам музыкально- практической деятельности. | ||||||
4
| Танец. Виды танца. Изучение и закрепление новых знаний; урок-игра | Особенности танцевальной музыки: ритмы, характер, размер. Цель: раскрыть характерные особенности танцевальной музыки. | Танцы: вальс, полька, плясовая, доля в музыке. | Научатся: определятьхарактерные черты разных танцев ( на примере «Вальса-шутки» Шостаковича Д.Д., русской плясовой, польки) | Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: проявлять активность в решении познавательных задач. | Развитие мотивов музыкально-учеб-ной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования. | ||||||
5
| Песня. Изучение нового мате-риала; урок-экскурсия | Как песня отражает жизнь, чувства чело-века, как помогает. Цель: учить слушать песни; установить взаимосвязь уроков в школе с музыкой. | Мелодия, аккомпанемент, словарь эмоций | Научатся: определять характер песни, роль аккомпанемента в передаче образа. («Сурок» муз. Л. Бетховена); проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыки. | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, выполнять учебные действия в качестве слушателя. Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: строить монологичное высказывание, учитывать настроение других учеников, их эмоции от восприятия музыки. | Наличие эмоционального отношения к искусству, развитие ассоциативно-образного мышления. | ||||||
6
| Душа музыки – мелодия. Обобщение и систематизация знаний; урок-игра | Как определить мелодию, опираясь на жанры (песня, танец, марш). Цель: дать понятие, что мелодия – главная мысль музыкального произведения | Мелодия, песня, танец, марш | Научаться: определять характерные черты жанров музыки (на примере произведений «Сладкая греза», «Марш деревянных солдатиков», «Вальс» П.И. Чайковского); сравнивать музыкальные произведения различных жанров и стилей. | Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: использовать общие приемы решения исполнительской задачи. Коммуникативные: принимать различные позиции во взаимодействии. | Продуктивное сотрудничество, общение, взаимодействие со сверстниками при решении различных творческих, музыкальных задач. | ||||||
7,8
| Музыка осени. Изучение нового мате-риала; Экскурсия в парк | Как определить харак-тер осенней музыки? Цели: помочь войти в мир красоты осенней музыки с чувством со-причастности к приро-де, связать жизненные впечатления детей с художественными образами. | Музыка, живопись, литература, характер настроения, динамика, напевность. | Научатся: слушать мотивы осенних мелодий ( на примере произведений П.И. Чайковского «Осенняя песня», Г. Свиридова «Осень»); объяснять термины: мелодия, аккомпанемент, мелодия – главная мысль музыкального произведения. | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. | Внутренняя позиция, эмоциональное развитие, со-переживание. | ||||||
9 | Урок-обобщение и систематизация знаний; урок-концерт | Из чего состоит музыка? Цель: закрепить и обобщить знания по теме. | Песня, танец, марш, мелодия, аккомпанемент | Научатся: определять простейшие музыкальные жанры, определять настроение и характер музыки, выразительно исполнять песню , дирижировать под музыку. | Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: слушать собеседника, ставить вопросы, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей. | Внутренняя позиция, эмоциональная отзывчивость, сопереживание, уважение к чувствам и настроениям другого человека. | ||||||
2 четверть | ||||||||||||
10 | 1 кл. 2 четв. | Движение в музыке. Изобразительность в музыке Сообщение и усвоение новых знаний; урок-экскурсия | Как музыка передаёт любое движение? Что такое изобразительность? Цель: дать понятие о движении в музыке, изобразительность не красками, а музыкальными звуками. | Изобразительность, мелодия, аккомпанемент, темп, оркестр. | Научатся: слушать музыку, анализировать произведение, проводить интонационно-образный анализ на примере музыки Н.А. Римского- Корсакова «3 чуда». | Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. Познавательные: узнавать, называть и определять явления окружающей действительности. Коммуникативные: аргументировать свою позицию, строить монологичное высказывание, слушать собеседника. | Развитие эмоционального восприятия произведений, общение, взаимодействие со сверстниками. | |||||
11 |
| Как музыка передает движение Сообщение и усвоение новых знаний; урок-игра | Какими средствами передаётся движение в музыке? Цель: учить проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений, познакомить с понятием темп (скорость в музыке). | Темп (быстрый, медленный, ускорение, замедление), аккомпанемент | Научатся: проводить интонационно-образный анализ на примере музыки Н.А. Римского –Корсакова «Полёт шмеля», «3 чуда»; выделять характерные особенности (изобразительность) в музыке. | Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя. Познавательные: узнавать, называть и определять явления окружающей действительности. Коммуникативные: аргументировать свою позицию выслушивать позицию других учеников при выработке общего решения в совместной деятельности (с помощью педагога). | Продуктивное сотрудничество, общение, взаимодействие со сверстниками при решении творческих музыкальных задач. | |||||
12 |
| Что изображает музыка? Сообщение и усвоение новых знаний, урок-загадка. | Музыка передаёт любое движение. Цель: учить проводить интонационно-образный анализ произведения, понятие характер в музыке. | Темп, характер, оркестр, аккомпанемент. | Научатся: анализировать музыкальное произведение, объяснять понятия темп, оркестр, аккомпанемент, характер музыки. Формулировать выводы, осознавать, что все жизненные явления можно передавать в музыке (Д. Кабалевский «Кавалерийская», пьеса «3 медведя») | Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: формулировать познавательную цель, оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: строить монологичное высказывание, вести диалог, слушать собеседника с помощью педагога | Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, интереса к от-дельным видам музыкально-практической деятельности. | |||||
13 |
| Изобразительность в при-роде. Обобщение и систематизация знаний; урок-экскурсия | В музыке находят отражение любые явления природы. Цель: расширять художественные впечатления, развивать наглядно-образное мышление. | Ритм, ноты, мелодия, аккомпанемент, словарь эмоций. | Научатся: понимать изобразительные особенности и возможности музыкальных звуков и их сочетаний на примере музыки из альбома «Времена года» П.И. Чайковского) | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, выполнять учебные действия в качестве слушателя. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации. Коммуникативные: проявлять активность в решении познавательных задач. | Наличие эмоционального отношения к искусству, интерес к отдельным видам музыкально-практической деятельности. | |||||
14 |
| Изобразительность в деятельности людей. Сообщение и усвоение новых знаний; урок-игра | В музыке находит отражение деятельность человека. Цель: развитие наглядно-образного мышления. | Пульс, ритм, темп в музыке, жанры в музыке: колыбельная, плясовая, кавалерийская.
| Научатся: определять на-строение, характер музыки, придумывать ритмическое сопровождение, дирижировать. | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации. Коммуникативные: аргументировать свою позицию, выслушивать позицию других при выработке решения (с помощью педагога). | Наличие эмоционального отношения к искусству, продуктивное сотрудничество со сверстниками. | |||||
15 |
| Изобразительность в жизни людей. Обобщение и систематизация знаний, урок –путешествие | Какими средствами находит отражение в музыке деятельность человека? Цель: учить проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений. | Ритм, пульс, аккомпанемент, мелодия.
| Научатся: осознавать, что все события в жизни чело-века находят своё отражение в ярких музыкальных и художественных образах (на примере произведения М.И.Глинки «Попутная песня»). | Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. Познавательные: узнавать, называть и определять явления окружающей действительности. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, слушать собеседника. | Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования. | |||||
16 |
| Картины природы в музыке. Обобщение и закрепление изученного материала; урок-экскурсия | Какие слова наиболее точно выражают настроение зимнего пейзажа. О чём рассказала тебе музыка? Цель: расширять художественные представления о жанре зимнего пейзажа в искусстве. | Картины зимы, музыкальные краски, настроение в музыке, поэзии, живописи. | Научатся: проводить интонационно-образный анализ инструментального произведения - чувства, характер, настроение (на примере произведений П.И.Чайковского) | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации. Коммуникативные: строить монологичное высказывание, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки. | Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности. | |||||
17 |
| Обобщение; повторение изученного материала, урок-игра. | Постижение красоты окружающего мира посредством музыкального языка. Цель: понимание изобразительных особенностей и возможностей музыкальных звуков и их сочетаний. | Музыкальные краски, на-строение в музыке, темп, ритм, мелодия, аккомпанемент. | Научатся: анализировать музыкальные сочинения, обобщать, формулировать выводы, выделять характерные изобразительные особенности. | Регулятивные: использовать общие приёмы решения задач. Познавательные: формулировать познавательную цель, оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. | Наличие эмоционального отношения к искусству Оценка результатов собственной музыкально-исполнительской деятельности. | |||||
3 четверть
18 | 1 кл. 3 четв. | О чём говорит музыка. Мысли и чувства в музыке. Изучение и закрепление но-вых знаний; урок-игра | Как музыка помогла тебе определить характер героя, его мысли и чувства. Цель: показать как связаны в музыке мысли и чувства. | Характер, лад -мажор-минор (тёплые-холодные тона) | Научатся: проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений, обобщать, формулировать выводы (на примере пьесы Л.Бетховена «Весёлая. Грустная», Д.Б. Кабалевского «Разные ребята») | Регулятивные: составлять план и последовательность действий. Познавательные: ставить и формулировать проблемы. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии, вести диалог, слушать собеседника с помощью педагога | Развитие эмоционального восприятия произведений искусства. Оценка результатов собственной музыкально-исполнительской деятельности. | ||||||
19 | Что выражает музыка Обобщение и систематизация знаний; урок-игра | Как музыка передаёт чувства: любовь к маме, родным, к школе. Цель: как музыка может выражать чувства, настроение. | Лад: мажор-минор, темп, динамика, мелодия, аккомпанемент. | Научатся: проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений, обобщать, формулировать выводы (на примере попевок «Дон-дон», «Звонкий звонок», песни о маме) | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: ставить и формулировать проблемы. Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать свои затруднения (с помощью педагога). | Развитие мотивов музыкально-учеб-ной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования. | |||||||
20 | Как музыка выражает черты характера. Изучение нового материала; урок - сказка | Как характер музыки помогает понять, о ком она написана? Может ли композитор «нарисовать» портрет человека, как это делает художник? Цель: учить проводить интонационно-образный анализ | Мелодия, разговор-диалог, персонажи, портрет, музыкальный портрет. | Научатся: проводить интонационно-образный анализ на примере музыки Д.Б. Кабалевского «Три подружки», попевки «Разные ребята», песни «Монтёр», передавать разговор- диалог героев, настроение пьесы, создаём словесный портрет. | Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия; ставить вопросы. | Продуктивное сотрудничество, общение, взаимодействие со сверстниками при решении различных творческих, музыкальных задач. | |||||||
21 | Чувства и переживания. Закрепление нового материала; урок-игра | Какие слова наиболее точно выражают чувства и переживания ребёнка в пьесе? Подобрать краски для передачи настроения. Цель: учить проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений. | Музыкальные краски, темп, настроение в музыке, ритм, аккомпанемент мелодия. | Научатся: проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений, определять по характеру музыки персонажей, создавать словесный портрет (на примере пьес П.И.Чайковского из «Детского альбома»- «Болезнь куклы», «Новая кукла») | Регулятивные: формулировать, удерживать учебную задачу, выполнять учебные действия в качестве слушателя. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: аргументировать свою позицию. | Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности. | |||||||
22 | Что музыка изображает? Изучение нового материала; урок-игра | Как музыка может передавать движение, изобрази цокот копыт ударами кулачков. Подбери слова, которые передают характер звучания пьес. Цель: учить анализировать сочинения, формулировать выводы. | Музыкальные инструменты: скрипка, фортепиано. Мелодия, аккомпанемент, ритм.
| Научатся: анализировать музыкальные произведения, пони-мать для чего нужны изобрази-тельные средства в музыке, импровизировать на музыкальных инструментах( на примере пьесы Д.Б. Кабалевского «Кавалерийская», «Полёт шмеля» Н.А. Римского-Корсакова). | Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: аргументировать свою позицию. | Внутренняя позиция, эмоциональная отзывчивость , сопереживание, уважение к чувствам и настроениям других людей. | |||||||
23 | Что музыка выражает, а что изображает. Обобщение и систематизация знаний; урок-путешествие | Как музыка изображая какое-либо движение, помогает в передаче чувств, настроения? Цель: учим различать понятия:музыка выражает внутренний мир человека, а изображает любое движение. | Мелодия, аккомпанемент ритм, динамическое развитие: усиление, затихание звука, угасание. | Научатся: проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений (на при-мере песни Л. Книппера «Полюшко») | Регулятивные: использовать речь для регуляции своегодействия. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: Слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей. | Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, интереса к от-дельным видам музыкально- практической деятельности. | |||||||
24 | Единство изобразительности и выразительности. Обобщение и систематизация знаний; урок-игра | Как изобразительность помогает в передаче чувств человека, его настроения. Создаём словесный портрет. Цель: расширять художественные впечатления, развивать ассоциативно-образное мышление. | Скороговорки, мелодия, аккомпанемент, трёхчастная форма. | Научатся: проводить интонационно-образный анализ музыкального произведения ( на примере «Попутной песни» М.И. Глинки). Понимать как связаны между собой выразительность в музыке и изобразительные моменты. | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: проявлять активность в решении познавательных задач. | Наличие эмоционального отношения к искусству, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности. | |||||||
25 | Картины природы в музыке. Закрепление изученного материала; урок-экскурсия | Как музыка расскажет нам о жизни природы, какие чувства передаёт музыка в пьесах? О чём рассказала тебе музыка? Цель: выявить особенности характера, на-строения в пьесе, отметить изобрази-тельные особенности. | Мелодия, фраза, дирижирование, аккомпанемент, живопись-музыка-литература. | Научатся: проводить интонационно- образный анализ инструментального произведения- чувства, характер, настроение ( на примере музыки П.И. Чайковского «Времена года»- весна). | Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью. Слушать собеседника. | Наличие эмоционального отношения к произведениям музыки, литературы, живописи. | |||||||
26 | Обобщение; повторение изученного материала; урок- игра | Назовите музыку, которая запомнилась лучше всего. Цель: проследить за тем, какие произведения полюбились детям, остались в их памяти; определять уровень музыкальной культуры. | Мелодия, фраза, аккопанемент, ритм, темп, инструменты, характер, настроение.
| Научатся: понимать единство выразительных и изобразительных особенностей и возможностей музыкальных звуков и их сочетаний. Понимать роль музыки в собственной жизни. | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленными задачами. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию (с помощью педагога). | Наличие эмоционального отношения к искусству. Оценка результатов собственной музыкально- исполнительской деятельности.
| |||||||
4 четверть | |||||||||||||
27 | 1кл. 4 четв. | Музыкальная речь. Выразительные средства музыки. Темп. Изучение и закрепление новых знаний; урок –игра
| Чем отличается музыкальная речь от разговорной. Цели: дать представление об общих чертах и отличиях музыкальной и разговор-ной речи. | Нота, высота звука, движение мелодии. Длинные и короткие звуки, скороговорка. | Научатся: слушать музыку (на примере произведения С.С. Прокофьева «Болтунья»); использовать музыкальную речь как способ общения между людьми и передачи информации. Понятие скороговорки. Упражнение «Карусель». | Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке. | Продуктивное сотрудничество, общение, взаимодействие со сверстниками при решении различных творческих музыкальных задач. | ||||||
28 | Средства музыкальной выразительности. Изучение нового материала; урок-игра | Для чего нужны средства музыкальной выразительности? Цели: познакомить с музыкальными понятиями, их выразительной роли в музыке. | Динамика, темп, нота, нотная запись, высокие и низкие звуки. | Научатся: проводить интонационно-образный анализ произведения; выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения (выразительные и изобразительные). На примере пьесы «Зайчик дразнит медвежонка» муз. Д.Б. Кабалевского | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные: задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания. | Развитие мотивов музыкально-учеб-ной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования. | |||||||
29 | Ритм в музыке - это ритм жизни. Значение. Рефлексия и оценивание способа действия; урок-игра. | Как ты понимаешь словосочетание ритм? Какую музыку мы называем ритмичной? Цели: дать понятие о ритме, его роли и значении в музыке; пробуждать эмоциональный отклик на ритмы в музыке, игре. | Ритм, ритмическая фигура, графическая запись ритма.
| Научатся: различать понятия звук, нота, ритм, исполнять простейшие ритмы; проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыкальных произведений ( на примере фрагмента из балета П.И. Чайковского «Спящая красавица» - «Кот в сапогах и беленькая кошечка») | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: читать простое схематическое изображение. Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия; ставить вопросы. | Наличие эмоционального отношения к искусству, развитие ассоциативно-образного мышления. | |||||||
30 | Душа музыки -мелодия. Обобщение и систематизация знаний; урок-игра | Как определить мелодию, опираясь на жанры (песня, танец, марш). Цель: дать понятие, что мелодия-главная мысль музыкального произведения. | Мелодия, песня, танец, марш. | Научатся: определять характерные черты жанров в музыке ( на приме-ре произведений «Сладкая грёза», «Марш деревянных солдатиков», «Вальс» П.И. Чайковского); сравнивать музыкальные произведения различных жанров и стилей. | Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: использовать общие приёмы решения исполнительской задачи. Коммуникативные: принимать различные позиции во взаимодействии. | Продуктивное сотрудничество, общение, взаимодействие со сверстниками при решении творческих музыкальных задач. | |||||||
31 | Тембр – вырази-тельное средство в музыке. Изучение и закрепление новых знаний; урок-сказка. | Что значит «тембр- окраска звука»? У всех людей разные голоса-тембры. Цели: учить отличать особенности своих голосов (тембрами). Знакомить с голосами инструментов симфонического оркестра. | Тембры голосов окружающих людей и ребят, инструментов сим-фонического оркестра. | Научатся: определять выразительные и изобразительные возможности (тембр, голос) музыкальных инструментов, названия инструментов. ( на примере симфонической сказки «Петя и волк» С.С. Прокофьева - темы героев, названия инструментов) | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации. Коммуникативные: строить монологичное высказывание, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки. | Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, определение основного настроения и характера музыкального произведения. | |||||||
32 | Симфоническая сказка «Петя и волк». Оркестр. Обобщение и систематизация знаний; урок-путешествие в филармонию | Какие бывают музыкальные инструменты? Почему у каждого героя сказки свой инструмент? Цели: учить различать музыкальные инструменты симфонического оркестра. | Тембры, на-звания инструментов симфонического оркестра. | Научатся: проявлятьэмоциональную отзывчивость,личностное от-ношение при восприятии музыкальных произведений, исполнять различные по характеру музыкальные произведения (на примере симфонической сказки С.С. Прокофьева. | Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: проявлять активность в решении познавательных задач. | Наличие эмоционального отношения к искусству, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности. | |||||||
33 | Обобщение. Закрепление изученного материала; урок-концерт | Как воспринимать музыку? Что такое музыка? Цели: проследить за тем, какие музыкальные произведения полюбились детям, остались в их памяти; определять уровень музыкальной культуры, музыкальных знаний. | Композитор- исполнитель-слушатель. Марши, танцы, песни. Музыкальные инструменты оркестра. Средства музыкальной выразительности. | Научатся: понимать кто такой композитор, кто - исполнитель, а кто - слушатель; осознавать, что все события в жизни человека находят своё отражение в ярких музыкальных и художественных образах. | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: обращаться за помощью; принимать участие в групповом музицировании. | Продуктивное сотрудничество, общение, взаимодействие со сверстниками при решении различных творческих, музыкальных задач. | |||||||
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
Характеристика количественных показателей материально-технического обеспечения. В таблице введены символические обозначения: Д – демонстрационный экземпляр (один экземпляр, кроме специально оговоренных случаев), в т.ч. используемые для постоянной экспозиции; К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса); Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, т.е. не менее 1 экз. на двух учащихся); П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по несколько учащихся (6-7 экз.), или для использования несколькими учащимися поочередно.
| Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Необходимое кол-во | Примечания | |
ОШ |
| |||
1 | 2 | 3 | 4 | |
I . Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||||
* | ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ | Д | Стандарт по музыке, примерная программа, авторские рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета музыки | |
* | Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра | Д | ||
* | Авторские программы по музыке | Д | ||
* | Хрестоматии с нотным материалом | Д | Для каждого года обучения | |
* | Сборники песен и хоров | Д | Для хорового пения в классе и школьном хоре (с учетом разных возрастных составов) | |
* | Методические пособия (рекомендации к проведению уроков музыки) | Д | Пособия могут входить в УМК по музыке, а также освещать различные разделы и темы курса, в том числе проблемы электронного музыкального творчества | |
Методические журналы по искусству | Федерального значения (в первую очередь учрежденные Минобразования России) | |||
* * | Учебно-методические комплекты к программе по музыке, выбранной в качестве основной для проведения уроков музыки. Учебники по музыке | К | При комплектации библиотечного фонда полными комплектами учебников целесообразно включить в состав книгопечатной продукции, имеющейся в кабинете музыки, по несколько экземпляров учебников из других УМК по музыке. Эти учебники могут быть использованы учащимися для выполнения практических работ, а также учителем как часть методического обеспечения кабинета. | |
* | Рабочие / творческие тетради / блокноты | К | В состав библиотечного фонда целесообразно включать рабочие тетради, соответствующие используемым комплектам учебников | |
Учебное пособие по электронному музицированию | Ф | В перспективе | ||
* | Книги о музыке и музыкантах. Научно-популярная литература по искусству | П | Необходимы для самостоятельной работы учащихся, подготовки сообщений, творческих работ, исследовательской проектной деятельности и должны находиться в фондах школьной библиотеки | |
* | Справочные пособия, энциклопедии | Д (П) | Музыкальная энциклопедия, музыкальный энциклопедический словарь, Энциклопедический словарь юного музыканта, Словарь основных терминов по искусствоведению, эстетике, педагогике и психологии искусства («В мире искусства») | |
II . Печатные пособия | ||||
* | Таблицы: – нотные примеры; – признаки характера звучания – средства музыкальной выразительности | Д Д Д | Таблицы, схемы могут быть представлены в демонстрационном (настенном) и индивидуально раздаточном вариантах, в полиграфических изданиях и на электронных носителях | |
* | Схемы: – расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров; – расположение партий в хоре; – графические партитуры | Д Д | ||
* | Транспарант: нотный и поэтический текст Гимна России | Д | ||
* | Портреты композиторов | Д | Комплекты. Могут содержаться в настенном варианте, полиграфических изданиях (альбомы по искусству) и на электронных носителях | |
Портреты исполнителей | Д | |||
Атласы музыкальных инструментов | Д | |||
Альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы | Д | |||
Дидактический раздаточный материал: | ||||
Карточки с признаками характера звучания | К | Комплект | ||
Карточки с обозначением выразительных возможностей различных музыкальных средств | К | Комплект | ||
Карточки с обозначением исполнительских средств выразительности | К | Комплект | ||
Игры и игрушки | ||||
Театральные куклы | П | Для театрализованных форм работы на уроках музыки и во внеклассной деятельности | ||
III . Информационно-коммуникационные средства | ||||
| Мультимедийные обучающие программы | Д | Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники могут быть ориентированы на систему дистанционного обучения, либо носить проблемно-тематический характер и обеспечивать дополнительные условия для изучения отдельных предметных тем и разделов стандарта. В обоих случаях эти пособия должны предоставлять техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся (в т.ч. в форме тестового контроля). | |
Электронные учебники | Д | Возможно использование следующих программ: Программы – музыкальные конструкторы: Dance Machine, ACID, Music Generator, Программы-автоаранжировщики: Visual Aranger, The Gammer, Band-in-a-Box$ Midi-секвенсеры: Cakewalk Pro Audio, Cubase Audio VST Аудио-редакторы: Sound Forge, WaveLab, Cool Edit Pro Нотный редакторы: NoteWorthiComposer, Finale и др. | ||
Электронные библиотеки по искусству | Д | Электронные библиотеки включают комплекс информационно-справочных материалов, ориентированных на различные формы художественно-познавательной деятельности, в т.ч. исследовательскую проектную работу. В состав электронных библиотек могут входить электронные энциклопедии и альбомы по искусству, (музыка, изобразительное искусство), аудио- и видеоматериалы, тематические базы данных, фрагменты культурно-исторических текстов, текстов из научно-популярных изданий, фотографии, анимация. А также должны быть представлены электронные учебники, используемые в учебном процессе. Электронные библиотеки могут размещаться на CD-ROM, либо создаваться в сетевом варианте (в т.ч. на базе образовательного учреждения). | ||
Игровые компьютерные программы по музыкальной тематике | Д | Рекомендуются для внеклассной работы | ||
IV . Технические средства обучения (ТСО) | ||||
* | Музыкальный центр | Д | аудиоцентр с возможностью использования аудиодисков, CD-R, CD RW, MP 3, а также магнитных записей | |
* | Видеомагнитофон | Д | ||
* | CD / DVD-проигрыватели | Д | ||
Мультимедийный компьютер со звуковой картой | К | Тех. требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт-дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность выхода в Интернет. Оснащен акустическими колонками, микрофоном, наушниками, соединен с клавишным синтезатором. С пакетом прикладных программ (текстовых, графических, нотных и аудио-редакторов и др.). Индивидуальная работа учащихся возможна в классе информатики. | ||
Телевизор с универсальной подставкой | Д | Телевизор не менее 72 см диагональ | ||
* | Мультимедиапроектор | Д | Мультимедиапроектор может входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения | |
* | Экран (на штативе или навесной) | Д | Минимальные размеры 1,25х 1,25 | |
V . Экранно-звуковые пособия | ||||
* | Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке | Д | Комплекты компакт-дисков и аудиокассет по темам и разделам курса каждого года обучения включают материал для слушания и исполнения. Песенный материал может быть представлен в виде инструментального сопровождения, специально аранжированного для учащихся основной школы | |
* | Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов | Д | ||
* | Видеофильмы с записью фрагментов из оперных спектаклей | Д | ||
* | Видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей | Д | ||
* | Видеофильмы с записью выступлений выдающихся отечественных и зарубежных певцов | Д | ||
* | Видеофильмы с записью известных хоровых коллективов | Д | ||
* | Видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов | Д | ||
Видеофильмы с записью фрагментов из мюзиклов | Д | |||
Слайды (диапозитивы): – произведения пластических искусств различных исторических стилей и направлений | Д | |||
– эскизы декораций к музыкально-театральным спектаклям (иллюстрации к литературным первоисточникам музыкальных произведений) | Д | |||
* | – нотный и поэтический текст песен; – изображения музыкантов, играющих на различных инструментах; – фотографии и репродукции картин крупнейших центров мировой музыкальной культуры | Д Д Д | ||
Учебно-практическое оборудование | ||||
* | Музыкальные инструменты: Фортепиано (пианино, рояль) Баян /аккордеон Скрипка Гитара Клавишный синтезатор | Д Д Д Д Д | Два инструмента – для кабинета музыки и школьного зала Для учителя | |
Детские клавишные синтезаторы | Ф | |||
* * * * * | Комплект детских музыкальных инструментов: – блок-флейта, – глокеншпиль /колокольчик, – бубен – барабан – треугольник – румба, – маракасы, – кастаньетты – металлофоны – ксилофоны; – народные инструменты: свистульки, деревянные ложки, трещотки и др.; – дирижерская палочка | П П П П П П П П П П П П П П П | Набор народных инструментов определяется содержанием регионального компонента и может быть значительно расширен. Комплектация инструментов производится учителем. | |
Интерактивная доска с магнитной поверхностью, и приспособлений для крепления таблиц, репродукций | Д | |||
Комплект знаков нотного письма (на магнитной основе) | Д | |||
* | Расходные материалы: – нотная бумага – цветные фломастеры – цветные мелки | К Д Д | Для оформления музыкально-графических схем | |
* | Специализированная учебная мебель: индивидуальные столы и стулья для учащихся | К | ||
* | Стеллажи для наглядных пособий, нот, учебников и др. | |||
Станки для школьного хора | В комплекте (для школьного зала) | |||
Комплект звуковоспроизводящей аппаратуры (микрофоны, усилители звука, динамики) | В комплекте: не менее четырёх микрофонов и двух динамиков | |||
Музыкальные инструменты для эстрадного ансамбля | В комплекте: не менее двух электрогитар и ударной установки |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
- формирование общего представления и музыкальной картине мира;
- знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
- формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
К окончанию 1 класса у ученика будет сформирована:
1. Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.
2. Познавательный интерес к новому учебному материалу.
3. Предпосылки к способности оценить результаты своей учебной деятельности.
4. Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи.
5. Знание моральных норм на бытовом уровне.
6. Этические чувства — стыда, вины, совести.
7. Понятие - здоровый образ жизни.
8. Элементарные основы экологической культуры.
9. Эстетические чувства на основе знакомства с произведениями детской художественной культуры.
Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 256; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!