ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ
ЛЕКСИКО-ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ | 1. Типичной для публицистики можно считать и общественно-политическую лексику: общество, демократия, патриотизм, конституция, парламент, гражданин, легитимный, консенсус. 2. Применение языковых средств, обладающих эмоционально-экспрессивной окраской, оценочной семантикой (тоталитарный, пижонство, обывательщина, громила и др.). 3. Наряду с нейтральной используется высокая книжная лексика, имеющая торжественную, патетическую окраску: отчизна, служение, дерзать, вещать, созидание, свершения и т.п. 4. Используется как литературная (нейтральная, книжная, разговорная), так и просторечная и жаргонная лексика и фразеология (небось, круто, тусовка и т.д.). 5. Значительную роль в публицистическом стиле играет разговорная лексика. Содержащаяся в ней оценка способствует демократизации стиля, обеспечивает необходимый публицистике контакт с адресатом, воздействие на него. Например: шумиха, коммунальщики, дармовщина, схлопотать). 6. Используются речевые стандарты – устойчивые в своем составе и воспроизводимые в готовом виде языковые средства, которые не вызывают негативного отношения, так как обладают четкой семантикой и экономно выражают мысль, способствуя быстроте передачи информации: гуманитарная помощь, коммерческие структуры, работники бюджетной сферы, служба занятости населения, информационные источники, гонка вооружений, желтая пресса и др. |
МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ | 1. По употреблению временных форм глагола публицистический стиль также отличается от других книжных стилей: ему не свойственно преобладание форм настоящего времени – в равной степени употребляются формы настоящего и прошедшего времени. 2. К числу особенностей данного стиля можно отнести и частотность императивных форм глагола, которые способствуют активизации внимания собеседника: посмотрите, давайте подумаем, обратите внимание, приглядитесь и т.п. Императивные формы – стилеобразующая черта в призывах, воззваниях: Голосуйте за нашего кандидата! Берегите природу! 3. Употребление несчитаемых существительных в форме мн.ч.: поиски, инициативы, настроения, нужды и др. 4. Стилевую окраску получает субстантивация прилагательных и причастий со значением лица: правофланговые, пример лучших, работать без отстающих. 5. Объективности изложения материала способствуют формы страдательного и средневозвратного залогов глаголов. Например: Обстановка накаляется; Военная напряженность обостряется. Публицистически окрашенными считаются страдательные причастия наст. времени с суффиксом –ом-: ведомый, несомый, влекомый. 6. Экспрессия высокой оценки выражается формами превосходной степени имен прилагательных: самые решительные меры, сильнейшее воздействие, глубочайшее уважение, строжайшая дисциплина. 7. Особенностью публицистического стиля в употреблении служебных частей речи является частотность употребления отрицательных частиц не и ни, усилительной частицы же, частиц ведь, вот, даже, лишь и др. |
СИНТАКСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ | 1. Употребительны эмоционально и экспрессивно окрашенные конструкции: восклицательные предложения, риторические вопросы, предложения с обращением, номинативные предложения, повторы, обратный порядок слов в предложении (инверсия). 2. Стремление к экспрессии обусловливает использование конструкций с разговорной окраской, например, двучленные сегментированные конструкции: Спартакиадная лыжня. Сегодня на нее вышли женщины. Расчленение высказывания на части не только облегчает восприятие его смысла, но и придает тексту напряженность, динамичность, экспрессивное подчеркивание той или иной части высказывания. 3. В стилистических целях используются однородные и обособленные члены предложения. |
|
|
|
|
Стиль художественной литературы
|
|
(художественно-беллетристический стиль)
Художественная речь обладает рядом структурных и других особенностей, в большей или меньшей степени присущих разным жанрам и стилям художественной литературы. Это, с одной стороны, повышенная эмоциональность, экспрессивность речи (прежде всего это относится к поэзии и к некоторым стилям художественной прозы).
Средства экспрессивности (выразительности) многообразны: к ним относятся метафоры, метонимии, синекдохи, сравнения и др.
Огромную экспрессивную роль играют конструкции так называемого поэтического синтаксиса: период, градация, анафора, эпифора, парцелляция, синтаксический параллелизм и др.
Художественная речь в зависимости от объекта изображения может включать и внелитературные языковые средства: диалектизмы, жаргонизмы, просторечия. В зависимости от жанра язык художественной литературы может использовать устаревшие слова: архаизмы (град, очи, вежды, ланиты и т.п.) и историзмы (кольчуга, подьячий, опричник, боярин).
Писатель или поэт использует и потенциальные возможности языка, создавая слова, которых нет в СРЛЯ, так называемые окказионализмы, т.е. индивидуально-авторские ноовобразования (громадье, многопудье; громокипящий; огончарован; окошкодохлться, охалатиться и др.).
|
|
Большой потенциал авторской эмоциональности и подтекстного лиризма несут безличные, номинативные и др. односоставные предложения, а также присоединительные конструкции с союзом и. Диалог с элементами разговорной экспрессии в лексике, синтаксисе также служит эмоционально-образной выразительности.
Употребление перечисленных языковых средств должно объясняться их эстетической мотивированностью. Эстетической функцией языка объясняется и недопустимость шаблона, стандарта в языке художественной литературы.
Разговорный стиль
Разговорный стиль – это особая функциональная разновидность литературного языка, обслуживающая сферу повседневного бытового общения и противопоставленная кодифицированной книжной речи. Доминирующая функция разговорного стиля – функция общения, основная форма речи – устная, предполагающая непосредственный контакт между коммуникантами; типичный вид речи – диалог, полилог.
Книжные стили объединяются в одну группу благодаря наличию не только стилистически нейтральных, межстилевых средств, но и общекнижных, которые используются в научном, официально-деловом, публицистическом стилях. Разговорный стиль включает в свою систему специфически окрашенные (разговорные и разговорно-просторечные), а также нейтральные языковые средства, что, с одной стороны, противопоставляет его книжным стилям, а с другой – сопоставляет с ними, включает в единую систему литературного кодифицированного языка.
В разговорной коммуникации велика роль внеязыковых (экстралингвистических) факторов. К ним относятся:
· спонтанность, неподготовленность;
· персональность: разговорная речь – средство общения не с массами, даже не с коллективами, а с ограниченным кругом людей, хорошо знакомых говорящему, имеющих с ним общие интересы;
· ситуативность: опора на реальную обстановку речи;
· эмоционально-экспрессивная окрашенность;
· невербальные средства общения.
Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 5598; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!