Деревня в Высокогорском районе, на автомобильной дороге Казань-Пермь, в 7 км к востоку от железнодорожной станции Высокая Гора.

Контрольный текст

Вводная часть.

На территории республики Татарстан расположен 21 город и 20 поселков городского типа. Среди них много исторически значимых городов таких как: Болгар, Билярск, село Свияжск, Елабуга, Чистополь и многие другие. Одним из таких исторических центров является город Арск.

Казань

Варваринская церковь.

Варваринская церковь. Около церкви располагалась Арская застава.

Здесь, за оврагом, перекрытым каменным мостом с колоннами по бокам и с караульными будками (овраг сохранился до сих пор, хотя "отодвинут" в сторону улицей), начинался Сибирский тракт. В обыденном представлении людей за этой заставой, за этой церковью, и начиналась сама Сибирь. Овражек был границей. По народной легенде, возле этой церкви с арестантов, которых гнали по этапу на каторгу, снимали кандалы - мол, здесь, в этом диком краю, все равно уже некуда убегать. К сожалению, это только легенда: в действительности кандалы с каторжан не снимали даже и в настоящей Сибири, где они работали. За Арской же заставой даже в XVII - XVIII веках был вовсе не "дикий край", а очень густонаселенная местность до самого Урала. Сам же Арск, в честь которого застава называлась, являлся весьма крупным по тем временам городом.

Здесь произошел бой Емельяна Пугачева с защитниками города, который на два дня решил участь всей Казани. Именно отсюда 12 июня 1774 г. передовой отряд пугачевцев (под командованием Белобородова) после короткой схватки с защитниками ворвался в Казань. Другой отряд (банда Минаева) обошел эту же заставу с севера.

Варваринской церкви, судя по документам, тогда еще не было. Построили ее лишь в 1781 г. - в период, когда вся Казань заново отстраивалась после пугачевского разорения.

На месте церкви до 1774 г. стоял дом казанского вице-губернатора Кудрявцева. Сам он в тот страшный день укрылся от пугачевцев в соборе Казанского Богородицкого монастыря - вместе с сотнями других жителей, веривших, что уж в "доме Пресвятой Богородицы" они будут в безопасности. Но это не остановило разбойников. Вице-губернатора убили. На месте его разоренного дома спустя несколько лет выросла церковь. Символично - ведь св. великомученица Варвара почитается как защитница всех умерших внезапной или насильственной смертью.

Архитектор первоначального проекта неизвестен, но сооружена была церковь в строгих традициях господствовавшего тогда классицизма.

В 1901 - 1907 гг. храм был полностью перестроен по проекту известного зодчего Федора Малиновского. Основной объем с единственным куполом был сделан точь-в-точь как у церкви Евфимия Великого и Тихона Задонского в Седмиезерной пустыни, которую за несколько лет до этого построил тот же Малиновский.

Этот стиль принято называть "псевдорусским" или просто "русским". Нижние ярусы высокой колокольни несут на себе многие черты прежнего храма XVIII века. Условно говоря, "европейскими" можно назвать два нижних яруса звонницы, а "русским" - венчающий их третий ярус, в виде восьмигранной палатки.

Имена многих знаменитых людей связаны с историей этой церкви.

Однажды, около Варварьинской церкви встретились два царедворца эпохи дворцовых переворотов - Бирон и Миних.

Бирон, которого Миних отправил в ссылку, возвращался обратно. В это время его обидчик попал в опалу при новой власти и его самого отправили в Сибирь.

В 1880-х гг. в хоре Варваринской церкви  пел Федор Иванович Шаляпин. 2 февраля 1864 г. здесь венчались Николай Евгеньевич Боратынский, сын великого поэта, и Ольга Александровна Казем-Бек, дочь известного востоковеда. А 25 апреля 1903 г. в Варваринской церкви был крещен будущий поэт Николай Заболоцкий.

Церковь действовала с 1781 г. почти ровно полтора века. После революции ее закрыли не сразу.

В 1930 г. храм  закрыли. В советское время в церкви размещался сначала клуб Трамвайного парка, затем - лаборатория КХТИ (химико-технологического института).

В конце 1994 г.  верующим удалось добиться возвращения церкви. Начались реставрационные работы, которым предшествовал вынос тяжелого оборудования, вмонтированного так, что пришлось, потом полностью перекладывать пол и часть фундамента. Все внутри храма пришлось отделывать заново. Первые службы в церкви начались  в 1994 году, в день памяти святой Варвары.

Сибирский тракт.

Сибирский тракт. Вплоть до конца XVII столетия сообщение европейской части России с Сибирью осуществлялось в основном по рекам. При Петре I путь из Европы в Азию состоял из множества сухопутных дорог, волоков, водных путей.

В 1725 году был подписан Кяхтинский договор между Россией и Китаем, обозначивший политические и торговые отношения между странами. Возникла необходимость в создании транспортного коридора, соединяющего Москву с Сибирью, и правительство принялось за строительство Сибирского тракта, завершившееся только в середине XIX века.

Тракт шел из Москвы через Муром, Арзамас, Козьмодемьянск, Казань, Малмыж, Осу, Пермь, Кунгур, Екатеринбург, Тюмень, Тобольск, Тару, Каинск, Колывань, Томск, Енисейск, Иркутск, Верхнеудинск, Нерчинск до Кяхты (на границе с Китаем). Южная ветка проходила через Казань, северная — по Вятскому краю, а соединялись они в Пермской земле, перед Уральскими горами. Общая длина исполинской дороги составляла, по некоторым подсчетам, почти 11 тысяч километров. Это четверть окружности Земли у экватора. В народе сей путь называли «Великим трактом» или «Большим трактом». Он был самой главной дорогой в России.

Тракт послужил оживлению жизни в деревнях, находящихся вблизи от него. Существовало несколько крупных сельских ярмарок — Ирбитская, Макарьевская. По тракту шел обмен товарами между губерниями. В Казанской губернии появились зажиточные баи, открывавшие вдоль дороги фабрики. Из Казани везли в Китай кожу, из Сибири с подчиненных народностей в виде подати приходили масло и меха, пушнина и серебро, редкая рыба, кедровые орехи, гусиное мясо. В Сибирь везли муку, крупу, толокно, ткани, оружие, боеприпасы. Свои товары в Китай по тракту транспортировали также Франция, Англия, Голландия. Но тракт не только кормил людей, он способствовал культурному развитию и обмену, по нему везли книги. В деревнях строились мечети, при них открывались медресе.

Это был единственный путь, по которому на восток двигались служилые люди, купцы, переселенцы, ученые, путешественники. Вот некоторые имена: Иван Ползунов — изобретатель первой в мире паровой машины, Александр фон Гумбольдт — путешественник и ученый, Николай Пржевальский — знаменитый путешественник, Петр Козлов — выдающийся русский путешественник, писатели Антон Чехов, Константин Станюкович, Александр Герцен, Владимир Короленко и другие. По Казанско-Сибирскому тракту проезжали в Сибирь и царские особы. В 1824 году в путешествие отправился император Александр I. Есть легенда, что из Сибири он не вернулся и умер там под именем старца Кузьмича, а в Таганроге под видом монарха похоронили простого солдата.

Вдоль тракта располагались сотни почтовых станций, постоялых дворов, тележных, санных и сбруйных мастерских.С появлением транспортного коридора в стране открылось три больших оружейных завода: Казанский пороховой, Пермский пушечный и Ижевский оружейный. По тракту они могли доставлять свою продукцию в центр страны. Также по тракту везли китайский чай. В связи с этим в конце XVIII века в России была основана первая чаеторговая компания «Перлов с сыновьями», появился обособленный клан торговцев — «чайники». Чай начали продавать не только в столицах и близких к ним городах, но и в других регионах империи.

Сибирский тракт являлся трассой первой категории и считался столичной дорогой. С 1735 года по нему доставляли корреспонденцию, исходящую от монаршего двора. Через Казань шла почта из Москвы в Кунгур, Екатеринбург и Тобол. Чтобы почта доходила быстрее, в специальной инструкции для курьеров обговаривалось: «Нигде, а особливо в городах и селениях, у питейных домов не останавливаться».

Поначалу дорога представляла собой череду верстовых столбов, переправ через реки и горы, перелесков. Ее мостили камнем под наблюдением иностранных специалистов. В болотистых местах клали деревянные настилы — гати. Для мощения проезжей части и строительства мостов через реки, и овраги требовалось огромное количество бутового камня, песка и строительного леса. Для добычи камня по всей длине Сибирского тракта были открыты каменные и песчаные карьеры.

Дорожная служба обеспечивала хорошее содержание проезжей части.

Каждый участок великой дороги нужно было ремонтировать, строить мосты, стелить гати. Повинность эта возлагалась на села, находящиеся вдоль тракта. За любую провинность жестоко наказывали. Крестьяне вносили денежную и натуральную плату для содержания дороги и привлекались к трудовому участию по ее обустройству, к бесплатным принудительным перевозкам различных грузов, расчистке пути, по требованию проезжавших предоставляли провиант. Поэтому, несмотря на оживление торговли, крестьяне старались отселиться подальше от тракта.

Чтобы путники не плутали в снег и непогоду, императрица Екатерина II распорядилась высадить вдоль тракта березы на расстоянии почти трех метров друг от друга. Деревья должны были предохранять тракт от снежных заносов. Каждое крестьянское хозяйство в притрактовых деревнях обязано было посадить по несколько берез и следить за их выживанием.

Тракт также называли в народе «великим кандальным путем», потому что по нему прошли и проехали тысячи арестантов. Через Казанскую губернию преступников отправляли в ссылку или на каторгу в Сибирь.

Каторжан заковывали в кандалы и цепи, прикрепляли по несколько человек к железному пруту (отправка «по канату»). Дорога делилась на несколько этапов, для каждого из которых определялась этапная команда из одного офицера, двух унтер-офицеров и рядовых солдат. Этапные команды, которые размещались по тракту через одну станцию, проводив партию ссыльных до следующего этапа, возвращались обратно. В начале XIX века Сибирский тракт через каждые 60 верст был обустроен этапными острогами и полуэтапами для отдыха. При каждом остроге работал кузнец — для снятия кандалов и заковывания в них. Пешее передвижение по тракту было очень изнурительным, а длительность перехода от Петербурга до Иркутска доходила до двух лет.

Через Казань в Сибирь гнали старообрядцев из Западной Белоруссии, куда они сбежали. Их вели по тракту, а кого-то грузили на баржи, везли в жестоких условиях, многие по дороге погибали. Около 100 тысяч человек переслали в течение XVIII века.

С 1826 по 1828 год через Казань проходили и проезжали декабристы. Из инструкции фельдъегерям для государственных преступников времен декабристов следует, что каждого из них везли на одной подводе с жандармом. В дороге не допускались ни под каким предлогом свидания с арестованными и разговоры, им не позволялось писать записок, писем. Если арестант серьезно заболевал, его можно было расковать, а иногда даже оставить в какой-нибудь деревне под надзором, пока не поправится. Вслед за декабристами следовали по Сибирскому тракту их жены: Екатерина Трубецкая, Мария Волконская, Александра Муравьева.

Через Казань в сибирскую ссылку проезжал в 1790 и 1797 годах русский писатель и философ Александр Николаевич Радищев. В Казани он останавливался, ожидая открытия санного пути. Сохранились его восторженные записи: «Ходил по городу почти в восхищении». Он отметил «отличный вид» на Казань с архиерейских дач, бывал на праздновании сабантуя на Арском поле, посетил кремль и Зилантов монастырь. На Волге писатель увидел изнурительно тяжелый, каторжный труд бурлаков. В «Записках путешествия в Сибирь» Радищев рассказывает о деревнях Казанской губернии, где ему приходилось останавливаться: «Татары, черемисы, чуваши селятся по увалам и долам, русские на горе. У чуваш и черемис избы черные, но воздух здоровее, нежели у русских в избах, ибо прямо с надворья. Они холод любят. Тараканов нет, но много блох. У татар избы белые, впереди камелек. По лесам татары бьют медведей, волков, лисиц, зайцев, векшу и мало куниц. <...> Ночевали. Нашли праздник, состоит в том, что все девки, бабы и мужики ходят из двора во двор и пьют пиво; ходили до утра и перепились допьяна».

В 1850 году через Казань в кандалах прошел в числе петрашевцев Федор Достоевский, осужденный на каторжные работы в Омске, по впечатлениям от которых он напишет «Записки из Мертвого дома». Также по тракту толпы переселенцев на «вольные» сибирские земли.

Сибирский тракт имел всероссийское значение на протяжении полутора веков. Он начал утрачивать его после появления речного пароходного движения в 1840-е годы, и особенно после прокладки железной дороги в Сибирь в 1890-е. Транспортные потребности страны росли, и следствием этого стало строительство Транссибирской магистрали, завершившееся в 1903 году. Это положило конец более медленной караванной торговле.

Сегодня основной трассой, связывающей европейскую часть России с Сибирью и Дальним Востоком, является автодорога М-7. Она идет от Москвы через Казань и Уфу. Отчасти трасса «накладывается» на южную ветку бывшего Сибирского тракта, но нынешняя дорога, благодаря техническому прогрессу, выпрямлена и сокращена, поэтому большая часть старого петляющего и учитывающего природный ландшафт пути осталась в стороне.

Дербышки.

Дербышки - крупный микрорайон и жилой массив Советского района Казани, Татарстан. Жилой массив Дербышки с населением более 85 тысяч жителей включает крупнейший городской посёлок Казани Дербышки, а также значительно меньшие, рядом расположенные деревни Большие Дербышки, Малые Дербышки и Станционные Дербышки. К северу находится посёлок Киндери, в востоку — посёлок Аки, к югу — посёлок Нагорный и основная часть Казани.

Есть три версии происхождения названия посёлка. Первая  версия говорит, что сюда пришёл человек по имени Дервиш. Считается, что это же имя носил и один из татарских ханов - Дервиш-хан. Вторая версия такова: сюда пришли незнакомцы (иноземцы). Те люди, которые жили около пустого места (где и воздвигли посёлок) прозвали их дербышками. От них и получилось название посёлка, что здесь построили. Третья версия такова, что когда под Казань приехали будущие строители вагонного завода, то неправильно прочли указатель "дер.Бышки" и рабочий поселок получил название Дербышки. Появление же каких-либо дервишей в местности, до начала ХХ века населенной исключительно православным населением, очень маловероятно.

В 1567 году, здесь находились три крестьянских двора: Дербышки Малые, Дербышки Большие и третий — пустой. В то время Дербышки Малые располагались на Арской дороге в 8,5 км от Казани, где река Нокса впадает в Казанку. Дербышки Большие находились при реках Казанка и Киндерка, на расстоянии 10,5 км от Казани. В 1650 году его общее население составляло 41 человек.

С появлением в начале XX века Казанбургской железной дороги (Казань—Екатеринбург) появилась станция «Дербышки». В 1932 году началось строительство Вагонного завода. Население на тот момент составляло около 200 человек. В связи с политической обстановкой 8 февраля 1940 года было принято решение построить Казанский оптико-механический завод (КОМЗ). В июле-августе 1941 года Ленинградский ГОМЗ эвакуировал в посёлок семь эшелонов с половиной оборудования и почти третью часть рабочих с семьями. В 1942 начался выпуск продукции на КОМЗе. В начале Великой Отечественной войны население составляло около 2800 человек. В 1942 году появляется Райпромкомбинат, в состав которого входили пошивочные, сапожные и слесарные мастерские. Позже это предприятие стало заводом бытовой и производственной химии ПО «Казаньбытхим», ныне ОАО «Хитон». Во время войны в Дербышки эвакуировали жителей блокадного Ленинграда. Многие из них так и остались жить на новом месте. Проектированием жилых домов в микрорайоне занимался ленинградский инженер Иван Путвинский. Им были построены производственные корпуса для эвакуируемого Ленинградского ГОМЗ, возведены малоэтажные жилые дома для рабочих и дворец культуры имени Саид Галиева. Самому Путвинскому поставлен памятник в одном из дворов в Дербышках. Вскоре после войны Дербышки вошли в состав города. В 1966 году на базе филиала Государственного оптического института им. С. И. Вавилова было образовано одно из крупнейших научно-производственных объединений России в области оптико-электронного приборостроения — «НПО „Государственный институт прикладной оптики“».

Википедия, статья Дербышки (посёлок) https://ru.wikipedia.org/wiki/Дербышки_(посёлок)

Высокогорский район

Высокогорский муниципальный район

Высокогорский район как и весь Заказанский край, известен как один из старейших исторических, культурных и духовных центров Среднего Поволжья.

На территории района находятся уникальные памятники природы: каскад Голубых озер, Семиозерский лес, Шуманский сурковый склон, Эстачинский склон с редкими растениями, карстовые озера Озынбе, Каракуль и другие.

На этой территории с древнейших времен активно контактировали и взаимодействовали разные государственные образования, племена и народы, самые разнообразные культуры и религии. Поэтому здесь сохранилось немало уникальных памятников археологии, истории и культуры народов, проживавших на этой территории.

События, произошедшие в истории России, так или иначе, затрагивают и этот край. Высокогорская земля помнит события, связанные с падением Казанского ханства, крестьянского восстания под предводительством Емельяна Пугачёва, гражданскую войну 20-х годов 20-го столетия. Район на две части рассекает знаменитый Сибирский тракт, по которому гнали в Сибирь ссыльных. Во времена Казанского ханства село Высокая Гора носило название Байгыш, позднее, приблизительно в 16 веке, село получило название Рождественское. А со второй половины 17 века начало именоваться Высокой Горой. Название село получило от находящегося по близости холма, который называют Высокая гора.

В 1722 году Петр I посетил церковь села Каймары, заложенную в честь его 50-летия. В 1767 году это село посетила императрица Екатерина II, а в1831 году в это же село приехал и недолго жил выдающийся поэт XIX века, современник и друг А.С.Пушкина Е.А.Баратынский.

В районе дважды побывал «Всесоюзный староста» М.И.Калинин. В 1918 году проездом и в 1933 году он посетил село Собакино, которое впоследствии переименовано в его честь - село Калинино. В школе деревни Пановка побывала Н. К. Крупская. В августе 1918 года группа войск, которой командовал красный командир, герой гражданской войны, начдив 28-ой Железной стрелковой дивизии В.М.Азин, освободила Высокую Гору от белогвардейцев и белочехов.

С Высокогорским районом связано много знаменитых личностей. Среди них братья Ахмедхади и Садрим Максуди, Галимзян Баруди, Салих Сайдашев, Султан Габяши и Хасангата Габяши, Анвар Бакиров, Хай Вахит, Азат Аббасов, Асия Харисова, Клара Хайрутдинова, Рафис Курбанов, Зиннур Хуснияр, Султан Шамси и многие-многие другие.

 Храм Рождества Пресвятой Богородицы, село Высокая Гора

Деревянная церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы существовала в селе уже с конца XVI века, деревянные царские врата из этой церкви были целы еще в начале XX века, в 1912 году их поместили в казанский музей церковной археологии.

Инициатором строительства нового каменного храма в честь праздника Рождества Пресвятой Богородицы был священник Николай Иванович Сельский, служивший здесь с 1881 года. Основные средства пожертвовал казанский купец Степан Сергеевич Суслов, происходивший из крестьян села Высокая Гора и имевший здесь мельницу. Трехпрестольный храм был построен в 1881-1886 гг. Правый придел был освящен во имя Святителя и Чудотворца Николая, левый — во имя святых мучеников Флора и Лавра. Главной святыней храма являлся чудотворный список Владимирской иконы Божией Матери.

Первоначально церковь представляла собой типичный образец византийского стиля. Однако после закрытия храма купола были снесены, колокольня повреждена. После возвращения в 1995 году храма верующим, в нем начались реставрационные работы. Организация восстановительных работ в храме связана с именем протоиерея Иоанна Державина, настоятеля Богородице-Рождественской церкви.

Церковь одноглавая крестообразная в плане, под шатровой крышей Колокольня двухярусная. Памятник провинциальной архитектуры с элементами псевдорусского и византийского стилей.

Село Калинино

Деревня в Высокогорском районе, на автомобильной дороге Казань-Пермь, в 7 км к востоку от железнодорожной станции Высокая Гора.

Известна с периода Казанского ханства как деревня Янчурино. С ХVIII в. до 1933 г. носила название Собакино. До реформы 1861 г. жители относились к категории помещичьих крестьян (бывшие крепостные помещиков Бекетовых). Основным занятием было содержание постоялых дворов на проходившем через Калинино Сибирском тракте.

До 1920 г. деревня входила в Собакинскую волость Казанского уезда Казанской губернии. С 1920 г. в составе Арского кантона Татарской АССР. С 14.02.1927 г. в Казанском сельском, с 10.02.1935 г. в Высокогорском, с 01.02.1963 г. в Пестречинском, с 12.01.1965 г. в Высокогорском районах.
На 2010 г. в деревне проживает 552 человека. Основное занятие местных жителей -скотоводство. В деревне имеется начальная школа,клуб и кирпичный завод.

 

https://nailtimler.com/rayony_pages/vysokogorsky_rayon/vysokogorsky_rayon_kalinino.html

Посёлок Бирюли

Посёлокрасположен в 30 километрах от Казани, по левую сторону от Сибирского тракта, близ одного из главных археологических памятников Булгарского периода, Иске Казанское городище.

Есть три версии происхождения названия посёлка Бирюли. Первая от фамилии Бирюлёв, помещик, которому было передано село во владение. Вторая от татарских слов брю (почка) и ли (имеет), дословно почечный или имеющий почки. Третья версия от другого татарского словосочетании «берюл», что в переводе означает одна дорога, во время монгольского нашествия, монголы двигались на Русь из Поволжья по одной единственной для передвижения дороге. Каждая версия подкреплена источниками, поэтому по какой версии был назван посёлок очень трудно.

В писцовой книге 7075 года упоминается село Бирали. Писцовой книге Ивана Болтина за 1604-1605 год есть запись о деревне Баирли, что на Алатской дороге. Служилому татарину ЧеремышуАльдербышеву по жребию досталась деревня Баирли и оклад в 6 рублей. Также по жребию ему досталось двор помещиков, пахотные пашни - 17 четвертей, да ему же продано дубраву пашные – 6 четвертей, и луга под сенокос на 300 копен. Раньше на территории посёлка жили ясачные чуваши, а русские пришли позже.

В писцовой книге в деревне Баирли ясачным людям было переданы пашни с перелогом и лесом – 92 четверти, луга под сенокосы в 1440 копен и дубравные леса – 36 десятин.

Это является первым упоминанием о Бирюлях, когда по приказу к ясачным людям стали подселять служилых татар, что бы следить за ними.

В писцовой книге Казанского уезда за 1647 год говорится, что в сельце Бирюли помещики по царской грамоте за Казанкой, где ясачные пустовые земли и пустоши новокрещенские, вместо большого леса, получают в пользование 72 десятины земли.

В середине XVII века мой посёлок уже был переименован в Бирюли. На его территории проживали ясачные люди, а также крещеные татары. Когда именно в посёлке Бирюли стали жить русские крестьяне неизвестно, но известно, что в 1794 году на его территории была построена церковь.

В XIX веке посёлок Бирюли принадлежал к Чепчуговской волости.

В XIX веке в Бирюли стали полностью русским поселением. В Бирюлях помимо крестьян во второй половине XIX века проживало духовенство. Жители Бирюлей занимались хлебопашеством. Все же население жило бедно, занимаясь подворнониществом.

В1880 году в Бирюлях была построена частная школа, открыта при содействии местного священника.

В 1918 году на территории посёлка Бирюли, был создан совхоз, и вся земля перешла в пользование крестьянам.

Особенно сильно посёлок Бирюли проявил себя в XX веке, когда была построена мощная инфраструктура, и именно МТС, овощехранилище, норковая и кроличья фермы, коровник. Под пашни было отведено большое количество земли. С этого момента начинается рост Бирюлей, повышается уровень населения и уровень промышленного производства. Если в конце XIX века в Бирюлях проживало 330 человек, то к середине XX века уже 3 тысячи человек.

По данным переписи населения 2010 года в посёлке проживает 98 человек.Здесь имеется начальная школа и библиотека.

Сейчас посёлок Бирюли один из главных сельскохозяйственных центров Высокогорского района и республики Татарстан, ежегодна посёлок поставляет на рынок большое количество зерна, картофеля, молока, мяса. Однако сейчас ведущей деятельностью Бирюлей стало производство пушнины. Бирюлинские меха очень хорошо раскупаются как в республике, так и за её пределами.

https://nailtimler.com/rayony_pages/vysokogorsky_rayon/vysokogorsky_rayon_old_biryuli.html

 

Чепчуги

Село Чепчуги находится в 35 км от Казани.

Основано оно в 1557 году. В дореволюционных источниках упоминается также как Архангельское. До 1860-х гг. жители относились к категории удельных (до 1797 года - дворцовых) крестьян. Занимались земледелием, разведением скота, выделкой овчин, кузнечным и красильным промыслами, содержали постоялые дворы. 1 июня 1774 года около села Чепчуги произошло сражение отрядов Емельяна Пугачёва с войсками полковника Михельсона. В начале 20 века здесь располагались волостное правление, земская больница (открыта в 1881 году), этапный дом, Троицкая церковь (построена в 1856 году), земская школа (открыта в 1857 году как частная, с 1868 года - земская, с 1885 года - две школы - для мальчиков и девочек), 3 кузницы, 2 водяные мельницы, 4 пивных, 1 казенная винная, 12 бакалейных лавок, 20 постоялых дворов, базар по средам, в день Святой Троицы - торжок.

До 1920 года село являлось центром Чепчуговской волости Казанского уезда Казанской губернии. С 1920 года в составе Арского кантона Татарской АССР. С 10 августа 1930 года в Казанском сельском районе, с 10 февраля 1935 года в Высокогорском, с 01 февраля 1963 года в Пестречинском, с 12 января 1965 года в Высокогорском районах.

По переписи населения 2010 года,в селе проживает 1677 человек. Основные занятия местных жителей - молочное скотоводство и овощеводство.

В селе имеется средняя школа, дом культуры, библиотека, церковь и мечеть.

https://www.komandirovka.ru/cities/chepchugi_tat._r./

https://nailtimler.com/rayony_pages/vysokogorsky_rayon/vysokogorsky_rayon_chepchugi.html

Куркачи

Посёлок Куркачи находится в 38 км от Казани.

Основан он в период Казанского ханства. В XVIII - первой половине XIX вв. жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота, верёвочным промыслом. В начале XX в. в селе функционировали мечеть (построена в 1831 г.), мектеб, водяная мельница, 3 мелочные лавки. До 1920 г. село входило в Мульминскую волость Казанского уезда Казанской губернии. С 1920 г. в составе Арского кантона ТАСС Р. С 10 августа 1930 г. в Арском, с 10 февраля 1935 г. в Высокогорском, с 01 февраля 1963 г. в Пестречинском, с 12 февраля 1965 г. в Высокогорском районах.

https://www.komandirovka.ru/cities/kurkachi_tat._r./

Иске-Казань

Иске-Казань (с тюркского, тат. Иске Казан; рус. Старая Казань) — «Иске-Казанский государственный историко-культурный и природный музей-заповедник» и городище на месте фактического расположения последней столицы Волжской Булгарии в середине XIII — середине XV веков, между периодами местонахождения города Казани на современном месте.

Город в устье реки Казанка, по мнению ученых, возник в период угасания Золотой Орды и известен под несколькими именами: Газан, Булгар аль-Джадид, Казан, Иске Казан.

В легенде «О несгораемой деревне» говорится, что после взятия города армией Золотой Орды Аксак Тимур (Булат Тимур) казнил местного эмира Габдуллу. Его сыновьям Алтынбеку и Галимбеку удалось спастись.

После ухода завоевателей с награбленным добром братья не стали возрождать свою столицу из руин. В лесостепной зоне Заказанья они нашли более спокойное и укромное место. Этот холм с крутыми склонами, опоясанный у подножия полноводной в то время Казанкой, делающей возвышенность снизу неприступной. Здесь царевичи и заложили город Иске Казан. На месте погибшей в 1236 году и поднявшейся из руин в период Золотой Орды Волжско-Камской Булгарии стало складываться новое государство, ставшее позже Казанским Ханством, с центром в Иске Казан. Оно наладило былой уровень торговли и внешних связей.

Впоследствии войны и связанная с ними стратегическая бесперспективность места, а также экономическая конъюнктура заставили перенести столицу Казанского Ханства назад в более удобное место в устье рек Казанки, Булака, впадающих в реку Волгу — главную торговую и стратегическую артерию средневековой Восточной Европы. Именно здесь стоит современная Казань. Старая же столица пришла в запустение и со временем исчезла с торговой и политической арены, оставив на своем месте несколько слобод, превратившихся со временем в села. Возле них и по сей день сохранились святые места людского поклонения.

Спор о месте нахождения города Иске Казан в научных кругах не закрыт. Наиболее веской позиции в этом вопросе придерживается доктор исторических наук, археолог Равиль Фахрутдинов. Он связывает местонахождение Иске Казан с Камаевским городищем и Русско-урматским селищем, расположенным у деревень Камаево, Русский Урмат и Гайша Высокогорского района республики, в 40 км от устья Казанки вверх по реке.

Неким итогом проделанных и продолжающихся научных поисков явилось открытие в селе Камаево Иске-Казанского государственного музея-заповедника истории, культуры и природы.

Музей-заповедник создан на основании постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 14.02.1992 г. N 228 «Об организации Иске-Казанского историко-культурного и природного музея-заповедника в Высокогорском районе Республики Татарстан».

Территория — 137,2 га, число экспонатов основного фонда — 1163 единиц хранения.

В состав музея-заповедника входят археологические и эпиграфические памятники периода Волжской Болгарии, Золотой Орды и Казанского ханства:

· Иске-Казанское (Камаевское) городище (XIII в. — 1552 г.) — культурный слой укрепленного мысового болгаро-татарского поселения, в XIII—XIV вв. крупного политического и экономического центра Заказанья. Город разрушен в 1552 г. русскими войсками. Выявлены остатки белокаменного дома, жилых и хозяйственных построек (в том числе кузнечной мастерской), орудия труда и быта, керамики, металлическое оружие, клады серебряных джучидских монет конца XIV—XV вв. Исследователи увязывают Иске-Казанское (Камаевское) городище с городом Иски-Казань.

· Иске-Казанское (Камаевское) кладбище (XVI—XVI вв.) с каменными надгробиями.

· Русско-Урматское селище (XII—XIV вв.) — культурный слой болгарско-татарского торгового поселения. Выявлено остатки жилых и хозяйственных построек (металлургические и гончарные горны, ремесленные мастерские и т. п.). Найдены орудия труда, оружие, украшения.

· Русско-Урматское кладбище (XIII—XVI вв.) с каменными надгробиями на арабско-древнеболгарском языке.

· историко-этнографический музей в селе Камаево.

· природный ландшафт — склоны подпойменной террасы реки Казанки, луговина поймы с пойменными озёрами, русло самой реки.

· святые места: могила Гайши-бике, источник «Изге Мулла-Хаджи чишмэсе» («Родник святого Муллы-Хаджи»), источник «Хан чишмэсе» («Ханский родник»).

Ежегодно ведется археологическое исследования памятников, сбор этнографического материала, завершается строительство нового здания историко-этнографического музея с фондохранилищем.

Предусмотрено дальнейшее развитие и совершенствования музея-заповедника в системе историко-архитектурных памятников Татарстана вместе с Булгарами, Биляром и Свияжском по типу известного российского «Золотого кольца».

Википедия статья Иске-Казань https://ru.wikipedia.org/wiki/Иске-Казань

Арский район

После завоевания Казани в 1552 году вся территория бывшего Казанского ханства современниками стала четко разделяться на несколько частей. Одну из таких частей составляла Арская сторона — террито­рия по течению реки Казанка - к северо-востоку и востоку от Казани, вплоть до среднего течения Вятки. Вскоре русское правительство приступило к колонизации и христианизации края. Христианизация коснулась и Арского края. Её результатом стало появление деревень, где проживали новокрещенные татары.

Селения Арской стороны имеют свою многовековую историю. Многие из них очень древние и были основаны еще во времена булгарского государства и Казанского ханства (13 – первая половина 16 в). Надгробные камни 14-16 в.в. с арабско-татарскими надписями найдены в древних мусульманских кладбищах у селения Старый Ашит, Старый Кишит, Н.Ура, Ср.Серда, Наласа, Ср.и В. Аты, Н.Метески, Казылино.

Арская сторона являлась одной из центральных частей Казанского ханства. Поэтому не удивительно, что в период Казанского ханства она была плотно заселена. Особенно много поселений было в бассейнах рек Казанка и Ашит. В этническом отношении основное население состояло из татар. Первые русские поселения появились, начиная со второй половины 16 века, после завоевания Казанского края Русским государством.

Вверх по течению Казанки первыми населенными пунктами были Чурилино, Бужа, Кадряково, Чулпаново, Качелино. Все эти деревни располагались на левом берегу Казанки. На правом берегу были расположены селения Кишметьево, Абзябар, Большая и Малая Серда, Урнашбаш, Верхние и Средние Аты, Большие и Малые Метески, Наласа. В окрестностях Арска были расположены деревни Старый Тюбяк, Тюбяк, Хайвань и др.

В 1555 году была восстановлена крепость Арска, где был размещен гарнизон из стрельцов и казаков. Прежнее татарское население покинуло Арск в 1552 году. Стали возникать и первые русские сёла и деревни, часто они возникали на месте бывших татарских поселений. Многие из современных русских сел и деревень Арской стороны до сих пор носят старые татарские названия: Абзябар, Кишметьево, Чулпаново, Чурилино, Бимери и др.

Форум татарского исторического архива http://forum.tatist.ru/index.php?topic=160.0

Старое Чурилино

В период Казанского ханства там жили татары (по мнению некоторых историков скорее всего даже татарская знать), после взятия Казани многие татары жившие там перебрались в деревню Айшу, часть татар приняли православие и в селе была построена первая церковь. По переписи 1565 года жители Чурилина значатся ясачными и служилыми новокрещенами, из жителей села указан лишь староста - Карп Ебаков. Началась христианизация и колонизация края. Рядом с Чурилино появились русские дворцовые и монастырские села и деревни. Скорее всего первые русские переселенцы селились и в Чурилино, но и в переписи 1603 года указано, что в Чурилино живут ясачные и служилые новокрещены, это говорит о том, что большинство населения по прежнему составляли крещеные татары. С большой доли вероятности их процесс обрусевания проходил несколько этапов и на первом этапе скорее всего жен жители Чурилина брали из таких же как и они новокрещен, но впоследствии жен они стали брать и из соседних н.п., где жили русские переселенцы.

В середине XVII века в Поволжье пришло моровое поветрие, унесшее жизни многих жителей края. Унесло оно и жизни многих жителей Чурилино - "И в Арском, государь, городе умерли посадского человека жена да 4 дочери девки язвенной болезнью, а в ясачном селе Чурилине померло ваших государевых ясачных крестьян 30 человек да жен и детей их 21 человек, без язв.." (отписка Казанских воевод в Москву, опубликована в "Изветстиях Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете"). Только на конкретный описанный в докладе (отписке) период в Чурилино летом 1656 года уже умер 51 человек.

После того, как моровое поветрие утихло, унеся жизни многих жителей Арского края началась новая волна миграций. Так к переписи 1678 года в Чурилино перебрались крестьяне из Свияжского, Нижегородского, Устюжского уездов, Кайгородка, Юрьевца - Повольского, Шешминского городка, были и переселения после этого года. Перепись 1678 первый и самый ранний источник, по которому описаны все жители м.п., жившие в Чурилино.
При этом в этой переписи и после жителей Чурилино уже не пишут ясачными новокрещенами (в отличии от многих соседних деревень), отныне их пишут как русские ясачные крестьяне. В 1678 в Чурилино было 72 крестьянских двора, лишь у тех, кто перебрался туда в недавние годы указано откуда они переселились. У некоторых жителей указаны фамилии, по которым можно узнать их профессии (Гребенщик, Кузнец, Кожевников, Плотников), происхождение (Пермяк), прозвища (Карташ, Ветошкин, Пиркин, Белоус, Епанечников), правда к 1716 они вышли из "официального" оборота, а когда фамилии стали закрепляться официально они пошли от имен и прозвищ их потомков. Переселения были и в последующие после переписи 1678 годы, но к переписи 1710 года (она не сохранилась, но отсылки на нее есть в переписи 1716 года) сформировался полный состав жителей, более вплоть до конца XIX - начала XX века переселений в Чурилино не наблюдалось.

Село стало 1 из крупнейших в Казанском уезде и в 1853 году многие жители этого села перебрались в Мамадышский уезд, где было основано село Новое Чурилино.

В книге Износкова - "Список населенных мест Казанского уезда (с кратким их описанием)", о селе Чурилино написано:

"Чурилино, Никольское. Село при р. Чурилке на Сибирском почтовом тракте, от города 51 верста. Название села может происходить от слова чура, чора (чуваш.) - раб, потомство. Село разделено на две части, в 1 составляют большую часть, живут бывшие государственные крестьяне, а в другой бывшие крепостные. Эта последняя часть носит название сельца Чурилина. Основателями селения были крещеные татары, которые в настоящий момент совершенно обрусели. И до сего времени в селе есть 3 семьи Алдаровы, считающие себя потомками крещенных татар. Церковь в селе построена в 1830. В состав прихода кроме села входят: сельцо Чурилино, деревни Адзебар, Кишметьево, Русская Айша, Князь - Камаево, Русский Урмат, Ивановка. До отпадения крещеной татарской деревни Татарский Урмат, они тоже входили в состав Чурилинского прихода. Дворов приписанных к селу Чурилино - 212, к сельцу Чурилино - 26. В селе жителей - 604 мужчин, 615 женщин, русские, бывшие государственные, составляют Чурилинское сельское общество, из них не живут в селе - 15 мужчин, 18 женщин, уходят на продолжительные заработки - 60 мужчин, 45 женщин. В селе проживают духовные - 6 мужчин, 6 женщин. В сельце жителей - 82 мужчин, 100 женщин, русские бывшие помещичьи, составляют Малое Чурилинское сельское общество, из них не живут в сельце - 3 мужчин, 4 женщин, уходят на продолжительные заработки - 15 мужчин, 2 женщин. В сельце проживают крестьяне из других сельских обществ - 1 мужчина, занимаются хлебопашеством, живут достаточно... В селе находится мелкая лавка, маслобойное и питейные заведения...С 1870 года в селе открыта земская школа...Учащих в школе 1 законодатель и 1 учительница, учащихся 37 мальчиков и 7 девочек, учеников из других селений не было".

За последние годы большая часть русского населения села в основном перебралось в Казань и Арск, а также в иные регионы России, а в Чурилино переселились многие татары из других н.п., была построена мечеть.

Форум татарского исторического архива http://forum.tatist.ru/index.php?topic=160.0

Казанско-Богородицкая церковь

Трехпрестольный храм построен в 1830 году. Отреставрирован и действует вновь с 1992 года.

Относится к типу культовых построек с осевой композицией, где в одной связи решены храм, трапезная, колокольня. Здание храма двухэтажное, на высоком цокольном этаже. Объём собственно церкви как бы перерезает восточную половину единого объёма, отделяя апсиду от трапезной. Северный и южный фасады храма решены в виде дорических портиков с двумя колонками дорического ордера без каннелюр. Развитый тонкопрофилированный карниз, огибающий весь периметр здания, отделяет треугольные фронтоны фасадов с прямоугольным чердачным окном. Окна основного ряда прямоугольные, второго ряда – квадратные. Над фронтонами центрального объема – аттиковый ярус, служащий основанием для высокого светового барабана под полусферическим куполом.

Прорезан двенадцатью арочными окнами. Апсида равновеликая по объёму с храмом, прямоугольная в плане, с такими же окнами. Трапезная одной высоты с храмом и оформлена, как и апсида. Колокольня квадратная в плане, трехъярусная. Первый ярус по высоте равен трапезной: второй состоит из трех неравных частей (средняя – звонница со сквозными арочными проёмами);третий ярус – резонатор с круглыми слухами. Каждая часть колокольни отделена от другой карнизом. Плоскости стен декорированы нишами арочной формы и широкими лопатками. Сохранилась кирпичная ограда и трехарочные ворота (конца 19 века).Памятник культовой архитектуры в стиле высокого классицизма, присущего Санкт-Петербургским храмам.(книга)

Татарское кадряково

Деревня в Арском районе, на автомобильной дороге Казань–Пермь, в 9 км к юго-западу от г. Арск.
На 2008 г. - 18 жителей (татары).
Известно с 1565–68 гг. как д. Ярнушевская Урсекова. В 18 – 1-й половине 19 вв. жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота, пчеловодством. В начале 20 в. земельный надел сельской общины составлял 222,4 десятины.
До 1920 г. деревня входила в Арскую волость Казанского уезда Казанской губернии. С 1920 г. в составе Арского кантона Татарской АССР. С 10.08.1930 г. в Арском районе.
Число жителей: в 1782 г. - 16 душ мужского пола, в 1859 г. - 61, в 1897 г. - 96, в 1908 г. - 112, в 1920 г. - 234, в 1926 г. - 252 (вместе с жителей д. Русское Кадряково), в 1938 г. - 126, в 1949 г. - 144, в 1958 г. - 126, в 1970 г. - 80, в 1979 г. - 50, в 1989 г. - 36, в 2002 г. - 23 чел.

https://nailtimler.com/rayony_pages/arsky_rayon/arsky_rayon_tatar_kadryakovo.html

Чулпаново

Чулпа́ново (тат. Чулпан) — село в Арском районе Республики Татарстан. Входит в состав Качелинского сельского поселения.

Основано в первой половине XVIII века. До реформы 1861 года жители относились к категории помещичьих крестьян. Занимались земледелием, разведением скота, пчеловодством, кузнечным, плотницким, портняжным и штукатурно-малярным промыслами. В начале XX века в Чулпаново функционировали Никольская церковь (построена в 1858 году), земская школа (открыта в 1874 году), водяная мельница, кузница, бакалейная лавка. В этот период земельный надел сельской общины составлял 688 десятин. До 1920 года село входило в Арскую волость Казанского уезда Казанской губернии. С 1920 года в составе Арского кантонаТатарской АССР. С 10 августа 1930 года в Арском районе[1].

Васильева бужа

Деревня в Арском районе, в 1 км от р. Казанка, в 4 км к юго-западу от пгт Арск.
На 2000 г. - 383 жителя (по переписи 1989 г., татар - 63%, русских - 35%).
Полеводство, молочное скотоводство, садоводство.
Начальная школа, библиотека.
Известна с периода Казанского ханства. До реформы 1861 г. жители относились к категории помещичьих крестьян. Занимались земледелием, разведением скота, бондарным промыслом. В начале 20 в. земельный надел сельской общины составлял 112,2 дес.
До 1920 г. деревня входила в Арскую волость Казанского уезда Казанской губернии. С 1920 г. в составе Арского кантона Татарской АССР. С 10.08.1930 г. в Арском районе.

https://nailtimler.com/rayony_pages/arsky_rayon/arsky_rayon_vasileva_buzha.html

 

 


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 542; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!