М. А. Булгаков. «Мастер и Маргарита»



Ремесленничество в сфере искусства ярко показано в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Столичные литераторы давно поставили на поток свои произведения, их больше волнует отпуск на даче, путевки в Ялту и пресловутый «квартирный вопрос».

Отношение Мастера к творчеству совсем иное: роман о Понтие Пилате поглощает его полностью. Чтобы свободно творить писатель снимает небольшой подвальчик на Арбате, на все выигранные в лотерее деньги скупает литературу с нужными для книги сведениями. Когда на роман обрушивается критика, и его не пускают в печать, Мастер чувствует себя опустошенным, сжигает рукописи, а после попадает в психиатрическую лечебницу. Таким образом видим, как истинное творчество подменяется шаблонными произведениями, выполняемыми в угоду власти.

А. С. Пушкин. «Разговор книгопродавца с поэтом»

Отношение к творчеству как к товару вызывало отвращение у А. С. Пушкина, и свои размышления по этому поводу он отображает в стихотворении «Разговор книгопродавца с поэтом». Проблема рассматривается с двух противоположных сторон. Книгопродавец – ловкий предприниматель, считает, что художественные произведения – это такой же товар, как и изделия ремесленников, главное – знать вкусы и предпочтения потребителя. Поэт же пытается спорить с торгашом, рассказывая тому о вдохновении и душевных порывах. Книгопродавец отвечает, что в мире правят деньги, и только тот, у кого они есть, может чувствовать свободу. В конечном счете поэт соглашается продать свое произведение, а стихотворение Пушкина заканчивается нерифмующейся фразой, словно намек на умирающее творчество.

А. С. Пушкин. «Моцарт и Сальери»

Пьеса А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери» повествует о двух композиторах, взгляды которых на создание музыки кардинально расходились. Молодой Моцарт талантлив, и у него получается творить где угодно и когда угодно, главное – вдохновение. Старый Сальери уверен, что искусство подобно ремеслу, и только упорным трудом можно добиться хорошего результата. Он завидует гениальному Моцарту и отравляет его, но тайну великого таланта все равно не узнает, ведь дар дается человеку свыше.

И. А. Куприн. «Тапер»

Юный пианист Юрий Азагаров волею случая попадает в богатую семью на рождественский прием и с первых аккордов собирает толпу слушателей, среди которых оказывается и знаменитый композитор Рубинштейн. Он забирает талантливого мальчика к себе в ученики, обеспечивши ему блестящее будущее. И. А. Куприн своим произведением «Тапер» доказывает, что истинный дар музыканта нельзя спутать с механической игрой по нотам. Юрий Азагаров не был бесчувственным тапером, а исполнял мелодии вдохновленно, за что и получил достойное вознаграждение.

А. П. Чехов. «Скрипка Ротшильда»

Гробовщик Яков Иванов подрабатывает скрипачом вместе со своим товарищем евреем Ротшильдом. Второй часто фальшивит, чем раздражает друга. Но сам Яков не относится к музыке серьезно, лишь только после смерти жены, узнав, что и ему осталось жить недолго, играет на скрипке проникновенно, вызывая у окружающих слезы. Гробовщик завещает инструмент другу еврею и умирает. Ротшильд, проникшийся до глубины души услышанной мелодией, воспроизводит ее на подаренной скрипке. Композиция приносит ему славу и признание, становится бессмертной.

В. Короленко. «Слепой музыкант»

Петр родился слепым, но обладал хорошим слухом и осязанием. С детства мальчик интересовался игрой конюха Иохима на свирели, сам начал осваивать дудочку, а после и фортепиано. Музыка помогала ему воспринимать и «видеть» мир. Петру пришлось преодолеть много испытаний, чтобы принять себя таким, каким он есть. Но талантливому музыканту удалось добиться признания окружающих и обрести личное счастье.

А. П. Чехов. «Чайка»

Нина Заречная мечтает стать знаменитой актрисой. Ее родители не разделяют взглядов девушки и выступают против. Но Нина все равно сбегает из дома в город, чтобы играть в театре. Карьера, как и личная жизнь девушки, не складывается. До уровня талантливой актрисы она недотягивает: играет плохо, «с завываниями». Ее ребенок почти сразу после рождения умирает, а любимый человек теряет к ней интерес. Нина решает кардинально изменить свою жизнь: уехать в провинцию и начать там строить карьеру с нуля. Девушку не покидает мысль, что ей суждено быть великой актрисой.

А. Михайлов. «Маяковский»

В произведении «Маяковский» А. Михайлов описывает жизнь поэта и драматурга Маяковского, которого всегда сопровождали критика и эпатаж. Свою первую книгу скандальный футурист выпускает на желтой оберточной бумаге с обложкой из мешковины, а выступления проводит в нелепом желтом пальто, выделяющем его из серой массы. Многие не видели глубины и не понимали смысла произведений Маяковского, поднимающих важные проблемы на поверхность.

А. Ахматова. «Реквием»

В своем произведении «Реквием» А. Ахматова описывает времена жестких репрессий, когда людей без суда и следствия отправляли в ссылку, не сообщая ничего родным. Матерям и женам месяцами приходилось выстаивает бесконечные очереди, дожидаясь хоть какой-нибудь весточки от сыновей и мужей. Этой поэмой поэтесса бросила вызов сталинскому режиму, за что ее остальные произведения стали запрещенными для печати. Ахматовой пришлось терпеть унижения и страдания за неугодную властям позицию в искусстве.

Цитаты и афоризмы:

§ Кто испытал наслаждение творчества, для того уже все другие наслаждения не существуют. Антон Павлович Чехов

§ Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить. Н. Гоголь

§ Счастье — трата себя на творение своих рук, что будет жить и после твоей смерти. Антуан де Сент Экзюпери

§ Усилие показалось тебе бесплодным? Слепец, отойди на несколько шагов... Волшебство искусных рук сотворило шедевры, не так ли? Но поверь мне, удачи и неудачи равно сотворили их... Прекрасный танец рождается из умения танцевать. Антуан де Сент Экзюпери

§ Каждый способен хорошо творить только то, к чему его вдохновляет муза. Платон

§ Гений – это талант создавать то, для чего нельзя дать никаких определённых правил. Иммануил Кант

§ Великие таланты чужды мелочности. О. Бальзак

§ Никто не знает, каковы его силы, пока их не использует. И. Гёте

§ Призвание можно распознать и доказать только жертвой, которую приносит ученый или художник своему покою или благосостоянию, чтобы отдаться своему призванию. Л. Толстой

§ Все виды искусств служат величайшему из искусств — искусству жить на земле. Бертольд Брехт

§ Талант — искра божия, которой обыкновенно человек сжигает себя, освещая этим собственным пожаром путь другим. В. Ключевский

§ Не умея держать в руке топор — дерева не отешешь, а не зная языка хорошо — красиво и всем понятно — не напишешь. М. Горький

§ Искусство требует знаний. Бертольд Брехт

§ Творчество — общее дело, творимое уединенными. Марина Цветаева

§ Искусство всегда, не переставая, занято двумя вещами. Оно неотступно размышляет о смерти и неотступно творит жизнь. Борис Леонидович Пастернак

§ Дело художника — рождать радость. Константин Георгиевич Паустовский

§ Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Василий Александрович Сухомлинский

§ Третья способность души после ума и воли — творчество. Василий Андреевич Жуковский

§ Краткость — сестра таланта. А. Чехов

§ Творчество — высокий подвиг, а подвиг требует жертв. Василий Иванович Качалов

§ Ни невежественный, ни себялюбивый человек не может быть значительным художником. Лев Николаевич Толстой

§ Всегда оставаться неудовлетворенным — в этом суть творчества. Жюль Ренар

§ Музыка — это разум, воплощенный в прекрасных звуках. Иван Сергеевич Тургенев

§ Тот, кто поймет, что смысл человеческой жизни заключается в беспокойстве и тревоге, уже перестает быть обывателем. Александр Александрович Блок

§ Профан воображает, что для творчества надо ждать вдохновения. Это глубокое заблуждение. Игорь Федорович Стравинский

§ В любом произведении искусства, великом или малом, все до последних мелочей зависит от замысла. Иоганн Вольфганг Гете

§ Искусство есть посредник того, что нельзя высказать. Иоганн Вольфганг Гете

§ Порыв к творчеству может также легко угаснуть, как и возник, если оставить его без пищи. Константин Георгиевич Паустовский

§ Без работы воображения не обходится ни один, даже начальный момент творчества. Константин Сергеевич Станиславский

§ Изучайте науку искусства и искусство науки. Леонардо да Винчи

§ Искусство жить всегда слагалось в основном из умения глядеть вперед. Леонид Максимович Леонов

§ Пусть твоя жизнь будет равна тебе, пусть ничто не противоречит одно другому, а это невозможно без знания и без искусства, позволяющих познать божественное и человеческое. Луций Анней Сенека (Младший)

§ Творчество! Вот великое спасение от страданий, великое облегчение жизни! Ф. Ницше

§ Музыка должна высекать огонь из людских сердец. Людвиг ван Бетховен

§ Искусство жизни более напоминает искусство борьбы, нежели танцa. Оно требует готовности и стойкости и в отношении к внезапному и непредвиденному. Марк Аврелий

§ Искусство ревниво, оно требует, чтобы человек отдавался ему всецело. Микеланджело Буонаротти

§ В руках таланта все может служить орудием к прекрасному. Николай Васильевич Гоголь

§ С ужасом вспоминаю, как люди, считавшие себя образованными, бушевали против Вагнера, называя его музыку какофонией. Очевидно, каждое достижение должно пройти через суровое испытание отрицанием и насмешками. Николай Константинович Рерих

§ Вдохновение — это такая гостья, которая не любит посещать ленивых. Петр Ильич Чайковский

§ Творить — значит убивать смерть. Ромен Роллан

§ Искусство — мед, хранимый человеческими душами и собираемый на крыльях лишений и труда. Теодор Драйзер

§ Искусство может переживать времена упадка, но оно вечно, как сама жизнь. Федор Иванович Шаляпин

§ Ничто не может поколебать во мне следующей аксиомы: всякое творение свидетельствует о творце. Франсуа-Мари Аруэ Вольтер

§ Талант попадает в цели, в которые обычные люди попасть не могут, а гений попадает в цели, которые обычные люди не видят. Артур Шопенгауэр

§ Почти все таланты хоть капельку, да поэты, даже столяры, если они талантливы. Поэзия есть внутренний огонь всякого таланта. Фёдор Достоевский

§ Хорошее поведение – последнее прибежище посредственности. Генри Хаскинс

§ Отрицание своего дарования — всегда ручательство таланта. У. Шекспир

§ Художники пишут глазами любви, и только глазам любви следует судить их. Готхольд Эфраим Лессинг

§ Художник — чувствилище своей страны, своего класса, ухо, око и сердце его; он — голос своей эпохи. Максим Горький

§ Дело художника — противостоять страданию всеми силами, всем своим талантом. Константин Георгиевич Паустовский

§ Без чувства современности художник останется непризнанным. Михаил Михайлович Пришвин

§ Почему я художник, а не философ? Потому что я мыслю словами, а не идеями. Альбер Камю

§ Истинный художник выражает то, что думает, не страшась противодействия вековых предрассудков. Огюст Роден

§ Самое главное для художника — быть взволнованным, любить, надеяться, трепетать, жить. Быть прежде всего человеком, только потом — художником. Огюст Роден

§ Настоящий художник тот, у которого мы не замечаем его усилий творчества, да и он сам этого не замечает. Александр Федорович Лосев

§ Творчество – это загадка, которую художник задает сам себе. Станислав Ежи Лец

§ Если талант не имеет в себе достаточной силы стать в уровень со своими стремлениями и предприятиями, он производит только пустоцвет, когда вы ждете от него плодов. В. Белинский

§ Талант — это вера в себя, в свою силу… М. Горький

§ Творчество… есть цельное, органическое свойство человеческой природы… Оно есть необходимая принадлежность человеческого духа. Оно так же законно в человеке, пожалуй, как две руки, как две ноги, как желудок. Оно неотделимо от человека и составляет с ним целое. Ф. Достоевский

§ Что такое талант? Талант есть… способность сказать или выразить хорошо там, где бездарность скажет и выразит дурно. Ф. Достоевский

§ Талант великих душ есть узнавать великое в других людях. Н. Карамзин

§ Творчество — высокий подвиг, а подвиг требует жертв. Всякие мелкие и эгоистические чувства мешают творить. А творчество — это самозабвенное служение искусству народа. В. Качалов

§ Существует нечто более редкостное, более незаурядное, чем одаренность. Это способность признавать одаренность других. Г. Лихтенберг

§ Порыв к творчеству может так же легко угаснуть, как и возник, если оставить его без пищи. К. Паустовский

§ Там, где труд превращается в творчество, естественно, даже физиологически исчезает страх смерти. Л. Толстой

§ Талант, как и характер, проявляется в борьбе. Одни люди приспосабливаются к обстоятельствам, другие отстаивают такие необходимые человеческие принципы, как честь, добросовестность, верность. Приспособленцы исчезают. Принципиальные, преодолев все трудности, остаются. В. Успенский

§ Обыкновенные люди хлопочут только о том, чтобы скоротать время; а кто имеет какой-нибудь талант, — чтобы воспользоваться временем. А. Шопенгауэр

§ Филистеры несчастны, но в то же время сверхсчастливы в своей глупости, которую они принимают за высшую мудрость. Фридрих Энгельс

§ Страшную, непрестанную борьбу ведет посредственность с теми, кто ее превосходит. Оноре де Бальзак.

§


 

 


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 165; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!