Навыки и умения, необходимые для работы концертмейстером.



Содержание

 

· Вступление                                                                                                   стр. 2    

· Общие вопросы специфики работы концертмейстера                        стр. 2 

· Навыки и умения, необходимые для работы концертмейстером стр. 4

· Работа с учениками класса деревянных духовых инструментов  стр. 7

·  Специфика деревянных духовых инструментов                               стр. 8

· Заключение                                                                                                  стр. 14

                                                                                               

 

Специфика работы концертмейстера в классе деревянных духовых инструментов Детской школы искусств.

В музыкальном мире есть одна незаменимая для профессиональных музыкантов, но незаметная для любителей специальность – концертмейстер. Вокалисты, духовики, струнники, хоровые коллективы не обходятся без поддержки фортепианной партии. Концертмейстер необходим на каждом этапе работы музыкантов - от выбора программы и разбора произведения до итога проделанного пути – выступления на сцене. Особенно важна и ответственна роль концертмейстера при работе с учениками детских музыкальных школ и школ искусств. Кроме выполнения учебных задач (разбор нотного текста, исполнение музыкальных произведений в ансамбле, выступление на сцене) необходимо отметить просветительскую роль деятельности пианиста-концертмейстера. Совместно с педагогом он приобщает ребенка к удивительному миру искусства, не ограничиваясь рамками музыкальной сферы, но раскрывая и постигая мировое литературное, художественное наследие.

***

В своей работе я рассматриваю вопросы специфики работы концертмейстера в классе деревянных духовых инструментов Детской школы искусств.

Какие же навыки и умения необходимы для успешной концертмейстерской деятельности? Какие задачи нужно выполнять при работе с учениками? В чем сложности и особенности занятий с духовиками? Есть ли эффективные инновационные методики в работе концертмейстера? Эти и другие вопросы я постараюсь раскрыть в своей статье.

Прежде всего считаю необходимым обратиться к значению слова концертмейстер. Большой Энциклопедический словарь дает нам такой ответ: «КОНЦЕРТМЕЙСТЕР (нем. Konzertmeister) –

1) музыкант, возглавляющий одну из струнных групп симфонического или оперного оркестра.

2) Пианист, разучивающий партии с певцами, инструменталистами и аккомпанирующий им в концертах.

В контексте раскрываемой темы меня интересует второе значение слова. В этом смысле понятия концертмейстер и аккомпаниатор[1] очень тесно связаны, но не тождественны. Концертмейстерское искусство не ограничивается рамками аккомпанирования. Аккомпаниаторские навыки являются лишь частью деятельности профессионального концертмейстера. Важа Чачава, грузинский и российский пианист, педагог и выдающийся концертмейстер, в одной из своих статей пишет: «Концертмейстер-пианист – это и солист, и равноправный партнер, и аккомпаниатор. Это триединство и составляет суть концертмейстерского искусства».

Для учеников пианист становится музыкальным наставником вместе с педагогом. Поэтому деятельность концертмейстера не ограничивается успешным выступлением на сцене. Она многопланова и заключает в себе, не только творческую, но и педагогическую направленность. Этот вид деятельности раскрывается, прежде всего, в разучивании с учениками нового репертуара. Чтобы все этапы работы над произведением прошли наиболее гладко, появляется необходимость использования на занятиях ряда специфических умений и знаний из области смежных исполнительских и теоретических дисциплин. Важно применение сведений по курсам гармонии, сольфеджио, полифонии, истории музыки, анализа музыкальных произведений, инструментальной литературы, педагогики – в их взаимосвязях. Также на занятиях с учениками-солистами важно проявление педагогического чутья и такта.

Итак, концертмейстер – правая рука педагога специального класса, творческий соратник, наставник, помощник для ученика-солиста. Но не каждый концертмейстер имеет право на такую роль. Для успешной и плодотворной работы пианист должен обладать рядом специфических музыкально-исполнительских дарований. Рассмотрим подробнее необходимые для концертмейстера навыки и умения.

Навыки и умения, необходимые для работы концертмейстером.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 165; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!