Философские проблемы эволюционной теории
Важнейшая мировоззренческая проблема, вокруг которой происходили ожесточенные споры между материализмом и идеализмом, наукой и религией, состоит в объяснении явлений целесообразности в живой природе. Наблюдая удивительную приспособляемость живых организмов к условиям своего существования, целесообразное устройство их тел и органов, люди уже давно задумались над причиной такой целесообразности.
Не останавливаясь на религиозных объяснениях, которые приписывали совершенство и целесообразность в природе вмешательству божественной воли, рассмотрим, как пытались объяснить эти явления первоначально в рамках античной философии и науки. Согласно телеологическому подходу, совершенство и приспособленность живых организмов к условиям среды есть результат заложенной в них внутренней цели (от греч. teleos - цель), которая раскрывается в ходе индивидуального развития организмов. Такой телеологический подход выступает в разной форме. У Аристотеля он фигурирует, как мы видели, в виде энтелехии как своеобразной целевой причины. Многие сторонники витализма обращаются в качестве объяснения к особой жизненной силе и т. п.
Сильнейший удар по таким представлениям нанесла эволюционная теория Дарвина, которая впервые дала научное объяснение явлениям целесообразности живой природы. Из всего, что говорилось выше об этой теории, становится ясным, что
|
|
целесообразность есть неизбежный результат естественного отбора, в ходе которого устраняются организмы, не приспособленные к условиям своего существования, и получают право на жизнь и потомство организмы, обладающие определенными преимуществами передними. |
Такие преимущества выражаются в адаптации новых организмов, популяций, видов и других групп либо к уже существующим, либо, чаще всего, к изменившимся условиям окружающей среды. По мере развития живой природы происходит усложнение характера взаимодействия между организмами и внешней средой, популяциями и условиями их существования. Таким образом, чтобы правильно объяснить целесообразность, необходимо иметь в виду, что любая ее форма зависит от внешней среды, определяется ее условиями и состоянием. Поэтому ни о какой "чистой" целесообразности, не зависимой от условий существования живых организмов, речи быть не может. Стоит этим условиям несколько измениться, как свойство или характер приспособления, бывшие полезными прежде, оказываются бесполезными и вредными в новых условиях.
Вторая важная проблема, связанная с теорией эволюции, касается соотношения случайности и необходимости в развитии органического мира. Обсуждая вопрос о взаимодействии между живой системой и условиями ее существования в окружающей среде, мы не раз отмечали, что хотя под воздействием внешних факторов в ней возникают определенные изменения, но последние не передаются по наследству и, следовательно, непосредственно не определяют характер эволюции. Такая эволюция связана с мутациями, или случайными изменениями, в генотипе организма. Если они оказываются полезными в борьбе за существование, то становятся объектом для естественного отбора и передаются потомству. Повторяясь и закрепляясь в потомстве, такие случайные изменения становятся постепенно все более целесообразными и потому необходимыми для существования организма или вида. Напротив, с изменением условий внешней среды, ранее приобретенные изменения и свойства утрачивают свою необходимость и становятся сначала случайными, а потом и совсем исчезают. Отсюда очевидно, что мерой целесообразности и совершенства живых систем всегда служит внешняя среда. То, что целесообразно в одних условиях, оказывается нецелесообразным и даже вредным в "других. Поэтому целесообразность всегда имеет относительный характер.
|
|
Третья проблема мировоззренческого характера связана с характеристикой направленности развития в органическом мире. Существует ли в нем прогресс и каковы его критерии? Очевидность прогресса на первый взгляд не вызывает особых возражений, и эволюционная теория дает многочисленные тому подтверждения. Сам Ч. Дарвин признавал прогресс в живой природе, но никакого точного определения этому понятию не дал. Его последователи попытались более точно проанализировать это понятие. Значительный интерес в этом отношении представляют взгляды А. Н. Северцова, который различал прогресс морфо-физиологический и биологический. Решающее значение он придавал биологическому прогрессу, поскольку связывал с ним успех в борьбе за существование. В настоящее время не существует пока общепризнанных критериев прогресса, хотя в последние годы его связывает со степенью упорядоченности и сложностью организации биологических систем
|
|
Основные понятия и термины | |
Ароморфоз | Борьба за существование |
Биологический прогресс | Естественный отбор |
Изменчивость | Модификация |
Изоляция | Мутация |
Наследственность | Синтетическая теория |
Селекция | Случайность |
Телеология | Целесообразность |
Факторы эволюции | Эволюция |
|
|
Литература
Основная:
Кузнецов В.И., Идлчс Г.М., Гутина В.Н. Естествознание. - М.,1996. Гл. XIV и XVII.
Яблоков А.В. Актуальные проблемы эволюционной теории. - М., 1966.
Дополнительная:
Дарвин Ч. Происхождение видов путем естественного отбора или сохранения благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь. Соч. T.III. - М.-Л., 1939.
Тимирязев К. А. Чарльз Дарвин и его учение. - Собр. соч. T.IV.
Подумайте и ответьте
Сформулируйте основные принципы учения Ч. Дарвина об эволюции.
В чем заключается главный недостаток его теории?
Чем отличается синтетическая теория эволюции от дарвиновской?
Перечислите основные факторы и движущие силы эволюции.
Каков механизм генетической эволюции?
Как объясняет эволюционная теория целесообразность в природе?
Почему телеологические объяснения являются не верными?
С чем связан биологический прогресс?
Чем отличается макроэволюция от микроэволюции?
Какая связь имеется между случайностью и необходимостью в живой природе?
Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 507; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!