Социальные ярлыки и самореализующиеся ожидания



Роберт Розенталь и Линор Джейкобсон в 1968 году провели среди детей тесты на уровень интеллекта (показатель IQ). Одновременно они случайным образом выбрали детей, про которых сообщили учителям, что от них можно ожидать повышения показателя IQ. Через некоторое время после такого заявления было статистически зафиксировано действительное увеличение показателей этих детей. Другие экспериментаторы (Миллер, Брикман и Болен) проверили, как на детей действуют простые призывы убирать свои классы, и что происходит, если их только хвалят за то, что они уже успешно поддерживают чистоту. В то время как в наблюдаемом классе, где не было вмешательства извне, 20% мусора попадало в корзину, а остальной валялся на полу, в классе, где убеждали убирать — 45% мусора попадало в корзину, а там, где детей не убеждали, а только постоянно называли чистоплотными —80%. Более того, хвалимые дети продемонстрировали устойчивость достижений — через 2 недели после окончания эксперимента они, в отличие от двух других групп, все еще поддерживали чистоту.

Партнеры по переговорам и их психология

По–видимому, организаторы эксперимента Осло надеялись на волшебную силу «социального ярлыка». Они ожидали, что после того, как они помогут Арафату сменить звание международного террориста на ярлык «законного представителя палестинского народа», «лауреата премии мира», «партнера по мирному процессу» и «раиса» он действительно на 80% станет таковым. Эксперимент провалился, продемонстрировав, что арабы отличаются в своей психологии от американских детей, и что израильские политики не пользуются у них авторитетом. По–видимому, у них совсем другая система предпочтений и их субъективная оценка ситуации отличается от оценки ситуации их партнерами по переговорам.

Субъективная интерпретация реальности

Психологи Росс и Нисбетт подчеркивают важность субъективной оценки ситуации. Многочисленные эксперименты показывают, что большинство людей недооценивают то, что другие могут интерпретировать ту же ситуацию совершенно по–другому: «Огромное число важных феноменов проистекает изразличий между интерпретациями, даваемыми разными людьми в одной и той же ситуации. Вследствие этого мы слишком уверенно беремся за предсказание поведения других. А когда сталкиваемся с действиями, которых не ожидали, относим их на счет экстремальных личностных качеств других людей» 1 .

Так был поставлен эксперимент, в ходе которого студентам предлагали ходить по студенческому городку с рекламным плакатом. Согласившиеся считали, что 65% поступили бы так же, как они, а отказались бы только «зажатые», крайне стеснительные люди. Отказавшиеся так же считали, что поступили бы не так как они только 33%, и что согласившиеся — это люди болезненно заинтересованные во внимании окружающих. Напомним, что затруднение, студентов при попытке представить себе нормального человека, думающего по–другому, было вызвано совершенно нейтральным предложением. Что же говорить о том, насколько неверно мы можем оценить видение неоднозначной ситуации человеком, представляющим другой социальный слой, другую нацию и другую религию.

Экспериментаторы Осло

Архитекторы Осло полагали, что их точка зрения — состоятельных космополитически настроенных либералов — универсальна. Они, твердящие о постмодернистской относительности и равноправии культур, не могли или не захотели себе представить, что другие, как арабы, так и евреи, могут думать по–другому. Евреев, не желающих оставлять свои дома в Иудее и Самарии, дорожащих своими национальными принципами и историческими святынями, клеймили «фанатиками» и «врагами мира». Архитекторы Осло слепо полагали, что арабы, так же как и они, сами, выберут либерализм, пожертвовав религиозной традицией, предпочтут мир и спокойствие насилию и ускоренное развитие экономики — бедности. Арабы же в рамках своей мусульманской культуры, воспринимали как оскорбление, что евреи заняли прочное место на Ближнем Востоке в рамках собственного независимого государства (не так важно в каких границах) и никакая автономия не могла примирить их с властью «неверных». Подавляющее большинство арабов, даже живущих в демократических странах, не желает принимать западную культуру, несмотря на то, что она несет с собой политическую стабильность и экономическое процветание, а неприятие ее — бедность и хаос.

При каждом удобном случае арабы подчеркивают, что конфликт носит глобальный характер противостояния мусульманского Востока и западной цивилизации. Они определяют свои действия как священную войну — джихад, и антизападный террор пользуется поддержкой всего арабского общества в целом. К сожалению, в некоторых случаях субъективно–арабскому видению ситуации не уделяется достаточно внимания.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 97; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!