Этапы формирования способностей.



Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Для многих человеческих способностей это развитие начинается с первых дней жизни и, если человек продолжает заниматься теми видами деятельности, в которых соответствующие способности развиваются, не прекращается до конца. В процессе развития способностей можно выделить ряд этапов.

Первичный этап в развитии способности связан с созреванием необходимых для нее органических структур или с формированием на их основе нужных функциональных органов. Он обычно относится к дошкольному детству, охватывающему период жизни ребенка от рождения до 6 –7 лет. Здесь происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга, связей между ними и органов движения, прежде всего рук. Это создает благоприятные условия для начала формирования и развития у ребенка общих способностей, определенный уровень которых выступает в качестве предпосылки (задатков) для последующего развития специальных способностей.

Становление специальных способностей активно начинается уже в дошкольном детстве и ускоренными темпами продолжается в школе, особенно в младших и средних классах. Поначалу развитию этих способностей помогают различного рода игры детей, затем существенное влияние на них начинает оказывать учебная и трудовая деятельность. В играх детей первоначальный толчок к развитию получают многие двигательные, конструкторские, организаторские, художественно-изобразительные , иные творческие способности. Занятия различными видами творческих игр в дошкольном детстве приобретают особое значение для формирования специальных способностей у детей.

 

Требования к деятельности, развивающей способности человека

В психологии выделяют основные требования, которые предъявляются к деятельности, развивающей способности человека. Эти требования следующие:

1. Творческий характер деятельности. Если деятельность ребенка носит творческий, нерутинный характер, то она постоянно заставляет его думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом как средство проверки и развития способностей.

2. Оптимальный уровень трудности. Если выполняемая деятельность находится в зоне оптимальной трудности, т.е. на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его способностей, реализуя то, что Л.С.Выготский называл зоной потенциального развития. Деятельность, не находящаяся в пределах этой зоны, гораздо в меньшей степени ведет за собой развитие способностей. Если она слишком проста, то обеспечивает лишь реализацию уже имеющихся способностей; если же она чрезмерно сложна, то становится невыполнимой и, следовательно, также не приводит к формированию новых умений и навыков.

3. Должная мотивация и обеспечение положительного эмоционального настроя в ходе и по окончании выполнения деятельности. Поддержание интереса к деятельности через стимулирующую мотивацию означает превращение цели соответствующей деятельности в актуальную потребность человека. В русле теории социального научения особо подчеркивается то обстоятельство, что для приобретения и закрепления у человека новых форм поведения необходимо научение, а оно без соответствующего подкрепления не происходит. Становление и развитие способностей – это тоже результат научения, и чем сильнее подкрепление, тем быстрее будет идти развитие.

 

Сензитивные периоды развития специальных способностей

Развитие специальных способностей является сложным и длительным процессом. Для разных специальных способностей характерно неодинаковое время их выявления.

Ранее прочих проявляются дарования в области искусств, и прежде всего в музыке. Установлено, что в возрасте до 5 лет развитие музыкальных способностей происходит наиболее благоприятно, так как именно в это время формируются музыкальный слух и музыкальная память ребенка. Примерами ранней музыкальной одаренности могут служить В.А.Моцарт, обнаруживший незаурядные способности уже в 3 года, Ф.Й.Гайдн – в 4 года, Я.Л.Ф.Мендельсон – в 5 лет, С.С.Прокофьев – в 8 лет. Несколько позже проявляются способности к живописи и скульптуре: у С.Рафаэля – в 8 лет, у Б.Микеланджело – в 13 лет, А.Дюрера – в 15 лет.

Технические способности выявляются, как правило, позднее, чем способности в области искусств. Это объясняется тем, что техническая деятельность, техническое изобретательство требуют весьма высокого развития высших психических функций, прежде всего мышления, которое формируется в более позднем возрасте – подростковом. Однако, знаменитый Паскаль осуществил техническое изобретение уже в 9 лет, но это одно из редких исключений. Вместе с тем элементарные технические способности могут проявляться у детей уже и в 9-11 лет.

В области научного творчества способности выявляются существенно позднее, чем в других сферах деятельности, как правило после 20 лет. При этом раньше других обнаруживаются математические способности.

Необходимо помнить, что любые творческие способности сами по себе не превращаются в творческие свершения. Для того чтобы получить результат, необходимы знания и опыт, труд и терпение, воля и желание, нужна мощная мотивационная основа творчества.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Назовите основные идеи Б.М.Теплова, которые легли в основу определения способностей.

2. Какие характерные закономерности проявления способностей вы знаете?

3. В чем заключается компенсация способностей?

4. Назовите основные подходы к природе способностей.

5. Объясните многозначность задатков.

6. Что собой представляет структура способностей? Какие качества входят в структуру способностей?

7. Подберите примеры, иллюстрирующие виды способностей.

8. Определите взаимосвязь способностей и личности.

9. * 1) Попытайтесь найти ответы на «вечные» вопросы.

А. Талант владеет человеком или человек – талантом? (Ф.М.Достоевский).

Б. В семье растут два ребенка. У одного есть способности к музыке (рисованию. Математике и т.п.), а у другого – нет. Почему?

      2) Разработайте структуру педагогических способностей.

Литература

 

1. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. СПб., 2001. С. 385- 480.

2. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М., 1984.

3. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М., 1971.

4. Одаренные дети. М., 1991.

5. Способности и склонности. Комплексные исследования. М., 1989.

6. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2 т. М., 1985. Т. 1. С. 15-41.

7. Хеллер К.А., Перлет К., Спервальд В. Лонгитюдное исследование одаренности // Вопросы психологии. 1991. № 2. С. 120-127.

Психология творчества

План.

1. Понятие творчества. Творческая активность.

2. Теоретические подходы к психологии творчества зарубежных психологов.

3. Творческое мышление.

4. Психологические барьеры в творчестве.

 

Понятие творчества

Психология творчества – раздел психологии, изучающий процесс научных открытий, изобретений, создания произведений искусств.

 

Следует отметить многозначность толкования понятия «творчества» (более 100 определений). Объясняется это тем, что данное понятие является предметом исследования разных наук (философии, психологии, педагогики, эстетики и др.). В зависимости от широты употребления выделяются всеобщие, общие и единичные определения творчества. Выделим три определения творчества.

Творчество – это созидание общественно значимых новых ценностей, индивидуальная неповторимость результатов (всеобщее определение, поскольку такие функции признаются всеми авторами).

Творчество – это способ самоутверждения личности, целенаправленная преобразующая деятельность (общее определение, поскольку используется большинством авторов).

Творчество – это психологическая структура произведения, или «творчество» - есть творчество»(единичое, так как дается только одним автором).

Основателем психологии творчества в отечественной науке считают Я.А.Пономарева. Он рассматривал творчество как форму развития, а психологию творчества - как науку о психологическом механизме развития живых систем, построенном на принципе их внутрисистемного взаимодействия.

Я.А.Пономарев, применяя системный подход к изучению творчества, сформулировал важный принцип формирования, развития и реализации творческих способностей – закон ЭУС (этапы, уровни, ступени): в развитом психологическом механизме поведения этапы его развития, трансформируясь, превращаются в структурные уровни его организации и выступают как функциональные ступени решения творческих задач. Важным фактором является способность действовать «в уме», определяемая высоким уровнем развития внутреннего плана действий. Основная особенность психологического механизма творчества – единство интуитивного и логического. Функция интуитивного (бессознательного) – созидание нового, функция логического (рационального, рефлексивного) – его выявления.

В качестве элемента творческой деятельности рассматривается творческий акт. Критерием творческого акта является уровневый переход: потребность в новом знании складывается на высшем структурном уровне организации творческой деятельности; средства удовлетворения этой потребности складываются на более низких структурных уровнях. Они включаются в процесс, происходящий на высшем уровне, что приводит к возникновению нового, оригинального продукта. Творческий акт проходит несколько этапов:

1. Этап постановки проблемы ( где активно сознание).

2. Этап решения (ведущую роль играет бессознательное).

3. Этап отбора и проверки правильности решения (активно сознание).

 

Творческая активность. В психологии творчества исследователи большое внимание уделяют творческой активности как важнейшему аспекту творческой уникальности человека. Выделяют следующие основные факторы, обеспечивающие творческую активность человека – креативность, творческий потенциал, интеллектуальная активность, надситуативная активность. Среди перечисленных факторов последний (надситуативная активность) требует пояснения. В.А.Петровский для характеристики творческой активности ввел принцип надситуативной активности, который предполагает способность субъекта подниматься над уровнем требований ситуации, ставить цели, избыточные с точки зрения исходной задачи. Посредством этого субъект преодолевает внешние и внутренние ограничения («барьеры») деятельности. Категория надситуативной активности применима к человеку как субъекту (то есть источнику собственной активности). Таким образом, творческая активность понимается В.А.Петровским как избыточная по отношению к стимулу деятельность, которая характеризуется самостоятельностью выбора объекта мышления, выходом за пределы задания, преобразованием задания и стимула.

Общими чертами творчески активных людей являются ярко выраженная индивидуальность и эмоциональная гибкость.

 


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 2283; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!