Гомеровский вопрос: «Существовал ли Гомер и был ли он автором «Илиады» и «Одиссеи?»



Причины появления вопроса:

-  присутствие в тексте анахронизмов, текстовых неувязок, противоречий, недовведенных до конца мотивов;

- отсутствие биографии Гомера и любых свидетельств его жизни.

 

Учёные Мусейона впервые высказали сомнения. Они не сомневались в существовании Гомера и в том, что он написал «Илиаду», однако сомневались ,что ему принадлежит и «Одиссея».

В 17 веке во Франции был поставлен вопрос вновь. Д’Обиньяк указал на сюжетные неувязки и противоречия и высказал идею о том, что Гомеров было несколько.

1-ый труд по гомеровскому вопросу - «Введении к Гомеру» (1795 г.)

Идею развил немецкий профессор Фридрих-Август Вольф. Доказывал, что гомеровская поэма представляет собой механическое соединение разрозненных песен, сочинённых в разное время разными поэтами, среди которых, возможно, был и Гомер. Окончательную же форму отдельные части эпоса получили при афинском тиране Писистрате в 6 в, когда были записаны.

Спор длится 2 века (до 19). Выделяется два течения – аналитики или вольфеанцы и унитарии.

Аналитики (вольфеанцы):

- Шлегель – «теория коллективного творчества» - художественная целостность поэм связана не с творческим замыслом индивидуального автора, а с единством «творящего народа». Гомеровский эпос является результатом коллективного творчества народных поэтов, возможно продукт состязаний аэдов и рапсодов.

- Лахман – «песенная теория» - механическое соединение разрозненных песен. Каждое поколение певцов создают, а один собрал во едино. Илиада как соединение 18 песен малого размера.

- Германн – «теория первоначального ядра» - расширение некоего «ядра», заключавшего в себе уже все основные моменты сюжета поэм, по принципу «снежного кома». Позднейшие поэты расширяли и дополняли эти эпосы введением нового материала; иногда возникали параллельные редакции одного и того же эпизода.

 

Унитарии:

- Гегель - гомеровские поэмы «образуют истинную, внутренне ограниченную эпическую целостность, а такое целое способен создать лишь один индивид.

- Гнедич – русский переводчик «Илиады».

Теория унитариев:

1. В текстах поэм действительно есть анахронизмы, но они существуют в пёстром смешении.

2. В текстах действительно есть неувязки, неточности, не доведённые до конца мотивы, но есть элементы единства, что объединяют каждую из поэм в худ. целое.

3. Несомненен высокий уровень эпического мастерства поэм, который не может возникнуть из механического соединения кусков.

4. Противоречия объясняются позднейшими вставками и искажениями.

 

ГРЕЧЕСКИЙ ДИДАКТИЧЕСКИЙ ЭПОС. «ТРУДЫ И ДНИ» ГЕСИОДА

Дидактический эпос - поучительное, наставительное повествование с элементами практических советов на бытовую тематику.

Генеалогический эпос - повествование о происхождении мира, богов и людей в рамках мифологического мировоззрения.

Характеристика дид. эпоса:

1. Слушатели – крестьяне.

2. Произведения носят нравственный, поучительный характер.

3. Сухой и краткий стиль написания.

4. Вера в божественную справедливость и единоспасающую силу труда.

 

В эпоху ломки старинных общественных отношений Гесиод выступает как поэт крестьянского труда, учитель жизни, моралист и систематизатор мифологических преданий.  От Гесиода сохранились две поэмы: «Теогония» (Происхождение богов) и «Работы и дни». Поэмы Гесиода представляют собой попытку систематического осмысления мира и жизни с позиций свободного земле дельца. Средства осмысления мира у Гесиода еще чисто фольклорные – мифы, притчи, поговорки, правила народной мудрости, но систематизация этого материала продиктована уже потребностью в выработке сознательного миросозерцания и стремлением углубить нравственные понятия.

В этом отношении особенно показательна поэма «Работы и дни». Она написана в форме «увещания», обращенного к брату поэта Персу, который вел с Гесиодом тяжбу о наследстве, выиграл ее с помощью «царей-дароядцев» и затем, обеднев, имел намерение завести новую тяжбу. Несправедливые притязания Перса и его бедственное положение служат у Гесиода предлогом для развертывания целого кодекса нравственных правил и хозяйственных наставлений. Гесиод убеждает Перса не рассчитывать на неправду и советует искать обогащения в труде. Однако разработка темы «справедливости» и «труда» выходит далеко за пределы предполагаемого судебного процесса, и обращение и Персу является лишь формой, обычной для жанра «наставлений»: в действительности поэма Гесиода рассчитана на гораздо более широкую аудиторию.  

Размышления и наставления Гесиода группируются, таким образом, вокруг нескольких тем: установленные богами условия человеческого существования, справедливость и насилие, труд земледельца, мореплавание, «дни».

 


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 637; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!