История появления человеческой цивилизации (Быт.4 - 5 гл.). Каин и Авель: история братоубийства. Характеристика каинитов и сифитов. Допотопные патриархи.



Бытие гл.4

•     Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа.

•     И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец.

•     Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу,

•     и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его,

•     а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его.

•     И сказал Господь [Бог] Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое?

•     если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним.

•     И сказал Каин Авелю, брату своему: [пойдем в поле]. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его.

•     И сказал Господь [Бог] Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему?

•     И сказал [Господь]: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли;

•     и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей;

•     когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле.

•     И сказал Каин Господу [Богу]: наказание мое больше, нежели снести можно;

•     вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня.

•     И сказал ему Господь [Бог]: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь [Бог] Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его.

•     И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема.

•     И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох.

•     У Еноха родился Ирад [Гаидад]; Ирад родил Мехиаеля [Малелеила]; Мехиаель родил Мафусала; Мафусал родил Ламеха.

•     И взял себе Ламех две жены: имя одной: Ада, и имя второй: Цилла [Селла].

•     Ада родила Иавала: он был отец живущих в шатрах со стадами.

•     Имя брату его Иувал: он был отец всех играющих на гуслях и свирели.

•     Цилла также родила Тувалкаина [Фовела], который был ковачом всех орудий из меди и железа. И сестра Тувалкаина Ноема.

•     И сказал Ламех женам своим: Ада и Цилла! послушайте голоса моего; жены Ламеховы! внимайте словам моим: я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне;

•     если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро.

•     И познал Адам еще [Еву,] жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф, потому что, [говорила она,] Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин.

•     У Сифа также родился сын, и он нарек ему имя: Енос; тогда начали призывать имя Господа [Бога].

 

Бытие гл.5

•     Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его,

•     мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их.

•     Адам жил сто тридцать [] лет и родил [сына] по подобию своему [и] по образу своему, и нарек ему имя: Сиф.

•     Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот [] лет, и родил он сынов и дочерей.

•     Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет; и он умер.

•     Сиф жил сто пять [] лет и родил Еноса.

•     По рождении Еноса Сиф жил восемьсот семь [] лет и родил сынов и дочерей.

•     Всех же дней Сифовых было девятьсот двенадцать лет; и он умер.

•     Енос жил девяносто [] лет и родил Каинана.

•     По рождении Каинана Енос жил восемьсот пятнадцать [] лет и родил сынов и дочерей.

•     Всех же дней Еноса было девятьсот пять лет; и он умер.

•     Каинан жил семьдесят [] лет и родил Малелеила.

•     По рождении Малелеила Каинан жил восемьсот сорок [] лет и родил сынов и дочерей.

•     Всех же дней Каинана было девятьсот десять лет; и он умер.

•     Малелеил жил шестьдесят пять [] лет и родил Иареда.

•     По рождении Иареда Малелеил жил восемьсот тридцать [] лет и родил сынов и дочерей.

•     Всех же дней Малелеила было восемьсот девяносто пять лет; и он умер.

•     Иаред жил сто шестьдесят два года и родил Еноха.

•     По рождении Еноха Иаред жил восемьсот лет и родил сынов и дочерей.

•     Всех же дней Иареда было девятьсот шестьдесят два года; и он умер.

•     Енох жил шестьдесят пять [] лет и родил Мафусала.

•     И ходил Енох пред Богом, по рождении Мафусала, триста [] лет и родил сынов и дочерей.

•     Всех же дней Еноха было триста шестьдесят пять лет.

•     И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его.

•     Мафусал жил сто восемьдесят семь лет и родил Ламеха.

•     По рождении Ламеха Мафусал жил семьсот восемьдесят два года и родил сынов и дочерей.

•     Всех же дней Мафусала было девятьсот шестьдесят девять лет; и он умер.

•     Ламех жил сто восемьдесят два [] года и родил сына,

•     и нарек ему имя: Ной, сказав: он утешит нас в работе нашей и в трудах рук наших при возделывании земли, которую проклял Господь [Бог].

•     И жил Ламех по рождении Ноя пятьсот девяносто пять [] лет и родил сынов и дочерей.

•     Всех же дней Ламеха было семьсот семьдесят семь [] лет; и он умер.

•     Ною было пятьсот лет и родил Ной [трех сынов]: Сима, Хама и Иафета.

 

 

Бог призрел на жертву, которую принес Авель, и не призрел на жертву, принесенную Каином. Традиционно в святоотеческих толкованиях это объясняется тем, что Каин принес жертву небрежно, не разбирая того, что он приносит в жертву, не самое лучшее из того, что он мог принести. И результатом этого, – правда же, дело серьезное, человек с небрежностью отнесся к Богу, – следует, если можно так сказать, пренебрежительное отношение Бога к этой жертве. Но это не наказание, не смерть Каина, не проклятие, а скорее некоторое предупреждение о том, что такового рода жертвы (как в русской пословице: прими Боже, что нам негоже) не совсем Богу угодны.

Тем не менее, Каин находит путь к тому, как все-таки получить благоволение Божие, но путь этот уже продиктован падшим человеческим разумом: по-видимому, Каин решает, что если он убьет своего брата, то Богу просто не на кого будет изливать Свои благоволения, и Каин опять окажется наследником и любимцем Божьим, потому что больше некого будет любить.

Каин убил Авеля. Мы уже сказали, что посягательство на жизнь человека есть вопрос религиозный, есть вопрос отношения человека с Богом. Более того, я не случайно обратил ваше внимание на то, что за недостойное жертвоприношение Каин наказание не понес, а вот за убийство Авеля он был наказан. Вот здесь уже мы с вами к чему приближаемся? К двуединой заповеди, да: почитания Бога, то есть любви к Богу и любви к ближнему. Если вы вспомните притчу, описание страшного суда в Евангелии, то Господь Иисус Христос говорит: что вы сделали одному из малых сих, то вы сделали Мне.

И снова мы видим, что человеку предлагается раскаяние. Во-первых, Каину до его греха предлагается остановиться, то есть Господь показывает Каину, что путь его и намерения его Ему известны; однако не хватает его за руку, поскольку никогда не нарушает свободы человека.

поскольку Господь спрашивает: «Где Авель, брат твой?» И в ответ слышатся слова, которые не меньше, чем слова падшего Адама о Еве, являются девизом падшего человечества. Каин говорит: «Не знаю; разве я сторож брату моему?»(Быт.4:9). Здесь в данном случае следом за грехом (братоубийства) идет новый грех – грех лжи, грех отвержения предложенного покаяния. Варианты этой фразы: это его личное дело, а мне какая разница, это меня не касается, это его проблемы и т.д. В этих словах звучат то же самое каиново: разве я сторож брату моему?

И после этого уже Каин получает проклятие. Господь говорит: «когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать свои силы для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле». И это тоже очень важно. Экологические катастрофы, о которых сейчас говорят, связаны не только с техногенностью нашей цивилизации. Они связаны еще и с тем, что земля не может выносить греховности человека.

 

От Каина происходит уже чем далее, тем более развращенное потомство, и можно обратить внимание на то, что в его потомстве Священное Писание указывает начало производства разных орудий из меди и железа и начало игры на гуслях и на свирели, начало такой светской культуры. Про других потомков Адама сначала такого не говорится. Первые серьезные проявления того, что сейчас называют культурой, такие как изготовление орудий из меди и железа, изготовление музыкальных инструментов и игра на них усваиваются именно потомкам Каина. Почему так происходит? Мы видим в истории примеры, когда автономно существующая или вернее пытающаяся автономно от Бога существовать культура пытается собой полностью духовную жизнь подменить. Что относят обычно к духовной сфере жизни человека? – стихи, песни, изобразительное искусство и так далее, – некое порождение души человеческой, душевность, которая претендует на то, чтобы быть духовностью, то есть той областью, в которой собственно происходит встреча и содействие духа человеческого с Духом Божьим. Поэтому не случайно здесь это соотнесение с потомками Каина. Так же потомкам Каина усваивается строительство первого города. На лекциях по библейской археологии вам рассказывали о строительстве древнего Иерихона. И хотя вряд ли этот Иерихон, раскопанный археологами, и есть тот самый город, построенный каинитами, тем не менее, он производит удивление, правда? На земле, где все живут в шатрах, и воюют тем, что под руку подвернулось, чем работают; вдруг кто-то сооружает такой город. Что это такое? Желание обнести себя стеной, сесть внутри и почувствовать себя, наконец, в безопасности. Еще одно проявление состояния падшего человека: желание забраться куда-нибудь поглубже, загородиться от Бога и от всего мира и в этой мнимой безопасности пребывать.

Из сыновей Адама упомянут в Писании еще один – Сиф. «Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, Которого убил Каин», – говорит Ева (Быт.4:25). Больше никаких детей Адама и Евы не называется; тем не менее, судя по тому, что заключаются браки и рождаются следующие поколения, каких-то детей можно предположить ещё; поскольку традиционное учение, которого придерживается Церковь – это происхождение всего человечества от единой пары – от Адама и Евы. Благочестивая, если можно так сказать, ветвь человечества идет как раз от этого третьего сына Адама – от Сифа, так как о нем сказано: «Тогда стали призывать имя Господа» (Быт.4:26). Другой возможный перевод: «Тогда стали называться именем Господним». Отсюда, возможно, наименование «сынов Божиих». Наибольшее внимание из допотопных, как мы их называем, патриархов, которых было десять, следует уделить Еноху. Почему? – потому, что о нем говорится нечто странное: «и ходил Енох пред Богом, и не стало его, потому что Бог взял его» (Быт.5:24). Обратите внимание на эти слова: «и ходил Енох пред Богом», – казалось бы, ну ходил кто-то и ходил. Тем не менее, в этих трех словах – «ходил пред Богом» – очень емко выражается норма ветхозаветной праведности. Здесь показывается все устроение души человека и устроение его сердца, и расположение всех его дел: это человек, который постоянно памятует о Боге, человек, который постоянно осознает себя пребывающим в присутствии Божием. Причем не теоретически, а практически, поскольку говорится, что он «ходил». Не просто размышлял о Боге, но все свои дела, все свои действия располагал именно как раб Божий. Говорится о том, что он прожил триста шестьдесят пять лет, – вот если мы посмотрим, то время жизни остальных патриархов довольно существенное: 800 и 900 лет. О Енохе же говорится, что он прожил 365 лет, и не стало его, «потому что Бог взял его», – в этом он уподобляется пророку Илии, который также был взят на небо, так и не вкусив смерти. Енох – первый великий ветхозаветный праведник, хотя о нем ничего не говорится более того, что он «ходил пред Богом».

Допотопная история заканчивается на патриархе по имени Ной.

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 527; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!