История грехопадения и суда Божия (3 гл.). Мессианское обетование. Последствия грехопадения: разрыв с Богом, воздействие греха на душу, тело, космос, изгнание из рая, смерть.



 

Бытие глава 3:

 

•     Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?

•     И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть,

•     только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.

•     И сказал змей жене: нет, не умрете,

•     но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.

•     И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел.

•     И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания.

•     И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая.

•     И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: [Адам,] где ты?

•     Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся.

•     И сказал [Бог]: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?

•     Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел.

•     И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела.

•     И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей;

•     и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту*. //*По другому чтению: и между Семенем ее; Он будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить Его в пяту.

•     Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою.

•     Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей;

•     терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою;

•     в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься.

•     И нарек Адам имя жене своей: Ева* ибо она стала матерью всех живущих. //*Жизнь.

•     И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их.

•     И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.

•     И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят.

•     И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни.

 

 

В содержание этой главы входит повествование об искусительных речах змея к жене (1-5 стихи), нарушении прародителями данной им заповеди (6-7 стихи), призвании их Богом к покаянию и их нераскаянности (8-13 стихи), повествование о суде Божием над змеем и первообетовании о Спасителе мира (14-15), о наказании жены (16 стих), и мужа (17-18 стихи), наречении Адамом имени жены (20 стих), даровании Богом людям одежд (21) и изгнании прародителей из рая (22-24 стихи).

При искушении жены через змея, хитрейшего из всех животных (Мф. 10, 16), действовал диавол, а змей был только орудием искушения: из того обстоятельства, что искусительные речи змея клонились к тому, чтобы соблазнить человека, преступить заповедь Божию, поступить против воли Божия и тем увлечь человека к греху и погибели, следует, что под змеем скрывалось существо злое и богопротивное. Сам Спаситель называет диавола «человекоубийцею искони» и «отцом лжи».

6 стих

Главным побуждением жены ко греху была гордость, желание сделаться равною Богу и затем чувственные плотские влечения: предполагаемый хороший вкус плодов и прекрасный вид древа познания добра и зла.

Таким образом, в жене открывались те греховные состояния, те похоти, которые, по Апостолу (1 Ин. 2, 16) возбуждаются в человеке предметами мира: «похоти плоти» («дерево хорошо для пищи«), «похоть очей» («оно приятно для глаз«) и «гордость житейская» («оно вожделенно, потому что дает знание«). Увлекаемая этими похотями жена, сама вкусив от запрещенного древа, прельстила и мужа нарушить заповедь Божию. Адам последовал примеру жены, конечно, по тем же убеждениям, которые влекли ко греху Еву.

7-13 стихи

Следствия нарушения заповеди не замедлили обнаружиться. Повествование бытописателя показывает, что нарушение заповеди отозвалось на всех душевных силах человека, что грех коренным образом извратил, потемнил образ Божий, заложенный в человеке.

 

То есть выбор сделан, и человек отделяет себя от Бога, и заметим, что автоматически происходит отделение одного человека и от другого. Увидели Адам и Ева, что они наги (Быт.3:7), – правда? То есть, что такое они увидели? Почему они этого раньше не видели, а теперь вдруг увидели и устыдились? То есть, происходит разделение и между людьми: если раньше они были одна плоть, как единое существо, то теперь , как Бог для них стал чужим и посторонним, точно так же и люди друг для друга делаются посторонними, и вот этот взгляд постороннего человека естественно приводит к стыду. Но это – психологическое толкование. А еще следует говорить о главном – о лишении покрова божественной благодати, без которой человек уже не человек. Это и есть источник срама, о котором идет речь в каноне преподобного Андрея Критского.

 

14-15 стихи

Слова наказания, обращенные к змею, следует рассматривать с двух сторон: с одной стороны, они имеют отношение к змею, а с другой, главным образом, они относятся к диаволу. Господь обрекает змея на постоянное унижение и лишает его некоторых естественных совершенств.

По отношению к диаволу, проклятие пред всеми скотами и зверями указывало на вечное и непрестанное отчуждение его от Бога, обречение же диавола в виде змея на пресмыкание указывало на его будущее полное унижение.

Как начало этого будущего унижения диавола Самим Богом полагается вражда между змием и женою, между семенем змия и семенем жены.

Под змием и его семенем должно разуметь всех врагов добра и правды, то есть диавола и ангелов его, а также людей злых и нечестивых.

Под семенем жены следует разуметь все же прежде всего Христа Спасителя. Результатом борьбы, положенной Богом между семенем змия и жены, будет совершена победа над диаволом: «оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту«.

В греко-славянском тексте смысл еврейского подлинника в настоящем случае передается не совсем точно. Вместо «блюсти (наблюдать) будет«, здесь следует, согласно с еврейским текстом, читать «разможжит», «сотрет»главу змея, глаголу же «блюсти«, толковники дают значение нападения, уязвления и всему этому выражению дают следующий смысл: оно (то есть семя жены), будет поражать тебя в голову, а, ты будешь жалить его в пяту, то есть диавол будет причинять семени жены незначительный вред, а семя жены окончательно сокрушать власть диавола. Исполнение этого обетования можно видеть в искупительной смерти Христа Спасителя, Который пришел на землю, чтобы «разрушить дела диавола» (1 Ин. 3, 8) и «связать дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана» (Ап. 20,2).

Таким образом, Господь, предав проклятию виновника падения прародителей, вместе с тем дал им спасительное обетование о будущем Избавителе, Который победит диавола.

И Адам выразил свою веру в обетованного Искупителя в наименовании жены своею Евою, то есть «жизнь» (20 стих), а Ева в наименовании трех сыновей своих — Каина («приобретение»), Авеля («плач» или «суета») и Сифа («основание»).

Церковь христианская в словах суда Божия над змием видит первое обетование о Спасителе и потому называет это обетование «первоевангелием».

16 стих

В наказание жене полагаются болезни чадорождения и подчинение мужу.

17-19 стихи

Наказание мужу, прежде всего, выразилось в проклятии земли, то есть земля, ранее в изобилии дававшая человеку свои плоды, теперь лишается своих сил.

 

Тяжелый изнурительный (в поте лица) труд человека по отношению к земле не всегда будет достаточно вознаграждаться, вместо ожидаемых плодов, земля будет приносить «тернии и волчцы». Вместе с землею, должно думать, и царство животных лишилось своих совершенств.

Во-вторых, Господь осуждает человека на смерть и эта смерть становится уделом всего человечества.

22-24 стихи

Пред изгнанием прародителей из рая, как при сотворении человека (1, 26) и жены (2, 18), происходит собеседование между Лицами Святой Троицы, чем указывается на важность имеющего совершиться события. В словах Господа, сказанных при этом: «вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло» выражается укоризна человеку и сожаление о его неразумии, побудившем возмечтать о равенстве с Богом.

И, наконец, изгнание из рая. Почему, зачем? Рай – это место, где человек мог свободно общаться с Богом. После падения Адам пытался скрыться от Бога, где-то среди растений райских, и отказался от покаяния, от примирения с Богом. Таким образом, дальнейшее пребывание в раю для него уже было нецелесообразным, поскольку он с Богом быть не желал; но с другой стороны, он самовольно уже исполнил срок своего испытания. В 22-м стихе есть такие слова: «и сказал Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно...». Поскольку Адам уже некоторым образом утвердился во зле, причастие вечной жизни для него будет губительным, потому что тогда он вполне уже может идти по пути не богоуподобления, а дьяволоуподобления, все более и более совершенствуясь в делании зла.

 

Вопрос в том, является ли смертность человека наказанием или благодеянием для самого человека? Несомненно, что она является и тем и другим, но наказанием не в смысле мстительного желания Бога сделать человеку плохо за то, что он непослушный, а как некое логическое следствие того, что человек сам сотворил. То есть, можно сказать, что если человек выпрыгнул из окна и переломал себе ноги и руки – он этим наказан, но он сам же автор этого наказания. Поскольку человек не самобытен, и вне общения с Богом он существовать не может, то смерть полагает и некий предел возможности развиваться во зле.

С другой стороны, смерть, как вы сами из практического опыта можете знать, является очень важным вразумляющим фактором для человека, нередко только перед лицом смерти он оказывается способным задуматься о вечном.

И, в-третьих, мы с вами знаем, что смерть, которая явилась наказанием для человека, явилась и источником спасения для него впоследствии, поскольку через смерть Спасителя человек был восстановлен, и стало для него возможным утраченное богообщение.

 

В изгнании человека из Рая звучит первое обетование Божие человеку о его спасении, когда говорится человеку о том, что проклята земля за тебя и путь жизни твоей будет скорбь. Вот здесь впервые появляется в Писании это слово скорбь, до этого о скорбях ничего не говорилось. Даётся мужу скорбь в трудах, даётся скорбь жене в рождении, и потом, когда Господь проклинает змея, говорится, что «вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем её; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт.3:15). Здесь в таком скрытом виде содержится пророчество, поскольку говорится о таинственном семени жены, что, вообще говоря, довольно странно, т.к. в обычном словоупотреблении семя – от мужа, а не от жены. В обетовании о семени жены, несомненно, мы имеем предсказание о Спасителе, который придет от Девы и поразит змия – диавола, и избавит человечество от его власти, в которую человечество добровольно попало. Образ семени для нас становится признаком мессианского обетования. Это обетование (3:15) называют иногда Первоевангелием.

 

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 547; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!