Введение в Пятикнижие Моисея. Название, состав и вопрос о происхождении. Вопросы авторства и литературные источники.



 

Пятикнижие занимает важнейшее место среди других книг Священного Писания, потому что в нем содержатся фундаментальные истины библейского Откровения.

Пятикнижием называются первые пять книг Священного Писания. Термин «Пятикнижие» появляется впервые у Оригена и у Тертуллиана, то есть у христианских авторов. В самом тексте Ветхого Завета эти книги называются либо «Закон», либо «Закон Моисеев», либо «книги Закона Божия». Традиционное иудейское название также «Закон» – «Тора».

 

Все эти книги называются законоположительными, потому что содержат в себе преимущественно Богом данные через Моисея еврейскому народу разнообразные законы, коими предначертан был весь строй жизни еврейского народа и очерчена вся сущность ветхозаветного учения, все его основы и идеалы.

 

Каждая из книг в еврейской традиции обычно называется по первым словам. (По аналогии – в современной поэзии ненадписанное автором стихотворение называется по своим первым словам).

В традиции Септуагинты, то есть греческого перевода Священного Писания, каждая из этих книг переводчиками была озаглавлена в соответствии с ее основным содержанием, и эти книги получили названия:

первая книга – Генесис, то есть происхождение или становление, или в славянском переводе Бытие,

вторая книга Эксодес, то есть Исход,

третья – Левитикон (Левит),

четвертая книга – Арифми (Числа)

и пятая книга – Девтерономион (Второзаконие).

 

В книге Бытия излагается история происхождения мира, грехопадения, потопа, избрания и жизни патриархов Авраама, Исаака, Иакова и Иосифа до смерти последнего.

В книге Исход повествуется о рождении и избрании Моисея, исход из Египта, прибытие к Синаю и излагаются Синайские законы и построение скинии.

В книге Левит излагаются законы о жертвах, священстве, о чистоте физической и моральной, о праздниках, субботних и юбилейных годах и пророчества Моисея о евреях (26 гл.).

В книге Чисел излагаются исчисления всех евреев, издание некоторых законов, приготовление евреев к удалению от Синая, удаление от Синая, 40-летнее странствование и завоевание васанской и галаадской областей с разделением их и некоторыми законами о коленных владениях.

Во Второзаконии излагаются речи Моисея на моавитских полях, в коих повторяются его законы, излагаются некоторые новые или видоизменяются, сообразно нуждам оседлой жизни прежде данные законы, и излагаются пророчества, прощальная песнь и благословение еврейским коленам Моисея, с замечанием о его смерти.

 

Вопросы авторства.

Сведения о писателе Пятикнижия.

Моисей — великий пророк, законодатель и вождь народа еврейского. Он был сыном благочестивых потомков Левия Авраама и Иохаведы (Исх. 2, 1-2; Исх. 6, 7) и родился в самое тяжелое время страданий потомков Иакова в Египте, когда последовало повеление фараона бросать всякого еврейского младенца-мальчика в воду. Однако, по вере своих родителей, Моисей был спасен от смерти (Евр. 11, 23).

Усыновленный дочерью фараона, он «был научен всей премудрости египетской» (Деян. 7, 21-23) и 40 лет прожил при царском дворе. Но потом, навлекши на себя гнев фараона заступничеством за своих угнетенных единоплеменников, Моисей оставил Египет и укрылся в земле Мадиамской.

Здесь, поселившись в доме священника Иофора и женившись на его дочери, Моисей в уединении пустыни возрастал духовно, подготовлялся Божественным Промыслом к делу освобождения Израиля от египетского порабощения (Евр. 11, 24-27).

Призванный к этому великому делу при Хориве, после сорокалетнего пребывания в земле Мадиамской (Деян. 7, 30) Моисей вместе с братом Аароном явился в Египет перед лицом фараона. Когда последний добровольно не освободил Израиля, Моисей вывел евреев из Египта после страшных казней, которыми последний был поражен.

Затем, приведя евреев к горе Синай, Моисей явился ходатаем, посредником (Гал. 3, 19), чрез которого заключен был с Израилем синайский завет и даны были Богом различные законы; здесь же, под руководством Моисея, по указанию Господа, был построен переносной храм евреев — скиния свидения.

После почти годичного пребывания у подножия Синая, Моисей повел народ Израиля к пределам земли обетованной, на границах которой последовало возмущение народа, вызвавшее наказание его 40-летним странствованием по пустыне.

В течение этого 40-летнего странствования Моисей явился вождем, чрез которого Бог чудесно спасал Свой избранный народ, посылал ему Свои благодеяния и возвещал Свои грозные суды и приговоры. Наконец, в последний год странствования под водительством Моисея было совершено завоевание восточно-заиорданской области Палестины.

Свою жизнь великий вождь Израиля закончил около последнего стана на восточной стороне Иордана, на горе Нево, с которой он мог созерцать западно-заиорданскую землю.

 

 

Издавна утвердившееся в христианской и еврейской литературе название: Пятикнижие Моисея – указывает на общепринятое мнение о происхождении его от Моисея. Для христианского верующего сознания это мнение имеет основание в словах Иисуса Христа: не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцем, есть на вас обвинитель Моисей, на котораго вы уповаете. Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне. Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам? (Ин.5:45–47). Здесь, очевидно, разумеется Пятикнижие Моисея с его пророчески преобразовательным характером, признававшимся всеми иудеями. Других писаний Моисея иудеи во время Христа, равно как и прежде и после Него, не знали.

 Ссылку на Закон Моисея делали и апостолы.

Первая по времени своего происхождения после Пятикнижия книга Иисуса Навина начинается повествованием об избрании умершему Моисею преемника И. Навина, т.е. с того периода еврейской истории, до которого доведено было повествование во Второзаконии. В книге И.Навина содержится много ссылок на Закон Моисея, как на основной закон; на необходимость исполнения Закона Моисея.

В последующее время во ветхозаветных исторических книгах употребляется терминология и изречения из Пятикнижия.

Исторические повествования Пятикнижия повторяются нередко с дословной точностью у псалмопевцев, например, история творения мира и человека (Быт.1 гл. Пс.8; 24:12; 32:6; 135:4–9), история патриархов (Пс.46:10; 80:6), обетование Иуде (Быт.49 Пс.59:9), синайское законодательство (Пс.80:1–6), сорокалетнее странствование (Пс.77:13–34; 135:16) и победы над Сигоном и Огом (Пс.135:17–20). В 104 и 105 псалмах воспроизводится почти вся история еврейского народа, излагаемая в Пятикнижии, и рассматривается согласно теократическому воззрению Моисея.

Вообще все догматическое и нравственное учение, раскрываемое в учительных книгах, покоится на Пятикнижии, как на фундаменте; учение Пятикнижия служит исходной точкой для всей их премудрости. Цитатами можно бы наполнить целые тома. Достаточно прочесть одну-две главы, чтобы убедиться в этом.

Такое же значение Пятикнижие имело и для пророков. Пророческая деятельность состояла в сохранении среди еврейского народа тех надежд и обетовании, которые возвещены были его предкам, и в поддержании среди него того нравственного настроения, которое требовалось его призванием и очерчено в Пятикнижии. Без последнего немыслимы пророческая деятельность и письменность, и Пятикнижие отражается во всех пророческих речах.

Серьезным доказательством подлинности Пятикнижия, в его законодательных отделах, служит характер и способ изложения в нем законов – характер хронологически-летописный, а не систематический. Так, писатель как бы день за днем излагает постепенно законы, соответственно тому, как по мере надобности и нужды они открывались ему Господом, а им сообщались народу (Исх.18; 20–23; 35; Лев.10; 16; 24; Числ.34). При этом видно, что некоторые законы постепенно пополнялись и выяснялись частными постановлениями, вызываемыми различными нуждами времени и обстоятельств

Наконец, положительным доказательством подлинности и древности Пятикнижия, в сравнении со всеми другими ветхозаветными книгами, служат особенности языка его, так называемые архаизмы.

До XVII века никогда и никем особенно не оспаривалось авторство Моисея. Начиная с XVII века, такие попытки предпринимались, но каких-то убедительных результатов пока до сих пор не получено. Наиболее серьезные аргументы в пользу того, что все эти книги были написаны очень поздно, вплоть до послепленной эпохи, были выдвинуты в XIX веке. Однако открытия, и исторические, и палеографические, и археологические, сделанные в ХХ веке, совершенно обесценили эти достижения науки XIX века, вернув нас к тому, что Церковь знала от самого начала, что все-таки эти книги написаны Моисеем. Это, впрочем, не исключает действительно каких-то более поздних редакций, которые могут встречаться в тексте этих книг. Например, ничто не мешало более позднему переписчику добавить при описании какого-то места, что сейчас, то есть во время этого переписчика, имя этому месту такое-то, и эта вставка совершенно не должна обозначать, что и целиком весь этот фрагмент написан именно в то время, когда такой топоним действительно употреблялся.

Пятикнижие издавна привлекало к себе внимание толковников.

Укажем лишь некоторые пособия, особенно важные для православного богослова. Таковы, прежде всего, отеческие творения. Св. Ипполит объяснял Шестоднев и части Пятикнижия (Migne. Patrologiae. X t.). Ориген аллегорически и гомилетически в комментариях изъяснял многие отделы Пятикнижия (Ibid. 12, 45–818). У Евсевия Кесарийского (Ргаер. Evang. VII и VIII tt.) находится много своих изъяснений и помещены отрывки из древних, ныне утраченных, трудов (М. 22 t.). Василий Великий изъяснял Шестоднев (1-й т. его творений по рус. переводу. М. 29 t.). Его труд продолжил и пополнил Григорий Нисский (1-я ч. его творений по рус. переводу. М. 44 t.). Иоанн Златоуст в 67 беседах и 9 словах изъяснял Пятикнижие (4-й т. по рус. изд. 1898 г. М. 53 и 54 tt.). Ефрем Сирин в двух комментариях: более обширном аллегорического характера, и более кратком – буквальном, изъяснял все Пятикнижие (VI т. его творений по рус. переводу. М. 1861 и 87 гг. Орег. Syr. I t.). Кирилл Александрийский в двух трудах: «О поклонении Богу в духе и истине» и «Глафиры» изъяснял аллегорически-прообразовательно Моисеево законодательство (4 и 5 части по рус. перев. М. 1886–1887 гг. М. 68 и 69 tt.). Бл. Феодорит разрешает много вопросов экзегетического характера (1 ч. его творений по рус. перев. М. 1855 г. М. 80 t.). В западной Церкви Амвросий Медиоланский изъяснял Шестоднев, повторяя Василия Великого и Оригена; а также аллегорически излагал жизнь патриархов: Авраама, Исаака и Иакова (Migne. 14 t.). Бл. Иероним составил «Еврейские вопросы на Бытие» (М. 231.). Особенно много писал, хотя не в экзегетическом, а в догматико-полемическом духе, бл. Августин. Таковы: Вопросы на Семикнижие; О Бытии по букве 12 книг; О Бытии по букве против Манихеев; О граде Божием (3–6 части по рус. переводу. М. 32 и 34 tt.). Нужно, впрочем, заметить, что кроме вопросов на Семикнижие, труды Августина касаются лишь начальных глав Бытия, и несмотря на их заглавия, никакого буквального изъяснения не заключают. Творение «О граде Божием» имеет библейско-исторический характер.

Русские экзегетические труды: Митр. Филарет. Записки, руководствующие к основательному разумению книги Бытия. М. 1867 г. Пластов. Священная летопись первых времен мира и человечества, как путеводная нить при научных изысканиях. 1–3 т. Спб. 1875–1878 гг. Прот. В. Нечаев (он же еп. Виссарион).Толкование на паремии из книг Моисеевых. М. 1876 и 1894 гг.

 

С наименование католических и протестантских трудах можно ознакомиться https://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov/vvedenie-v-vethij-zavet/6 (в конце статьи).

 

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 1064; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!