Раздел 3. Работа с текстом первоисточников



Работа с текстами первоисточников в нашем пособии представлена в таких трех формах как: а) перечень развернутых вопросов к философскому тексту; б) выявление и анализ структуры философской статьи; в) использование ключевых идей статьи в осмыслении философского текста. Все эти виды работы с текстом сориентированы на процесс выявления и интерпретации смыслов философского произведения, не лежащих на поверхности. Именно по этой причине в основу этих заданий авторы положили три важных принципах сократического поиска истины (которые могут быть дополнены, но не могут быть исключены): а) метод майевтики (искусство «наводящих вопросов»); б) выявление логики рассуждения («А не говорил ли ты только что совершенно противоположное?», – спрашивал часто Сократ); в) прояснение понятий через развернутые формулировки («Сократ: Можешь ты нам сказать, что такое справедливость?.. Друг: Но чем же еще это может быть, как не тем, что считается справедливым? Сократ: Нет, не отвечай мне так; ведь если бы ты меня спросил, что такое глаз, я бы сказал тебе: это то, чем мы смотрим... А если ты спросишь меня, что мы называем душою, я ответил бы: мы называем этим именем то, чем мы познаём… И точно так же ты скажи в отношении справедливого: для чего мы его используем? Отвечай примерно в том же духе, как я сейчас спрашивал). Таким образом, задания по работе с текстами первоисточников призваны помочь обрести первоначальный опыт поиска и обнаружения «философских неочевидностей», в котором можно очень плодотворно использовать еще и полученный в предыдущих заданиях навык «распаковки» и прояснения философских внеконтекстуальных понятий и терминов.

Философское вопрошание в интерпретации первоисточника

 Понятие вопрошание – языковое выражение наличия пустоты в познавательном стремлении, в результате которого расширяются знания о конкретной предметной области[20]. Вопрошание предполагает наличие чувства или мысли о неполноте или неточности уже известного, в результате чего возникает потребность сформулировать в языковом плане соответствующие аспекты неизвестного и искать на них ответы. В повседневной жизни формулирование вопросов ограничивается прагматической ориентацией человека и его поведением либо порождается любопытством, потребность вопрошания и его функция в процессе познания являются осознанными.

Философское вопрошание связано в первую очередь мс именем Сократа, который говорил, что в конечном итоге он «ничего не знает»; от учения Августина до идей эпохи Возрождения «учёное незнание» осознавалось во все большей степени, что заложило раз и навсегда основу прямой постановки вопросов в научном и философском мышлении. Философия сама начинается с вопросов о последних вещах, причинах и принципах природы, и важным для нее является прогрессирующая возможность задавать вопросы с каждой новой точки зрения, а не исторический ряд данных на эти вопросы ответов.

    Но философия начинается еще и с удивления, а значит, размышляет в своей книге «Адвокат философии» Владимир Варава, «с сомнения и вопрошания. Философский вопрос  –  это, в первую очередь, вопрос к самому себе. Поэтому философские вопросы всегда сильнее, значительнее, глубже, острее, весомее ответов на них. Философские вопросы стоят твёрже, основательнее, они долговечнее, чем ответы. Ответы снимаются, преодолеваются другими, новыми ответами и навсегда уходят в небытие. Вопросы же могут на время отойти на второй план, но подзабытые вопросы вдруг зазвучат с новой силой, снова становятся актуальными, обретают новый смысл… Вопросы поворачиваются к нам с разных сторон, всматриваясь в вопрос, открываешь всё новые и новые его стороны, обороты[21]…»

Практическое задание 1

Перечень вопросов к тексту К.Маркса «Тезисы о Фейербахе»

1. В самом начале текста тезисов Маркс обращается к материализму. Что такое материализм?

2. В чем Марксу видится недостаток предшествующего материализма? (предмет, действительность, чувственность берется только в форме объекта, или в форме созерцания, а не как человеческая чувственная деятельность, практика, не субъективно).

3. В чем Марксу видится несостоятельность идеализма? (деятельная сторона, в противоположность материализму, развивалась идеализмом, но только абстрактно, так как идеализм, конечно, не знает действительной, чувственной деятельности как таковой).

4. Каков главный критерий истинности утверждения? (Вопрос о том, обладает ли человеческое мышление предметной истинностью, – вовсе не вопрос теории, а практический вопрос. В практике должен доказать человек истинность, т.е. действительность и мощь, посюсторонность своего мышления).

5. Видел ли Маркс опасность в утверждении, что изменившиеся люди суть продукты измененного воспитания? Если да, то в чем они заключались? (авторы утверждения забывают, что обстоятельства изменяются именно людьми, и что воспитатель сам должен быть воспитан. Оно неизбежно, поэтому приходит к тому, что делит общество на две части, одна из которых возвышается над обществом).

6. Тезисы  о Фейербахе содержат и критику утопического социализма. В чем она заключается? (утопический социализм ориентирован на положение о воспитателях и воспитанниках).

7. Каково глубинное основание создания человеком религии, веры в бога? (земная основа отделяет себя от самой себя и переносит себя в облака как некое самостоятельное царство, может быть объяснено только саморазорванностью и самопротиворечивостью этой земной основы).

8. Афористичным является высказывание Маркса по поводу сущности человека. Воспроизведите его (сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений).

9. Объясните значение слов «абстрактный человеческий индивид». Что такое абстрагирование в принципе? Что такое абстрагирование как научный метод? (человеческая сущность рассматривается только как «род», как внутренняя, немая всеобщность, связующая множество индивидов только природными узами).

10. Какова цель так называемого нового материализма? (создать не гражданское, а человеческое общество).

11. Какую надындивидуальную роль отводит Маркс человеку? (Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его).

12. Охарактеризуйте источник. Чем он является, по сути? Что такое «тезис»? (положение, истинность которого требует доказательства).

 

Текст 1

К.Маркс

Тезисы о Фейербахе

Главный недостаток всего предшествующего материализма (включая и фейербаховский) заключается в том, что предмет, действительность, чувственность берется только в форме объекта, или в форме созерцания, а не как человеческая чувственная деятельность, практика, не субъективно. Отсюда и произошло, что деятельная сторона, в противоположность материализму, развивалась идеализмом, но только абстрактно, так как идеализм, конечно, не знает действительной, чувственной деятельности как таковой. Фейербах хочет иметь дело с чувственными объектами, действительно отличными от мысленных объектов, но самое человеческую деятельность он берет не как предметную деятельность. Поэтому в «Сущности христианства» он рассматривает, как истинно человеческую, только теоретическую деятельность, тогда как практика берется и фиксируется только в грязноторгашеской форме ее проявления. Он не понимает поэтому значения «революционной», «практически-критической» деятельности.

Вопрос о том, обладает ли человеческое мышление предметной истинностью, – вовсе не вопрос теории, а практический вопрос. В практике должен доказать человек истинность, т. е. действительность и мощь, посюсторонность своего мышления. Спор о действительности или недействительности мышления, изолирующегося от практики, есть чисто схоластический вопрос.

Материалистическое учение о том, что люди суть продукты обстоятельств и воспитания, что, следовательно, изменившиеся люди суть продукты иных обстоятельств и измененного воспитания  –  это учение забывает, что обстоятельства изменяются именно людьми и что воспитатель сам должен быть воспитан. Оно неизбежно, поэтому приходит к тому, что делит общество на две части, одна из которых возвышается над обществом (например, у Роберта Оуэна).

Совпадение изменения обстоятельств и человеческой деятельности может рассматриваться и быть рационально понято только как революционная практика.

Фейербах исходит из факта религиозного самоотчуждения, из удвоения мира на религиозный, воображаемый мир и действительный мир. И он занят тем, что сводит религиозный мир к его земной основе. Он не замечает, что после выполнения этой работы главное-то остается еще не сделанным. А именно, то обстоятельство, что земная основа отделяет себя от самой себя и переносит себя в облака как некое самостоятельное царство, может быть объяснено только саморазорванностью и самопротиворечивостью этой земной основы. Следовательно, последняя, во-первых, сама должна быть понята в своем противоречии, а затем практически революционизирована путем устранения этого противоречия. Следовательно, после того как, например, в земной семье найдена разгадка тайны святого семейства, земная семья должна сама быть подвергнута теоретической критике и практически революционно преобразована.

Недовольный абстрактным мышлением, Фейербах апеллирует к чувственному созерцанию; но он рассматривает чувственность не как практическую, человечески-чувственную деятельность.

Фейербах сводит религиозную сущность к человеческой сущности. Но сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений.

Фейербах, который не занимается критикой этой действительной сущности, оказывается поэтому вынужденным:

1) абстрагироваться от хода истории, рассматривать религиозное чувство обособленно и предположить абстрактного  –  изолированного  – человеческого индивида;

2) поэтому у него человеческая сущность может рассматриваться только как «род», как внутренняя, немая всеобщность, связующая множество индивидов только природными узами.

Поэтому Фейербах не видит, что «религиозное чувство» само есть общественный продукт и что абстрактный индивид, подвергаемый им анализу, в действительности принадлежит к определенной общественной форме.

Общественная жизнь является по существу практической. Все мистерии, которые уводят теорию в мистицизм, находят свое рациональное разрешение в человеческой практике и в понимании этой практики.

Самое большее, чего достигает созерцательный материализм, т. е. материализм, который понимает чувственность не как практическую деятельность, это – созерцание им отдельных индивидов в «гражданском обществе».

Точка зрения старого материализма есть «гражданское» общество; точка зрения нового материализма есть человеческое общество, или обобществившееся человечество.

Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его.

Практическое задание 2

Перечень вопросов

 к тексту Ж.-П. Сартра «Экзистенциализм – это гуманизм»

1. В чем заключаются, по мнению Сартра, основные обвинения в адрес учения экзистенциалистов? (созерцание и возврат к буржуазной философии, человек рассматривается автономно, в отрыве от социального целого, подчеркивается «низость» людей, констатация произвола в человеческих поступках и отсутствие критерия оценки поступков, экзистенциализм уподобляется непристойности).

2. Какова первая «оптимистическая» характеристика экзистенциализма в данном тексте? (дает человеку возможность выбора).

3. Какие классы экзистенциалистов выделены Сартром? (религиозные, атеистические).

4. Каково основополагающее положение, объединяющее этих людей? (существование человека предшествует сущности, нужно исходить из субъекта).

5. Как решается проблема сущности человека в религиозных представлениях? (Бог, создавая человека, обладает замыслом, а потом человек рождается, обладая сущностью, так как Бог знает, для чего нужно его творение – по аналогии с ремесленником и ножом).

6. На какой позиции в отношении сущности человека находится атеистический экзистенциализм? (существование человека предшествует сущности; для экзистенциалиста человек потому не поддается определению, что первоначально ничего собой не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии, причем таким человеком, каким он сделает себя сам. Таким образом, нет никакой природы человека, как нет и бога, который бы ее задумал. Человек просто существует, и он не только такой, каким себя представляет, но такой, каким он хочет стать).

7. Какова роль проекции человека в будущее? (Человек  –  это прежде всего проект, который переживается субъективно, будущее – модус времени, всегда необходимый человеку).

8. Какое необходимые следствия выводит Сартр из положения о том, что существование предшествует сущности? (Человек – это, прежде всего, проект, который переживается субъективно, человек ответственен за то, что он есть).

9. «… выбирая себя, мы выбираем всех людей» – поясните данное положение.

10. Сартр называет некоторые экзистенциальные характеристики человека, кажущиеся «громкими словами». Что это за характеристики? (тревога, отчаяние, заброшенность).

11. Поясните значение названных характеристик (нет детерминизма, человек свободен, человек  –  это свобода; Заброшенность предполагает, что мы сами выбираем наше бытие: отчаяние – «Я должен ограничиваться тем, что вижу»).

12. Учение экзистенциализма противоположно квиетизму. В чем заключается эта противоположность (квиетизм настаивает на бездействии, в том числе оправдываемом внешними «условиями», экзистенциализм же говорит о жизни как о поступках, нет ничего, что могло бы быть, но не произошло, «гений Пруста – произведения Пруста).

13. Поясните высказывание Сартра: Экзистенциализм – «единственная теория, которая не делает из него объект».

14. В чем заключается роль «другого»? (Другой необходим для моего существования, так же, впрочем, как и для моего самопознания. При этих условиях обнаружение моего внутреннего мира открывает мне в то же время и другого, как стоящую передо мной свободу, которая мыслит и желает «за» или «против» меня. Таким образом, открывается целый мир, который мы называем интерсубъективностью).

15. Каковы рассуждения Сартра о свободе? Возможно ли понимать под ней вседозволенность? (стремясь к свободе, мы обнаруживаем, что она целиком зависит от свободы других людей и что свобода других зависит от нашей свободы; я признал, что человек  –  это существо, у которого существование предшествует сущности, что он есть существо свободное, которое может при различных обстоятельствах желать лишь своей свободы, я одновременно признал, что я могу желать и другим только свободы).

16. В чем заключается вопрос о ценностях и смысле жизни по Сартру?

17. В чем заключается гуманизм экзистенциализма? (проектируя себя и теряя себя вовне, он существует как человек. С другой стороны, он может существовать, только преследуя трансцендентные цели. Будучи этим выходом за пределы, улавливая объекты лишь в связи с этим преодолением самого себя, он находится в сердцевине, в центре этого выхода за собственные пределы. Нет никакого другого мира, помимо человеческого мира, мира человеческой субъективности. Эта связь конституирующей человека трансцендентности (не в том смысле, в каком трансцендентен бог, а в смысле выхода за свои пределы) и субъективностив том смысле, что человек не замкнут в себе, а всегда присутствует в человеческом мире,  и есть то, что мы называем экзистенциалистским гуманизмом. Это гуманизм, поскольку мы напоминаем человеку, что нет другого законодателя, кроме него самого, в заброшенности он будет решать свою судьбу; поскольку мы показываем, что реализовать себя по-человечески человек может не путем погружения в самого себя, но в поиске цели вовне, которой может быть освобождение или еще какое-нибудь конкретное самоосуществление).

   Текст 2

Ж.-П.Сартр


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 2736; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!