Анализ фрагментов текста учебников



Анализ фрагментов текстов учебников направлен на распознавание персоналий в контексте особенностей соответствующих им культурно-исторических периодов. В приведенных фрагментах сконцентрированы наиболее характерные особенности философов, направлений и периодов,  которым они принадлежали, это своего рода «маркеры узнаваемости», широко используемые в системе преподавания философских курсов. Способность ориентироваться по этим меткам в историко-философском материале может значительно облегчить поиск необходимых персоналий, концепций или идей для последующего более глубокого и основательного  их освоения.

 

           Пример выполнения

    По краткой характеристике воззрений крупнейших философов прошлого необходимо определить эпоху, имя философа, соответствующее рассматриваемому периоду, и обосновать свой ответ.

 

 «Космос состоит из противоположностей. В силу этого положения данный философ был ярым противником взглядов, положивших начало метафизике, как науке о неизменных первосущностях бытия. Его же взгляды о постоянном взаимодействии сил, проявляющихся в бытии, об их влиянии на все процессы, происходящие в мире, заложили основы диалектики».

1. Определить эпоху: словосочетание «легли в основу», указывает на период зарождения философского знания, значит, это Античность.

2. Определить период: слово Космос, описание его устройства указывает на черту античной философии «космоцентризм», характерную для ее раннего периода; именно в этот период происходит формирование первых представлений о неизменности и изменчивости бытия.

3. Определить философа: утверждение о том, что мир постоянно развивается, состоит из противоположностей, принадлежало Гераклиту. Именно он был основателем диалектики и противником идеи о неизменности мира, характерной для философов-метафизиков этого же периода; именно Гераклит являлся представителем раннего периода Античной философии.

Практические задания по теме «Античная философия»

1. Определите период, школу (если имеется), соответствующее имя философа, поясните идеи и положения философа, указав недостающие термины или аспекты его концепции.

2. Объясните значение терминов и их смысл в контексте приведенного фрагмента.

Текст 1

«Космологически-натурфилософская трактовка бытия осуществляется этим философом с наивно-материалистических позиций. Однако субстанциальное основание бытия, предложенное философом, является попыткой выразить не только идею его единства, но и идею полноты и всеохватности многообразия мира, а также идею нейтральности первоосновы по отношению ко всем материальным стихиям, чего с его точки зрения не хватало у предшественника. Для этого, по мысли данного философа, в наибольшей степени подходит “…” »

 Текст 2

«Исходным пунктом рассуждений этого философа является положение о тождестве бытия и мышления. На основе чего мыслитель обосновывает воззрения, явившиеся фундаментом для развития метафизики. Так как существует, с его точки зрения, лишь то, что может быть помыслено, то он объявляет несуществующим то, что для сторонников диалектического понимания мира, составляет суть бытия. Последователем этого философа были разработаны специальные «иллюстрации», призванные логически красноречиво подтвердить положения учителя».

Текст 3

«В основе мира, по мысли этого философа, находятся вполне определенные идеальные структуры. В силу этого всё бытие «разворачивается» из них, обретая чувственно-воспринимаемые формы, но подчиняясь тем закономерностям и соразмерности, которые заложены в этих идеальных структурах. Хотя автор этих воззрений был мыслителем религиозно-мистической направленности, в наши дни он известен, как представитель точной науки».

Текст 4

 «Если и существует в мире нечто постоянное, неизменное, то оно действует в неявной, скрытой форме, полагал этот мыслитель. То же, что доступно нашему восприятию, обладает как раз противоположными характеристиками. В силу этого положения данный философ был ярым противником взглядов, называемых позднее «метафизические». Его же взгляды о неком взаимодействии сил, проявляющихся в бытии, об их влиянии на все процессы, происходящие в мире, легли в основу оформившейся позднее теории развития».

 

Текст 5

«Свою философскую задачу этот мыслитель увидел в необходимости выразить наличие и сосуществование в бытии того, что у его предшественников вызывало противоположные, однозначные утверждения. По его мысли бытие организовано механическим образом, без всякого целеполагания, в нем действуют определенное число неких сил, а также разнообразные комбинации составляющих бытия, в чем, с его точки зрения и проявляется реальное сосуществование неизменного и изменчивости в бытии. Взгляды этого философа подготовили более стройную и более известную концепцию атомистического материализма, возникшую несколько позднее».

Текст 6

 «Для этого философа оказалось привлекательным парменидовское неизменное, единое бытие. Однако по его мысли, небытие тоже должно существовать. И он в своей концепции находит место и неделимому бытию (определенным образом трансформировав его), и небытию, которое выполняет очень важную роль в устройстве мирозданья. Субстанция, предложенная философом, отразила все перечисленные идеи и определила концепцию, ставшую очень популярной. Кроме того, этот философ высказал взгляды, определившие вполне четкую философскую позицию, отразившую основной вопрос философии».

Текст 7

 «Только человек наделяет вещи существованием, полагал этот философ, а потому нет никого объективно данного общезначимого бытия. Релятивизм этого философа разделили его сторонники, распространив подобный подход на различные сферы осмысления действительности, изменив тем самым в целом статус знания в греческой философской мысли. Кроме того, их идеи существенным образом повлияли на развитие определенных наук. Именно с деятельность этих философов связывают такую черту греческой философии как античный антропоцентризм».

 

Текст 8

 «Этот философ является автором концепции антропологической этики, именуемой также этическим рационализмом, пришедшей на смену космологической натурфилософии его предшественников. Этот мыслитель обосновал возможность преодоления распространявшихся релятивистских идей. Используя интеллектуальные приемы (диалектику, иронию, майевтику), он видел своей задачей необходимость достижения общезначимых духовных ценностей. С именем этого философа связаны два очень известных изречения. Одно из них было произнесено еще Фалесом, но для описываемого мыслителя стало руководством к действию. Второе выразило своеобразный итог его философских поисков».

 

Текст 9

 «Объективно-идеалистическая концепция этого философа, положила начало целому направлению. Она охватывает широкий спектр вопросов онтологического, гносеологического и социальных аспектов. Однако построение социальной концепции основывается у этого философа на этических категориях, истолкованных идеалистически, в силу чего сама концепция является утопичной. Жанр, в котором философ излагал свои воззрения, носит диалоговый характер. Главным героем и выразителем позиции автора в этих произведениях стал его учитель».

Текст 10

 «Дороже истины ничего быть не может, даже хорошие взаимоотношения между людьми, тем более между философами, полагал этот мыслитель. Поэтому стержнем его философской концепции стала критика идей собственного учителя. Свою задачу философ увидел в необходимости доказать несостоятельность объективно-идеалистического понимания вещей и их познания, что привело его к утверждению о том, что бытие и его существование имеют свои собственные причины. Кроме того, с именем этого философа связано введение в философский оборот таких понятий как «субстанция», «материя», «форма». Также философом проделана огромная работа по систематизации всего философского наследия».

Текст 11

 «Всё, что с тобой происходит, ты должен переносить как происходящее по твоему собственному желанию. Поэтому ты должен желать, как бы зная, что всё происходит по воле Бога …   В душе мудрецов находится совершенный закон… Истинный закон является правовой причиной, согласующейся с природой. Он всеобще применим, неизменен и вечен. Он призывает к исполнению долга через свои требования и предотвращает неправильные действия с помощью своих запретов…Мы не можем быть соблюдены от его соблюдения сенатом или народом… Не может быть одних законов для Рима, других – для Афин, или одних законов сейчас и других в будущем, но есть только единственный вечный и неизменный закон, имеющий силу для всех народов и племен…Неповинующийся закону бежит от самого себя и отрицает свою человеческую природу…».

Текст 12

 «Привыкай думать, что смерть для нас – ничто: ведь всё и хорошее, и дурное заключается в ощущении, а смерть есть лишение ощущений… Таким образом, смерть не существует ни для живых, ни для мертвых, так как для одних она сама не существует, а другие для нее сами не существуют… Когда мы говорим, что удовольствие есть конечная цель, то мы разумеем не удовольствие распутников и не удовольствие, заключающееся в чувственном наслаждении, как думают некоторые, не знающие и не соглашающиеся или неправильно понимающие, но мы разумеем свободу от телесных страданий и душевных тревог».

Текст 13

 «Даже признав, что суждения людей достойны большого доверия, чем суждения неразумных животных, должно признать, что телесные и моральные различия, несомненно, существуют между людьми, требуют в этом случае воздержания от суждений о природе самих вещей. Одна и та же пища, принимаемая различными людьми, оказывает на них различное действие. В области психической главным доказательством всестороннего и даже безграничного различия в мыслительных способностях людей оказываются разногласия и споры, происходящие между философами, как вообще о вещах, так и особенно о том, что следует выбирать, и что отклонять».

Текст 14

«Душа обращена к высшему началу, созерцает высшее начало и действует по закону этого высшего начала. С другой, она частично погружается в порядок мировой жизни, является бессознательным активным началом, осуществляет первообразец на материи. Находясь на грани божественного Единого и естественного множественного, Душа в силу природной необходимости соприкасается с обоими. Но и погружаясь в чувственный мир, она остается вечным и божественным началом, созерцающим высшее… Все отдельные души происходят из одной Души как из высшего божественного начала. Существенное единство Души проявляется в способности людей сочувствовать друг другу, радоваться чужой радостью и печалиться чужой печалью».


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 2796; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!