Позиция автора по отношению к герою 11 страница



Для чего точное указание времени действия — 1954 год — в самом конце рассказа?

Трудно объяснить, можно только высказать предположения. Если бы не портретная деталь (баба Оля одета по «моде» послевоенных лет: меховая кубанка на резиночке, пальто из синего габардина с чернобуркой) и не указание на точную дату, читатель не догадался бы, что действие происходит полвека назад, настолько все типично и для нашего времени. Проблема бегства от действительности, вероятно, появилась одновременно с появлением искусства, а для XX века с изобретением кино — самого массового вида искусства — она особенно актуальна. Но читатель знает и другое: героиня живет в Советском Союзе. В 1954 году ей мог встретиться у Заставы Ильича один из тех неприкаянных, кто за долгие годы совсем не романтических странствий потерял все, лишился всяческих иллюзий.
И одиночество женщин было связано прежде всего не с недостатком мужских качеств в характере мужчин, а с недостатком самих мужчин, погибших на войне, в лагерях. Однако, рассказывая судьбу бабы Оли, писательница ни словом не обмолвилась о грозных событиях, которые переживала страна, которые не могли миновать и профессорскую жену. Так типична героиня или исключительна? Прожить в заповеднике, не услышав орудийных залпов, — возможно ли это? Жизнь души вне времени и пространства? Но при этом подробнейшее описание каких-то бытовых деталей. Как будто мы рассматриваем старую фотографию, зафиксировавшую миг жизни людей того поколения, вместе со свидетелем событий, который, не торопясь, рассказывает о происшедшем.
Учитель. Подтекст рассказа включает множество смыслов, о которых каждый из вас может поразмышлять в своей рецензии.
Обдумывая рецензию, нельзя не обратить внимание на язык рассказа. Не будем делать открытий, а послушаем, что по этому поводу говорят критики 33.

Лебедушкина О. Книга царств и возможностей // Дружба народов. — 1998. — № 4.
Стереотип наивного восприятия — куски «сырой» речи, подслушанной где-то и записанной от руки или на пленку... возникает как бы речевая естественность. Если же говорить только о поэтике, то ничего шокирующе-нового в ней нет: то же сказовое, речевое, «примитивное» слово Зощенко, обэриутов, лианозовцев, тот же гоголевский синтаксис, уходящий за границы возможностей прозы...

Вирен Г. Такая любовь // Октябрь. — 1989. — № 2.
...Эта проза лишь кажется магнитофонной записью уличного трепа, на самом деле такого впечатления автор добивается немалым мастерством. На скрещении современного упрощенного и даже опошленного языка и богатых литературных традиций выросла самобытная проза Петрушевской.

Кудимова М. Живое — это мертвое // «Книжное обозрение», «Ex libris НГ». — 1997. — 4 декабря.
Язык Зощенко, его интонацию воспроизводит... как пародист-имитатор.

Лебедушкина О. Хвост ящерицы. Две попытки прочтения Людмилы Петрушевской.
Писатели, тяготеющие к очеловеченному языку — к речи, к сказовым формам, рано или поздно начинают вызывать подозрение даже у наиболее искушенного читателя, умеющего безошибочно включаться в предложенную художественную игру. Чем большей речевой естественности достигает писатель, тем сильнее ощущение подвоха: как будто автор намеренно морочит публику, не прилагая никаких положенных усилий к обработке материала, без которой, как известно, нет «искусства», а просто подсовывает куски «сырой» речи, подслушанной где-то и записанной от руки или на пленку, то есть «записные книжки мастера».
Учитель. Творчество Л. Петрушевской многообразно, многолико, она «морочит голову» не только читателям, но и критикам, заставляя их спорить друг с другом в попытках «приписать» ее к тому или иному направлению или течению. Далеко не все из них согласны отнести творчество Л. Петрушевской к постмодернизму. Послушаем мнения литературных критиков, чтобы согласиться или не согласиться с ними.
Две группы представят домашнее задание: положительные отклики в прессе на творчество писательницы и отрицательные (монтаж). В рецензии спор с воображаемым оппонентом может стать хорошим началом или заключением.

Лебедушкина О. Книга царств и возможностей // Дружба народов. — 1998. — № 4.
Петрушевская — художник всего, «что сквозит и тайно светит», а потому смирение и скудость внешних форм ее не обманывают, некрасивость, неэстетичность человеческой жизни не пугает. Жизнь корява, как повседневная речь.

Торопов В. В чужом пиру похмелье // Звезда. — 1993. — № 4.
Самое жизнь она живописует с поистине непревзойденными безжалостностью и обнаженностью... Бытует мнение, что Петрушевская не только предельно драматизирует быт, но и драматизирует его чрезмерно.

Кудимова М. Живое — это мертвое // «Книжное обозрение», «Ех libris НГ». — 1997. — 4 декабря.
Петрушевская на сегодняшний день остается самым безыдейным русским писателем... Ее творчество глубоко коматозно. Кома исключает жизнедеятельность... Проза Петрушевской — абсолютно черное тело.

Щеглова Е. Во тьму — или в никуда? // Нева. — 1995. — № 8.
Не соглашаюсь с царящим у нее упоением распадом, в котором человек утомлен. Бессильный это путь, бесперспективный. И бессилием своим напоминающий лишний раз о том, что в основе бытия лежит все же не быт, а дух.

Пруссакова Ин. Погружение во тьму // Нева. — 1995. — № 8.
У Петрушевской хватит и духу, и сил, чтобы стучать в двери всех счастливых (= благополучных) людей по завету Чехова. Ее герой — омертвение сердец.

Васильева М. Так сложилось // Дружба народов. — 1998. — № 4.
Окончательно уйти в постмодернизм Петрушевской мешает, как ни странно, духовное строительство, от которого абсолютно свободен постмодернизм.
Учитель. Посмотрите на эпиграф, записанный на доске:

Ее проза пронизана .................. к людям.

Какое слово вставили бы критики, отрицательно оценившие ее творчество, чем восполнили бы пробел оценившие положительно?

— ...жестокостью, нелюбовью к людям. — ...состраданием к людям.

В чем убедил вас рассказ? Имеет ли к вам отношение затронутая проблема?

Во втором мнении. Убогая, беспросветная, какая-то жалкая жизнь героини вызывает не насмешку и не осуждение (что она может поделать?), а сочувствие. Но и протест: человек не должен так проживать свою единственную и неповторимую жизнь! Проблема одиночества и поиски «лекарства» от него (а тем более одиночества на склоне лет) может коснуться любого.
Учитель. Вы состоялись как читатели современной прозы, теперь вам предстоит попробовать себя в качестве рецензентов. Возможно, выбор этого рассказа можно оспорить: он нетипичный даже в череде рассказов цикла «Мост Ватерлоо», «слишком светлый». Но, я думаю, мы шли в верном направлении в понимании писательского кредо нашей современницы писательницы Л. С. Петрушевской; не случайно же на обложку сборника она вынесла этот заголовок.
Домашнее задание: напишите рецензию на рассказ Л. С. Петрушевской «Мост Ватерлоо» (на выполнение задания отводится неделя).

Рецензия
1. Представление произведения: автор, название, место и время создания и публикации.
2. Общая характеристика, краткий пересказ сюжета с выделением его элементов: завязки — развития действия — кульминации — развязки.
3. Анализ содержания и формы.
Содержание:
а) тема, проблема и основная идея;
б) система образов, в том числе образа автора, рассказчика; мастерство в изображении характера;
в) роль названия и эпиграфа;
г) особенности жанра.
Форма:
а) роль пейзажей, портретов, вставных эпизодов;
б) особенности языка и стиля.
4. Определение места произведения в творчестве автора и в литературном процессе в целом.
5. Общая оценка произведения, личные впечатления от прочитанного. Привлечение внимания читателя к рецензируемому произведению.
6. Актуальность тематики во время создания произведения и в наши дни (пожелания автору, если он продолжает работать).
Можно воспользоваться схемой, предложенной авторами учебника по русскому языку А. И. Власенкова и Л. М. Рыбченковой 34.

1 Виноградов И. Русская проза чегемского мудреца Фазиля Искандера // Искандер Ф. Собр. соч. В 4 т. — М.: Молодая гвардия, 1991. — Т. I. — С. 16.
2 Искандер Ф. Там же.
3 Квятковский А. П. Школьный поэтический словарь. — С. 106.
4 Словарь литературоведческих терминов. — М.: Просвещение, 1974. — С. 109.
5 Там же. — С. 340.
6 Там же. — С. 459.
7 Там же. — С. 356.
8 Нефагина Г. Л. Русская проза второй половины 80-х — начала 90-х годов XX века. — Минск, Издательский центр «Экономпресс», 1998. — С. 78.
9 Здесь и далее текст цитируется по изданию: Искандер Ф. Собр. соч. В 4 т. — М.: Молодая гвардия, 1991. — Т. II.
10 Брэм А. Э. Жизнь животных. — М.: Терра, 1992. — Т. I. — С. 382—383.
11 Там же. — Т. III. — С. 33—38.
12 Там же.
13 Нефагина Г. Л. Русская проза второй половины 80-х — начала 90-х годов XX века. — Минск: Издательский центр «Экономпресс», 1998. — С. 78—79.
14 Там же. — С.79
15 Там же. — С. 82.
16 Цивилизатор — тот, кто распространяет, насаждает цивилизацию.
17 Даль В. Словарь живого великорусского языка. — М., 1955. — Т. II. — С. 345.
18 Лета — в древнегреческой мифологии «река забвения» в царстве мертвых.
19 Черноземова Е. Н. Словесность. — М., 1998. — С. 49—50.
20 Словарь литературоведческих терминов. — М.: Просвещение, 1974. — С. 429.
21 Там же.
22 Нефагина Г. Л. Русская проза второй половины 80-х — начала 90-х годов XX века. — Минск, 1998. — С. 87.
23 См. его пример в Приложении к этому уроку, на с. 106.
24 См.: Рецензия на книгу С. Алексиевич «Чернобыльская молитва» // Дружба народов. — 1997. — № 1.
25 См.: Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. — М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 1996. — С. 215.
26 Музыка Герберта Стотгарта из кинофильма «Мост Ватерлоо» (1940) режиссера М. Ле Роя.
27 См. ее в Приложении к нашим урокам, с. 106.
28 См.: Казак В. Лексикон русской литературы XX века. — М.: РИК Культура, 1996. — С. 317.
29 См.: Нефагина Г. Л. Русская проза второй половины 80-х — начала 90-х годов XX века. — Минск, 1998.
30 См.: Там же.
31 См.: Словарь русского языка. В 4 т. — М.: Русский язык, 1984. — С. 748.
32 См.: Мещерякова М. Литература в таблицах и схемах. — М.: Рольф, 2000. — С. 76.
33 С целью экономии учебного времени не используется эвристический метод на данном этапе урока.
34 См.: Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10—11 классы. — М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 1996. — С. 215.

Светлана

АЛЕКСИЕВИЧ

Л. И. Павленко

Уроки 1—2

«Цинковые мальчики» (1989)
Светланы Алексиевич.
Правда о войне

Это такая страшная правда,
что она звучит как неправда. Отупляет.
Ее не хочется знать,
от нее хочется защищаться...
С. Алексиевич

Эта книга нужна сегодняшнему читателю,
чтобы десятиклассники не мечтали о наградах-крестиках,
полученных за убийство террориста в Чечне.
Из ответа учащегося
на вопросы анкеты

Цель уроков: познакомить старшеклассников с произведением современного писателя, показать особенности документального жанра, развивать навыки самостоятельного анализа.
К уроку желательно подготовить:
• портрет писателя С. А. Алексиевич;
• книжную выставку, посвященную ее творчеству;
• раздать ученикам анкеты с вопросом, нужно ли сейчас писать о войне;
• карточку с заданиями.
Информация для учителя. Ученики получают предварительные домашние задания.
Индивидуальное задание. Подготовить рассказ о жизни и творчестве С. Алексиевич (по материалам, найденным в Интернете). На доске начертить таблицу «Краткие сведения о С. Алексиевич» (см. заполненную таблицу на с. 110—111) для выполнения задания на уроке.

 

Ход уроков

Учитель. Наш урок посвящен знакомству с книгой С. Алексиевич «Цинковые мальчики». Популярность документальной повести белорусской писательницы об афганской войне в нашей стране и за рубежом не ослабевает, несмотря на то что за десять лет она выдержала десятки изданий. Однако не смолкают и голоса критиков: Светлане Алексиевич вменялось в вину «очернение армии», «поверхностный взгляд на войну», «гробокопательство» и даже «глумление над памятью павших». Слышалось и такое: «Стоит ли ворошить прошлое, сыпать соль на раны? Война давно кончилась...»
Стоит. Война не кончилась. Она продолжается — в многочисленных «горячих точках» по всему миру. Для нас зеркальным повторением Афгана стала Чечня — «афганский синдром» сменился «кавказским». Бывшие «афганцы» обзавелись детьми, и эти дети сегодня гибнут на самой настоящей войне. И все новые мальчики обретают последний приют из цинка...
В предисловии к книге Светлана Александровна говорит: «Сегодня мы живем в совершенно ином мире, не в том, что был, когда я писала свои книги о войне, и потому осмысливается все иначе. Нет, не придумывается, а передумывается... и я уже не могу давать ясные ответы — их нет...» Говоря «книги о войне», она имеет в виду документальные произведения «У войны не женское лицо» (1985) и «Цинковые мальчики» (1989).
А теперь прослушайте сообщение о жизни и творчестве Алексиевич. Заполните таблицу и ответьте на вопрос.

 

Первая учебная ситуация Жизнь и творчество писательницы

Какие черты характера и обстоятельства жизни Светланы Алексиевич способствовали тому, что она стала писателем, творческой личностью?

Сообщение ученика: 1 Светлана Александровна Алексиевич — очеркист, прозаик — родилась 31 мая 1948 года в городе Ивано-Франковск (Украина) в семье военнослужащего. После демобилизации отца семья переехала на его родину, в Беларусь.
Окончила отделение журналистики Белорусского государственного университета им. В. И. Ленина (1972).
Работала воспитательницей в школе-интернате, учительницей. С 1966 года — в редакциях районных газет «Прыпяцкая праўда» и «Маяк коммунизма», в республиканской «Сельской газете», а с 1976 года — в журнале «Неман».
С 1984 года — свободный писатель.
Литературную деятельность начала в 1975 году. «Крестным отцом» можно назвать известного белорусского писателя Алеся Адамовича с его идеей нового жанра, точное определение которому он постоянно искал: «соборный роман», «роман-оратория», «роман-свидетельство», «народ сам о себе повествующий», «эпически-хоровая проза» и т. д.
Первая книга С. Алексиевич — «У войны не женское лицо» — была написана в 1983-м и пролежала в издательстве два года. Автора обвиняли в пацифизме, натурализме и развенчании героического образа советской женщины. По тем временам это было более чем серьезно. «Перестройка» дала благотворный толчок. Книга почти одновременно вышла в журнале «Октябрь», в «Роман-газете», в издательствах «Мастацкая лiтаратура», «Советский писатель». Общий тираж дошел до 2 млн экземпляров.
Непростой была и судьба последующих книг. «Последние свидетели» (1985) — взгляд детей на войну. «Цинковые мальчики» (1989) — о преступной войне в Афганистане (выход в свет этой книги вызвал не только волну негативных публикаций в коммунистических и военных газетах, но и затяжное судебное разбирательство, которое удалось остановить только активной защитой со стороны демократической общественности и интеллектуалов за рубежом). «Зачарованные смертью» (1993) — о самоубийцах. «Чернобыльская молитва» (1997) — о мире после Чернобыля, после ядерной катастрофы.
Теперь Алексиевич работает над книгой о любви — «Чудный олень вечной охоты». Член Союза журналистов СССР (1976), Союза писателей СССР (1983), Белорусского ПЕН-центра (1989).
Книги издавались в девятнадцати странах мира — Америке, Англии, Болгарии, Вьетнаме, Германии, Индии, Франции, Швеции, Японии и др. По книгам Алексиевич сняты фильмы и поставлены театральные спектакли. Автор двадцати одного сценария документальных фильмов и трех пьес. Цикл документальных фильмов по книге «У войны не женское лицо» отмечен Государственной премией СССР (1985) и «Серебряным голубем» на Международном фестивале документальных фильмов в Лейпциге.
Известна последовательно негативной позицией по отношению к внешней и внутренней политике президента А. Лукашенко. Член Наблюдательного совета Белорусского Хельсинского комитета (1995). Воспитывает дочь своей рано умершей сестры. С 2000 года живет в Италии.
Награды: орден «Знак Почета», медаль имени Святой Евфросиньи Полоцкой. Литературные премии СП СССР: имени Н. Островского (1984), имени К. Федина (1985); премия Ленинского комсомола (1986); международные премии: Курта Тухольского (Шведский ПЕН-центр) — «За мужество и достоинство в литературе», Андрея Синявского — «За благородство в литературе», российская независимая премия «Триумф», лейпцигская премия «За европейское взаимопонимание-98», немецкая премия «За лучшую политическую книгу» и австрийская премия имени Гердера.
Произведения: «У войны не женское лицо» (1985), «Последние свидетели» (1985), «Цинковые мальчики» (1989), «Зачарованные смертью» (1993), «Чернобыльская молитва» (в двух книгах) (1997).
Примерный вариант заполнения таблицы:

Краткие сведения о С. Алексиевич

Фамилия, имя, отчество Светлана Александровна Алексиевич
Годы жизни Родилась в 1948 году
Место рождения Город Ивано-Франковск (Украина)
Трудовая биография Работала воспитательницей в школе-интернате, учителем. С 1966 года — в редакциях районных газет «Прыпяцкая праўда» и «Маяк коммунизма», в республиканской «Сельской газете», а с 1976 года — в журнале «Неман», с 1984 года — свободный писатель
Образование Высшее, факультет журналистики Белорусского государственного университета
Профессия Писатель
Произведения «У войны не женское лицо» (1985), «Последние свидетели» (1985), «Цинковые мальчики» (1989), «Зачарованные смертью» (1993), «Чернобыльская молитва» (1997)
Признание общества Имеет многочисленные награды: орден «Знак Почета», медаль имени Святой Евфросиньи Полоцкой. Литературные премии СП СССР: имени Н. Островского (1984), имени К. Федина (1985); премия Ленинского комсомола (1986); международные премии: Курта Тухольского (Шведский ПЕН-центр) — «За мужество и достоинство в литературе», Андрея Синявского — «За благородство в литературе», российская независимая премия «Триумф», лейпцигская премия «За европейское взаимопонимание-98», немецкая премия «За лучшую политическую книгу» и австрийская премия имени Гердера
Главные темы произведений Психология человека, находящегося в экстремальных ситуациях (война, Чернобыль), испытывающего сильные чувства (любовь, ненависть), существование на грани жизни и смерти (перед самоубийством, на войне, в плену)

Учитель подводит итог. Биография писательницы свидетельствует о том, что это трудолюбивый, очень талантливый, честный и принципиальный человек. Сам факт, что всю жизнь она занимается непопулярным документальным жанром (документальная повесть, книга очерков), доказывает, что человек она твердый и последовательный, не умеющий щадить ни себя, ни читателя. Глубокое погружение в тему дает поразительный результат: появляются основанные на действительных событиях книги откровений, раздумий и сомнений о главных вопросах в жизни людей — вопросах жизни и смерти, войны и мира, счастья и горя.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 246; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!