Использования метода сравнительного анализа в правоведении



Применение сравнительного метода – это когда выводы исследования по данной проблеме строятся на основе сравнения представленных в нем конкретных материалов различных стран. Сравнительный метод действует наиболее эффективно, когда автор:

- излагает наиболее существенные материалы, касающиеся национального права по каждой стране,

- использует их как основу для углубленного критического анализа,

- предлагает собственные выводы, имеющие значение для толкования своего национального права.

Сравнительно-правовойметод – это:

- метод определения неизвестного путем сравнения его с известным,

- метод уяснения качеств или свойств явления путем сравнения с другими его качествами или свойствами, или качествами и свойствами другого явления,

- метод установления закономерностей путем сравнения объектов в разное время, сравнение их качества в прошлом с теми же качествами в нынешнем состоянии.

- совокупность приемов выявления общих и специфических закономерностей возникновения, развития, функционирования правовых систем (их элементов) путем их сравнения,

- познавательная операция, дающая возможность на основе фиксированного признака установить подобие или отличие объектов путем парного или иного сопоставления.

Применение сравнительно-правового метода – этапы:

Постановка вопроса или рабочая гипотеза.

Принцип функциональности.

Проблема оценки источников права.

Систематизация норм иностранного права.

Сравнительное правоведение в дореволюционной России и в советский период

В дореволюционной России значительное внимание сравнительно-правовому методу и изучению иностранного законодательства уделяли П. Г. Виноградов, Н. П. Загоскин, Н. М. Коркунов, С. А. Муромцев, Г. Ф. Шершеневич.

Однако превращение сравнительного правоведения в отдельную научно-правовую дисциплину в России происходит только с начала 1990-х годов. Существовавшие до этого идеологические установки препятствовали объективному сопоставлению различных правовых систем и конструктивному обмену правовым опытом, что в значительной степени лишало проводившиеся в СССР сравнительно-правовые исследования практического значения. Несмотря на это, в советский период издавались крупные научные работы, посвященные сравнительному праву (например, Тилле А. А. Социалистическое сравнительное правоведение.М., 1975). Ценнейшим источником по сравнительному правоведению стал изданный в СССР в 1967 году русский перевод монографии Рене Давида «Основные правовые системы современности».

К советской школе можно отнести современного узбекского ученого-компаративиста международного уровня А. Х. Саидова, большинство трудов которого издается на русском языке.

Произошедшая после распада СССР полная смена основ государственно-правового устройства страны, строительство совершенно новой правовой системы и обращение в этой связи к зарубежному законодательному опыту вызвали необходимость форсированного развития в России науки сравнительного правоведения. Один за другим стали выходить в свет не только общие курсы сравнительного права, но и специализированные работы по сравнительному конституционному, гражданскому, уголовному и трудовому праву.

Значительный вклад в развитие российского сравнительного правоведения в современный период вносят такие учёные, как М. Н. Марченко, Ю. А. Тихомиров, И.Д. Козочкин, Л.Р. Сюкияйнен, Б.А. Страшун, В.Н. Додонов,И.А. Гончаренко , А.А. Малиновский, В. В. и Л. В. Бойцовы, Е.Н. Трикоз, В. Е. Чиркин, П.Н. Бирюков и многие др.

Правовая система Дагестана: понятие, особенности и основные этапы формирования

Общественные отношения в Дагестане изначально регулировались адатами или нормами обычного права. Дагестанские старинные общины назывались джамаатами и представляли собой высшую гражданскую форму общины. В прошлом каждый джамаат имел свои обычаи.Джамаат, или община, состоявший из нескольких тухумов (родов), определялся прежде всего общностью территории, откуда вытекала общность других интересов и общественного управления. Наиболее важные дела, касающиеся всего сельского общества, решались на собрании глав тухумов, входивших в состав селения. Для решения особенно важных дел тухум направлял несколько представителей. Такое совещательное собрание называлось собственно джамаатом, откуда это название и перешло впоследствии на всю общину. Нормы адата вырабатывали для себя каждое самостоятельное сельское общество или союз сельских обществ. По мнению Ф.И.Леонтовича, в дореволюционном Дагестане адат имел троякое значение: 1) обычая, живущего в народном предании; 2) способа разбирательства юридических дел; 3) закона, действующего в определенной местности. Горцы в своем быту руководствовались адатом, судились между собой и решали свои дела по адату. В то же время далеко не все дагестанские адаты носят правовой характер. Многие из них, действующие в сфере общественной нравственности, семейных отношений, правил гостеприимства, являются моральными нормами, нарушение которых осуждается обществом, но не влечет за собой применения принудительных мер. В приобретении обычаями правового характера можно отметить две закономерности: Во-первых, правовой характер приобретают только те обычаи, в существовании которых община заинтересована. Во-вторых, обычно-правовые нормы у народов Дагестана не всегда имеют четкие границы и могут быть обозначены во многом условно, поскольку обычное право постоянно черпало регулятивное содержание и обогащалось за счет норм обычаев, происходило своего рода непрерывное «переливание» обычаев в обычно-правовые нормы.

Учитывая «государственное» и социокультурное измерения, хронологически периодизацию развития правовой системы Дагестана можно представить тремя основными этапами: 1) дореволюционный период, включающий в себя: а) древний период, то есть с момента возникновения на территории Дагестана в IV веке до н.э. первого государства Кавказская Албания до распространения в Дагестане с X века мусульманской религии;б) период смешанной правовой системы, сложившейся под влиянием обычного права народов Дагестана и мусульманского права (X - начало XIX века); в) правовая система государства Имамат (1825-1859 годы); г) правовая система Дагестанской области Российской империи (1860-1917 годы); 2) советский период (с 1917 до конца 1980-х годов); 3) современный период (с начала 1990-х годов).

Нормативно-правовая база: Конституция Российской Федерации 1993 г. и Конституция Республики Дагестан 2003 г., федеральные законы и законы субъектов РФ, подзаконные нормативные правовые акты, регламентирующие отдельные аспекты развития региональной правовой системы, а также нормативные правовые акты, устанавливающие правовую основу для комплексного учета исторических и иных местных обычаев и традиций.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 422; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!