Больше всего мы нуждаемся в создании культуры уважения и достоинства 1 страница
• Способность распознать наши собственные чувства и чувства других людей (эмпатия).
• Умение управлять своим поведением
и поведением и отношениями других людей (навыки социальной коммуникации).
Daniel Goleman
Рис. 1.4
В основе эмоциональной компетентности лежат две способности:
1) эмпатия, предполагающая способность проникновения в мир других людей и понимание их чувств;
2) навыки социальной коммуникации, позволяющие умело управлять чувствами и отношением людей.
В эмоциональную компетентность входят пять элементов:
1) самосознание;
2) саморегуляция;
3) мотивация;
4) эмпатия;
5) адаптивность во взаимодействии.
Каждый из этих пяти элементов, в свою очередь, подразделяется на подгруппы, образуя 25 эмоциональных компетенций, а именно21:
I. Личностная компетентность (Умение управлять своим поведением).
1. Самосознание (Понимание своих внутренних состояний, предпочтений, ресурсов, интуиция):
20 Goleman D. Working with emotional intelligence. Bloomsbury. 1999. P. 24-25. 21 Там же. R 26-27.
Глава 1. Вызовы современного мира
31
Эмоциональное осознание: понимание своих эмоциональных состояний и их эффектов.
Точность самооценки: знание своих преимуществ и ограничений.
Уверенность в себе: чувство своей самоценности и знание своих способностей.
2. Саморегуляция (Управление своими внутренними
состояниями, импульсами и ресурсами):
Самоконтроль: способность держать свои разрушительные эмоции и импульсы под контролем.
|
|
Надежность: проявление честности и цельности.
Добросовестность: принятие ответственности за результаты своих действий.
Адаптивность: гибкость при столкновении с изменениями.
Новаторство: спокойствие при столкновении с нововведениями, новыми подходами и новой информацией.
3. Мотивация (Эмоциональное стремление, способ
ствующее или облегчающее достижение целей):
Потребность достижения: стремление достигать высоких результатов.
Приверженность целям группы или организации.
Инициативность: готовность действовать.
Оптимизм: упорство в достижении целей, несмотря на препятствия, неудачи и кризисы.
II. Социальная компетентность (Умение управлять человеческими взаимоотношениями)
4. Эмпатия (Осознание чувств, потребностей и инте
ресов других людей):
Понимание других: восприятие чувств других людей и их точки зрения, проявление подлинного интереса к их потребностям.
Развитие других: восприятие потребностей в развитии других людей и поддержка их возможностей.
Ориентация на оказание услуг клиентам: восприятие, признание и готовность удовлетворить потребности клиентов.
Использование многообразия мнений, позиций, оценок: предоставление возможностей другим людям проявить себя.
|
|
Политическая осознанность: восприятие изменений в групповой динамике и взаимоотношениях.
5. Социальные умения (Умения вызывать у других же
лаемые реакции):
32
Часть 1. Мир организации
Оказание влияния на других: владение эффективной тактикой убеждения других людей.
Коммуникативные навыки: умения слушать и убеждать.
Умение решать конфликты: навыки ведения переговоров и урегулирования разногласий.
Лидерство: умение вдохновлять людей и управлять индивидуумами и группами.
Способность быть катализатором изменений: инициирование изменений и управление ими.
Умение налаживать связи: развитие инструментальных взаимодействий.
Сотрудничество и кооперация: способность к совместной деятельности ради достижения общих целей.
Способность работать в группе: создание групповой синергии в достижении общих целей.
Как известно, совершенных людей нет. Поэтому наличие хотя бы шести компетенций уже, по мнению автора, является показателем успешности работника.
Все эти составляющие эмоциональной компетентности обладают рядом характеристик:
1)они самостоятельны: каждая из компетенций является уникальным дополнением профессиональной успешности;
|
|
2) они взаимозависимы: каждая компетенция в какой-то степени связана с другими;
3) они иерархически организованы: каждая последующая компетенция существует благодаря наличию предыдущей. Например, самоосознание важно для саморегуляции и эмпатии; саморегуляция и самоосознание важны для мотивации, а все они вместе взятые важны для социальной коммуникации;
4) они необходимы, но недостаточны: лишь наличие эмоциональной компетенции не гарантирует того, что люди будут развивать или демонстрировать названные компетенции в деятельности. Важными для реализации данных компетенций являются и организационный климат, и отношение человека к его работе, наличие интереса;
5) они общие: общий список компетенций приложим к любым должностям (рабочим местам). Однако различные должности могут предъявлять к исполнителям свои требования.
По мнению автора, от эмоциональной компетентности зависит то, в какой степени имеющийся у человека потенциал может быть привнесен в профессиональную деятельность. Например,
Глава 1. Вызовы современного мира
33
высокая результативность труда в сфере обслуживания клиентов по выполнению их заявок зависит от эмоциональной компетентности, основанной на эмпатии.
|
|
При этом необходимо подчеркнуть, что человек может обладать высокой эмпатией, которая, однако, без использования в конкретной профессиональной деятельности не влияет на конечный результат. То есть лишь наличие эмоциональной компетентности, без реального ее применения, никак не скажется на профессиональной успешности в области обслуживания, обучения, управления рабочей группой и т. д. Так, например, лишь наличие хорошего голоса, без его постоянной тренировки никак не влияет на успех в карьере певца.
Важным является понимание точки начала развития и управления эмоциональной компетентностью (рис. 1.5).
Управление эмоциональной компетентностью
Однако необходимо подчеркнуть, что непродуманная руководителями политика и стратегия управления человеческими ресурсами, организационная культура инструктажа и доминирования способны нивелировать, свести на нет какие бы то ни было индивидуальные факторы и профессиональные компетенции конкретных людей.
ГЛАВА 2
МИССИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
Однажды случилось так, что трое святых шли вместе через лес. Всю свою жизнь они самоотверженно трудились: один был последователем пути преданности, любви и молитвы; другой — пути знания, мудрости, интеллекта; третий — действия, служения, долга. Несмотря на то что они были самоотверженными искателями, они не достигли желаемых результатов, не познали Бога. Но в тот день произошло чудо! Неожиданно начался дождь, они добежали до маленькой часовенки, протиснулись внутрь и прижались друг к другу. И вдруг, когда они коснулись друг друга, они почувствовали, что их уже не трое. Вздрогнув от удивления, они взглянули друг на друга. Ясно чувствовалось высокое присутствие. Постепенно оно становилось все более видимым и излучающим. Это был такой экстаз — видеть Божественный свет! Они упали на колени и взмолились: «Господи, почему Ты вдруг пришел? Мы трудились всю жизнь, но не удостоились такой чести — видеть Тебя. Почему вдруг сегодня это случилось?» И Бог сказал: «Потому, что сегодня вы здесь все вместе. Коснувшись друг друга, вы стали одним целым и поэтому смогли увидеть меня. Я всегда был с каждым из вас, но вы не могли меня проявить, потому что вы были лишь фрагментами».
Притча
ДЛЯ ЧЕГО ОБЪЕДИНЯТЬСЯ?
Традиционно под организацией понимается объединение людей, совместно работающих для достижения определенных целей22.
В большинстве случаев мы привыкли относиться к любым организациям как к чему-то самому собой разумеющемуся.
22 МесконМ., АльбертМ., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1995. С. 31.
Глава 2. Миссия организации
35
Очевидно, это связано как раз с тем, что организации влияют на все, что нас окружает и что мы делаем, переставая задумываться о своем реальном вкладе в нашу жизнь.
Когда появляется идея создать организацию? Почему у людей возникает необходимость объединиться и для чего они решают объединиться?
Как известно, впервые люди объединились в группу для того, чтобы выжить, ибо пришло понимание того, что, объединившись и договорившись о том, как взаимодействовать друг с другом, распределив между собой конкретные роли, легче выжить.
Именно осознание своих ограниченных физических, биологических, психологических и других возможностей побудило людей к объединению и взаимодействию в организации.
Как в те далекие времена, так и сегодня ясно, что качество жизни может быть существенно улучшено, если разрешать возникающие проблемы, работая вместе.
Кроме того, существуют цели, достижение которых требует, в принципе, коллективных усилий. Это означает, что организации возникают тогда, когда достижение каких-либо общих целей осуществляется через достижение индивидуальных целей; или же когда достижение индивидуальных целей осуществляется через выдвижение и достижение общих целей23.
Таким образом, в организации соприкасаются, переплетаются, проникают друг в друга интересы конкретных людей и задачи организации. Дополняя друг друга, люди складывают свои способности и влияют на поведение организации в целом, повышая качество решения стоящих перед ней задач.
Для нас важно осознание глубинной сущности организации, которая может существовать лишь благодаря людям и благодаря отношениям между ними. Ведь без людей нет ни отношений, ни самой организации.
В то же время, несмотря на то что люди, входящие в организацию, могут меняться (уходить и приходить), уже сложившиеся в данной организации человеческие или организационные отношения начинают воспроизводиться на новых (других) людях, определяя индивидуальность, специфичность данной организации, ее организационную культуру. Именно с этой осо-
23 Пригожин А. И. Современная социология организаций. М., 1995. С. 45.
36
Часть 1. Мир организации
бенностью жизни организации связана поговорка «Не лезь со своим уставом в чужой монастырь».
Таким образом, организационные отношения оказываются независимыми от тех конкретных людей, которые в эту организацию приходят, и именно они менее всего поддаются изменению. С этой точки зрения становится понятной метафора, которая часто используется политологами, оценивающими усилия людей по преобразованию советского сообщества как «поворот танка в траншее». Желание и потребность в изменениях уже есть, однако те отношения, которые сложились и существуют в сообществе (или в организации), затрудняют реальные действия по изменению ситуации.
Действительно, отношения, удерживающие всю организацию, определяют выбор пути, по которому ей предназначено идти.
ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ОРГАНИЗАЦИИ
В этом смысле организацию можно рассматривать как существо, единый живой организм, который имеет свой жизненный цикл, проходящий через рождение (учредительная фаза), естественный рост (организационная фаза) и расцвет (фаза интеграции)24.
Любую новую организацию можно сравнить с формой побега. Если семя начинает пускать ростки, появляются всходы. Это стадия роста. Затем выходит маленький стебелек, а потом начинают распускаться листочки. И только спустя какое-то время появляются цветы, а позже — фрукты.
Основание организации (учредительная фаза) происходит, когда один, или двое, или несколько человек по отдельности или вместе принимают решение нечто в мире основать. Это люди с первичной волей, желающие этого основания. Затем приходят другие, тоже желающие в этом участвовать, это люди со вторичной волей. До них дошли слухи, и они говорят: «Мы слышали, что возникает новый институт, — можно я буду в этом участвовать?» В это первое время чаще всего бывает так, что люди с первичной волей творят из своих волевых сил, иногда также благодаря своему
24 Ливехуд Б. Человек в сообществе. Социальные формы на примере лечебно-педагогических учреждений. Калуга, 1992. С. 111-112.
Глава 2. Миссия организации
37
образованию, своей инициативе, своим способностям и социальным связям. Этим само по себе возникает авторитарное руководство. Просто потому, что, если возникают трудности, все смотрят на одного и спрашивают: «Что же мы будем теперь делать?» — «Что за беда, мы уже хлопочем!» — отвечает он и затем говорит: «Да, все сделано. Мы получим это и то, мы получаем разрешение». — «Слава Богу», — говорит группа. — Мы теперь можем опять спокойно работать». Сила инициативы в учредительный период создает два слоя, но это очень плоская организация. Основатели и сотрудники стоят так близко друг к другу, что можно сказать: с одной стороны, здесь есть различие, но с другой стороны, все вещи во всех областях всеми обсуждаются просто, по-человечески, так что никто совершенно не чувствует себя подчиненным. Каждый переживает себя просто как члена группы, с которой он работает и в которой просто один поручает, так сказать, другому осуществить какие-то определенные, связанные с внешним миром вещи. Всюду разливается тепло, даже если иногда сильно ругаются, а затем снова мирятся: ликование — до небес, огорчение — до смерти, и все это потом переживается вместе! И затем как легенда проходит через все последующее время — «сказания учредительного периода».
Если организация стала настолько большой, что люди по 14 дней вообще не видят друг друга, то, наконец, возникает чувство, что ты покинут. При расширении ее начинают складываться условия, когда не может каждый войти в положение другого. Наступает граница, когда дело становится таким большим, что больше уже невозможно, не говоря ни слова, сделать что-то друг за друга, потому что больше не знаешь, когда другому этого не хватает, когда нужно бы подключиться. Поэтому спустя несколько лет возникает организационная фаза. Здесь возникает разделение труда, появляется иерархия. Наступают годы созревания. Дела расходятся по разным рукам, развивается человек, принимающий ответственность, концентрирующий ее в себе, другие же от него зависят или с ним советуются, но не несут окончательной, главной ответственности. Из-за разделения труда на функциональные сферы возникает функциональная напряженность. На организационной фазе, если она хорошо проведена, возникает железная дисциплина, возникает совершенно формальная организация, где все на своем месте происходит по определенной процедуре.
К третьей фазе — фазе интеграции можно перейти только через фазу разделения труда. Невозможно перейти из первоначальной организации в фазу интеграции. На этой стадии необходимо
38
Часть 1. Мир организации
научить людей новой форме сотрудничества: из сообщества с разделением труда снова сделать единое сообщество. Для этого круг ответственности составляется таким образом, чтобы различные круги как в цепочке входили друг в друга. В результате никто не функционирует совершенно закрыто, поскольку всегда задействован кто-то из другого круга. Каждый сотрудник находится, таким образом, не в одной цепочке, а в нескольких. Так возникает иерархия доверия. Речь больше не идет о том, кто стоит выше, кто ниже, речь идет о расслоении или обобщении. Каждый несет стопроцентную ответственность за свою работу. Возникает не иерархия уровней, а иерархия задач. И тогда говорят: делаю я это или то, это совершенно неважно. Я готов делать то, что в данный момент я должен делать, так как я своим деянием стою в потоке воли, который, собственно, движет всю группу и который означает движение в сфере культуры организации.
Вот только оказывается, смерть для организации, в отличие от живых организмов, не обязательна, потому что в организации «врата рождения могут снова и снова открываться».
Как пишет Бернард Ливехуд25:
«Именно в группе, в сообществе благословенно и постоянно по-новому могут действовать силы из до-рождения, помогая и обогащая каждого. Не я для себя, но я для других! Я могу сказать нечто такое, благодаря чему эти врата рождения снова откроются для другого. Этот феномен называется чудом сообщества, когда задачу решают не для себя, но всегда для других. А другой может, в свою очередь, мне открыть мои врата рождения!
Таким образом, в организации в каждый момент возможно нечто новое. Кто-то что-то скажет в группе, существующей уже пятнадцать лет, и в этот момент сообщество может родиться заново. Человек говорит действительно нечто новое — он не повторяет себя. И благодаря этому группа может обновиться, и то, что тут было из бытия до рождения, снова устремится и подействует на сообщество благословляюще.
Так в организации, объединяющей людей, каждый получает что-либо для самого себя, но каждый и строит другого, способствует его развитию. И чем больше способствует развитию других, тем больше можно надеяться и самому получить от других
25 Ливехуд Б. Человек в сообществе. Социальные формы на примере лечебно-педагогических учреждений. Калуга, 1992. С. 98-99.
Глава 2. Миссия организации
39
развитие. Так возникает тайна группы, когда постепенно, на ощупь, учатся дарить — учатся вслушиваться и слышать дарящего».
Безусловно, фаза интеграции является вершиной организационного развития, когда благодаря возникшей гармонии между целым (организацией) и частью (конкретным человеком, группой) реально может проявиться весь имеющийся потенциал действия организации. Однако легкость проживания скомпенсирована трудностью достижения этой фазы развития.
Как уже подчеркивалось, перейти на фазу интеграции можно, лишь минуя фазу разделения, с чем и связана основная трудность пути. Ведь одним из базовых противоречий, пронизывающих любую организацию, является соотношение между индивидуальным и общим.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО И ОБЩЕГО
Взаимодействие индивидуального и общего пронизывает все организационные отношения и предопределяет многие другие, более частные проблемы.
Вспомним, что, как следует из определения организации, люди объединились для того, чтобы совместными усилиями повысить качество достижения определенных целей. Значит, именно единая задача или миссия организации является тем общим, что их объединяет.
Миссия организации выступает как своего рода часть коллективного трудового договора, фиксирующая совместное видение десятками и сотнями людей того, ради чего они собрались в одном месте и в одно время.
Как пишет один из оргконсультантов, миссия — это видение себя как общности людей, обладающих несомненным капиталом коллективной деятельности, видение своего неповторимого места в системе общественного разделения труда, контракт, поднимающий группу людей над рутиной обыденности, ценность, ради которой стоит активно работать не только за деньги, но и на совесть?6.
Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 284; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!