Литературный процесс, его стадиальность.



Ввл:

Одна из аксиом ТЛ говорит о том, что она должна быть историчной. Исторический взгляд на поэтику стал возможен после того, как лит процесс приобрел глобальный хар-р и было выработано понятие всемирной литературы (Гете?). Отказ от ориентации на идеальную норму (греческая литература) стал возможен, когда идея об эволюционном движении истории была потеснена концепциями стадиальности развития (Веселовский). Осознанно поставил перед наукой задачу выявить большие стадии литературного процесса, «повторяющиеся при стечении одинаковых условий у разных народов». Историческое развитие осознается «не как временная последовательность, а как живая эволюция, как внутренне, теологически обоснованная преемственность».

Выявление и описание так понятой эволюции, ее закономерностей и стадий берут на себя в 19в сравнительно-историческое изучение литератур (компаративистика) и историческая поэтика. Подобные художественные явления представляют собой «синхронную общность», но не обязательно в чисто хронологическом, а в историко-типологическом смысле. Накопленный в результате подобных исследований материал должен привести пониманию закономерностей смены художественных эпох.

 

Хализев:

Стадии литературного процесса привычно мыслятся как соответствующие тем этапам истории человечества, которые с наибольшей отчетливостью и полнотой явили себя в странах западноевропейских и особенно ярко – в романских. В этой связи выделяются литературы древние, средневековые и литературы Нового времени с их собственными этапами (вслед за Возрождением – барокко, классицизм, Просвещение с его сентименталистской ветвью, романтизм, наконец, реализм, с которым в XX в. сосуществует и успешно конкурирует модернизм).

Обсуждение проблемы географических границ Возрождения обнаружило недостаточность традиционной схемы мирового литературного процесса, которая ориентирована в основном на западноевропейский культурно-исторический опыт и отмечена ограниченностью, которую принято именовать «европоцентризмом». И ученые на протяжении двух-трех последних десятилетий (пальма первенства здесь принадлежит С.С. Аверинцеву) выдвинули и обосновали концепцию, дополняющую и в какой-то степени пересматривающую привычные представления о стадиях литературного развития. Здесь в большей мере, чем раньше, учитываются, во-первых, специфика словесного искусства и, во-вторых, опыт неевропейских регионов и стран. В имеющей итоговый характер коллективной статье 1994 г. «Категории поэтики в смене литературных эпох» выделены и охарактеризованы три стадии всемирной литературы.

Первая стадия – это «архаический период», где безусловно влиятельна фольклорная традиция. Здесь преобладает мифопоэтическое художественное сознание и еще отсутствует рефлексия над словесным искусством, а потому нет ни литературной критики, ни теоретических штудий, ни художественно-творческих программ. Все это появляется лишь на второй стадии литературного процесса, начало которой положила литературная жизнь Древней Греции середины 1 тысячелетия до н.э. и которая продолжалась до середины XVIII в. Этот весьма длительный период отмечен преобладанием традиционализма художественного сознания и «поэтики стиля и жанра»: писатели ориентировались на заранее готовые формы речи, отвечавшие требованиям риторики (о ней см. с. 228–229), и были зависимы от жанровых канонов. В рамках этой второй стадии, в свою очередь, выделяются два этапа, рубежом между которыми явилось Возрождение (здесь, заметим, речь вдет по преимуществу об европейской художественной культуре). На втором из этих этапов, пришедшем на смену средневековью, литературное сознание делает шаг от безличного начала к личному (хотя еще в рамках традиционализма); литература в большей мере становится светской.

И, наконец, на третьей стадии, начавшейся с эпохи Просвещения и романтизма, на авансцену выдвигается «индивидуально-творческое художественное сознание». Отныне доминирует «поэтика автора», освободившегося от всевластия жанрово-стилевых предписаний риторики. Здесь литература, как никогда ранее, «предельно сближается с непосредственным и конкретным бытием человека, проникается его заботами, мыслями, чувствами, создается по его мерке»; наступает эпоха индивидуально-авторских стилей; литературный процесс теснейшим образом сопрягается «одновременно с личностью писателя и окружающей его действительностью». Все это имеет место в романтизме и в реализме XIX столетия, а в немалой мере и в модернизме нашего века.

 

Барокко и классицизм.

!!! Наиболее разработанное понятие, схватывающее литературный процесс, - литературное направление. К его важнейшим чертам относят конкретно-исторический характер (связь с определенным периодом в развитии национальной, мировой литератур), формирование на основе определенного художественного метода, программность творчества, свидетельствующая о высоком уровне художественного самосознания писателей.

Поспелов разграничивает понятия нарпвления и течения. Течение – объективная идейно-художественная общность творчества группы писателей. Течение может быть стихийным, а может направляться, вне течений литература развиваться не может, но некоторые писатели, напр, Шекспир, творили без направлений. Появление направлений – признак зрелости литературы. Это способствует большей творческой организованности и законченности их произведений.

 

ВвЛ:

С сер 16 и на протяжении 17в, т.е на завершающем этапе Ренессанса, в искусстве некоторых стран, особенно в Испании и Италии обнаруживаются тенденции, получившие названия барокко. Проявились более всего в манере письма и изображения. Доминирующие черты – витийственность, помпезность, декоративность, склонность к иносказательности, аллегоризму, сложная метафоричность, соединение трагического и комического, обилие стилистических украшений (иди излишества в украшении архитектурных произведений).

Этобыло связано с разочарованием в гуманистическом пафосе Возрождения, тяготением к иррациональности в восприятии жизни и появлением трагических настроений. П.Кальдерон, С.Полоцкий, С.Медведев, К.Истомин. Программные тексты: Э.Тезауро «Подзорная труба Аристотеля», Б.Грасиан «Остромыслие, или Искусство изощренного ума». Основные жанры: пастораль в разных формах, трагикомедия, бурлеск.

Путь развития. Плеяда (Пьер де Ронсан, Жоашен дю Белле) – манифест дю Белле «Защита и проявление франц языка» - совершенствование франц поэзии через обогащение с помощью подражание греч и римским авторам, освоения жанров оды, эпиграммы, элегии, сонета. Классицизм – стремление теоретически осознать тенденции в литературе. Скалигер «Поэтика», Сидни «Защита поэзии», Буало «Поэтическое искусство», Ломоносов «Риторика», Сумароков «Эпистола о стихотворстве».

Буало: подчинение Разуму, гимн ясности мысли и ее выражения, чистота жанров (но включены баллада. сонет, водевиль, мадригал; в трагедии важнее всего «характеры»), теория единого действия. В целом – нормативная поэтика. В несоответствии строгим правилам усматривается дальнейшее развитие литературы.

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 348; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!