Проблема художественного вымысла.



ВвЛ:

Эстетическая деятельность не предполагает воспроизводимости, поскольку не сводится к простому созиданию, но является творением – беспрецедентным созиданием. Невоспроизводимость – важнейшая хар-ка творческого акта, а подлинное произведение искусства - то, которое является уникальным. Ал.Баумгартен: произведение искусства есть гетерокосмос.

Запечатление в произведении литературы или живописи исторического лица является не его вопроизведением, а сотворением его аналога, который наделен семиотической значимостью и концептуальным смыслом. Под именем реального исторического деятеля обнаруживается вымышленная человеческая личность – ценностная кажимость (образ) его исторического прообраза. Личность героя здесь – замещение, вторичная реальность, мысленно сотворенная и эмоционально отрефлексированная.

Художественный вымысел не относится к окружающей действительности (это ложь), а относится к принципиально новой реальности. Кант: способность к такой деятельности есть гениальность, т.е способность создавать то, чему нельзя научиться. Один из законов искусств – закон оригинальности (принципиальная невоспроизводимость творческого акта) (Шеллинг).

Для снятия наивно-реалистического восприятия необходима способность наслаждаться вымыслом. Участие вымысла в создании худ. образа создает сложность проблемы знаковости в искусстве.

 

Хализев:

Художественный вымысел на ранних этапах становления искусства не осознавался: архаическое сознание не разграничивало правды исторической и художественной. Но уже в народных сказках, которые никогда не выдают себя за зеркало действительности, осознанный вымысел достаточно ярко выражен. Аристотель: историк рассказывает о случившемся, поэт – о возможном, о том, что могло бы произойти.

На протяжении ряда столетий вымысел выступал в литературных произведениях как всеобщее достояние, как наследуемый писателями у предшественников. Чаще всего это были традиционные персонажи и сюжеты, которые каждый раз как-то трансформировались (в драматургии Возрождения и классицизма широко использовались античные и средневековые сюжеты).

Гораздо более, чем это бывало раньше, вымысел проявил себя как индивидуальное достояние автора в эпоху романтизма, когда воображение и фантазия были осознаны в качестве важнейшей грани человеческого бытия. Культ воображения начала XIX в. знаменовал раскрепощение личности.

В послеромантические эпохи художественный вымысел несколько сузил свою сферу. Полету воображения писатели XIX в. часто предпочитали прямое наблюдение над жизнью: персонажи и сюжеты были приближены к их прототипам. Лесков: настоящий писатель – «записчик», а не выдумщик. Достоевский: пристальный глаз способен в самом обыденном факте обнаружить «глубину, какой нет у Шекспира». Русская классическая литература была более литературой домысла, чем вымысла как такового (Белецкий).

Литература нашего столетия широко опирается и на вымысел, и на невымышленные события и лица. При этом отказ от вымысла во имя следования правде факта, в ряде случаев оправданный и плодотворный, вряд ли может стать главным направлением творчества: без опоры на вымышленные образы искусство и, в частности литература непредставимы.

Посредством вымысла автор обобщает факты реальности, воплощает свой взгляд на мир, демонстрирует свою творческую энергию. З. Фрейд утверждал, что художественный вымысел связан с неудовлетворенными влечениями и подавленными желаниями создателя произведения и их непроизвольно выражает.

Понятие художественного вымысла проясняет границы (порой весьма расплывчатые) между произведениями, притязающими на то, чтобы быть искусством, и документально-информационными. Если документальные тексты (словесные и визуальные) с «порога» исключают возможность вымысла, то произведения с установкой на их восприятие в качестве художественных охотно его допускают (даже в тех случаях, когда авторы ограничиваются воссозданием действительных фактов, событий, лиц). Сообщения в текстах художественных находятся как бы по ту сторону истины и лжи. При этом феномен художественности может возникать и при восприятии текста, созданного с установкой на документальность.

Формы «первичной» реальности (что опять-таки отсутствует в «чистой» документалистике) воспроизводятся писателем (и вообще художником) избирательно и так или иначе преображаются, в результате чего возникает явление, которое Д.С. Лихачев назвал внутренним миром произведения: «Каждое художественное произведение отражает мир действительности в своих творческих ракурсах <...>. Мир художественного произведения воспроизводит действительность в некоем «сокращенном», условном варианте <...>. Литература берет только некоторые явления реальности и затем их условно сокращает или расширяет».

При этом имеют место две тенденции художественной образности, которые обозначаются терминами условность (акцентирование автором нетождественности, а то и противоположности между изображаемым и формами реальности) и жизнеподобие (нивелирование подобных различий, создание иллюзии тождества искусства и жизни).

 

Лекция:

Функции: 1) обобщение фактов действительности для ее познания. Сказка – ложь, да в ней намек… Ложь, в вымысле сокрытая умело, нужна лишь для того, чтоб правда ярче заблестела (Буало). 2) отражение творческой энергии писателя, его знаний. Произведение – летопись времени в большей степени, чем документы.

Фантастика – сознательное нарушение иллюзии достоверности (гипербола. литота, гротеск – явная трансформация жизненных форм). Обнажение приема (Шкловский) – выставление напоказ действий художника (модернизм, Пушкин в ЕО, часто цель – высказаться самому: Над собой смеетесь). Сфрагида – использование своего имени (Цвет).

Вторичная условность – акцентированная, сознательное нарушение иллюзии.

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 380; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!