Тема №4. История социалистических политико-правовых учений



«Утопия» Т. Мора

В 1516 г. была опубликована "Весьма полезная, а также и занимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия мужа известнейшего и красноречивейшего Томаса Мора, гражданина и шерифа славного города Лондона". Англичанин Томас Мор (1478—1535), правовед по образованию, прославился как блестящий адвокат, был избран в парламент, затем занимал должность судьи, помощника шерифа г. Лондона и другие должности. "Утопия" создана во время поездки во Фландрию в составе посольства. Сочинение написано в форме диалога: мореплаватель рассказывает автору и другим лицам о различных народах и странах, в том числе об острове Утопия.

В первой части сочинения Мор, Порицая бессмысленную жестокость многочисленных законов, направленных против краж и бродяжничества, Мор остро ставит вопрос о причинах преступности. Частная собственность и деньги порождают преступления, которые "подвергаются ежедневной каре, но не обузданию", общество само "создает воров и одновременно их карает". "При неоднократном и внимательном созерцании всех процветающих ныне государств, — писал Mop, — я могу клятвенно утверждать, что они представляются не чем иным, как неким заговором богачей, ратующих под именем и вывеской государства о своих личных выгодах". Богачи используют государство "во-первых, для того, чтобы удержать без страха потери то, что стяжали разными мошенническими хитростями, а затем для того, чтобы откупить себе за возможно дешевую плату работу и труд всех бедняков и эксплуатировать их, как вьючный скот. Раз богачи постановили от имени государства, значит, также и от имени бедных, соблюдать эти ухищрения, они становятся уже законами". Эгоизмом богачей обусловлено также применение суровых, несправедливых наказаний к неимущим, перед которыми стоит "жестокая необходимость сперва воровать, а потом погибать".

Во второй части книги описываются учреждения и нравы жителей острова Утопия, находящегося в Новом Свете, где-то в южном полушарии (Утопия по-гречески — "место, которого нет"). Утопия — федерация 54 городов. Утопийский сенат (по три представителя от каждого города) обсуждает общие дела острова — перераспределение продуктов, рабочей силы, прием иностранных посольств и др. В Утопии существуют общность имуществ и всеобщая обязательность труда.

Должностные лица в Утопии выборные. Каждые 30 семей избирают на год филарха; во главе 10 филархов стоит протофиларх. Протофилархи избираются из числа ученых. Они образуют городской сенат, возглавляемый князем. Князь (принцепс) избирается филархами города из кандидатов, предложенных народом. Должность князя несменяема, если он не заподозрен в стремлении к тирании. Наиболее важные дела города решают народные собрания; они же избирают большую часть должностных лиц и заслушивают их отчеты.

"У утопийцев законоведом является всякий. Ведь... у них законов мало, и, кроме того, они признают всякий закон тем более справедливым, чем проще его толкование". "Утопийцы считают в высшей степени несправедливым связывать каких-нибудь людей такими законами, численность которых превосходит возможность их прочтения или темнота — доступность понимания для всякого".

Утопийцы, совершившие тяжкое преступление, обращаются в "рабство". "По мнению утопийцев, оно является достаточно суровым для преступников и более выгодным для государства, чем спешить убить виновных и немедленно устранить их. Труд этих лиц приносит более пользы, чем их казнь, а с другой стороны, пример их отпугивает на более продолжительное время других от совершения подобного позорного деяния". Рабами становятся также военнопленные, взятые с оружием в руках, и осужденные на казнь преступники, купленные в других странах. Рабы закованы в золотые цепи (чтобы воспитать общественное презрение к драгоценным металлам) и выполняют неприятные работы (убой и свежевание скота и т.п.). Однако рядом с ними трудятся свободные утопийцы, добровольно выполняющие грязные работы: "Чем более они несут рабский труд, тем больший почет получают от остальных".

Вскоре после опубликования этой книги английский король Генрих VIII приблизил к себе Мора, назначая его на высокие государственные должности вплоть до высшей — лорда-канцлера. Разрыв Генриха VIII с римским папой явился одной из причин отставки Мора, отрицательно относившегося к Реформации. Мор был казнен по обвинению в государственной измене за отказ присягнуть королю как главе церкви. Поскольку Мор пострадал за веру, католическая церковь канонизировала (1886 г.) автора "Утопии".    

Кампанелла

Кампанелла, подобно Платону, пытался распространить принцип общности на брачно-семейные отношения; соответственно этому производственной ячейкой в Городе Солнца является не семья, а мастерская или бригада. Всячески подчеркивая вслед за Мором почетность труда, Кампанелла осуждает рабство; поэтому преступников в Городе Солнца не присуждают к общественным работам. Вместе с тем в описании порядков Города Солнца значительно резче, чем в "Утопии", сказались уравнительность и грубый аскетизм. Вся жизнь соляриев (жителей Города Солнца) тщательно регламентирована. Они носят одинаковую одежду, получают одинаковую пищу (только в общественных столовых), военным строем отправляются работать, питаться, отдыхать, развлекаться. Во главе Города стоит верховный правитель — Солнце (Метафизик) — всесторонне образованный человек, сведущий во всех науках, искусствах, ремеслах. Соответственно трем главным атрибутам бытия (мощь, мудрость, любовь) ему помогают три соправителя: Пон (Сила — ведает военным делом), Син (Мудрость — руководит развитием наук), Мор (Любовь — управляет воспитанием, деторождением, сельским хозяйством, производством продуктов питания, одежды и др.).

Коллегии высших должностных лиц подчинены лица, ведающие узкими специальностями (таковы, в частности, Агроном, Скотовод, Воспитатель, Экономист, Перспективист, Геометр, Поэт, Астроном).

К насильникам применяется смертная казнь илинаказание — око за око 6 , нос за нос, зубза зуб и т. д., согласно закону возмездия,если преступление совершено сознастельно,и с заранее обдуманным намерением.Если же это случилось во время ссоры и98совершено непредумышленно, то приговорсмягчается, но не самим судьей, а тремяправителями, от которых можно апеллировать к О, но не в порядке судопроизводства, а в порядке просьбы о помиловании,которое он может даровать.…ответчик примиряется со своими обвинителями и свидетелями, как с врачами своей болезни, обнимая их, целуя и т. д.Смертная казнь исполняется только руками народа, который убивает или побивает осужденного камнями, и первыеудары наносят обвинитель и свидетели.Палачей и ликторов 66 у них нет, дабы неосквернять государства. Иным дается право самим лишать себя жизни: тогда ониобкладывают себя мешочками с порохоми, поджегши их, сгорают, причем присутствующие поощряют их умереть достойно.Все граждане при этом плачут и молятбога смягчить свой гнев, скорбя о том, чтодошли до необходимости отсечь загнивший член государства. Однакоже виновного они убеждают и уговаривают до техпор, пока тот сам не согласится и не пожелает себе смертного приговора, а иначеон не может быть казнен. Но если преступление совершено или против свободыгосударства, или против бога, или противвысших властей, то без всякого сострадания приговор выносится немедленно.И только такие преступники караютсяОбвинительные приговоры являются истинными и верными лекарствами и воспринимаются скорее как нечто приятное, а не наказание.

Морелли(около 1715—?) — французский просветитель. Главная книга Морелли — "Кодекс природы, или истинный дух ее законов" (1755 г.) "Кодекс природы" содержит теоретическое обоснование строя, основанного на общественной собственности, и конспект проекта конституции будущего общества: "Образец законодательства, согласного с намерениями природы".

Морелли изображает естественное состояние как золотой век, когда люди подчинялись только законам природы, предписывающим общность имуществ и всеобщую обязательность труда. Обществом управляли отцы семей, ведавшие организацией труда и воспитанием. Из-за роста населения, переселений и т.п. люди столкнулись с трудностями, для преодоления которых достаточно было урегулировать права и обязанности каждого члена общества, распределить между ними занятия, взаимную помощь и пользование движимыми вещами. Вместо этого кто-то когда-то разделил имущество. Учреждение частной собственности "перевернуло вверх дном законы природы", исказило страсти людей, породило жадность. Возникла "всеобщая чума — частный интерес — эта изнурительная болезнь всякого общества". В результате для подчинения людей порядку пришлось издать великое множество "жестоких и кровавых законов, против которых природа не перестает возмущаться".

Поэтому первый "основной и священный "закон будущего общества гласит: "В обществе ничего не будет принадлежать отдельно или в собственность кому бы то ни было, кроме тех вещей, которыми он будет действительно пользоваться для своих нужд и удовольствий или для своего повседневного труда". К "основным и священным" относятся также законы, определяющие право и обязанность каждого гражданина трудиться "сообразно своим силам, дарованиям и возрасту", право получать прокормление и содержание на общественный счет. Кроме "основных и священных" в "Кодексе природы" содержатся законы распределительные, или хозяйственные, земельные, об общих порядках, о роскоши, о форме правления, о воспитании, о научных занятиях, о наказаниях и др. (всего 118 законов).

Государство организуется как орудие осуществления законов природы, т.е. лишь как власть исполнительная и наблюдательная. Поскольку законы природы едины для всего человечества, "будет только одна конституция, только один правительственный механизм под разными названиями". Возможна демократия отцов семейств. Соблюдение и исполнение законов природы в большем порядке и с большей скоростью, писал Морелли, обеспечивается в "аристократии" (правительство мудрецов, назначенное народом).

Особенность государственного устройства в том, что все должности замещаются "по очереди" — освободившуюся должность занимает (на год или пожизненно) тот из состоящих на предшествующей должности, чья очередь подошла (отец семейства становится главой трибы, глава трибы — начальником города и т.д

Наиболее тяжкими преступлениями признаются убийство, а равно попытка "посредством интриги либо иным путем уничтожить священные законы с целью ввести проклятую собственность". Виновный заключается "на всю жизнь, как буйный помешанный и враг человечества, в построенную на кладбище пещеру".

Менее тяжкие преступления (неповиновение должностным лицам или родителям, оскорбление словом или действием) должны караться тюремным заключением от одного дня до нескольких лет. В числе наказаний — лишение права занимать определенные должности на время или навсегда. Труд как средство исправления не применяется; напротив, легкие упущения или неаккуратность могут наказываться лишением всякого занятия на несколько часов или дней, "дабы праздностью же наказать праздность".

Мабли

Мы себе создали два рода мер и весов; и, к стыду нашего разума, богатые карают смертной казнью за кражу, потому что они боятся быть обкраденными, и одобряют завоевания, потому что они сами грабят народы.

Я знаю, что собственность внушает вкус и усердие к труду, но если при нашей испор-ченности мы не знаем иного побуждения к труду, кроме собственности, не будем заблуж- 314 О правах и обязанностях гражданина даться, полагая, будто действительно нет ни- чего, что могло бы заменить это побуждение. Разве людьми владеет только одна страсть? Не станет ли любовь к славе и уважению, если мне удастся ее возбудить, столь же дея- тельной, как и жадность, но без всех невыгод- ных сторон ее? Не изобретателям искусств буду раздавать я награды, поощряющие соревнование, а земледельцам, поля которых будут наиболее плодородными; пастуху, стадо которого будет самым здоровым и самым пло- довитым; самому ловкому и выносливому охотнику, лучше других переносящему труд- ности и непогоду в разные времена года; са- мому трудолюбивому ткачу; женщине, больше других занятой выполнением своих домашних обязанностей; отцу семейства, больше других старающемуся поучать свою семью исполне-нию ее обязанностей перед человечеством; детям, наиболее усердно выполняющим свои уроки и более других с готовностью подра- жающим добродетелям своих родителей. Раз-ве вы не видите, что род человеческий облаго- родится под влиянием такого законодатель- ства и без труда обретет счастье, которое напрасно обещают нам наша жадность, наша гордость и наша изнеженность?

Добродетельный гражданин вправе вести гражданскую войну, если существуют тира-ны, т. е. правители, имеющие притязания пользоваться властью, которая может и должна принадлежать только законам, и при- том властью настолько сильной, чтобы угне- тать своих подданных. Считать гражданскую войну всегда несправедливостью, призывать граждан не отвечать силой на насилие — это доктрина, более всего противоречащая нрав-ственности и общественному благу. Согласи-тесь, сударь, что люди, которым поручено обучать нас правилам, касающимся наших обязанностей, обладают весьма ограниченны- ми и весьма жалкими взглядами; они не за- мечают или, льстя властям, не хотят заме- чать, что обрекать подданных на постоянное и неизменное терпение — это значит довести королей до тирании и расчистить им путь к ней. Если народ не считает себя вправе защищаться от нападающих на него чуже-странцев, он, несомненно, будет ими покорен. Нация, не желающая сопротивляться своим внутренним врагам, неизбежно, следователь- но, должна быть угнетаема.

Не следует допускать бесполезных искусств, Весьма важны, согласно учению Мабли, законы против роскоши. "Они должны распространяться на все: на мебель, жилища, стол, слуг, одежду; если вы что-нибудь оставите без внимания, вы откроете путь для злоупотреблений, которые распространятся на все. Чем суровее будут законы, — писал Мабли, — тем менее опасным будет неравенство имуществ".

Дезами, Теодор «Кодекс общности»

При системе общности первейшее правило должно состоять в том, чтобы всё подчинять гигиене и физическому развитию

Полагаю, что я достаточно показал превосходство общих трапез над всяким иным способом питания людей. Такие же преиму-щества создаются и в том, что касается об- щественных работ.

Большинство наших моралистов пришли к выводу, что человек от природы ленив; между тем, наука, напротив, доказывает нам, что человек по самому своему существу — создание деятельное и что, если он иногда тупеет от безделия, то виной тому является только однообразие труда, плохая его организация. И действительно, сколько досужих людей с жаром занимаются ради от-дыха и удовольствий тем, что для человека, работающего по найму, является настоящим трудом, и часто весьма тяжелым, как, напри- мер, рыбной ловлей, охотой, столярным делом, часовым механическим производством.

Для того, чтобы система общности функционировала гармонич- но, не следует навязывать гражданам про- фессий, ни распределять их между ними. Са- ми граждане должны свободно выбирать се- бе профессию; они сами должны распреде- ляться по различным профессиям.

 

СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ И КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. РЕАКЦИОННЫЙ СОЦИАЛИЗМ

а) ФЕОДАЛЬНЫЙ СОЦИАЛИЗМПодобно тому как поп всегда шел рука об руку с феодалом, поповский социализм идет рука об руку с феодальным. Нет ничего легче, как придать христианскому аскетизму социалистический оттенок. Разве христианство не ратовало тоже против частной собственности, против брака, против государства? Разве оно не проповедовало вместо этого благотворительность и нищенство, безбрачие и умерщвление плоти, монастырскую жизнь и церковь? Христианский социализм - это лишь святая вода, которою поп кропит озлобление аристократа.

b) МЕЛКОБУРЖУАЗНЫЙ СОЦИАЛИЗМТак возник мелкобуржуазный социализм. Сисмонди стоит во главе этого рода литературы не только во Франции, но и в Англии. Цеховая организация промышленности и патриархальное сельское хозяйство - вот его последнее слово.

с) НЕМЕЦКИЙ, ИЛИ "ИСТИННЫЙ", СОЦИАЛИЗМОн провозгласил немецкую нацию образцовой нацией, а немецкого мещанина - образцом человека. … и возвестил, что сам он в своем величественном беспристрастии стоит выше всякой классовой борьбы.

2. КОНСЕРВАТИВНЫЙ, ИЛИ БУРЖУАЗНЫЙ, СОЦИАЛИЗМИзвестная часть буржуазии желает излечить общественные недуги для того, чтобы упрочить существование буржуазного общества. Сюда относятся экономисты, филантропы, поборники гуманности, радетели о благе трудящихся классов, организаторы благотворительности, члены обществ покровительства животным, основатели обществ трезвости, мелкотравчатые реформаторы самых разнообразных видов. Этот буржуазный социализм разрабатывался даже в целые системы.

3. КРИТИЧЕСКИ-УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ И КОММУНИЗМ.Мы не говорим здесь о той литературе, которая во всех великих революциях нового времени выражала требования пролетариата (сочинения Бабёфа и т. д.). … Революционная литература, сопровождавшая эти первые движения пролетариата, по своему содержанию неизбежно является реакционной. Она проповедует всеобщий аскетизм и грубую уравнительность.

Но в этих социалистических и коммунистических сочинениях содержатся также и критические элементы. Эти сочинения нападают на все основы существующего общества…. Их положительные выводы насчет будущего общества, например, уничтожение противоположности между городом и деревней, уничтожение семьи, частной наживы, наемного труда, провозглашение общественной гармонии, превращение государства в простое управление производством, - все эти положения выражают лишь необходимость устранения классовой противоположности, которая только что начинала развиваться и была известна им лишь в ее первичной бесформенной неопределенности. Поэтому и положения эти имеют еще совершенно утопический характер.

Меновая концепция права

Евгений Брониславович Пашуканис (1891 - 1937). В 1910 г. поступил на юридический факультет Мюнхенского университета.в 1936 г. – замнаркома юстиции. В 1935 - 1936 гг. работал над проектом "Сталинской конституции". Основной труд — «Общая теория права и марксизм. (Опыт критики основных юридических понятий)» (1924).

Частное право базисно первично, а публичное право надстроечно и вторично. Договор, фиксирующий акт обмена, есть юриди­ческая форма в ее простейшем, наиболее чистом виде.

Один вредящий проступок (преступление) обменивается на эквивалентный вред, причиняемый преступнику (наказание). Преступник "выплачивает свой долг", а преступление "...можно рассматривать как особую разновидность оборота, в которой меновое, т.е. договорное отношение устанавливается postfactum, т.е. после своевольного действия одной из сторон. Пропорция между преступлением и возмездием сводится к той же меновой пропорции".

«За преступление – время». В развитых буржуазных странах приговор выражается в числе лет (месяцев, дней) в тюрьме и денежных штрафах, что вполне соответствует духу товарно-денежных отношений. «В конечном счете, все преступления измеряются при помощи времени. Менее серьезные выражаются в его денежном эквиваленте (штрафы), более серьезные – в фактическом лишении преступника времени, точнее – в трансформации его времени в тюремный срок. Штраф требует от человека не само время его жизни как таковое, в его эквивалент. Фактически такой индивид может произвольно распоряжаться своим временем. Тюремное заключение носит более «сущностный» характер. У преступника отнимается какая-то часть времени его жизни целиком, двадцать четыре часа в сутки, которые принадлежат не ему, а тюремному режиму.

Смертная казнь – это «банкротство» преступника. Его «лишают времени» (казнят), поскольку он все равно не способен отдать соразмерное время своей жизни – такова тяжесть его преступления.

Пашуканис указал на "зазор" между законом и пенальными практиками. Право утверждает: "nullapoenasinelege" - "не может быть иного наказания, кроме того, которое предусмотрено законом". В действительности дело обстоит иначе хотя формально тюрьма - это лишение свободы, в действительности в ней заключенные подвергаются дисциплинированию, коррекции, за ними осуществляется надзор - все это не предусмотрено законом. "Требуется ли, чтобы каждый потенциальный преступник был в точности осведомлен о методах исправления, которые к нему будут применяться? Нет, дело обстоит гораздо грубее и проще: он должен знать то количество свободы, которым он заплатит в результате судебной сделки".

 


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 223; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!