Тема №3. Либеральные политико-правовые теории и доктрины.



Теория свободы.

Дигесты. Положение Флорентина «свобода есть естественная способность каждого делать то, что ему угодно, если это не запрещено силой или правом». Понятие свободы в Дигестах постоянно противопоставляется понятию рабства. Раб – «лицо, которое подчинено чужому владычеству вопреки природе».

Макиавелли: свободные города управляются своей собственной волей.

Неоримская школа права стала складываться в Англии XVI—XVII веках. У ее истоков находится Т. Мор. Активное свое развитие неоримская школа права получила уже после английской революции и была взята за основу новым правительством. Основными идеологами неоримской теории были Дж. Мильтон («Готовый и простой путь установить свободную республику»), М. Нидэм («Превосходство свободного государства»), Д. Харрингтон («Республика Океания»), Э. Сидней.

В политике неоримские теоретики принадлежали к партии индепендентов («независимых») и вели полемику против монархистов, в частности, противпрофессор Лейденского университета (Голландия) Клавдия Салмазия. В памфлете «Королевская защита» Салмазий утверждает, что монархи получают свою власть от бога; никто из людей не смеет ее ограничивать и разрушать. Казнь короля Карла I Стюарта 30 января 1649 г. есть оскорбление божества и попрание религии; она означает, по Салмазию, ниспровержение самих основ государственности, упразднение всякого права и всяких законов.

Базисной идеей неоримской школы права была «свобода». Неоримские авторы пропагандировали идею свободы как естественного состояния, которое дано каждому человеку от рождения. Свобода в государстве должна предполагать данные каждому человеку обширные гражданские права – свободу слова, свободу передвижения и свободу договоров.

Мильтон даже называл человека прообразом и подобием самого Бога. Из чего вытекало, что свобода человека неприкосновенна, и уж никак не может быть стеснена и ограничена государственным строем. Продолжая эту идею, Нидэм утверждал, что государство как раз и создано для того, чтобы защищать и оберегать свободы и права человека. Сидней, например, говорил, что законы должны создаваться для охраны « свобод, земель, благ и жизней людей».

Неоримские теоретики подчеркивали, что права и свободы отдельного человека очень важны, однако на переднем плане всегда должна быть свобода всего общества. Мильтон называет это «общей свободой», или «свободой правления»; Харрингтон «свободой республики», а Сидней «свободой нации». Поэтому все законы, принимаемые в государстве, должны быть приняты всеми членами общества. А иначе такой закон ограничивал бы свободу общества и каждого отдельного индивида. Нидем пояснял, что в древнем Риме нельзя было принять ни один закон без решения народного собрания. Поэтому Рим – идеал свободы.

Важным фактом существования свободного государства является доступ каждого свободного члена общества к управлению государством и к созданию законов. А это предполагает, во-первых, выборность органов управления, а во-вторых равное право каждого высказывать свое мнение о принимаемом законе и решать его судьбу.

При этом неоримские теоретики понимали, что «вся народная масса» не может напрямую управлять государством. Этот идеализированный вариант никогда нельзя будет воплотить в реальность. Мильтон также отмечал, что толпа склонна к «неумеренности и чрезмерности». Поэтому государством должны управлять лучшие образованные представители народа («самые осмотрительные и добродетельные граждане»). Однако такие граждане не должны задерживаться на месте управления постоянно. Так как таким образом государство рискует вериться в некое подобие монархии. Органы управления по их мнению должны быть выборными и сменными.

Видным критиком идей неоримскойкоцепции был Уильям Пэли, который полагал, что свобода может быть одинаковой как в монархии, так и в республике. Все зависит не от того, каким способом управляется госудасртво, а от такого насколько оно ограничивает человека по факту, насколько человек скован в своих действиях силой государственного принуждения.

Элджерон Сидней отмечал, что в монархии судьба каждого человека целиком зависит от милости государя; и само это положение априори делает человек несвободным. Полную свободу человек может ощутить только в республике, когда он сам решает, какой закон и насколько будет сковывать его и других. Республика же виделась представителям неоримской школы в образе «благородного джентльмена», который прямодушен, честен, справедлив, и главное -свободен!

Неоримская теория свободных государств: Свободным можно быть только в свободном государстве.

Мильтон: «… Все люди рождены свободными, будучи образом и подобием самого Бога». Если мы хотим считаться свободным народом, мы должны подчиняться «только тем законам, которые выбираем сами».Сидней: свободное государство как «цельное тело, которое имеет в себе полную власть над собой», которые «были и будут управляемы законами, созданными ими самими, в котором каждый в равной мере «свободен, войти в него или нет». «Нет никакого иного правомерного основания власти, чем это соглашение: ни родство, ни сила, ни обман не рождают право. Кому принадлежит право учреждать власть, тому принадлежит и право ее аннулировать…»

Неоримская теория стала влиятельной в Английской революции середины XVII века. Затем она была направлена против правящей олигархии Британии XVIII века, а еще позже использовалась для защиты революции, начатой американскими колонистами против британской короны. Некоторые ее элементы сохранились в Шести пунктах чартистов (требование равных избирательных участков), в трактовке подчинения женщин у Д.С. Милля и в других заявлениях, сделанных во имя зависимых и угнетаемых лиц. Но триумф либерализма существенно дискредитировал неоримскую теорию.

Гобсс Т.: «Свободный человек — тот, кому ничто не препятствует делать желаемое, поскольку он по своим физическим и умственным способностям в состоянии это сделать».

Декларация прав 1789 года Статья IV: «Свобода состоит в том, чтобы не наносить вреда другому. Таким образом, осуществление естественных прав каждого человека не имеет других границ, кроме тех, что обеспечивают всем прочим членам общества пользование теми же правами. Границы эти могут быть определены только законом».

Теория БенжаменаКонстана, обстоятельно изложенная в его "Курсе конституционной политики" (1816—1820 гг.), долгое время была общепризнанной доктриной государствоведов Франции и ряда других стран.

Древний индивид, почти суверенный в делах государственных, в своих частных отношениях - раб.новые народы видят сущность свободы не непременно в непосредственном активном участии в управлении, а главным образом в личной самостоятельности, независимости, обеспеченности.

Вот почему целью древних конституций было разделение власти между всеми гражданами, и это тогда называли свободой. Цель новых конституций есть обеспечение личной самостоятельности, и свобода состоит, по современным понятиям, в гарантиях этой самостоятельности.

Необращение внимания на это различие понимание свободы у древних и у новых народов в бурную эпоху революции привело ко многим бедствиям. Чтобы сообразовать новые учреждения с изменившимися духовными и бытовыми условиями времени, по мнению Констана, необходимо в основу преобразования положить ту истину, что индивидуальная независимость есть первая потребность современности, и потому никогда нельзя жертвовать ею для установления политической свободы. Индивидуальная свобода, вот истинная свобода нового времени.

Полное определение свободы, данное Констаном в его "Курсе конституционной политики", стало классическим понятием либерализма. "Современная свобода, — писал БенжаменКонстан, — означает право каждого индивида подчиняться только законам, а также его право не быть арестованным либо задержанным, либо подвергнутым другому наказанию в результате произвола равного ему индивида. Свобода также означает право каждого выражать свое мнение, выбирать себе профессию и работать в соответствии с ней, обладать собственностью и даже уничтожать ее, менять свое место жительства без получения на это какого-либо разрешения и без уведомления о мотивах таких передвижений. Свобода означает также право объединяться с другими индивидами либо для защиты общих интересов, либо для отправления богослужения по тому обряду, который они сами себе выберут, либо просто для того, чтобы вместе проводить время тем или иным образом. Наконец, свобода означает право каждого индивида влиять на управление государством — либо посредством выбора некоторых или всех должностных лиц, либо посредством внесения протестов, петиций и требований, более или менее обязывающих власти считаться с мнением общества".

"Политическая свобода есть только гарантия индивидуальной".

Представительная система есть не что иное, как организация, посредством которой нация перекладывает на нескольких индивидов то, что она не может или не хочет выполнить сама. Представительная система есть полномочия, доверенные определенному числу людей всей народной массой, желающей, чтобы ее интересы были защищены, однако, не имеющей времени защищать их всякий раз самостоятельно. Представительная власть должна формироваться на основе очень высокого имущественного ценза, дающего возможность существовать самому и содержать семью без всякого платного труда.

Главный, самый фундаментальный естественный закон гласит: необходимо стремиться к миру и следовать ему. Все прочее должно использоваться лишь в качестве средств достижения мира. Важнейшим среди них является отказ каждого от своих прав в той мере, в какой этого требуют интересы мира и самозащиты (второй естественный закон). Отказ от права совершается большей частью перенесением его по договору на определенное лицо или на некоторую группу лиц. Из второго естественного закона вытекает третий: люди обязаны выполнять заключенные ими соглашения; в противном случае последние не будут иметь никакого значения. В третьем естественном законе содержится источник и начало справедливости. Кроме указанных трех, есть еще 16 естественных (неизменных и вечных) законов. Все они резюмируются в одном общем правиле: не делай другому того, чего бы ты не желал, чтобы было сделано по отношению к тебе.

Человеческое искусство (искусство, при помощи которого Бог создал мир и управляет им) является подражанием природе как во многих других отношениях, так и в том, что оно умеет делать искусственное животное. Ибо, наблюдая, что жизнь есть лишь движение членов, начало которого находится в какой-нибудь основной внутренней части, разве не можем мы сказать, что все автоматы (механизмы, движущиеся при помощи пружин и колес, как, например, часы) имеют искусственную жизнь? В самом деле, что такое сердце, как не пружина? Что такое нервы, как не такие же нити, а суставы — как не такие же колеса, сообщающие движение всему телу так, как этого хотел мастер? Впрочем, искусство идет еще дальше, имитируя разумное и наиболее превосходное произведение природы — человека. Ибо искусством создан тот великий Левиафан, который называется Республикой, или Государством (Commonwealth, orState ), по-латыни — Civitas, и который является лишь искусственным человеком, хотя и более крупным по размерам и более сильным, чем естественный человек, для охраны и защиты которого он был создан. В этом Левиафане верховная власть, дающая жизнь и движение всему телу, есть искусственная душа', должностные лица и другие представители судебной и исполнительной власти — искусственные суставы; награда и наказание (при помощи которых каждый сустав и член прикрепляются к седалищу верховной власти и побуждаются исполнить свои обязанности) представляют собой нервы, выполняющие такие же функции в естественном теле;благосостояние и богатство всех частных членов представляют собой его силу;saluspopuli, безопасность народа,— его занятие; советники, внушающие ему все, что необходимо знать, представляют собой память; справедливость и законы суть искусственный разум (reason) и воля; гражданский мир — здоровье; смута — болезнь, и гражданская война — смерть.

Цель государства — главным образом обеспечение безопасности. Конечной причиной, целью или намерением людей (которые от природы любят свободу и господство над другими) при наложении на себя уз (которыми они связаны, как мы видим, живя в государстве) является забота о самосохранении и при этом о более благоприятной жизни. Иными словами, при установлении государства люди руководствуются стремлением избавиться от бедственного состояния войны, являющегося (как было показано в главе XIII) необходимым следствием естественных страстей людей там, где нет видимой власти, держащей их в страхе и под угрозой наказания, принуждающей их к выполнению соглашений и соблюдению естественных законов, изложенных в XIV и XV главах.

Иначе говоря, для установления общей власти необходимо, чтобы люди назначили одного человека или собрание людей, которые явились бы их представителями; чтобы каждый человек считал себя доверителем в отношении всего, что носитель общего лица будет делать сам или заставит делать других в целях сохранения общего мира и безопасности, и признал себя ответственным за это; чтобы каждый подчинил свою волю и суждение воле и суждению носителя общего лица. Это больше чем согласие или единодушие. Это реальное единство, воплощенное в одном лице посредством соглашения, заключенного каждым человеком с каждым другим таким образом, как если бы каждый человек сказал другому: я уполномочиваю этого человека или это собрание лиц и передаю ему мое право управлять собой при том условии, что ты таким же образом передашь ему свое право и санкционируешь все его действия. Если это совершилось, то множество людей, объединенное таким образом в одном лице, называется государством, по-латыни — civitas. Таково рождение того великого Левиафана или, вернее (выражаясь более почтительно), того смертного Бога, которому мы под владычеством бессмертного Бога обязаны своим миром и своей защитой. Ибо благодаря полномочиям, отданным ему каждым отдельным человеком в государстве, указанный человек или собрание лиц пользуется такой огромной сосредоточенной в нем силой и властью, что внушаемый этой силой и властью страх делает этого человека или это собрание лиц способным направлять волю всех людей к внутреннему миру и к взаимной помощи против внешних врагов. В этом человеке или собрании лиц состоит сущность государства, которая нуждается в следующем определении: государство есть единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как сочтет необходимым для их мира и общей защиты.

Суверен хотя и обязан своим положением общественному договору, однако не является одной из сторон договора. Получив власть в свои руки, он уже не является представителем народа, а как бы стоит над обществом, выступая в качестве верховного правителя и арбитра. В процессе реализации общественного договора представитель полностью замещает представляемых и становится единственным выразителем их мнения.

Поэтому:

1. Подданные не могут изменять форму правления. 2. Верховная власть не может быть потеряна.Право представлять всех участвовавших в соглашении дано тому, кого делают сувереном путем соглашения, заключенного лишь друг с другом, а не сувереном с кем-нибудь из участников, то не может иметь место нарушение соглашения со стороны суверена, и, следовательно, никто из его подданных не может быть освобожден от подданства под предлогом того, что суверен нарушил какие-либо обязательства. 3. Никто не может, не нарушая справедливости, протестовать против установления суверена, провозглашенного большинством. 4. Подданные не могут осуждать действия суверена.В-четвертых, так как благодаря указанному установлению каждый подданный является ответственным за все действия и суждения установленного суверена

Власть суверена не абсолютна. Во-первых, она не распространяется за пределы государства, где правит суверен. Он не может приказывать другим государям и их подданным. Он не в состоянии контролировать лояльность своих граждан, попавших в плен. Последние вынуждены подчиняться требованиям и законам иностранного государства до тех пор, пока они находятся в плену. В отличие от внутригосударственного устройства, в сфере международных отношений не существует никакого общественного договора или государства государств, а потому суве­рены находятся между собой в естественном состоянии «войны всех против всех». Во-вторых, внутри государ­ства суверен отнюдь не свобо­ден в выборе целей и методов своего правления, потому что его основная задача — сохранение мира и благополучия в своей стране, а его действия ограничены конституцией и законами. В-третьих, в тех случаях, когда в рамках правящего режима ощущается дефицит публичной свободы, последний отчасти компенсируется свободой в частной сфере — бизнесе, мнениях, религиозных убеждениях, семейной жизни и пр. Более того, согласно общественному договору, защита частной собственности, поощрение торговли, ремесел и искусств является одной из важнейших задач суверена.

Доктрина естественного права

Согласно Ульпиану, «естественное право (iusnaturale) – это то, которому природа научила все живое: ибо это право присуще не только человеческому роду, но и всем животным, которые рождаются на земле и в море, и птицам; сюда относится сочетание мужчины и женщины, которое мы называем браком, сюда же порождение детей, сюда же воспитание; мы видим, что животные, даже дикие, обладают знанием этого права».

Д. Локк (1632—1704) о естественном праве. «Два трактата о государственном правлении» (1690 г.).

Основному закону природы – закон самосохранения.По Локку животное состояние характеризуется следующими чертами:- утрата разума, рассудка (животные руководствуются чувствами и инстинктами);- сила как закон и право; - безграничная свобода. Люди, в той мере, в какой теряют разум и допускают несправедливое насилие, возвращаются в животное состояние, и с ними следует обращаться как с животными.

В естественном состоянии  – свобода ограничивается законом природы, установленным богом. Закон природы обязывает каждого человека: - сохранять себя, - сохранять все человечество. Это состояние мира, доброй воли, взаимной помощи и безопасности. Это состояние свободы и равенства между людьми, которые общей связью разума объединены в человеческое общество.

Закон природы запрещает человеку:- уничтожать себя или иное существо, находящееся в его владении (за исключением тех случаев, когда это необходимо для более благородного использования, чем простое сохранение);- наносить ущерб жизни, здоровью, свободе или собственности других людей, а также всему, что им способствует;- посягать на права других;- отдавать себя в рабство или под абсолютную, деспотичную власть другого человека.

Для обеспечения действия закона природы человек наделяется следующими естественными правами:

- правом свободы личности, т. е. свободой распоряжаться своей личностью и собственностью;

- правом на самосохранение, на еду и питье и иные вещи, которые природа предоставляет для поддержания существования;

- правом общего владения землей и ее плодами;

- правом частной собственности на плоды труда;

- правом обратить своим трудом в свою собственность столько, сколько он может употребить на какие-нибудь нужды своей жизни, прежде чем этот предмет подвергнется порче;

- правом сохранения всего человечества и совершения всех разумных деяний, какие он может, для достижения этой цели.

- правом защищать себя и вести войну против агрессора,

- правом судить за преступления,

- правом наказания нарушителей закона природы в такой степени, в какой это может воспрепятствовать его нарушению (включая право уничтожить то, что угрожает мне уничтожением);

- правом искать возмещения у того, кто причинил ему вред;

- правом на жизнь преступника и его использовать у себя на службе.

Кроме того, в естественном люди могут давать друг другу обязательства, заключать другие соглашения и сделки. Следовательно, они вступают договорные отношения. На основе договорных отношений возникают, в частности, брачные сообщества.

Характеризуя правоотношения в семье, Локк выделяет:

- право каждого супруга на тело другого, поскольку это необходимо для произведения потомства;

- обязанность родителей оберегать, кормить и воспитывать своих детей как творение бога, за которое они ответственны перед ним (в то же время – это привилегии детей);

- право родителей на уважение, почтение, поддержку и услужливость со стороны детей (в соответствии с тем, как это было проявлено по отношению к детям (в то же время – это привилегии родителей);

- обязанность детей почитать своих родителей, т. е. предпринимать все те действия, которые необходимы для их защиты, поддержки, помощи и удобства;

- право сыновей, преимущественное перед любым другим человеком наследовать имущество своего отца.

Естественное состояние характеризуется как состояние равенства, при котором вся власть и вся юрисдикция являются взаимными. Каждый в этом состоянии является судьей и исполнителем закона природы, т. е. обладает судебной и исполнительной властью.

В естественном состоянии могут быть совершены преступления, за которые виновные лица могут быть наказаны. Участники естественного состояния вступают, следовательно, в уголовно-правовые отношения.

Правосудие в естественном состоянии Локк называет частным правосудием. Обобщая, можно сказать, что в естественном состоянии отсутствует публичное право, но действует частное право.

Комментируя положение о равенстве, Локк пишет, что оно не распространяется на различия, определяемые возрастом, добродетелью, исключительными достоинствами и заслугами, происхождением, союзами и другими факторами. По его мнению, дети, сумасшедшие и слабоумные никогда не свободны от родительской власти и юрисдикции.


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 400; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!