Психологическая теория права Л. И. Петражицкого



Лев Иосифович Петражицкий (1867-1931), профессор юридического факультета Петербургского университета, депутат I Государственной думы от партии кадетов, в книге "Теория права и государства в связи с теорией нравственности" (1907 г.).поставил задачу преодолеть традиционно-ремесленнический уклон в юриспруденции при помощи психологии.

Право коренится не в "социальной среде", а в психике. Душевный мир личности учитывается в праве указанием в законодательстве на низменные мотивы, например при совершении преступления, использованием понятия «аффект».Самонаблюдение (в интроспекции) либо наблюдений за поступками других лицпоставит юриспруденцию на почву достоверных знаний.

Эмоциональная теория. Источником права выступают эмоции человека (а не воля): чувства обязанности, долга. Указав на первичные, жизнеобеспечительные эмоции, Петражицкий выделил "этические эмоции" (например, побуждение оказать помощь). Люди, руководствуясь этими эмоциями, начинают действовать только в том случае, если к ним обращаются с просьбой, приказом, запретом и т. п. Этические эмоции – это бланкетные эмоции, которые порождают два вида переживаний, которые ведут к выполнению нравственных и правовых обязанностей. Нравственные обязанности –  это такие обязанности, при которых человек свободен по отношению к другим, в связи с которыми другим лицам ничего не принадлежит, не причитается со стороны обязанных. Те же обязанности, в связи с которыми человек сознает себя несвободным по отношению к другим, в связи с которыми то, к чему обязана одна сторона, причитается другой стороне как нечто должное, являются правовыми. Поэтому право и правоотношения не представляют чего-то отдельного и отличного от обязанностей. То, что, с точки зрения одной стороны, называется ее правовой обязанностью, с точки зрения другой стороны, называется ее правом, а с точки зрения третьей стороны, является правоотношением между двумя первыми сторонами.Наше право есть закрепленный за нами, принадлежащий нам — как наше добро — долг другого лица. Право - двухстороннее эмоциональное состояние.

"Переживания, которые имеются в психике лишь одного индивида и не встречают признания со стороны других, не перестают быть правом". Существовали правовые отношения с неодушевленными предметами, животными и нереальными субъектами (бог, дьявол).

На ранних этапах истории способом обеспечения правовых норм выступало самоуправство, т.е. защита нарушенного права самим индивидом или группой близких ему лиц. С развитием культуры правовая защита и репрессия упорядочиваются: возникает система фиксированных юридических норм в форме обычаев и законов, появляются учреждения общественной власти (суд, органы исполнения наказаний и т.п.). Монополизируя функции принуждения, государственная власть способствует определенности права.

Интуитивное право. "Человеческой психике свойственна тенденция вырабатывать и давать определенные интуитивно-правовые решения на те вопросы, которые сознаются как вопросы причинения добра или зла другим, или получения известных благ, известных плюсов, или испытания зол, обременения известными минусами со стороны другого".Системы интуитивного права: право зажиточных слоев, мещанское право, крестьянское, пролетарское, «детское право», «игорное право», «разбойное право». "Интуитивных прав столько, сколько индивидов".Официальное право микроскопично по сравнению с тем необъятным множеством житейских случаев, которые регулируются интуитивным (автономным) правом.Россия – "царство интуитивного права ". В ее состав входят народы, стоящие на разных ступенях развития, с множеством национальных правовых систем и религий. Российское законодательство находится в неудовлетворительном состоянии, а его применение сплошь и рядом подменяется официальным действием интуитивно-правовых убеждений.

Реформы законодательства необходимо проводить на основе научных знаний. Политика права как прикладная научная дисциплина направлена на совершенствование права с учетом социально-психологических реалий правовой жизни. Политика права призвана соединить знания о праве с общественным идеалом, т.е. представить научное решение проблемы, составлявшей содержание прежних естественно-правовых учений.


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 259; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!