Солидаристская теория Леона Дюги



(1859-1928)

           Профессор Бордовского университета. Эпоха: анархистские и марксистские идеи процветали. Логическое основание учения: влияние Конта, он разрабатывал законы солидарности. Эмиль Дюркхайм – концепция общественного разделения труда (Платон). Критическое отношение к марксизму, теории классового антагонизма. Общество идёт не к подавлению одного класса другим, а к самоорганизации классов, закон солидарности.

       1. Любое общество основано на общественном разделении труда, общественная солидарность – это факт, он осознаётся людьми, нужно укреплять общественную солидарность. Норма солидарности – это правовая норма, она выше государства и законодательства.

2. Проект будущей позитивной организации общества: мы должны отказаться от субъективных прав, главное – это обязанности. Собственность – это обязанность перед обществом. Форма гос правления – все предшествующие основаны на суверенитете, это устарело. Эластичная форма гос – нужно изменить структуру парламента – 2 палаты. Отказываемся от индивидуального избирательного права, заменим пропорциональным общественным представительством – партии (1 палата) и профсоюзы (2 палата). Гос не обязательно, синдикаты могут выполнять все его функции.

3. Понимание законов: рассуждает как социолог. Закон не есть выражение общей воли, гос воли. Закон – это выражение воли энного количества депутатов и сенаторов. Законы он соотносит с нормой солидарности – в нём должна быть выражена норма солидарности (очень субъективно).

 

Психологическая теория права

Льва Иосифовича Петражицкого

(1867-1931)

       Родился в Витебской губернии, польско-русский правовед. Берлинский, Питерский и Польский этап. Преподавал в Варшавском университете. Работа: «Теория права и государства в связи с теорией нравственности» 1907. Логическое основание учения: школа естественного права, достижения естественных наук.

       1. Психологическая школа права – это альтернатива школе юр. позитивизма. Право нужно искать не в пространстве и времени, а в человеческой психике каждого индивида. Он использовал метод интроспекции (внутреннего наблюдения). В психике каждого из нас есть 4 элемента: сознание, чувства, воля и эмоции. Односторонние: сознание, чувства – пассивный элемент, активный – воля. Эмоции – переживания, имеют двусторонний характер (пассивно-активный характер). Право – это особого рода эмоции. Эмоции разные: жизнеобеспечивающие (голода, холода) и этические – позволяют общаться друг с другом. 2 вида этических эмоций: нравственные и правовые. Нравственные имеют односторонний характер – переживание долга по отношению к другому. Правовая эмоция (двусторонний характер) появляется тогда, когда моему переживанию долга корреспондирует эмоция требования у другого лица. Мы признаём право таксиста требовать от нас оплаты проезда. Право – это переживание долга, которое имеет императивно-атрибутивный характер.

2. Классификации видов права: 1) интуитивное и 2) позитивное. Интуитивное возникает не на основе законодательства, позитивное – наоборот. Интуитивное право – нешаблонированное право, оригинальное, сколько индивидов, столько видов интуитивного права. Позитивное право – шаблонированное. Есть сфера действия исключительно позитивного права, есть область действия интуитивного права (Россия – царство интуитивного права). Есть сферы пересечения – семья.

Вторая классификация права: официальное и неофициальное. Официальное поддерживается гос принуждения, неофициальное другими видами принуждения. Неофициальное – это детское право, мафиозное, мещанское и т.д.

Можно ли наложить эти де классификации друг на друга? В состав официального права мы можем включить и интуитивное.

Критика Петражицкого: он рассуждает о правовой психике, а не о праве. Массив объективного права огромен, но если он не прошёл через сознание, то это не значит, что его нет.

3. Рассуждения на тему политики права – мы должны разработать основы зак искусства. Нужно соединить любовь и право, оно должно становиться добрее к людям. Петражицкий верил в этический прогресс – люди становятся лучше.

Рецепция иностранного права – Япония сначала добровольно реципировала немецкое гражданское право, потом насильно американское.

 

«Чистое учение о праве» Ганса Кельзена

(1881-1973)

       Австрийский правовед. Преподавал во многих университетах. Он разрабатывал Конституцию Австрии, КС. Работы: «Чистое учение о праве» 1934. Второе издание 1960 – всего 10% первоначального текста.

       1. Нужно очистить юриспруденцию от политики, идеологию и т.д. Кельзен кантианец, Кант выделял две науки – о сущем и о должном. Юриспруденция – наука о должном. Право – это система норм, в которых действительность норм одного уровня обусловлена действительностью норм другого уровня. Ступенчатая концепция права – основание треугольника – это индивидуальные нормы права (акты правоприменения). Более высокая линия – нормы законодательства, действительность индивидуальных норм – поскольку они вынесены на основе норм законодательства. Выше – конституционные нормы. Выше – основная одна норма (грунт-норма) – это мыслительное допущение – нужно следовать конституции.

       В последующих работах он предложит понимать грунт-норму как фикцию. Концепция конституционного централизма. В Африке работает концепция правового плюрализма (обычное, религиозное, гос).

       2. Концепция гос – критикует Йеринга. Не может быть социологического понятия государства. Центром права является гос. Гос – это относительно централизованный правопорядок. Понятие правового государства неприемлемо, т.к. любое государство является правовым. Но он не против содержания правового государства. Котляревский – государство может быть основано на произволе.

       Кельзен был критиком концепции естественного права, т.к. она исходят из абсолюта (бог, природа или разум), значит она ненаучна.

 


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 406; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!