Поняття тропізму в естетико-філософській системі Наталі Саррот («Золоті плоди», «З доброго дива»)



 

ТРОПИЗМ - реакция ориентирования клетки, то есть направление роста или движения клеток относительно раздражителя (химического, светового и др.).

 

«Тропизмы» Натали Саррот

•     Человек – существо не столько социальное, сколько биологическое;

•     Человек есть совокупность тропизмов, сумма мельчайших психических реакций;

•     Тропизмы глубже, чем обычные чувства и даже механизмы бессознательного. Они свойственны всем людям всех эпох, они универсальны.

•     Тропизмы существуют мгновения, их фиксация в языке чрезвычайно трудна

•     Новая повествовательная техника основана на суггестивности языка

Суггестивность языка - способность слова отражать не только очевидное, но и «отсутствующее», то, что дается только через свои «следы»: «за любым разговором всегда находится «под-разговор»; их противоречие, борьба, рассогласованность лучше всего демонстрируют настоящую живую жизнь человека».

•     Традиционный герой заменяется анонимным «субъектом высказывания»;

•     Акцент переносится с фабулы на усложненную композицию; реалистические конвенции существуют в качестве «следов»;

•     Время повествования – субъективно «растянутое» настоящее

 

•     «Роман о восприятии романа»;

•     «Коллективный персонаж» - точка пересечения двух анонимных явлений (тропизмы и слова / под-разговор и разговор);

•     Две группы персонажей в зависимости от способа оценки текста: 

-      «местоименные персонажи», стремящиеся самостоятельно составить мнение о книге; способны к порождению новых смыслов; понимают текст;

-      персонажи-клише, оперирующие готовыми оценочными блоками; боятся отстать от литературной моды и потому постоянно спрашивают окружающих, что те думают о книге; симулируют понимание текста

46.

Критика масової культури та суспільства споживання у літературі др.пол.20 ст(451 градус за Фаренгейтом Р.Брудбері,Платформа-М.Уельбек

Платформа-М.Уельбек :Главные герои книги - два сводных брата: школьный учитель Брюно Клемент, полупоэт-полуписатель, и биохимик Мишель Джерзински, гениальный изобретатель. Первый страдает от комплексов и находит утешение в свободной любви, за которой ездит по загородным лагерям хиппи. Второй не может пробить брешь в стене собственной созерцательности и через свою замкнутую жизнь проносит одно желание - докопаться до тех самых элементарных частиц человеческого сознания, которые определяют поведение и облик людей. Один без конца ищет удовлетворения - не с партнершей так хотя бы с самим собой, старым испытанным способом. Другой без конца размышляет и живет лишь своим умом, едва касаясь всего остального. Пока Брюно постигает философию плотских утех, стремясь обрести личную свободу, его брат Мишель пытается вывести новую расу андрогинов с полным отсутствием эго. Бруно в итоге попадает в психушку, Мишель совершает грандиозное открытие, которое помогает людям стать счастливыми. Поиски братьев заканчиваются разочарованием в человечестве. Да и автор, похоже, не видит для него никакой перспективы. В будущем, по Уэльбеку, человеческий род тихо угаснет, уступив место андрогинным существам, появившимся не из космоса, как в каком-нибудь голливудском суперхите, а прямиком из пробирки. Уравновешенным, спокойным и абсолютно счастливым.

Один из критиков сравнил Уэльбека с беспристрастным летописцем, ученым у микроскопа, который, однако, «не может скрыть презрительной гадливости, с которой относится к героям». И писатель, наверное, дает основания для такого прочтения. Уэльбек приходит к выводам, которые не всегда новы, но весьма правдоподобны, если пытаться ухватить не толщу жизни, а ее вектор, ее передовые силы и средства.

Уэльбек объясняет тональность своего повествования тем соображением, что «роман не в состоянии описать безразличие или ничто. Для этого необходимо создать новую форму, упрощенную и одуряющую».

Тогда и вправду ждать от человечества больше нечего. «Расправа с иллюзиями делает нас более счастливыми», - сказал писатель в одном из интервью, - «люди с иллюзиями глупы». Не поможет ни левый бунт, ни политическая корректность. И мейнстрим, и маргиналы равно бесплодны и лишь имитируют способность к творчеству жизни. Человек безнадежен, таков диагноз Уэльбека. Он скорее мертв, чем жив. Его нельзя перевоспитать, его можно только пересоздать…

Изображая Америку ХХI века, Брэдбери моделирует картину будущего на основе существующих сегодня тенденций. Писатель в своём романе создаёт антимодель с помощью символики своих фантазий. Он размышляет о судьбах земной цивилизации, о будущем Америки, с её нестандартно сформировавшимся менталитетом, с её национальным колоритом. США, выведенные в книге, -- это, по сути дела, всё те же Соединённые Штаты ХХ столетия, с их культурой потребления, с навязчивой рекламой в подземке, с «мыльными операми» и искусственно уютным мирком коттеджей. Только всё доведено до крайности, до того самого пресловутого «абсурда»: пожарники не тушат пожары, а сжигают запрещённые книги; людей, предпочитающих ходить пешком, а не ездить на машинах, принимают за сумасшедших; возбраняется даже любоваться природой. Малейшие отступления от общепринятого образа жизни вызывают репрессии .

Развитие науки, стремительный рост технологий изменил мышление людей. Технический прогресс значительно облегчил жизнь человека, вместе с тем сильно подавив у него инстинкт самосохранения. Выжить в новом обществе, становящемся не только технократическим, но и тоталитарным, людям помогают стадные чувства, и прежде всего это сказывается на духовных сторонах жизни человека. Нормой поведения становится потребительское существование, при котором единственную пищу для ума дают развлечения, реальность заменена примитивными телеиллюзиями .

Роман «451 градус по Фаренгейту» -- тонкая и искусная критика общества потребления, страх перед его деградацией, предостережение обывателю. Описанное Брэдбери общество потребления сжигает на кострах не книги, оно сжигает самого себя - свою историю, свою культуру. Ценность романа -- в той страшной картине будущего, которая вполне может стать правдой. Американский идеал беззаботной жизни, мечты о всеобщем равенстве, отсутствие лишних тревожных мыслей - этот предел мечтаний общества может обернуться и кошмаром, если не внять предостережениям автора .


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 412; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!