Процедуры контроля над дискурсом со стороны субъекта: ритуал, дискурсивные сообщества, доктрины (М.Фуко)



 Третья группа форм контроля связана с “прореживанием говорящих субъектов”. Фуко указывает здесь на речевые ритуалы, дискурсивные сообщества, доктринальные группы и социальное присвоение дискурсов. Он констатирует условность этого различения.

1)    Речевые ритуалы в качестве процедуры прореживания выполняют ряд функций. Они:

•     определяют квалификацию говорящих,

•     определяют жесты, поведение, обстоятельства, знаки, сопровождающие дискурс,

•     фиксируют вменяемую дискурсу действенность слов. Например, речевой ритуал врача, который высказывает свое представление о болезни, призван придать соответствующую весомость его словам.

2)    Дискурсивные сообщества выступают инстанцией, которая заинтересована в сохранении собственных исключительных прав на определенные типы дискурсов. Они руководствуются строгими внутренними правилами, исключающими возможность ускользания дискурса за их пределы. Таковы, например, рапсоды Древней Греции или писатели современной эпохи Западного мира, которые всемерно подчеркивают мысль о своей монопольной собственности на творческое использование языка.

3)    Доктрины играют двоякую роль. Несмотря на то, что свойством доктрин является их всеобщая доступность, они по своей сути также заняты прореживанием субъектов. Доктрины связывают индивидов с определенными типами высказываний, противопоставляя все прочие как еретические. Но доктрины также способствуют тому, чтобы отличать одних индивидов, которые к ним прибегают, от других, ортодоксов от еретиков

 

 


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 339; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!