Идея сословного представительства в политико-правовой мысли Московского государства конца XV—XVI вв.



Алпатов М. А. Русская историческая мысль и Западная Европа. М., 1984.

Буланин Д. М. Переводы и послания Максима Грека. Л., 1984.

Зимин А. А. Пересветов и его современники. М., 1958.

Казакова Н. А. Очерки по истории русской общественной мысли: Первая треть XVI в. Л., 1970.

Клибанов А. И. Духовная культура средневековой Руси. М., 1996.

Лурье Я. С. Идеологическая борьба в русской публицистике кон­ца XV - начала XVI в. М.; Л., 1960.

Лурье Я. С. Русские современники Возрождения. Л., 1988.

Синицина Н. В. Максим Грек в России. М., 1977. Сочинения И. Пересветова. М.; Л., 1956.

 

Социально-политическая программа И. Т. Посошкова и ее роль в становлении российского абсолютизма

Алпатов М. А. Русская историческая мысль и Западная Европа (XVIII - первая половина XIX в.). М., 1985.

Брикнер А. Иван Посошков. СПб., 1876.

Кафенгауз Б. Б. Посошков. М., 1951.

Посошков И. Т. Книга о скудости и богатстве. М., 1951.

Шкуринов П. С. Философия России XVIII века. М., 1992.

 

Модель ограниченной монархии М. М. Щербатова как теоретическое обоснование сословных привилегий российского дворянства

Грацианский П. С. Политическая и правовая мысль России второй половины XVIII в. М., 1984.

Бугров Д. В. «Надежда» в Антарктиде: загадки Офирской утопии князя М. М. Щербатова // Известия Уральского государственного университета. 2006. № 47. Сер. 2. Вып. 12.

Ключевский В. О. Курс русской истории // Соч. М., 1989. Т. 4.

Пыпин А. Н. Полузабытый писатель XVIII в. // Вестн. Европы. 1896. № 11.

Русская мысль в Век Просвещения. М., 1991.

Федосов И. А. Из истории русской общественной мысли XVIII сто­летия. М. М. Щербатов. М., 1967.

ЩербатовМ. М. Сочинения. СПб., 1903. Т. 1-2.

ЩербатовМ. М. Неизданные сочинения. М., 1954.

 

Правовая доктрина Большого Наказа Екатерины II и ее роль в развитии буржуазных идей российского законодательства просвещенного абсолютизма

Белявский М. Т. Требования дворян к перестройке органов управле­ния и суда на местах в 1775 г. // Исторические науки. 1960. № 4.

Дружинин Н. М. Просвещенный абсолютизм в России // Абсолю­тизм в России (XVII—XVIII вв.). М., 1964.

Каменский А. Б. Сословная политика Екатерины II // Вопр. исто­рии. 1995. № 3.

Каррерд'Анкосс Э. Императрица и аббат. Неизданная литератур­ная дуэль Екатерины II и аббата Шаппад'Отероша. М., 2005.

Куприц Н. Я. Государственно-правовые идеи «просвещенного абсолютизма» в «Наказе» Екатерины II // Вестн. МГУ. Сер. Право. 1962. № 4.

Леонтович В. В. История либерализма в России. М., 1995.

Наказ Ея Императорского Величества Екатерины Вторыя, дан­ный Комиссии о составлении Нового Уложения. СПб., 1907.

Сочинения императрицы Екатерины II. СПб., 1901 (комментарии к «Антидоту»).

 

Проблема соотношения права и нравственности в трудах П. И. Новгородцева

Вехи (любое издание).

Исаев И. А. Политико-правовая утопия в России. Конец XIX — на­чало XX в. M., 1991.

Исаев И. А., Золотухина Н. М. История политических и правовых учений России. XI—XX вв. М., 1995.

Нерсесянц В. С. Политические учения и современность. М., 1976.

Новгородцев П. И. Сочинения. М., 1995.

Томсинов В. А. Российские правоведы XVIII—XX веков: очерки жизни и творчества. М., 2007. Т. 2.

 

Социологические теории права конца XIX - начала XX в.: основные тенденции развития

Арон Р. Основные этапы развития социологической мысли. М., 1993.

Блумер Г. Общество как символическая интеракция // Современ­ная зарубежная социологическая психология. М., 1984.

Вебер М. Избранные произведения. М., 1988.

Гайденко А. К., Давыдов Н. В. История и современность: социо­логия М. Вебера и веберовский Ренессанс. М., 1993.

Гурвич Г. Д. Философия и социология права: Избранные сочине­ния. М., 2004.

История теоретической социологии: В 5 т. М., 1997-2000.

Петражицкий Л. И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб., 1999.

Подгурецкий А. Очерк социологии права. М., 1974.

Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М., 1992.

Социологическая мысль в России: Очерки истории немарксист­ской социологии последней трети XIX - начала XX в. Л., 1978.

 


ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

Оценка знаний и умений – это определение и выражение в условных знаках-баллах, а также в оценочных суждениях преподавателя степени усвоения студентами знаний, умений и навыков, установленных программой дисциплины. Оценочная активность осуществляется на основе эталона или эталонов, которые выполняют функции критериев определения правильности или неправильности хода отдельных звеньев деятельности, деятельности в целом, качества полученного результата.

Критерии оценки знаний – это требования (признаки), на которые следует ориентироваться при оценке знаний. Критериями могут выступать качественные характеристики знания. К объективным качествам (отражающим содержание обучения и не зависящим от субъекта) относятся полнота, глубина, оперативность, конкретность, обобщённость, систематичность, системность, развёрнутость, свёрнутость; к субъективным (составляющим характеристику личности) – осознанность, гибкость и прочность. Выделенные качества знаний взаимообусловлены, каждое содержит в себе в свёрнутом виде другие качества. Важными качествами знаний выступают полнота, глубина, осознанность. Признаками сформированности умений являются гибкость (способность рационально действовать в различных ситуациях), стойкость (сохранение точности и темпа, несмотря на внешние помехи) и прочность (сохранение умения при его продолжительном не использовании; максимальная приближённость в выполнении к реальным условиям и задачам).

Так как основным видом проверки знаний и умений студентов по дисциплине «История политических и правовых учений» является устный опрос на семинарском занятии, а также в форме зачёта и экзамена, то критериями устного ответа будут выступать следующие качества знаний:

полнота – количество знаний об изучаемом объекте, входящих в программу;

глубина – совокупность осознанных знаний об объекте;

конкретность – умение раскрыть конкретные проявления обобщённых знаний (доказать на примерах основные положения);

системность – представление знаний об объекте в системе, с выделением структурных её элементов, расположенных в логической последовательности;

развёрнутость – способность развернуть знания в ряд последовательных шагов;

осознанность – понимание связей между знаниями, умение выделить существенные и несущественные связи, познание способов и принципов получения знаний.

В качестве оценочных средств текущего контроля знаний применяются вопросы и задачи, включённые в планы семинарских занятий, тесты, предлагаемые преподавателем на семинарском занятии выборочно нескольким студентам. В качестве оценочных средств промежуточной (зачёт или экзамен) аттестации применяются контрольные вопросы.

Текущий контроль знаний студентов может представлять собой:

- устный опрос (групповой или индивидуальный);

- проверку выполнения письменных домашних заданий;

- проведение контрольных работ;

- тестирование (письменное или компьютерное);

- проведение коллоквиумов (в письменной или устной форме);

- контроль самостоятельной работы студентов (в письменной или устной форме).

Возможны и другие виды текущего контроля знаний, которые определяются ведущими преподавателями по согласованию с кафедрами. Одной из промежуточных форм контроля знаний студентов в семестре являются коллоквиумы - средство контроля усвоения учебного материала темы, раздела или разделов дисциплины, организованное как учебное занятие в виде собеседования преподавателя с обучающимися.

Итоговой формой оценки знаний студента по курсу «История политических и правовых учений» является зачет.

Главный результат введения зачетной системы - её влияние на усвоение учащимися программного материала: более глубокое, осознанное усвоение учебного материала; объективность проверки знаний, т. к. итоговые оценки становятся более весомыми, точнее отражают действительный уровень знаний учащихся.

Подготовка к зачету выражается в обобщении и укреплении знаний, полученных студентом в течение семестра, их систематизации, устранении возникших в процессе учебы пробелов.

При подготовке к зачету прежде всего необходимо запоминать определение понятий, так как именно в них фиксируются признаки, показывающие их сущность и позволяющие постичь в концентрированном виде суть проблемы.

Получив экзаменационный билет, следует внимательно прочитать его вопросы, если что-то непонятно уточнить у преподавателя, внимательно посмотреть соответствующие разделы программы курса и набросать примерный план ответа. Как правило, время, отводимое на подготовку к экзамену, не рассчитано на возможность подготовки дословного, развернутого письменного ответа оно дается лишь на обдумывание основных направлений ответа. По окончании ответа студенту могут быть заданы дополнительные вопросы, направленные на выявление понимания им положений, полностью не раскрытых в ответе, либо носящих принципиальный характер и влияющих на результат ответа.

Ответ студента на зачете оценивается одной из следующих оценок: «зачтено», «не зачтено», которые выставляются по следующим критериям.

«Зачтено»:

знание основных понятий предмета;

умение использовать и применять полученные знания на практике;

работа на семинарских занятиях;

знание основных научных теорий, изучаемых предметов;

ответ на вопрос билета.

«Не зачтено»:

демонстрирует частичные знания по темам дисциплин;

незнание основных понятий предмета;

неумение использовать и применять полученные знания на практике;

не работал на семинарских занятиях;

не отвечает на вопрос билета.

Положительная оценка проставляется в экзаменационную ведомость и зачетную книжку, а отрицательная, — только в ведомость и объявляется студенту после окончания его ответа.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Предмет и метод истории политических и правовых учений. Основная проблематика курса.

2. Политическая и правовая теория брахманизма в Древней Индии.

3. Буддизм в Древней Индии: основы политико-правовой док­трины.

4. Политико-правовые взгляды китайского мудреца VI в. до н. э. Лао-цзы.

5. Правовая культура древнегреческого полиса и ее влияние на развитие теоретических представлений античности о праве и госу­дарстве.

6. Правовая концепция софистов и ее роль в развитии древнегре­ческой теории права и государства VI—IV вв. до н. э.

7. Учение Сократа о государстве, праве, законности.

8. Учение Платона о праве.

9. Учение Аристотеля о политике, государстве и праве.

10. Теория справедливости.

11. Римские юристы о сущности и системе права.

12. Учение Полибия о круговороте политических форм.

13. Основные черты древнегреческой политико-правовой мысли.

14. Учение Цицерона о праве и государстве. Естественный закон как форма справедливости.

15. Правовые и политические идеи раннего христианства.

16. Осо­бенности теологического правосознания средневековой Европы.

17. Правовая концепция Августина. Учение о двух градах.

18. Учение Фомы Аквинского о праве и государстве.

19. Учение МарсилияПадуанского о государстве и праве.

20. Проблема самодержавия в российской политико-правовой мысли XV-XVI вв. Теория «Москва - третий Рим».

21. Политические взгляды и проект государственных реформ И. Пересветова.

22. Политическая доктрина Н. Макиавелли. Знаменитые советы Н. Макиавелли политикам и правителям.

23. Учение Ж. Бодена о государстве и праве. Теория государ­ственного суверенитета.

24. Политико-правовое учение социалиста-утописта Т. Мора («Утопия»).

25. Учение Т. Кампанеллы об идеальном государстве в «Городе солнца».

26. Возникновение рационалистической концепции естественно­го права. Политико-правовая теория Г. Гроция.

27. Политико-правовое учение Б. Спинозы: обоснование демо­кратии.

28. Правовые учения периода Реформации: проблема юридиче­ской сущности светской власти.

29. Школа естественного права в Англии: учение Т. Гоббса о го­сударственном суверенитете и формах правления.

30. Политико-правовая теория индепендентов.

31. Политико-правовая идеология левеллеров.

32. Учение Дж. Локка о естественном праве и правовом государ­стве. Теория разделения властей.

33. Общая характеристика политико-правовых идей французско­го Просвещения.

34. Учение Ш. Монтескье о праве и государстве.

35. Учение Руссо о государстве, праве и народном суверенитете.

36. Политическая программа преобразований и проект идеально­го государства ГракхаБабёфа.

37. Политические и правовые учения в США в период борьбы за независимость (Т. Пейн, Т. Джефферсон, А. Гамильтон).

38. Особенности немецкого Просвещения. Школа естественного права в Германии XVII-XVIII вв. (С. Пуффендорф, X.Томазий).

39. Учение И. Канта о праве и государстве.

40. Учение Г. В. Ф. Гегеля о государстве и праве.

41. Политические идеи и программы декабристов.

42. Политические и правовые взгляды социалистов-утопистов первой половины XIX в. (Сен-Симон, Фурье, Оуэн).

43. Историческая школа права.

44. Развитие западноевропейского либерализма первой половины XIX в. Сравнительная характеристика ведущих концепций (по вы­бору студента).

45. Гегельянство и либерализм в России: правовая теория Б. Н. Чичерина.

46. Учение Р. Иеринга о праве и государстве: социологическая концепция юриспруденции интересов.

47. Зарождение юридического позитивизма. Правовая концепция Дж. Остина.

48. Социологическая теория государства: Л. Гумплович.

49. Учение Г. Спенсера о государстве и праве.

50. Политико-правовая концепция Ф. Ницше.

51. Политико-правовая доктрина солидаризма.

52. Учение марксизма о государстве и праве.

53. Нормативистская теория Г. Кельзена.

54. Психологическая теория права Л. Петражицкого.

55. Политико-правовое содержание теории национал-социализма.

56. Возрожденное естественное право XX века.

57. Либертарная теория права В.С. Нерсесянца.

58. Коммуникативная теория права.

 


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 335; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!