Политические учения эпохи средних веков.



Политическая мысль раннего средневековья.

С 4-5 по 15 века.  Период, который не получил однозначных оценок в истории. Некоторые считают упадок культуры, застой – темные времена. Определенная доля истины в такой оценке имеется. Развитие политической мысли в средние века развивалось только в теологическом направлении.

Политическая наука была тесно связана с теологией, за рамками теологии иные направления не развивались.

Многое темы, разработанные в период античности (вопрос о происхождении государства) – не разрабатывались.

Целый ряд новых идей в политической мысли благодаря эпохе средневековья. Именно в средневековье закладываются основы концепции идеи всеобщего равенства. Основы этой идеи коренятся в христианской идее равенства всех людей перед богом. Позднее средневековье и в период реформации эта идея переформулировалась в равенство всех перед законом.

 

Идея духовной автономии человека. Государство не является полновластным господином для человека, есть сферы, в которые не вмешивается – мысли. В период реформации на основе этого появляется концепция свободы совести.

 

Концепция верховенства права.  Именно в средние века широко распространилось понимание, что государство не всегда право, над ним есть высший закон – закон божий. Позже закон естественный.  

 

 Этапы развития политической мысли.

Политические и социальные идеи раннего христианства.

Политическая теория была связана с христианской религией. Христианство возникает в 1 веке нашей эры. Иудея.

Сложность управления огромными территориями Рима. В Риме в 1 веке наблюдается духовный упадок, падение нравов. Это способствовало появлению новых религиозных и социальных учений. Христианство стало одной из таких теорий.

Христианство имеет прочные корни с религией иудаизма. Иудаизм возник за тысячу лет до христианства.

Иудаизм имел 2 наиболее важные отличительные особенности: 1) он был первой последовательной монотеистической религией. 2) особое понимание истории, несвойственной другим древним народам. История имеет определенную конечную цель – этой целью должно стать установление царства божьего на Земле. Среди народов было распространено другое мнение: золотой век был позади. История для иудеев - поступательный процесс, который идет к высшей точке. Это время должно наступить, когда бог пошлет мессию, и он заложит основы царства божьего.

 

Личность Христа имела ключевое значение для христианства. Первые последователи Христа воспринимали его как посланника бога, мессию. Многие воспринимали идею нового царства, как борьбу за независимость Иудеи. В середине 30-ых годов 1-го века Христос был казнен – узурпация власти.

С момента казни Христа происходит раскол в иудаизме. Христианство окончательно оформляется как религия. С точки зрения правоверных иудеев: Христос - самозванец. В Христианстве спаситель. 

 

Христианство заимствовало многое из стоицизма (космополитизм, отношение к материальным ценностям). Идея триединства бога – из Египта. Идея борьбы добра и зла – персидский зороастризм.

 

Социальные идеи христианства в новом завете. 4 канонических евангелие – история о жизни и деятельности Христа, его высказывания. От Марка, Матфея, Луки и Иоанна. Существует несколько десятков других евангелие. Новый завет содержит несколько текстов: послание апостолов.

Идеи христианства противоречивы.

1-ые десятилетия христианства были популярны анархистские и крайне революционные взгляды среди последователей Христа. Они отражены в тексте «Апокалипсис или откровения Иоанна Богослова». Это одна из частей нового завета. Основная идея: близкий конец света. Существующий мир и государство – это царство зла и порока, оно находится на гибельном пути и в ближайшее время Римская империя будет разрушена. Спасутся только те, ко живут по законам божьим.

В начале христиане стремились построить свою жизнь на иных началах. Стремились жит так, как заповедовал Христос. Жизнь в первых христианских общинах была основана на принципах всеобщего равенства и коллективизма. Богатство и частная собственность осуждалась. Принятие христианства –отказ от собственности. Все члены общины должны были трудится, все, что создавалось общиной, потреблялось сообща. Первые христиане отрицательно относились к власти. Не должно быть никакой власти, кроме власти бога. Внутри общин не было иерархии, все вопросы решались сообща.

 

1-ые христианские общины находились в жесткой оппозиции с Римом. Принадлежность к христианству каралась смертной казнью. Рим царство зла и порока.

 

Ситуация начинает меняться с середины 3 века. Меняется отношение государства к христианству, так как оно получает распространение. Государство больше не может его игнорировать. В начале 4 века христианство объявляется законной религией.

В 322г. Император Константин принимает Христианство и объявляет его официальной религией Римской империи.

Меняется характер отношения христианства к государству. Более лояльные к власти взгляды. Это нашло свое отражение в новом завете. Новые взгляды на власть и государства выражаются во взглядах апостола Павла «послание к Римлянам». Первое время апостол Павел популярностью не пользовался в 1-2 веках. С 3-4 веков вспоминают о нем. Закладывается основа для христианской политической идеологии. Нет власти – нет бога, всякая существующая власть богом установлена. Бог всемогущ и ничего не происходит без его ведома, любой порядок по божьей воле. Всякая власть она подобна власти бога над людьми, поэтому всякий, кто противится существующий власти – противится воле бога.

Это положение в дальнейшем легло в основу других политических христианских теорий.

Изменилось отношение христианства к собственности, от лица теперь не требовалось отказываться от собственности. Важно для каких целей используется собственность.

 

В христианстве складывается система культов, обрядов. Раскрывается мистическая сторона религии.

 

Формирование полноценной политической теории христианства происходит в 5-6 веке. Работа была проделана отцами церкви. Так принято называть крупных философов. Какое место занимает бог и человек в этом мире, их соотношение.  

В области политической теории основная работа была проделана философом Аврелием Августином (Августин Блаженный). Главная работа «о граде божьем». Считается, что в этой работе Августин совместил этику нового завета и достижения философской мысли античности. На Августина огромное влияние оказал Платон. Августин заимствует его идею двойственного мира (идей и вещей у Платона) – предстает в виде учения о двух градах. В мире одновременно существует 2 града: земной и божий.  Град земной включает все, что создано человеком (государство, суды, чиновники, тюрьмы, армия и т.д.) Человек изначально грешен. Поэтому на всем, что создает человек, лежит отпечаток греховности его породы, то есть порочности. Град земной рушится и вскоре будет разрушен, так как человек не может избавиться от греховности. Это не будет концом истории. Уже сейчас параллельно с земным градом существует град божий. Град божий – община истинно верующих, праведников, которые живут по божественным законам, а не по земным. Эти люди уже сейчас живут по законам божьего царства. Это позволяет преодолеть Августину проблему раннего христианства: проблема второго пришествия. Уже сейчас человек сожжет сделать выбор: жит по земным законам или по законам божьим.

Августин затрагивает вопрос о происхождение государства. С ссылкой на античных авторов (Полибия). Происхождение государства естественный процесс в целях защиты людей. Возникновение государства естественный процесс, но в конечном итоге он обусловлен волей бога. Правители государства не могут рассматривать власть как свою личную собственность. Они должны использовать власть, чтобы способствовать распространению слова божьего и божьего закона. Дальше говорит о делении государства на правильное и неправильное. Правильное – где живут по христианским законам. Говорит о монархии, аристократии, демократии. Практического значения выбор формы государства не имеет.

Тема о соотношение светской и духовной властей: если существует 2 града, то существует 2 власти: духовная и светская. Возникает вопрос какая из властей имеет большую юридическую силу. Каждая из этих властей автономна и обладает суверенитетом. Каждая из этих властей есть своя сфера компетенции и эти сферы по мнению Августина не пересекаются. Светская власть управляет телом человека, его внешними поступками, а церковь управляет душой человека, касается внутренней свободы. Не должно быть конфликтов между властями, они должны поддерживать друг друга.

02.10.12


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 368; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!